УДК 027.7

«Я не мыслю вуз без библиотеки».
Интервью с ректором
Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Е. Л. Кудриной

 

Ключевые слова: Е. Л. Кудрина, ректор, интервью, вузовские библиотеки, внедрение ЭБС в вузовские библиотеки.

Конференция «ЛИБКОМ–2013». Идут заседания, «круглые столы», обсуждения. В какой-то момент замечаю: ряд тем в дискуссиях, содержании докладов перемещаются, «перетекают» из аудитории в аудиторию, там они дополняются, развиваются, модифицируются, обретают различные окраску и тональность. Эти «сквозные» темы конференции связаны с образованием в самом широком смысле этого слова: сущностными изменениями в вузах и школах, образованием через Интернет, внедрением новых образовательных технологий, профессиональных и отраслевых стандартов, электронными учебными материалами и дистанционным обучением и многим другим. И, конечно, всё это связано с обсуждением роли библиотек в условиях реформирования системы образования.

Именно поэтому возникло желание обсудить задачи развития библиотек с а) представителем небиблиотечной сферы; б) специалистом в области образования; в) опытным руководителем.

Мой собеседник – Екатерина Леонидовна Кудрина – доктор пед. наук, профессор, действительный член Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации, РАЕН, заслуженный работник культуры РФ.

Екатерина Леонидовна, образовательные организации находятся в непростом положении. В последнее время принято много важных документов: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВПО, ФЗ-44 и др. Все изменения, закреплённые в документах, вузам нужно реализовывать в довольно сжатые сроки.

Какой, на Ваш взгляд, может и должна стать учебная библиотека вуза в условиях требований новых документов – закона и стандартов? Какие преобразования в её деятельности можно осуществить уже сейчас, и что хотелось бы сделать в ближайшее время?

Е. К. Сразу отмечу главное: вузовская библиотека должна оставаться научной библиотекой, реализующей современные технологии предоставления услуг студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам. При этом слово научная для меня остаётся важным и определяющим.

Да, всё действительно произошло практически одновременно – с 1 сент. 2013 г. начал действовать новый Закон об образовании в РФ, чуть ранее вузы перешли на третье поколение образовательных стандартов, с 1 янв. 2014 г. вступают в силу новые нормативные акты, связанные с изменениями в образовательной, научной, финансово-хозяйственной деятельности. Существующие и ожидаемые трудности могут стать возможностями для принятия позитивных решений. Ведь очень многие положения и требования законов и стандартов затрагивают те проблемы, которые стоят перед образовательной организацией в целом и вузовской научной библиотекой в частности. И которые необходимо решать.

О трудностях сегодняшнего этапа. Новый закон об образовании отменил многие действующие документы. И пока ещё не приняты изменения, дополнения или новые подзаконные акты, которые бы комментировали, поясняли, уточняли, приводили в действие механизмы реализации тех или иных статей законов. И которые бы по ним что-то конкретизировали – в вопросах нормативности, этапности, критериев и объёмов показателей.

Без библиотеки – никуда. Я буду говорить о нашей научной библиотеке и полагаю, что она – вполне типичный пример современной вузовской библиотеки, по крайней мере, библиотеки вузов культуры и искусств. На мой взгляд, сегодня вузовская библиотека – абсолютно необходимая, в определённой мере системообразующая, составляющая в структуре вуза. Чтобы университет признали эффективным, надо соответствовать определённым показателям мониторинга и иметь положительные результаты практически по всем его позициям. Мониторинг эффективности вуза содержит семь главных показателей, в том числе большой блок параметров определяется деятельностью библиотеки вуза.

В связи с принятием новых ФГОС ВПО стало очевидно: если вузы не поставят библиотеку в центр образовательно-научно-творческой деятельности, они окажутся неконкурентоспособными, у них не будет будущего как у центров реализации новой знаниевой парадигмы и компетентностного подхода. Как перестроить существующие сейчас вузовские библиотеки в связи с новыми требованиями – это непростой вопрос, и дать на него однозначный ответ невозможно.

