УДК 02(574)

К. Г. Урмурзина

«Крымские уроки»:
краткие итоги работы
накануне 21-й конференции «Крым»

Рассказ о том, как участие специалистов из Казахстана в конференциях «Крым» повлияло на развитие библиотечно-информа­ционной деятельности в республике.

Ключевые слова: Международная конференция «Крым», Республиканская научно-техническая библиотека Казахстана, автоматизация библиотек, ИРБИС, электронные ресурсы, базы данных, корпоративная работа, Информационный консорциум библиотек Казахстана.

У большинства людей слово Крым ассоциируется с морем, солнцем и отпуском. У библиотекарей Казахстана – с кипучей работой на ежегодной Международной конференции «Крым».

Прошло уже 20 конференций. А кажется, что всё началось только вчера. Мы впервые услышали новые слова – онлайн, ИРБИС, базы данных, которые сейчас прочно вошли в наш лексикон; осознали неизбежность ломки традиционных приоритетов; задумались о перспективах своих библиотек.

Двадцать лет преобразований пронеслись как один день, и мы понимаем, что такой темп уже не остановить. Конференция «Крым» кардинально поменяла наше мировоззрение, увлекла в процесс преобразований. «Крым» – это школа жизни!

Невозможно переоценить значение Крымских форумов в консолидации усилий представителей многонационального, разноуровневого (с точки зрения как традиций библиотечных школ, так и практического опыта) контингента специалистов, целенаправленно предпринимающих грандиозные усилия, чтобы превратить библиотеки в современные автоматизированные информационные центры.

На Крымском форуме царит атмосфера живого общения (как в формальной, так и неформальной обстановке, т.е. во время встреч, прогулок, экскурсий), и это даёт возможность вести диалог, что называется, от сердца к сердцу, понимать друг друга с полуслова. Устанавливаются контакты, партнёрские отношения, завязывается дружба, что невозможно при общении только через Интернет. Благодаря конструктивной доверительности, официоз «протоколов о намерениях» очень быстро перерастает в конкретные дела.

Двадцать лет – это двадцать смелых шагов к новым высотам!

Это я могу утверждать как хорошая и благодарная ученица, применяющая на практике полученные «крымские» знания, возглавляя две значимые для информационного пространства Республики Казахстан организации – Республиканскую научно-техническую библиотеку и Информационный консорциум библиотек Казахстана.

РНТБ Казахстана – постоянная участница конференций «Крым», что оказалось для нас весьма плодотворным, ведь эти конференции – источник прогрессивных идей, бесценного опыта, профессионального мастерства.

Первая для РНТБ конференция – «Крым–95» – заставила нас объективно оценить свои достижения и промахи, сделать тревожный вывод об отставании на самом важном направлении – автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Для нас это был момент кардинального перелома, преодоления инерции и начала освоения новой области в библиотечной теории и практике.

Чётко сформулированная цель – обеспечить свободный и неограниченный доступ пользователей к ресурсам РНТБ и мировому потоку информации – подразумевала оперативное решение ряда неотложных задач. Прежде всего, следовало наверстать упущенное и в сжатые сроки провести автоматизацию и внедрить информационные технологии. В рекордные сроки были реализованы составляющие этой задачи: приобретена техника для РНТБ и её 12 региональных филиалов (в настоящее время библиотека располагает надёжной, постоянно обновляемой материально-технической базой); определено программное обеспечение – РНТБ, не колеблясь, сделала свой выбор в пользу Системы автоматизации библиотек ИРБИС, мощной универсальной интегрированной системы; проведена подготовка коллектива для работы в новых условиях.

С внедрением новых технологий изменился подход к формированию и составу информационных ресурсов библиотеки. Наряду с традиционным библиотечным фондом интенсивно используются базы данных – создаваемые и приобретаемые. Сегодня более 90% приобретаемых библиотекой документов – на электронных носителях.

Успешно осваиваются ресурсы Интернета. РНТБ и все региональные филиалы имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Обслуживание пользователей ими ведётся в дисплейных залах, оснащённых по последнему требованию времени.

Электронные ресурсы РНТБ – это коллекция уникальных баз данных, справочных материалов, полнотекстовых баз периодических изданий, позволяющих вести поиск информации 24 часа в сутки.

Пользователям предоставлен доступ к БД таких компаний, как Elsevier, Thomson-Reuters, East View Information Services, Интегрум Медиа, EBSCO Publishing, Springer, Электронная библиотека диссертаций (РГБ) и многим другим, отражающим специфику формирования фонда библиотеки. Рынок постоянно заставляет держать руку на пульсе времени, приобретать ту или иную БД. Есть и сформированный костяк уже хорошо зарекомендовавших себя на практике БД, и экспериментальная группа – это появившиеся на рынке БД, которые могут быть внесены в основной репертуар после их опробования. Таким образом, можно смело сказать: сегодня мы обеспечиваем своим пользователям доступ к практически полному ассортименту всемирно известных международных и отечественных БД, отбирая лучшие из них (а другие нам просто не нужны). Так что не зря библиотеки называют катализаторами информационного общества.

