УДК 026.06

И. С. Скрипкина

Функциональность электронного каталога следует изучать

Освещены проблемы и основные задачи исследования «Электронный каталог в системе каталогов библиотеки», начатого в РГБ.

Ключевые слова: библиотеки, АБИС, электронный каталог, система каталогов.

С появлением компьютерной техники жизнь библиотеки изменилась до неузнаваемости. Теперь каждый библиотекарь, в соответствии с должностной инструкцией, должен иметь навыки работы с персональным компьютером.

Практически завершился первый этап технической и технологической революции: библиотеки приобрели не только совершенно новое оборудование, но и программное обеспечение АБИС. Стержнем и основным элементом любой АБИС является электронный каталог, призванный обеспечить решение не только тех задач, которые возлагались на систему каталогов библиотеки, но и функционирование других модулей АБИС, в первую очередь – связанных с обслуживанием читателей.

Функциональные возможности ЭК теоретически безграничны. Читатель должен был получить удобную систему навигации и поиска, позволяющую не только «увидеть» фонд внутри библиотеки, но и иметь возможность через Интернет отобрать и заказать необходимые документы. ЭК многие считают универсальным, а главное – единственным, заменяющим всю систему карточных каталогов – алфавитный, систематический, предметный.

Однако, как показывает практика, пока ещё ни в одной библиотеке ЭК не раскрывает фонды библиотеки так, как это делала прежде система карточных каталогов. Раньше, пользуясь каталогами, мы в любой библиотеке видели единые правила и принципы построения каталогов. Работа с ЭК лишь кажется простой и удобной, приходится изучать особенности каждого из них. Универсального интерфейса ЭК у нас нет, в каждой библиотеке – свои правила поиска информации. Диалога с пользователем нет.

Функциональные возможности ЭК в библиотеках не используются. Содержательный поиск ограничен: предлагается «напечатать слово» (не все читатели могут правильно формулировать ключевые слова). Формальный поиск машина ведёт настолько «свободно», что мы получаем на экране немало ошибок.

Почему-то у нас считается, что все проблемы ЭК определены программой, разработчиками АБИС. Позицию библиотекаря можно сформулировать так: «Мы работаем с тем, что нам дали, и так, как нас научили». Получается, что мы забыли о главном: читателю надо сказать, что и как в ЭК представлено, каков хронологический охват, какие виды документов содержатся, на каких языках, какие фонды отражены. Инструкции по поиску, написанные программистами, часто нуждаются «в переводе» на язык читателя-гуманитария, человека, не имеющего специального образования. Это – наша задача, наш долг.

Все мы знаем: разработкой программного обеспечения ЭК, как и АБИС в целом, занимались специалисты с инженерным образованием, программисты, технологи автоматизированных систем. Библиотечные работники почти не участвовали в этом. Даже если АБИС разрабатывались в библиотеках, в составе «команды» иногда не было специалистов с библиотечным образованием.

Такая практика характерна только для нашей страны. Например, в США практически все АБИС созданы при активном участии библиотекарей, под их контролем. Они же принимают готовую систему, предъявляя требования, которые исходят из библиотечной практики.

В публикациях, докладах на конференциях основное внимание до сих пор уделяется разработке и развитию программного обеспечения, внедрению ЭК. Даже сейчас, когда библиотеки накопили многолетний опыт работы с ЭК, лишь единичные выступления посвящены использованию ЭК в библиотеках. У нас нет чёткого понимания места и роли ЭК в общей структуре системы каталогов современной библиотеки, его функциональной эффективности в системе справочно-библиографического обслуживания.

Последняя редакция Типового положения о системе каталогов и картотек была утверждена Министерством культуры СССР в 1985 г. Она была разработана специалистами РГБ в ходе проведённого в 1976–1985 гг. исследования, к которому были привлечены десятки библиотек страны. Основные принципы и требования Типового положения распространились на библиотеки учебных заведений, сети Российской Академии наук, Министерства обороны и других систем.

Пора разработать новое типовое положение о системе каталогов и картотек в соответствии с современными реалиями. Об этом говорят в библиотеках.

Но для этого придётся изучить складывающуюся функциональность ЭК, его место в системе каталогов библиотеки. Мы помним о наших ожиданиях, но на деле удалось воплотить далеко не всё. Вопросов много, особенно в сфере использования ЭК читателями, удовлетворения запросов пользователей (оперативность выдачи информации, показатели полноты и точности, глубины и многоаспектности поиска). Все эти и многие другие аспекты необходимо изучать по специально разработанным методикам.

Так получилось, что место, функции, задачи ЭК предварительно не были определены. В большинстве библиотек стали проводиться мероприятия, связанные с конверсией каталогов. При этом некоторые способы конверсии не обеспечивали полноценного переноса информации, содержащейся в карточных каталогах, в библиографические записи ЭК. Многие библиотеки были вынуждены параллельно вести карточные каталоги и ЭК. Только в некоторых библиотеках перестали вести отдельные карточные каталоги. В большинстве случаев ЭК не смог заменить карточные, так как часть запросов с его помощью реализовать невозможно.

Ещё один серьёзный вопрос: должны ли мы требовать от пользователей определённого уровня знаний информационных технологий, обучать их?

Многие специалисты говорят о неумении пользователя правильно формулировать запрос. Да, это дело сложное, ошибка часто приводит к неполным или отрицательным результатам. Библиотекари признают, что формулированию запроса, как и в целом методам поиска информации в ЭК, надо учиться. Как это можно организовать, если каждый ЭК имеет свои особенности?

Сплошь и рядом заявленная «простота» работы с ЭК оказывается лишь мифом. Трудно ориентироваться в параметрах «управления» поиском. Кнопки навигации не всегда являются подсказкой. Диалога нет, ссылочно-справочного аппарата тоже. Куда, собственно говоря, надо смотреть, что и где «кликать»? Где в представленной на мониторе информации отражаются сведения о единицах хранения, шифрах документа, наличии книг в подсобном фонде?

«Это так просто», – говорит библиотекарь, проделывая с клавиатурой странные манипуляции. И уходит. Между тем читатель нуждается в помощи! Только поговорив с ним, можно выяснить, что он ищет не там, видит на экране вовсе не то, что нужно, да и «слова» вписал неправильные. Всегда в системе каталогов дежурили опытные консультанты. Теперь их заменили ряды мониторов ЭК…

Эффективность использования каталогов во многом определяет смысл работы библиотеки. Как и у каждого прибора, средства, инструмента, у ЭК есть своя функциональность, проще говоря, уровень исполнения своего предназначения. Какие функции должен выполнять ЭК? Функции – главное, то, ради чего… У нас же сегодня, характеризуя ЭК, принято говорить о количестве «библиографических описаний».

«Электронный каталог в системе каталогов библиотеки» – такова проблематика исследования, к проведению которого приступили в РГБ. Об этом, собственно говоря, нам хотелось проинформировать читателей журнала. К работе привлечены крупные библиотеки страны. Желающие сотрудничать с нами могут написать научному руководителю – Э. Р. Сукиасяну (e-mail sukias@rsl.ru).