В чём, по Вашему мнению, особенность современного развития учебной библиотеки?

Е. К. Между старым и новым... Сейчас библиотека задействована в работе по обеспечению определённым составом литературы (а вернее – документов) каждой образовательной программы по всем образовательным стандартам, реализуемым в вузе. Это уже сама по себе огромная работа. Но есть и дополнительная сложность: необходимо не только сформировать новый фонд документов по ФГОС ВПО третьего поколения, но и обеспечить необходимыми документами тех студентов, которые доучиваются по стандартам второго поколения. При этом руководство научной библиотеки уже сейчас должно продумать, как обеспечить доступ к документам по вновь разработанным учебно-методическим комплексам. А в нашем вузе – ещё и с учётом специфики подготовки специалистов по направлению «Культура и искусство» и особенностей ФГОС ВПО по отдельным видам искусства. Надо приобрести литературу в фонд библиотеки, найти возможность обеспечения доступа к ЭБС, которые имеют профильные для вуза учебники и иные документы, воспользоваться услугами аутсорсинга и др.

Аккредитация вуза и ЭБС. В аккредитационных показателях вуза деятельность библиотеки оценивается отдельным блоком. Как известно, наличие ЭБС в вузе – одно из основных требований ФГОС ВПО третьего поколения, от этого зависит результат аккредитации вуза (п. 7.17 в каждом из них). Замечу, что нас – как вуз творческой направленности подготовки кадров – сегодня полностью не удовлетворяет ни одна из существующих ЭБС. Поэтому библиотеке приходится работать одновременно с несколькими ЭБС. И, конечно, мы тестируем все ЭБС, к которым можно получить доступ, рассчитывая на то, что удастся выбрать для нашего вуза наиболее полноценную по составу документов.

Доступ к ЭБС для студентов вузов является обязательным условием при лицензировании образовательных программ. Мы активно привлекаем их к работе с ЭБС. Но, пожалуй, самое главное и самое сложное – научить всех преподавателей, особенно то поколение, которое вообще не привыкло работать с электронными носителями информации, пользоваться ЭБС. Здесь не только не обойтись без библиотеки, а необходимо сделать её центром повышения квалификации преподавателей по вопросу доступа и работы с ЭБС.

Обучение преподавателей. В нашем вузе в определённую систему взаимодействия соединены три блока: вузовская научная библиотека, управление информатизацией и научно-методическое управление. Через взаимодействие этих структур организовано дифференцированное внутривузовское обучение преподавателей – с разной глубиной освоения материала, индивидуальным содержательным наполнением и различной продолжительностью курсов. Педагоги, осваивая технологии работы с электронными ресурсами, имеют возможность использовать те из них, которые отражают особенности творческого вуза. Преподаватели приглашаются на поточные, мелкогрупповые и индивидуальные занятия. Кроме того, есть возможность работы педагога с консультантом – во время самостоятельной работы или при освоении сложного материала.

Библиотека и преподаватели. Преподаватели тридцати кафедр нашего университета подготовили за год около 3 800 учебно-методических комплексов, и все они – с электронным сопровождением. Проделана огромная работа, и библиотека – одно из главных организационных звеньев этой титанической работы. Её сотрудники изучали с каждым преподавателем списки рекомендуемой литературы по всем осваиваемым дисциплинам, определяя, что есть в собственных фондах и электронных базах, что и на каких условиях можно найти во внешних ЭБС или необходимо дополнительно разрабатывать самому преподавателю.

Наша библиотека сопровождает каждого преподавателя. У многих из них есть электронная почта, и они по рассылке ежемесячно получают полный список литературы, поступившей в научную библиотеку, вплоть до учебных программ – всё сгруппировано по направлениям, разделам, дисциплинам и т.п. Я пользуюсь этой услугой постоянно.

Библиотека и издательство. В нашем вузе есть своё издательство, которое в обязательном порядке передаёт издаваемые материалы (в электронном виде) в научную библиотеку, решив при этом вопросы, связанные с авторским правом. Задача научной библиотеки – обеспечивать доступность этих ресурсов, открытость полнотекстовых документов для пользователей.