Связующим звеном между сетевыми ресурсами и пользователями стали сотрудники библиотеки, осуществляющие обслуживание в дисплейных залах. Именно они знакомят пользователей с ресурсами Интернета, совершенствуют навыки поиска и отбора информации, учатся работать экономично, свободно ориентируясь в Глобальной сети, обеспечивают доставку материала на рабочее место специалиста (ЭДД). Одним словом, РНТБ за короткий промежуток времени, начав с первого этапа автоматизации, достигла уровня многих ведущих библиотеки России.

В настоящее время в РНТБ внедрены и активно используются САБ ИРБИС, система штрихового кодирования, типовой интернет-сервер, транснациональный доступ к мировым информационным ресурсам, технология создания, поддержки и развития электронных каталогов, сканирование, электронная доставка документов и многое другое.

Параллельно с автоматизацией решался целый комплекс других актуальных задач, тесно связанных с освоением информационных технологий и широко обсуждавшихся на Крымских форумах. В их числе – координация и кооперирование деятельности в корпорационных объединениях, кадровая политика, сервисная деятельность, новые формы планирования, управления производственными процессами.

Корпоративность стала одним из специфических признаков функционирования библиотечных систем, сетей и технологий. Библиотеки объединялись для решения наиболее сложных задач, основная из которых заключалась в совместном создании и использовании библиотечно-информационных ресурсов и обеспечении свободного доступа к ним.

Первым опытом корпоративной работы РНТБ можно считать осуществлённую совместно с областными НТБ (с июля 1999 г. – это филиалы РНТБ) каталогизацию библиотечных ресурсов и создание адресно-библиографи­ческих сводных каталогов.

Для повышения темпов кропотливой и трудоёмкой работы было принято решение о создании Центра корпоративной ретроконверсии каталогов. Воплотить эту идею удалось благодаря наличию во всех библиотеках компьютерной техники, единого программного обеспечения (САБ ИРБИС), специалистов, освоивших основы ретроконверсии.

В ходе подготовительных мероприятий были выделены библиотеки – эксперты библиографических записей, разработана стратегия отбора и обработки полученных записей, определён механизм доставки записей всем членам корпорации. Технология обмена продуктами каталогизации в электронной форме постоянно совершенствовалась, улучшалось качество библиографических записей, ускорялись темпы работы. В итоге каждая из библиотек могла использовать сформированную базу, экономя при этом колоссальное количество времени.

Логическим продолжением совместной работы стало создание сводных электронных каталогов, в которых нашли отражение различные виды документов, хранящихся в фондах РНТБ и 12 филиалов: книги, стандарты, описания изобретений к патентам, промышленные каталоги, диссертации.

Тематика каталогов – многоотраслевая. Каждая запись содержит индекс УДК и рубрики ГРНТИ и предметные, ключевые слова, что обеспечивает широкие возможности для поиска необходимых пользователям документов. В каждой записи указан код организации-фондодержателя.

Все каталоги и базы данных собственной генерации отражены на официальном сайте РНТБ (www.rntb.kz) и веб-сайтах филиалов, что позволяет прежде всего решать основную задачу библиотечного сайта – обеспечение поиска документов из библиотечного фонда по электронному каталогу. Собственно, это главное, за чем обращается пользователь на сайт; всё остальное – второстепенная информация.

Корпоративная деятельность нашла свое продолжение и при создании единого распределённого фонда РНТБ и филиалов.

Положительный итог корпоративной работы очевиден: открыт свободный доступ к фондам РНТБ и её филиалов, на базе которых пользователям предоставляется комплекс библиотечно-информационных услуг, реально решается задача рационального расходования средств, ассигнуемых на комплектование, уменьшается дублирование наиболее трудоёмких процессов, сокращаются трудозатраты на их выполнение.

Наиболее ярким примером корпоративной деятельности библиотек Казахстана стало их объединение в Информационный консорциум библиотек Казахстана.

В мае 2001 г. в РНТБ состоялась презентация проекта eIFLDirect Института «Открытое общество» (Будапешт) и пяти БД компании EBSCO. На тот период ни у одной из библиотек не было средств на подключение к этим БД. Стало очевидно, что решить проблему можно только на корпоративных началах. И в ноябре 2001 г. было создано масштабное объединение – Информационный консорциум библиотек Казахстана. Идея его создания заключалась в совершенствовании и развитии информационных технологий в библиотеках и других организациях Казахстана, обеспечении свободного доступа к интегрированным информационным ресурсам республики и зарубежных стран.

Первой акцией Консорциума стало участие в проекте eIFLDirect Института «Открытое общество», благодаря чему для пользователей библиотек – участниц Консорциума сегодня открыт доступ к БД EBSCO. На кооперативных началах был оплачен доступ и к ряду других БД.

Сегодня основной задачей Консорциума остаётся расширение доступа пользователей библиотек к онлайновым информационным ресурсам.

