УДК 026.06(476)

Р. В. Ахремчик, Т. В. Пинчук

Система ИРИ в Центральной научной библиотеке
Национальной академии наук Беларуси

Краткая история развития технологии и ресурсной базы для избирательного распространения информации. Опыт работы отдела электронных ресурсов ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси по обслуживанию пользователей в режиме ИРИ посредством электронных БД и веб-технологий.

Ключевые слова: Центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН Беларуси, избирательное распространение информации, информационное обслуживание, электронные ресурсы, поиск информации, электронные базы данных, веб-технологии.

Избирательное распространение информации (ИРИ) как форма информационного обслуживания и вид деятельности информационных и библиотечных учреждений существует более полувека. Основная идея ИРИ заключается в распространении новой информации в информационно-поисковой системе в соответствии с постоянными информационными запросами потребителей.

Долгие годы текущее информирование осуществлялось в ручном режиме. Библиотекарь (или информационный работник) на основе изучения информационных потребностей своих пользователей вёл две картотеки – абонентов и интересующих их тем, сформулированных в виде постояннодействующих запросов; просматривая новые поступления, отбирал документы по заданной тематике, формировал библиографические списки или карточки и передавал их абоненту. Абонент оценивал соответствие подобранного библиографического материала профилю своего запроса, заполнял карты обратной связи, изучая которые библиотекарь анализировал результаты своей работы. Классическая система ИРИ долгое время действовала внутри одного отдельно взятого информационного учреждения на минимуме ресурсов.

Технология реализации ИРИ менялась по мере развития средств обработки информации, накопления информационных ресурсов, использования телекоммуникаций для поиска в удалённых БД и т.д. С течением времени появились новые носители информации, совершенствовались автоматизированные системы её ввода, хранения и поиска. С резким ростом объёмов электронной информации и развитием Интернета появилась возможность совершенствовать ИРИ и разработать более качественные системы поиска необходимой информации.

В середине 1990-х гг. благодаря Интернету за рубежом стал развиваться основанный на веб-технологиях ИРИ-сервис, суть которого – регулярная автоматическая рассылка оповещений по заданному пользователями профилю по мере обновления БД. Сайты зарубежных библиотек, информационных центров и издательств стали предоставлять возможности ИРИ нового поколения (Selective dissemination of information, Current awareness services, Alerting services и т.д.).

В ЦНБ Национальной академии наук (НАН) Беларуси в 2011 г. была возобновлена работа по ИРИ для учёных научных институтов и центров НАН.

Для определения информационных потребностей пользователей им была предложена анкета, содержащая пункты: 1) фамилия, имя, отчество;
2) учёная степень, звание; название учреждения; 3) занимаемая должность; 4) тема информационного запроса; 5) ключевые слова; 6) виды источников информации; 7) частота получения информации; 8) контактная информация (телефон – рабочий, сотовый, электронная почта).

В пункте 6 были перечислены источники информации, имеющиеся в ЦНБ НАН Беларуси: книги; статьи – из журналов, издаваемых в СНГ, материалов конференций, сборников научных трудов, из иностранных научных электронных журналов, доступ к которым открыт в Центре интернет-доступа библиотеки; информация из БД, генерируемых библиотекой; информация о диссертациях и авторефератах к ним; патентная информация; библиографическая информация из РЖ ВИНИТИ и других библиографических источников.

Анкеты, в которых пользователи отметили научные электронные ресурсы, поступили в Центр интернет-доступа к научным электронным ресурсам (далее Центр) отдела электронных ресурсов.

Сотрудниками Центра принято решение осуществлять обслуживание пользователей в системе ИРИ, с помощью информационно-коммуни­кационных технологий. Для выполнения этой работы была выбрана база данных EBSCO компании EBSCO Publishing как наиболее удобная для автоматизированной рассылки информации. С целью качественного информирования пользователей с помощью модуля администратора БД были подключены все возможные пакеты подписки из тех научных электронных ресурсов, доступ к которым предоставляется в ЦНБ НАН Беларуси.

Работа с использованием информационно-коммуникационных технологий была новой, поэтому сотрудники Центра начали её с выработки наиболее эффективных методов выполнения запросов. Для унификации поиска было решено определить его алгоритм – предполагалось, что это упростит и ускорит работу.

Вначале осуществили самый простой поиск – по одному из указанных в анкете ключевых слов. В результате был получен огромный массив данных, релевантность которого не соответствовала тому, что ожидалось.

