УДК 02(063)

20-я Юбилейная международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры,
образования и бизнеса» – «Крым–2013»
(8–16 июня 2013, Автономная Республика Крым, Украина)

В. К. Степанов

Библиотеки в условиях сокращающегося
книжного пространства

Рассмотрены направления работы библиотек в условиях объективно сокращающегося книжного рынка. Аргументирована необходимость создания системы удалённой выдачи через библиотеки всего разнообразия интеллектуальных продуктов в цифровом формате, а также развития в библиотеках просветительской и досуговой деятельности.

Ключевые слова: книжный рынок, электронное книгоиздание, печатное книгоиздание, библиотеки, система цифровых коммуникаций, информационная грамотность, информационная культура.

Один из наиболее значимых и характерных признаков информационного общества – это стремительное нарастание изменений во всех сферах жизни, так или иначе связанных с созданием, обработкой, хранением и использованием информации. То, что ещё вчера казалось далёким и призрачным, сегодня явственно предъявляет свои права, зачастую полностью меняя систему отношений в целой отрасли.

Изменения в издательской и книгораспространительской деятельности, неотъемлемой частью которой являются библиотеки, отличаются именно такой, постоянно нарастающей, динамикой. И в результате преобразований каждый год серьёзным образом меняется ландшафт всей книжной отрасли как в мировом масштабе, так и в пределах России.

Главный тренд, который вытекает из всех без исключения статистических сведений последних лет, – это постепенное, но неуклонное сокращение традиционного «печатного» книжного рынка: он всё явственнее вытесняется электронным книгоизданием. Показатели объёмов и динамики изменений для разных стран мира порой существенно разнятся, но направленность в целом одинакова для всех без исключения уголков планеты.

Наиболее развёрнуто мировые тенденции в области электронного книгоиздания отражены в опубликованном в марте 2013 г. исследовании группы европейских экспертов (Мировой рынок е-книг: континентальный, пестрый, разный… – http://pro-books.ru/sitearticles/12086). Результаты анализа позволили сделать следующий вывод: совокупный объём мирового электронного книжного рынка в 2012 г. составил в пересчёте на евро чуть более 3,5 млрд. Его основная доля – около 2,5 млрд евро – приходится на Северную Америку, доля Европы – 540 млн евро, Азии – около 440 млн евро.

На самом большом в мире – американском – рынке е-книг (объём порядка 2,35 млрд евро) доля проданных электронных изданий в совокупном национальном объёме книжного сбыта составила 23,9%, а по физическому объёму книжной продукции – около 34%. Естественно, что при таких уже имеющихся внушительных объёмах рост рынка электронных изданий замедляется. Так, в США в 2012 г. он составил «скромные» 32%.

В отличие от США, в европейских странах рынок электронных изданий проходит стадию интенсивного формирования, поэтому темпы прироста в 2012 г. составили здесь 200%. Лидером среди европейцев является Великобритания, где доля е-книг в структуре национального книжного рынка превысила 14%. По прогнозам, к 2015 г. все развитые страны Европы достигнут такого же уровня, при этом каждая пятая проданная на континенте книга будет электронной.

Локальные данные подтверждают общемировые тенденции и конкретизируют картину. По данным отчёта Американской ассоциации издателей за 2012 г., совокупные продажи книжной продукции в США сократились на 2,2% и по итогам года составили 14,9 млрд долларов. Несмотря на это, в сегменте художественной литературы рост электронных книг – 33,2%, а в сегменте книг для детей и юношества – 120,9%. (Продажи книг в США по итогам 2012 г. оцениваются в 14,9 млрд долларов – http://pro-books.ru/sitearticles/12222)

По последним данным, российский рынок е-книг в 2012 г. составил ничтожную долю – около 0,35% совокупного объёма книжного рынка (Российский рынок электронных книг оценён в 250 миллионов рублей – http://pro-books.ru/news/3/11986). Однако все последние годы наблюдается традиционное удвоение объёма рынка е-книг по сравнению с предыдущими годами, что позволяет говорить об экспоненциальном росте, который в краткие сроки даёт более чем впечатляющие результаты. Приход в 2013 г. на российский книжный рынок интернет-гиганта Amazon должен ещё более увеличить объёмы и темпы продаж электронных изданий.