Консорциум заключает агентские соглашения с ведущими поставщиками мирового рынка информационных ресурсов; является посредником между участниками Консорциума и производителями электронной продукции; ведёт переговоры о снижении стоимости и возможностях подписки на дорогостоящие ресурсы, не доступные для отдельно взятых библиотек.

Следующей акцией Консорциума стало издание профессионального журнала библиотекарей Казахстана «Кітапхана әлемі – Мир библиотеки».

Консорциум неоднократно выступал инициатором специальных мероприятий, которые проводились в рамках Крымских форумов и отражали состояние библиотечного дела в Казахстане. Первая делегация под эгидой Консорциума была «десантирована» в 2003 г. – на 10-ю юбилейную конференцию «Крым», где и состоялась его презентация.

Но, пожалуй, самым знаковым было участие Консорциума в 15-й конференции «Крым»: в рамках программы этого форума состоялось специальное мероприятие – День библиотек Казахстана. Его проведение дало библиотечному сообществу республики сразу две большие возможности. Во-первых, представить коллегам из стран дальнего и ближнего зарубежья наш опыт развития библиотечной системы за последние годы (этот период для всех оказался довольно сложным); во-вторых, ознакомить максимально широкую библиотечную аудиторию Казахстана с Крымским форумом, дать нашим коллегам доступ к тому массиву профессиональной информации, которая традиционно озвучивается здесь.

В разные годы на Крымском форуме также проводились презентационные мероприятия, посвящённые деятельности «американских уголков» в библиотеках Казахстана; Центра профессионального развития библиотечных работников Казахстана, созданного в 2000 г. при РНТБ на основе грантов, которые получены от фондов «Евразия» и Института «Открытое общество», и впоследствии действующего уже под эгидой Консорциума.

Чтобы соответствовать тем требованиям, которые выдвигаются обществом в сфере научной информации, современные библиотеки должны постоянно повышать профессиональный уровень своих сотрудников. Решать эту задачу можно посредством отлаженной работы системы дополнительного образования и повышения квалификации. И такая система в РНТБ есть – это Школа профессионального развития, в учебном процессе которой активно используется опыт наших коллег, озвученный на мероприятиях Крымских форумов.

Сегодня РНТБ Республики Казахстан – акционерное общество. В мировой библиотечной практике перевод библиотеки в такой статус – нонсенс, как, впрочем, и все её эволюционные преобразования – РГКП, ДГП, АО.

РНТБ пережила растерянность перед трудностями и приобрела умение преодолевать их. А время диктовало своё: нужны платные услуги, иначе не выжить! Но с чего начинать внедрение платных услуг, какие их виды и формы должны быть предоставлены пользователям? На эти сложные для того времени вопросы пытались найти ответы сами библиотечные работники.

В связи с изменениями статуса РНТБ решался целый комплекс актуальных задач, тесно связанных с интенсивным освоением информационных технологий и расширением платного сервиса. Неоднократно пересматривались состояние и направления дальнейшего развития, планирования, управления производственными процессами, кадровой политики. Постоянно модернизировались и совершенствовались подходы к планированию производственно-финансовой деятельности.

На первый план были выдвинуты важнейшие направления работы – развитие информационных технологий, координация и кооперирование деятельности в корпоративных объединениях, расширение договорного обслуживания специалистов научной, производственно-технической и образовательной сфер. Главными объектами обслуживания стали коллективные пользователи – научно-исследовательские учреждения, предприятия всех отраслей производства, товаропроизводители малого и среднего бизнеса, вузы.

Повысилась роль коллегиальных органов в управлении производственными процессами и коллективом. В тот период особое внимание уделялось укреплению ресурсной и материально-технической базы библиотеки, повышению размеров материального стимулирования коллектива.

Всё это давалось нелегко. Практика руководства производственными процессами и персоналом не всегда была ориентирована на теорию управления, не всегда была последовательной и успешной. Решения принимались не только на основе глубокого анализа. Порой они диктовались обстоятельствами, которые иногда бывают сильнее нас. Но генеральное направление – идти в ногу со временем – всегда выдерживалось.

Решение самых насущных проблем и задач требовало и требует повседневной, кропотливой и незаметной на первый взгляд работы. Но результаты этой работы ощущают и оценивают не только сотрудники, но и в первую очередь наши пользователи.

Поступательному движению библиотеки в немалой степени способствовало рассмотрение на Крымских форумах теории и практики управления производственными процессами и персоналом. Благодаря этому удалось правильно сориентироваться и избрать верные формы и методы руководства.

Подводя итог сказанному, ещё раз задаюсь вопросом: что же дал нам «Крым»? «Крым» знакомил нас с прогрессивными достижениями международного библиотечного сообщества, многие из которых успешно освоены в РНТБ Казахстана. «Крым» помог нам обрести уверенность в своих силах, дал нам заряд энергии, оптимизма и упорства, конкретную программу информационной перестройки библиотеки и помогает реализовывать её. Здесь умеют слушать, видеть и восхищаться вашими успехами.

Как хорошо, что есть такой умный учитель – Международная конференция «Крым»!