Л. В. Северина

Использование дистанционных образовательных технологий
в обучении по специальности 071901 «Библиотековедение»:
возможности и проблемы

Рассмотрены вопросы дистанционного обучения в свете ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), организационные и технические возможности учебных заведений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, электронное обучение, библиотековедение, библиотекари, очное обучение, заочное обучение.

Дистанционное обучение (ДО) в настоящее время рассматривается как одна из наиболее перспективных систем подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. ДО позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Существует множество определений ДО. На мой взгляд, наиболее полно отражает суть этой формы обучения определение, основанное на материалах аналитического отчёта ЮНЕСКО 2000 г.: «Дистанционное обучение – форма обучения, при которой преподаватель и обучаемые физически разделены во времени и/или пространстве, и опосредованная применением информационных технологий, используемых для преодоления упомянутого расстояния с сохранением показателей качества обучения» [1. С. 4].

Дистанционное обучение появилось в Европе и США в середине прошлого века. В России датой официального рождения ДО можно считать 30 мая 1997 г., когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент по ДО в сфере образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 определил Порядок использования дистанционных образовательных технологий. Юридический статус дистанционного обучения окончательно закреплён в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), в который включена ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». В соответствии с п. 3 этой статьи «Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти…».

В проекте Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» специальность 071901 «Библиотековедение» не упоминается. Казалось бы, это даёт неограниченные возможности профессиональным образовательным организациям, готовящим библиотекарей. Однако проблем на сегодняшний день гораздо больше, чем возможностей. Среди них: источники финансирования и экономическое обоснование стоимости обучения студента, администрирование учебного процесса, содержание курсов/семинаров/конференций, определение форм организации учебных занятий, технологическое и педагогическое обеспечение, оценка эффективности ДО.

Дистанционные образовательные технологии сейчас активно используются в системе повышения квалификации библиотекарей. К преимуществам дистанционного повышения квалификации можно отнести: обучение большого количества студентов; повышение качества обучения за счёт применения современных интерактивных средств; создание единой образовательной среды, что особенно актуально для корпоративного обучения; гибкость – студенты могут получать образование в удобное для них время и в любом месте и могут учиться независимо от места проживания; экономичность – значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

В Санкт-Петербургском техникуме библиотечных и информационных технологий эта форма повышения квалификации также используется. Как показывает практика, дистанционные технологии обучения наиболее эффективны, если библиотекарь имеет достаточный опыт работы в библиотеке и хорошие навыки работы на компьютере. Дистанционные технологии позволяют  библиотекарям освоить новые современные приемы работы, информационные технологии. Однако обучить библиотечной профессии с нуля, используя исключительно этот метод, на наш взгляд, очень трудно.

Сразу же проявляются недостатки ДО и обусловленные ими проблемы:

отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, что не позволяет создать творческую атмосферу в группе, сразу же реагировать на вопросы студентов, в реальном режиме отслеживать усвоение материала;

проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Оптимальных технологических решений этой проблемы нет, поэтому большинство дистанционных программ профессионального образования по-преж­нему предполагает очную экзаменационную сессию;

недостаток практических занятий. Как дистанционно обучить будущего библиотекаря общению с пользователем?

для ДО дистанционного обучения необходима жёсткая самодисциплина, его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. К сожалению, у студентов-очников нет мотивации самостоятельно получать знания. Необходим постоянный контроль.

Поэтому становится всё более очевидным, что основная задача заключается в создании новой формы обучения, сочетающей очное обучение с дистанционными образовательными технологиями. Такая организация обучения предполагает интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса посредством современных коммуникационных технологий (такое взаимодействие должно разумно сочетаться с обычным – «очным») [2].

Перспективно использование дистанционных образовательных технологий по специальности «Библиотековедение» на заочной форме обучения, что особенно актуально для среднего профессионального звена в связи с сокращением количества аудиторных часов до 160 в год. В такой ситуации дать полноценное образование, можно только активно применяя дистанционные образовательные технологии. Собственно электронное обучение возможно на заочном отделении для тех, кто работает в библиотеке и имеет практический опыт.

В ходе внедрения дистанционных образовательных технологий любое учебное заведение столкнётся с целым рядом проблем: высокой стоимостью построения системы ДО, отсутствием опыта у преподавателей и студентов, методического обеспечения и квалифицированных специалистов.

Несмотря на все сложности, ДО в системе российского образования будет развиваться по мере совершенствования интернет-технологий и методов ДО. Учитывая перспективы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для получения библиотечного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, стоит серьёзно подумать о введении соответствующих курсов в магистерских программах по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Список источников

1. Гаевская Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения : учеб. пособие. –
С.-Петербург : Фак. филологии и искусств СПбГУ, 2007.

2. Ахаян А. А. Высокотехнологичная информационно-образовательная среда педагогической магистратуры как средство профессионального и личностного развития работников сферы образования / А. А. Ахаян // Дистанционное образование : метод. материалы для учителей. – С.-Петербург : ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. – С. 35–44.