Что же касается традиционного печатного книгоиздания, то его объёмы в России неуклонно сокращаются уже четвёртый год подряд. Статистические данные Российской книжной палаты из года в год фиксируют падение количества издаваемых названий и совокупного тиража. Использование статистических данных РКП для расчёта прогноза количественных показателей российского книгоиздания с помощью функции «Предсказание» программы MS Excel 2007 даёт следующие результаты:

 

Приведённые цифры неумолимо свидетельствуют об объективном сокращении пространства печатной книги или, что будет точнее, о трансформации системы коммуникаций из пока ещё привычной бумажной формы в цифровую.

Глобальные исследования на эту тему отсутствуют, однако повседневные наблюдения дают основания утверждать, что читать не стали меньше. Только «стандартными» средствами для чтения становятся не бумажные книги, а цифровые устройства – прежде всего букридеры и планшетные компьютеры. Темпы роста их производства и продаж – ошеломляющие. Так, например, в 2011 г. во всём мире было реализовано около 60 млн планшетов, а в 2012 г. ожидался выпуск 119,7 млн устройств, т.е. фактическое удвоение их производства.

Объём продаж букридеров на российском рынке в 2011 г. составил 1,43 млн штук, а годовой рост – 256%. При этом характеристики устройств постоянно улучшаются, а их стоимость неизменно снижается.

Столь высокие темпы производства уже сегодня приводят ко всё более и более полному насыщению пользовательской аудитории подобными устройствами. Читатель цифровой эпохи – это пользователь, оснащённый индивидуальным устройством для мобильного доступа ко всему разнообразию цифровых информационных ресурсов. Именно эти устройства становятся для всё большего числа людей инструментом, который превращается в основное средство создания и потребления информации.

Всё это в совокупности не оставляет сомнений в том, что сегодня мы являемся свидетелями смены парадигмы в сфере создания, распространения, получения и хранения информации. И в этой качественно иной – уже по преимуществу цифровой – среде всем без исключения участникам системы информационных коммуникаций предстоит серьёзнейшим образом изменить формы и методы своей традиционной деятельности и искать новые направления собственного развития.

Сказанное целиком и полностью относится к библиотекам, которым в условиях объективно сокращающегося «традиционного» книжного пространства предстоит максимально оперативно интегрироваться в возникающую систему цифровых информационных обменов.

Выстраивая стратегию деятельности библиотек в системе цифровых коммуникаций, логично опираться на потребности общества, в котором мобильный доступ к Интернету – обыденная составляющая абсолютно всех сфер деятельности. В этой цифровой среде пользователи имеют возможность получить необходимые им данные в любое время и практически в любом месте. Единственная проблема, с которой владельцы мобильных устройств сталкиваются сегодня и будут сталкиваться завтра, заключается в доступе к закрытой (платной) части контентного наполнения Сети. Именно в этой области библиотеки имеют потенциальную возможность предложить услуги, востребованные основной пользовательской аудиторией.

В системе цифровых коммуникаций информационная функция, в реализации которой заключён главный смысл существования библиотек, трансформируется в обеспечение для всех граждан бесплатного временного доступа ко всему разнообразию цифрового интеллектуального контента.

Библиотеки, фактически, должны превратиться в основной канал бесплатного распространения любых видов интеллектуальных продуктов в цифровой форме, включая не только книги и периодику, но также аудио- и видеопродукцию, компьютерные игры и т.д. Обеспечивая бесплатный, легитимный и мобильный доступ к любому виду представленной в цифровой форме интеллектуальной продукции, библиотеки примут на себя роль важного звена в национальной системе легального распространения интеллектуальной собственности страны, став, кроме прочего, наиболее действенным инструментом в борьбе с интернет-пиратством.

