ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ

УДК 02+002

Н. В. Лопатина

Библиотечно-информационные науки в МГУКИ:
диссертации, защищённые в 2012–2013 гг.

Представлены диссертации по библиотечно-информационным наукам, защищённые в 2012–2013 гг. в МГУКИ. Проанализировано их содержание, раскрыта значимость для профессионального сообщества.

Ключевые слова: Московский государственный университет культуры и искусств, диссертационные работы, библиотечно-информационные науки.

Новые диссертационные работы по библиотечно-информационным наукам, защищённые в Московском государственном университете культуры и искусств, вызывают особый интерес научного сообщества в силу известных всем высоких требований к качеству выполненных исследований.

Диссертационный совет 210.010.01, принимающий к защите диссертационные работы по специальностям 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (педагогические науки)» и 05.25.05 – «Информационные системы и процессы» (технические науки), по праву считается одним из наиболее компетентных экспертных коллективов, объединившим самых известных и авторитетных отечественных учёных – это Ю. Н. Столяров (председатель совета), Я. Л. Шрайберг (заместитель председателя совета), Г. А. Алтухова, С. Г. Антонова, А. Б. Антопольский, В. В. Арутюнов, М. Н. Глазков, М. Я. Дворкина, Н. Е. Добрынина, Г. А. Иванова, Н. Е. Калёнов, Н. П. Лапшин, А. М. Мазурицкий, Ю. П. Мелентьева, Б. А. Семеновкер, Н. А. Сляднева, К. В. Тараканов, В. М. Тютюнник, В. А. Цветкова.

В 2012–2013 гг. в диссертационном совете успешно защищены работы, представляющие интерес для профессионального сообщества с точки зрения научной новизны полученных результатов и их значимости для информационно-библиотечной деятельности.

Новые страницы истории библиотечного дела России освещены в диссертационных исследованиях, выполненных на кафедре библиотековедения и книговедения МГУКИ преподавателями Орловского государственного института искусств и культуры А. Л. Есиповым [1–3] и Смоленского государственного института искусств Т. Н. Жаровой [46] под руководством профессора А. М. Мазурицкого, и исследованиях Н. А. Меренковой [14–16] и Н. А. Степановой [20], выполненных в ОГИИК под руководством О. О. Борисовой.

В диссертационном исследовании Т. Н. Жаровой «Библиотеки Смоленской губернии второй половины ХIХ – начала ХХ века: региональные особенности становления и развития» в научный оборот вводится ранее неизвестный широкому кругу специалистов обширный материал, представляющий ценность для научных изысканий по историко-библиотечной тематике. Впервые раскрыта роль персонологического аспекта в развитии смоленских библиотек второй половины XIX – начала XX вв.

Диссертационное исследование Т. Н. Жаровой способствует более глубокому осмыслению истории отечественного библиотечного дела, выявляя влияние региональных факторов на деятельность библиотек. Автор доказывает неотъемлемость библиотечной составляющей региона в контексте культурного развития края, в установлении связи не только между историко-библиотековедческими, но и краеведческими исследованиями, в обогащении их источниковой, теоретической и эмпирической баз. Диссертация демонстрирует перспективность регионального подхода в библиотековедении, продолжая и развивая традиции отечественных исследователей.

Подтверждением личного вклада соискателя и значения полученных результатов для библиотечной науки и практики служит широкий резонанс монографии Т. Н. Жаровой «Смоляне – учредители, попечители и сотрудники библиотек Смоленской губернии во второй половине XIX – начале XX века» (2011 г.) [4].

Социальная значимость исторического опыта благотворительности для современного библиотечного дела раскрыта в работе Н. А. Меренковой «Благотворительность в книжно-библиотечном деле второй половины XIX – начала XX вв.: на примере Орловской губернии», представляющей теоретическое осмысление социокультурного феномена благотворительности в книжном и библиотечном деле и воссоздающей объективную картину развития благотворительности в библиотечной сфере второй половины XIX– начала XX в.

