ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

«Мейкерспейс: преображаем наши библиотеки» -
специальное мероприятие Посольства США в Москве

В конце декабря в ГПНТБ России состоялась презентация «Мейкерспейс: преображаем наши библиотеки», которую провели сотрудники Посольства США в Москве: Сара Зибелл, атташе по информационным ресурсам, Иван Тобанин, директор информационного центра, и Анна Поплавко, ассистент отдела культуры. Они рассказали о движении мейкеров и его влиянии на деятельность современных библиотек. 

Открывая презентацию, генеральный директор ГПНТБ России Я. Л. Шрайберг назвал её инновационным мероприятием и подчеркнул, что мейкерспейс – это актуальный тренд, он поможет библиотекам «стать инкубаторами идей, найти свою нишу в наше непростое время и привлекать читателей». Я. Л. Шрайберг отметил: для ГПНТБ России – единственной библиотеки в стране, которая сохраняет публичный статус будучи научной, - новые технологии особенно необходимы.

В начале презентации Сара Зибелл рассказала, что она много путешествует по России, и её впечатляют, с одной стороны, богатые народные традиции, которые у нас сохранились (ремёсла, рукоделия), а с другой, - развитие техники. Если объединить традиционные народные промыслы и новейшие технологии, появляется возможность развивать индивидуальное производство - каждый человек независимо от его профессии сможет придумать и создать то, что захочет. Принцип «Сделай своими руками» и лежит в основе движения мейкеров. Их кредо: люди должны быть творцами, а не просто потребителями массовых товаров. Мейкеры объединяются и создают творческие мастерские. А библиотеки могут выделить пространство для таких мастерских.      

В последнее время библиотеки уходят от стандартной модели книгохранения и становятся «инкубаторами идей». По словам Дэвида Ланкеса, профессора Сиракьюсского университета (штат Нью-Йорк), нашу профессию убьют не электронные книги, Амазон или Гугл, а недостаток воображения.

В американских библиотеках уже появились особые зоны – мейкерспейс, где все желающие могут поэкспериментировать: придумать что-то своё, индивидуальное, и воплотить идею в жизнь с помощью современной техники. Это могут быть 3D-принтеры, робототехника, оборудование для создания видеоигр, электронных книг, для электронного шитья. Библиотеки не только предоставляют дорогостоящую технику и необходимую учебную литературу, но и находят преподавателей, которые учат воплощать в жизнь новые технологии. Так появляются мягкие игрушки со святящимися глазами, одежда с подсветкой, украшения из пластика и игрушки, «напечатанные» на 3D-принтере, и многое другое.     

В основе движения мейкеров – модель «менторства», или наставничества. Наставники делятся своими знаниями и опытом и помогают новичкам осваивать новые виды деятельности. В творческих мастерских царит дух взаимопомощи, все радуются успехам друг друга. Люди работают здесь не ради денег, а чтобы проявить свою индивидуальность, создать вещи в единственном экземпляре, которые нигде не купишь.

Сара Зибелл сформулировала, зачем нужны творческие мастерские:

В презентации были представлены яркие примеры деятельности мейкеров. Сара Зибелл рассказала о детском проекте «Тойхакер», суть которого – переделывать старые игрушки в новые при помощи современных технологий. Она показала фото забавного пушистого кота со светящимися глазами. Это – плод творческой фантазии детей, которых научили «вживлять» в игрушки светящиеся лампочки.       

Проект eTextiles («электронный текстиль») – это тренинги для женщин, желающих освоить одновременно шитьё и электронные технологии.

В публичной библиотеке г. Сакраменто (штат Калифорния) реализован проект «iStreet press». Когда в местном вузе закрылась программа по литературе, её преподавателя пригласили в библиотеку читать лекции и обучать всех желающих литературному мастерству. В это же время благодаря полученному гранту купили экспресс-машину (её стоимость – 125 тыс. долларов) для быстрой печати книг (скорость печати – 400 страниц за 5 минут). Так у всех посетителей библиотеки появилась возможность стать писателем или поэтом и бесплатно опубликовать своё произведение.  

Многие проекты американских библиотек имеют социальную направленность и помогают людям адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Яркий пример – проект FabLab, осуществлённый публичной библиотекой г. Форт-Уэйн (штат Индиана) в самый разгар экономического кризиса. Тогда многие жители города потеряли работу. И в то время библиотека стала сотрудничать с никому не известной компанией, занимающейся переподготовкой кадров. Библиотека предоставила фирме своё пространство, где разместили высокотехнологичное оборудование для обучения (сначала занятия проходили в обычном трейлере). В результате потерявшие работу жители Форт-Уэйна освоили станки с ЧПУ, лазерные резаки, 3D-принтеры, получили новую профессию и нашли работу.

В заключение презентации Анна Поплавко и Никита Касьянов (представитель Лаборатории трёхмерной печати) рассказали и показали, как работает 3D-принтер, а также ответили на вопросы аудитории.

«Распечатать» на таком принтере можно практически любой предмет или объект. Для этого сначала нужно его сфотографировать (должно быть не меньше 20 фото неподвижного предмета с разных ракурсов), затем – загрузить серию снимков в специальную программу (например, 123DCatch), которая создаёт цифровую модель. Эта 3D-модель объекта записывается на карту памяти принтера и «распечатывается». Расходным материалом может быть пластик (нам продемонстрировали проволоку из биоразлагающегося кукурузного ПВА-пластика), гипсовый или металлический порошок. Интересный факт: в пустыне подобный принтер работает от солевых батареек и создаёт предметы из спёкшегося песка.  

Участникам презентации продемонстрировали «продукты» 3D-прин­тера: фигурки животных, украшения. Все желающие смогли увидеть, как работает принтер будущего: в режиме реального времени он слой за слоем «распечатал» ёлочную игрушку из жёлтого пластика, которую можно было рассмотреть и потрогать.

Мероприятие вызвало живой интерес – конференц-зал, где оно проходило, был полон. А особенно ярким и запоминающимся моментом стала демонстрация работы 3D-принтера, что многие увидели впервые.

Н. А. Мазурик