Обращение цифрового информационного массива через библиотеки уже несколько лет практикуется в наиболее технически развитых странах мира, где идёт активная отработка самых эффективных схем пользования цифровыми ресурсами, при которых одновременно учитывались бы интересы читателей, не страдали бюджеты библиотек и не ущемлялись интересы правообладателей.

В США и Западной Европе уже сформировалась целая инфраструктура, обеспечивающая организационную и техническую возможности обращения через библиотеки цифрового контента. Ключевую роль в них играют специальные электронные коллекторы, действующими примерами которых сегодня являются OverDrive (overdrive.com) – США; Onleihe (onleihe.net) – Германия; NumiLog (numilog.com) – Франция; eReolen (ereolen.dk) – Дания. К задачам коллекторов относятся приобретение у законных правообладателей самой продукции, включая лицензии на пользование ею, и техническая реализация процесса выдачи цифровых ресурсов непосредственно пользователям, прошедшим идентификацию в качестве читателя определённой библиотеки.

Принципиальная схема работы выглядит следующим образом: коллекторы приобретают и размещают на серверах материалы, которые читатели библиотек удалённо или при непосредственном посещении выгружают для воспроизведения на собственных устройствах (ридерах, планшетных компьютерах и т.д.). Специализированное программное обеспечение проводит идентификацию пользователя, генерирует защищённую копию файла, сопоставляя при этом число лицензий на приобретённые библиотекой источники с числом читателей, которые могут одновременно получить к ним доступ, и осуществляет контроль истечения времени пользования ресурсом.

Подобные коллекторы позволяют вывести все организационно-технические работы, связанные с обращением платных цифровых ресурсов, за пределы библиотек и сосредоточить их в одном или нескольких центрах, каждый из которых способен обслуживать одновременно сотни и тысячи библиотек. Задачи последних сводятся в этом случае к комплектованию потенциально ценных для своих читателей цифровых изданий, видео- и аудиопродукции и иного цифрового контента.

В Российской Федерации в настоящее время предпринимаются лишь первые попытки организации работы по такой схеме. Одна из первых компаний, экспериментирующих в данном направлении, – «Литрес», которая проводит апробацию описанного сервиса в нескольких публичных библиотеках Санкт-Петербурга.

Трансформация информационных процессов деятельности в виртуальную сферу ставит вопрос о назначении библиотечных помещений и функциях их сотрудников. Цифровые фонды не требуют ни площадей для их хранения, ни традиционных читальных залов для их использования. Соответственно, снижается востребованность библиотекарей, прежде занятых обработкой фонда и обслуживанием читателей печатными изданиями. В такой ситуации библиотеки должны задействовать факультативные направления своей деятельности, значимость которых будет возрастать именно в цифровой среде.

К числу перспективных и потенциально наиболее востребованных направлений деятельности библиотек относится развитие образовательных программ по информационной культуре. В это направление входит весь перечень консультационных и образовательных услуг, оказываемых населению. Главная цель деятельности – научить читателей эффективной работе со всеми видами информационных ресурсов, включая поиск и сопоставление (оценку) сведений из разных источников, критическое отношение к получаемым данным и владение основами информационной безопасности.

Работа в области информационной культуры осуществляется в формах текущего консультирования и комплексных образовательных программ.

Консультирование при непосредственной работе с цифровыми информационными массивами приобретает всё большее значение, поскольку гигантский рост объёмов данных усложняет задачу поиска релевантной информации для конкретного читателя. Главным в настоящее время становится не нахождение, а верификация и адекватная оценка найденных сведений. И библиотекари в состоянии предложить профессиональную информационную поддержку на основе персонального подбора и оценки данных для каждого читателя.

Отдельное и крайне важное направление деятельности общедоступных библиотек – оказание консультативной помощи при работе с ресурсами электронного правительства всех уровней. Внедрение сервисов электронного правительства в повседневную жизнь предполагает наличие учреждений, помогающих гражданам в работе с такими ресурсами. Библиотеки лучше каких-либо иных общественных институтов могут выступить в качестве опорных центров такого рода служб, гарантируя всем гражданам не только доступ к цифровым госуслугам, но и обеспечивая квалифицированную консультационную поддержку при работе с ними.