Екатерина Леонидовна, какие проблемы вузовских библиотек Вы могли бы обозначить как наиболее острые?

Е. К. Научной библиотеке вуза свойственны все проблемы, характерные для периода глобализации, модернизации, перестройки, реформирования, оптимизации. Несомненно, вузовская библиотека должна измениться. Она не может оставаться в стороне от тех процессов, которые протекают в библиотечном сообществе. А вузовские библиотеки, к сожалению, очень часто представляют собой местечковые, обособленные структуры. Они неохотно выходят во внешний мир. Полагаю, вузовские научные библиотеки обязательно должны взаимодействовать друг с другом – хотя бы в рамках региона и ведомства.

Большая проблема для сотрудников вузовских библиотек – это низкая заработная плата. Все рекомендации по повышению зарплаты в вузах в нормативных документах касаются профессорско-преподавательского состава и научных кадров. И никто не подумал о том, что структуры, сопровождающие процессы обучения, научной деятельности, должны быть тоже обеспечены достойной зарплатой и социальными льготами. В настоящее время эта категория не относится ни к работникам учреждений культуры (там у библиотекарей совсем другая зарплата), ни к льготируемым категориям работников вузов. Хотелось бы, чтобы зарплата вузовского библиотекаря зависела не от того, как к этому подразделению относится вуз и ректор, его возглавляющий, а от значимости деятельности современных вузовских библиотекарей в изменившихся парадигмах культуры, образования и науки.

Я считаю, что вузовская библиотека должна быть снабжена всеми необходимыми современными техническими средствами, программами, оборудованием, которые есть в современных библиотеках. И это, поверьте, непросто. Как ректор могу сказать: каждая структура вуза стремится получить всё необходимое оснащение для своего направления деятельности, будь то обучение, наука или творчество. И, если сотрудники активны, умеют убедительно, аргументированно доказать необходимость приобретения того или иного средства для их структуры – они его получат. Отсюда можно сделать очевидный вывод о роли лидера в библиотеке. Немаловажно, кто возглавляет библиотеку и как он видит процессы её развития. Профессионализм, креативность, финансовая грамотность, менеджерские лидерские качества – основные качества руководителя вузовской научной библиотеки.

И ещё один вывод: директорам вузовских библиотек надо давать возможность регулярно повышать квалификацию, обучаться новому – и не только в области библиотечной работы, но и в сфере информационных и коммуникационных технологий, информационной аналитики, сетевого менеджмента. Библиотеки должны быть современными структурами в вузе, предоставляя возможность каждому студенту и преподавателю быстро, комфортно получить лучшую, эффективную, полезную информацию.

В этой связи хочу отметить ещё одну важную функцию вузовских библиотек – именно они должны учить студентов бороться с так называемым «информационным мусором». К нам приходят студенты, большинству из которых не хватает информационной культуры. И роль проводника в вопросах информационной культуры на себя должна взять научная библиотека вуза. Обучение, консультирование и многое другое – хороши все формы работы.

И заключительный вопрос – о будущем библиотеки образовательной организации. Какое оно?

Е. К. В нашем мире информации, где ежедневно приращиваются знания, роль библиотеки огромна. Библиотека должна сопровождать все происходящие в вузе процессы. Слово сопровождать мне очень импонирует: это значит помогать, следовать вместе, поддерживать, оказывать содействие.

Новый закон, который легализует цифровые библиотеки и электронные учебники, допускает электронное обучение, дистанционное образование и содержит много других прогрессивных норм, позволяет вузовским библиотекам проявить себя во всей полноте своих возможностей, сохраняя значимость уже имеющегося функционала и развивая новые инновационные направления деятельности и активности.

Библиотека должна быть тем ядром в вузе, вокруг которого можно развивать всю остальную работу, вокруг которого аккумулируется наука, учебная работа, творчество, эффективное управление вузом.

Я не мыслю вуз без научной библиотеки.

Большое спасибо, Екатерина Леонидовна!

Беседовала Е. В. Иванова