УДК 026.06+378:004

Е. Э. Протопопова

Интеллектуальный апгрейд

Освещена работа курсов в рамках программы повышения квалификации для преподавателей вузов Новокузнецка «Информационное сопровождение образовательного про­цесса и научно-исследовательской деятельности вузов», разработанной НБ Кузбасской государственной педагогической академии.

Ключевые слова: информационная культура, информационные компетенции, информационные навыки, информационные умения, повышение квалификации, преподаватели вузов, вузовские библиотеки, программы обучения.

Вы можете думать, что это свойство человека – искать информацию, но на самом деле это информация тянется к подходящему человеку.

Коносуке Мацусита

Научная библиотека Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) в апреле-июне 2013 г. провела курсы для профессорско-преподавательского состава вузов по программе повышения квалификации «Информационное сопровождение образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности вузов», целью которых была актуализация информационной компетентности.

Еще осенью 2012 г. библиотека поддержала инициативу проректора по учебной работе О. Ю. Елькиной организовать обучение по специальной программе, был разработан обучающий курс продолжительностью 72 часа, программа которого охватывала весь спектр актуальных современных проблем образования. Тематика программы:

оформление научной работы: регламентирующие требования стандартов по издательскому делу и библиографической деятельности (ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». ГОСТ Р 7.0.11-2011 – правила оформления диссертации и автореферата диссертации. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила». Шифры ББК и УДК, издательские стандарты);

оформление диссертации: требования нового стандарта;

авторское право в информационной сфере (нормы гражданского законодательства, знак охраны авторского права; лицензионный договор как правовая гарантия для автора; системы, используемые для подсчёта индекса цитируемости; определение индекса цитирования в РИНЦ);

Интернет как инструмент информационного поиска (методика интерактивного поиска библиографической, адресной и фактографической информации; достоинства и недостатки поисковых стратегий; полезные сервисы в глобальной сети; пути организации самостоятельного интерактивного поиска; подходы к решению сложных поисковых задач);

информационно-библиографический потенциал сайтов библиотек (сайты РГБ, РНБ, Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, библиотек РАН, педагогических и вузовских библиотек, областной и муниципальных библиотек; полезные сервисы – электронная доставка документов, виртуальная справка);

электронные библиотеки как источник информационной поддержки образовательной и научно-исследовательской деятельности (особенности электронных библиотек; стратегия поиска; справочно-правовые системы для преподавателя вуза);

библиотечное информирование в эпоху цифровых коммуникаций (дни специалиста; дни информации; информирование по электронной почте; потенциальные возможности информационного оповещения в эпоху цифровых коммуникаций);

электронные библиотечные системы – сводные информационные ресурсы для обеспечения образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов.

Занятия проходили в читальном зале НБ КузГПА. Лекции, презентации и практические занятия провели сотрудники КузГПА: Т. И. Шалавина (д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой художественного образования, педагогики, психологии развития личности), О. Ю. Елькина д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики начального образования, проректор по учебной работе), Е. Э. Протопопова (директор НБ КузГПА).

Программу прослушали научно-педагогические работники КузГПА и Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета – аспиранты, докторанты, соискатели учёных степеней. По итогам работы все получили удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

В ходе обучения слушатели актуализировали умение ориентироваться в глобальных информационных ресурсах общества, полезных сервисах поисковых систем и сайтов библиотек; освоили методику интерактивного поиска библиографической, адресной и фактографической информации в глобальной информационной среде, автоматизированных библиотечно-инфор­мационных системах, овладели навыками использования электронных библиотечных систем в образовательной и научно-исследовательской деятельности; изучили отдельные аспекты авторского права, обусловленные формированием вузовских электронных библиотек, а также обновили компетенции по оформлению результатов НИР согласно актуальным регламентам по библиографическому описанию, библиографической ссылке, издательскому оформлению.

В качестве «иллюстрации» приведу два характерных отзыва слушателей курсов.

Лариса Николаевна Макарова(канд. пед. наук, доцент): «Особо значимой информацией после прослушанных лекций можно назвать новые правила оформления библиографического описания. Интересными и познавательными стали также сведения об информационных возможностях сайтов российских библиотек, на которых сегодня хранятся не только электронные каталоги и библиографические базы данных, но и упорядоченные коллекции электронных документов, снабжённые средствами навигации и поиска. Полученные знания можно активно использовать в собственной деятельности и передавать студентам».

Виктория Викторовна Трубицина (канд. филолог. наук, доцент): «Знания об информационных ресурсах глобальной сети помогут быстрее адаптироваться к особенностям каждого источника информации. Некоторые сайты федеральных и региональных библиотек стали открытием, отдельные сервисы библиотечных сайтов будут полезными в научной и образовательной деятельности. Умение грамотно, соблюдая современные регламенты, оформить список литературы позитивно скажется на результатах научного и педагогического труда».

Надеемся, что практические навыки, приобретённые на курсах (поиск информации в поисковых системах, на сайтах библиотек, в электронных каталогах и базах данных, в электронных библиотечных системах и справочно-правовых системах, умение оформлять библиографическое описание и библиографическую ссылку, определять собственный индекс цитирования, составлять списки литературы для образовательной и научно-иссле­довательской работы, оформлять онлайн-заказы по виртуальной справке и электронной доставке документов), помогут нашим слушателям в их научной и педагогической деятельности.