Комплексные образовательные программы по информационной грамотности охватывают полный спектр работы с информацией в любых формах и видах. Образовательные программы – одно из важнейших формирующихся направлений деятельности библиотек в настоящее время. Серьёзный подход к нему требует его официального оформления в качестве значимой составляющей деятельности библиотек (процедуры лицензирования, сертификации преподавателей, утверждение учебных программ и, конечно, изменение уставов и показателей работы библиотек).

В настоящее время к ключевым задачам, возлагаемым на всю систему общедоступных библиотек России, можно отнести ликвидацию цифровой неграмотности основной части пожилого населения страны, а также населения сельских районов, где затруднён доступ к цифровому информационному массиву. Для этой цели библиотеки должны быть оснащены компьютерным оборудованием и программным обеспечением, позволяющими эффективно проводить учебные занятия, а библиотекарям-преподавателям следует пройти специально организованные курсы переподготовки.

В цифровой среде, где всё отчетливее проявляется дефицит живого человеческого общения, библиотеки могут и должны позиционировать себя в качестве пространства для интеллектуального досуга (эдьютэймента). Помещения библиотеки должны превратиться в площадку активности местных сообществ, объединяющих творческих людей всех социальных категорий и возрастных групп.

В качестве форм деятельности по этому направлению предполагаются кружки, студии, дискуссионные клубы, литературные вечера, лекции по актуальной проблематике, интеллектуальные игры, концерты, экскурсии – всё это может позиционироваться в качестве услуг, предоставляемых именно библиотеками. Их задача при этом – всячески стимулировать интерес посетителей к интеллектуальному развитию и просвещению, инструментом которых выступает грамотно выстроенное чтение.

Развитие просветительской и досуговой деятельности предполагает увеличение времени работы общедоступных библиотек. Примерная временная сетка работы типичной библиотеки муниципального образования (город, район, село) может быть такой:

Крайне важно, что в мире, построенном на основе цифровых технологий, изменения происходят гораздо стремительнее, нежели в «аналоговом» обществе. Поэтому непременным условием выживания библиотек в формирующейся системе отношений является быстрая реакция на происходящие изменения. Динамизм и инновационность должны стать обязательными составляющими работы библиотек, которым необходимо гибко и оперативно видоизменять себя и перечень предоставляемых ими услуг в зависимости от меняющихся условий.

Большинству библиотек в ближайшие несколько лет предстоит уйти от привычной ныне структуры деления на абонемент и читальный зал, расположив весь фонд в открытом доступе. Вместе с этим в помещениях библиотек формируются зоны для проведения учебных занятий и массовых мероприятий. С дальнейшим развитием цифровых приложений сокращение площадей книгохранения неминуемо, равно как очевидна потребность в оснащении читательских рабочих мест компьютерами или мобильным доступом к Интернету.

Непременное условие преобразований – иной уровень подготовки новых кадров и переподготовка существующих. Основанная на цифровых приложениях библиотечная деятельность становится гораздо более интеллектуальной. Одновременно происходит резкое сокращение объёма работ по всему циклу традиционных процессов (комплектование – каталогизация – обращение изданий) при расширении консультационной и педагогической составляющих в работе библиотекарей.

Основные навыки библиотекаря-профессионала будут включать: умение оперативно найти и оценить информацию, релевантную для конкретного читателя или читательской группы, способность грамотно осуществлять консультирование при работе с разнообразными информационными ресурсами и обучать читателей приёмам работы с данными.

Неотвратимо резкое сокращение низкоквалифицированного персонала, ранее выполнявшего технические виды работ (в том числе весь процесс выдачи – возврата изданий).

Характерно, что сегодня – на этапе перехода страны к цифровой системе коммуникаций – ни общество в целом, ни конкретные учредители в частности, ещё не в состоянии чётко сформулировать, что они хотели бы получать от библиотек в изменившихся условиях. Это даёт возможность библиотечному сообществу действовать с опережением и самим предложить гражданам России те услуги, о реализации которых они, возможно, ещё и не подозревают.