И. Б. Стрелкова

Вебинары в системе дополнительного
профессионального образования взрослых:
опыт Беларуси и его инновационные компоненты

Представлен опыт Беларуси по организации и проведению вебинаров в целях развития кадрового потенциала библиотек и учреждений образования в рамках системы дополнительного профессионального образования взрослых. Освещены возможности сотрудничества различных библиотек, учреждений дополнительного образования взрослых Беларуси и России, Белорусской библиотечной ассоциации по организации онлайн-обучения в условиях вебинаров.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование взрослых, образовательные технологии, онлайн-обучение, вебинар, повышение квалификации библиотечных работников.

Значительным событием для системы образования Республики Беларусь стало принятие в декабре 2011 г. Кодекса Республики Беларусь об образовании, в котором дополнительному образованию взрослых посвящён отдельный раздел. Кодекс относит обучение взрослых к самостоятельному направлению системы дополнительного образования и определяет его как «вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажёра и удовлетворение их познавательных потребностей» (ст. 240.Система дополнительного образования взрослых) [1].

Среди приоритетных задач развития образования неизменно актуально развитие кадрового потенциала системы образования. Для дополнительного профессионального образования взрослых эта задача актуальна вдвойне.

Инновационные изменения образовательного процесса, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в образовании, связанные с созданием нового поколения электронных средств обучения, внедрением в учебный процесс технологий Web2.0 и онлайн-обучения, предъявляют повышенные требования к профессиональным компетенциям андрагогов (андрагог – человек, обучающий взрослых, преподаватель для взрослых). В частности, к числу основных компетенций отнесены понимание возможностей применения информационных технологий в образовательном процессе и оценка предоставляемой на их основе информации.

Важность новых образовательных технологий подчёркивается и в действующей Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 гг. [2].

В связи с этим нам представляется, что обучение руководителей и специалистов библиотек и преподавателей учреждений высшего и среднего специального, в том числе профильного, образования в системе дополнительного профессионального образования взрослых с помощью современных инструментов научной коммуникации eL 2.0 (вебинаров, видеоконференций, интернет-форумов, научных социальных сетей) и технологий Web 2.0 – лучший способ внедрения инновационных педагогических практик.

Вебинар – это слово-неологизм, обозначающее особый тип онлайн-семинара, разновидность веб-конференции, онлайн-встречи или презентации в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится за своим компьютером, а связь между ними поддерживается через Интернет с помощью программного обеспечения.

В системе дополнительного профессионального образования взрослых вебинары – инструмент, который позволяет в совокупности со специальными маркетинговыми сетевыми технологиями существенно расширить аудиторию, потенциально заинтересованную в ознакомлении с опытом работы библиотек, учреждений образования, образовательными (консультационными) «продуктами» и др.

Существует целый ряд интернет-платформ для организации и проведения вебинаров [3]. Важно учитывать их качество и запросы, которые мы предъявляем к содержанию, сценарию и мультимедиа-наполнению вебинара. Профессиональное техническое обеспечение (например, Adobe Acrobat Connect Pro Meeting – программное обеспечение и мультимедийный сервис, на основе которого проводит вебинары в системе дополнительного профессионального образования взрослых Международная академия бизнеса и новых технологий – Академия МУБиНТ, Ярославль, http://portal.mubint.ru/library/webinars/default.aspx) позволяет создавать полный цикл мероприятия-вебинара с регистрацией, встраиванием в дистанционные курсы и др. А также хранить записи вебинаров, адреса участников; проводить онлайн-анкетирование во время вебинара; готовить небольшие самостоятельные задания; делать цивилизованные рассылки.

По итогам вебинара можно анализировать посещения, активность и ответы участников на вопросы [4]. Вместе с тем в системе дополнительного профессионального образования взрослых (представителей профессионального библиотечного и педагогического сообщества) необходимо искать и реализовывать возможности бесплатных веб-сервисов для проведения вебинаров. Изучение и апробация подобных сервисов в рамках учебного процесса Республиканского института инновационных технологий Белорусского национального технического университета (РИИТ БНТУ) показали, что наиболее эффективным может стать бесплатный сетевой русскоязычный ресурс OnWebinar.ru (http://www.onwebinar.ru/), в котором сочетаются функциональные возможности для пользователей. Это и открытый интернет-университет, и образовательная социальная сеть, и бесплатный сервис для проведения вебинаров.

С помощью сервиса OnWebinar.ru можно организовать вебинар или провести видеовстречу на корпоративном библиотечном сайте, в блоге, на страничке библиотеки и/или учреждения образования в социальной сети. Как утверждают разработчики проекта OnWebinar.ru, его цель – создание образовательной социальной сети нового поколения на основе объединения возможностей сервиса бесплатных веб-семинаров и саморазвивающегося сетевого сообщества профессионалов в сфере образования.