Затем был опробован условный поиск – информационный поиск по запросу, построенному с использованием логических операций. Формирование запроса осуществляется по ключевым словам при помощи логических операторов AND, OR и NOT. При работе с этим видом поиска в БД EBSCO вначале был сформирован поисковый запрос с использованием оператора AND, в который вошли все ключевые слова, указанные в анкете. И в данном случае результат был нулевым. При использовании оператора OR результатом стал массив данных, превысивший по объёму результат, полученный при простом поиске.

Проанализировав результаты работы с этими двумя видами поиска, стало понятно, что на их основе создать алгоритм поиска невозможно. Это связано с тем, что БД содержит большой массив данных, и, соответственно, получить при поиске один и тот же результат оказалось нереально.

Всё это привело к решению попробовать провести комбинированный поиск. При правильном объединении ключевых слов в логически связанные семантические группы и комбинировании этих групп при помощи булевых операций можно создавать запрос с высокой степенью соответствия результирующего массива данных теме пользователя. Такой поиск дал положительные результаты. Пользователю отправляется оповещение (E-mail Alert) на электронную почту, куда приходит реферативная информация с гиперссылкой на полный текст в Интернете. На одну тему запроса может быть создано несколько оповещений с различной периодичностью/регуляр­ностью получения.

В начале работы по ИРИ в Центр поступали заявки из научных институтов и учреждений всех отделений НАН Беларуси. При их выполнении стало понятно, что информационное обслуживание пользователей следует ограничить темами естественно-научного профиля, исходя из контента БД.

Анализ полученных анкет и опыта работы позволил сделать вывод: в заполняемой заявке пользователю необходимо указать тему и ключевые слова не только на русском, но и на английском языке. Это связано с тем, что представленные в Центре базы содержат информацию на английском языке.

В ходе работы с заявками пользователей одного института было замечено: в пункте «Тема информационного запроса» указывалась тема либо направление деятельности отдела или лаборатории учреждения, а обслуживание в режиме ИРИ предполагает работу с конкретным пользователем и его темой. Сотрудники Центра связывались с учёными, уточняли темы их научных исследований и ключевые слова.

Проблемой в работе с запросами посредством ИКТ является наличие обратной связи с пользователем. При классическом обслуживании по системе ИРИ такая связь традиционно существует, но в работе, основанной на веб-технологиях, она отсутствует. Это связано с тем, что пользователи иногда имеют возможность получить полнотекстовый документ, не обращаясь в библиотеку. В противном случае ЦНБ НАН Беларуси предлагает воспользоваться услугой Электронной доставки документов, которая в максимально короткий срок предоставит необходимую информацию пользователю на рабочее место.

В современных условиях работа и задачи библиотек кардинально меняются: они становятся агрегаторами, организаторами и координаторами доступа пользователя к информационно-библиотечным ресурсам.

Исходя из полученного опыта и задач информационно-библиотечной работы, сотрудники Центра пришли к выводу о необходимости создания онлайн-сервиса ИРИ на сайте библиотеки. Для оперативного получения информации пользователю нового сервиса предлагается заполнить минимум полей: контактная информация (ФИО, номер телефона, e-mail); предметная область поиска (математика, физика, биология и т. д.); тема запроса; ключевые слова; частота рассылки; хронологические рамки первого поиска.

Внедрение предлагаемого сервиса поможет учёному сократить время на поиск и получение необходимой информации.

В настоящее время обеспечение информацией в режиме ИРИ на базе веб-технологий – это перспективное направление информационной деятельности научных библиотек. В Республике Беларусь, кроме ЦНБ НАН Беларуси, ИРИ на базе информационно-коммуникационных технологий осуществляют Белорусская сельскохозяйственная библиотека им. И. С. Лупиновича и Республиканская научно-техническая библиотека.

Использование новейших компьютерных технологий и средств телекоммуникаций позволит библиотекам и в дальнейшем расширять сферу информационных услуг для пользователей.

Список источников

1. Лаврик О. Л. ИРИ и ДОР: современное состояние и перспективы развития / О. Л. Лаврик, И. Г. Юдина // НТИ. Сер. 1 : Организация и методика информационной работы. – 2008. – № 2. – С. 14–19.

2. Юдина И. Г. Информационная функция библиотеки в теории и практике библиотечного дела : дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / И. Г. Юдина. – Новосибирск, 2010. – 242 с.