Этот веб-сервис предоставляет следующие возможности: проведение безлимитной видеоконференции, количество участников которой ограничено только пропускной способностью интернет-каналов; общий и персональный чат; совместные ресурсы (доска рисования, презентации, показ рабочего стола, файлы и ссылки); обратную связь; обмен файлами (участники могут ознакомиться с материалами к вебинару – файлами, ссылками, пояснениями); настраиваемый интерфейс; онлайн-техподдержку (специалисты компании-разработчика получают уведомление о начале вебинара и готовы помочь организаторам при возникновении трудностей). Запись вебинара производится на жёсткий диск организатора онлайн-мероприятия.

С осени 2012 г. программы дополнительного профессионального образования взрослых с использованием вебинаров как современных инструментов профессионального взаимодействия и управления развитием персонала библиотек и профессорско-преподавательского состава колледжей и вузов Беларуси достаточно успешно реализуются в РИИТ БНТУ (http://www.bntu.by/riit-it.html). Опыт автора этой статьи по организации и проведению в сотрудничестве с Академией МУБиНТ вебинаров «Современные педагогические технологии в образовании» (http://connect.mubint.ru/p97576784/), «Автоматизация библиотечных технологий: новые возможности и перспективные решения» (http://connect.mubint.ru/p62114445/) и «Технологии создания электронных средств обучения: опыт, особенности, возможности использования в учебном процессе» (http://portal.mubint.ru/library/webinars/catalogue/Pages/default.aspx), а также опыт проведения тематических вебинаров и консультаций слушателей РИИТ БНТУ с помощью сервиса OnWebinar.ru легли в основу разработанной нами учебной программы повышения квалификации «Технология организации и проведения вебинаров» для профессорско-преподавательского, инженерно-педагоги­ческого и вспомогательного состава вузов и ссузов, руководителей и специалистов библиотек республики.

Этот курс повышения квалификации высоко креативен, базируется на современных формах и методах работы слушателей. Программа предусматривает 36 учебных часов, в том числе 10 часов лекций, и значительный объём практической работы, подразумевающей многостороннее интерактивное, в том числе удалённое, взаимодействие всех участников процесса обучения и повышения квалификации.

В целях информационного и методического обеспечения этой учебной программы для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки мы предлагаем учебно-методическое пособие, включающее не только текстовый и иллюстративный материал, но и мультимедийное приложение (обзоры основных платных и бесплатных русскоязычных сервисов и интернет-технологий для проведения вебинаров; видеозаписи вебинаров, изучение различных аспектов организации и проведения которых предусмотрено учебной программой курса и др.) [5].

Продвижению и реализации программы повышения квалификации может способствовать приглашение директоров библиотек, руководителей вузов, колледжей, учреждений системы дополнительного профессионального образования взрослых, коммерческих организаций, а также всех желающих на платный двухдневный семинар (16 часов) «Технология организации и проведения вебинара».

Цель семинара – дать представление о вебинаре как современной технологии онлайн-обучения и сформировать у слушателей систему компетенций: организация и эффективное проведение вебинаров для поддержки всех форм обучения (включая дистанционное), трансляций открытых лекций и мастер-классов ведущих специалистов библиотечного дела, корпоративного обучения персонала библиотек (например, реализация программ повышения квалификации специалистов и руководителей библиотек различных регионов Беларуси совместно с Институтом культуры Беларуси – http://inbelkult.by/index.php/kultura/sec/Galonaya), коммерческих программ дополнительного профессионального образования.

Запланированы заключение договоров о сотрудничестве и реализация программ повышения квалификации в рамках системы дополнительного профессионального библиотечного образования между РИИТ БНТУ и ЦНБ им. Я. Купалы Национальной академии наук Беларуси, Сибирским межрегиональным центром непрерывного образования ГПНТБ СО РАН, Департаментом информационно-библиотечного развития по координации деятельности библиотек Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (Архангельск) и др.

Считаю, что при поддержке нового состава Совета Белорусской библиотечной ассоциации и её Комитета по кадрам и непрерывному библиотечному образованию инновационные программы развития персонала библиотек будут реализовываться более эффективно.

Список источников

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : от 13 янв. 2011 г., № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. ; одобрен Советом Респ. 22 дек. 2010 г. // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь : Компьютерный банк данных проектов законов Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243.

2. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы : утв. постановлением Совета министров Респ. Беларусь, 28.03.2011, № 384 // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx? guid=3871&p0=C21100384&p2.

3. Носырев А. 50 платформ для проведения вебинаров : обзор [Электронный ресурс] / А. Носырев, Е. Малыгина. – Режим доступа: http://newis.biz/besplatno/.

4. Соколова Ю. В. 3 «П» вебинара [Электронный ресурс] / Ю. В. Соколова. – Режим доступа: http://portal.mubint.ru/library/webinars/catalogue/Documents.

5. Стрелкова И. Б. Технология организации и проведения вебинаров : учеб.-метод. пособие для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки / И. Б. Стрелкова, В. В. Сидорик ; рец.: Ю. В. Соколова, В. К. Пустовалов. – Минск : БНТУ, 2013. – 65 с.