По мнению автора, в основе благотворительности стояло коллекционерство и собирательство художественных ценностей (вторая половина ХVIII – первая треть ХIХ в.). Благодаря широкому участию представителей всех сословных групп российского общества, благотворительность коснулась подавляющего большинства библиотек, начиная с национальных и заканчивая земскими, а также частными книжными собраниями.

Несомненный интерес и для библиотечной практики, и для широкой общественности представляет концептуальная реконструкция опыта компенсирования недостаточности государственного финансирования общественной активностью добровольных общественных организаций и частных лиц (библиофильством, добровольными пожертвованиями, безвозмездной работой в библиотеках и на книжных складах, передачей в дар объектов собственности, финансовой поддержкой вновь открывающимся и уже действующим библиотекам, акциями по сбору средств).Бесспорное историко-библиотековедческое и культурологическое значение имеют изученные Н. А. Меренковой частные и общественные благотворительные инициативы в библиотечной сфере Орловской губернии второй половины XIX – начала XX в. В работе определён личный вклад благотворителей Орловской губернии в развитиебиблиотечного и книжного дела и сохранение историко-культурного наследия региона.

Истории библиотечного дела Орловского региона посвящена диссертация Н. А. Степановой «Культурно-просветительская деятельность православных библиотек в российской провинции второй половины XIX – начала XX вв. (на примере Орловской губернии)». Вводя в научный оборот архивные материалы, автор аргументированно доказывает: культурно-просветительская деятельность православных библиотек российской провинции была типичным явлением регионального библиотечного дела, характеризовалась культурно-образовательной и историко-краеведческой направленностью, выразившейся в повышении уровня краеведческой культуры, организации досуга населения, популяризации сельскохозяйственных знаний, искоренении асоциального поведения.

Н. А. Степанова – молодой учёный и преподаватель, заведующая приходской библиотекой – обосновывает целесообразность использования исторического опыта в работе современных православных библиотек и ставит новые исследовательские задачи.

Диссертация А. Л. Есипова «Библиотечная и издательская деятельность Германии на оккупированной территории (на примере центральных областей РСФСР)» представляет собой авторскую концепцию изучения библиотечной и издательской деятельности национал-социалистов на захваченных территориях РСФСР. Рассматривая эту деятельность в контексте оккупационной политики Германии в годы Великой Отечественной войны, соискатель доказал, что она носила характер пропаганды, являясь ключевым инструментом идеологического воздействия на гражданское население оккупированных областей центрального региона РСФСР.

Вводя в научный оборот, анализируя и обобщая архивные данные, А. Л. Есипов раскрыл механизм организации библиотечной и издательской деятельности, выявил её место и роль в проведении пропагандистских кампаний на временно оккупированных территориях РСФСР; показал многоаспектность политики гитлеровской Германии в отношении библиотечно-издательской деятельности; реконструировал историю библиотечной и издательской деятельности на оккупированных территориях.

Особый интерес представляет методика исследования, которая может быть адаптирована для изучения конкретного исторического этапа библиотечного дела в других регионах и странах, подвергшихся временной оккупации в период Второй мировой войны.

Актуальные проблемы современного библиотековедения рассматриваются в диссертациях М. П. Захаренко [7–9] и П. С. Романова [18, 19].

Докторская диссертация П. С. Романова «Эффективность управления библиотекой: методология оценки в зарубежном библиотековедении» (научный консультант – А. М. Мазурицкий) посвящена анализу современного этапа развития зарубежного библиотековедения. Важное теоретическое и прикладное значение имеют выявленный автором комплекс методов, включающий в себя оценку эффективности библиотечной деятельности (в том числе технологической и финансовой), и предложенная и обоснованная схема контроллинга в технологических цепочках научной библиотеки, которая давала бы возможность управлять уровнем затрат крупной библиотеки, а также предоставляла бы возможность перераспределять ресурсы библиотеки, отзываясь на изменения внешней среды и поведение контингента пользователей.

Актуальная проблема современной библиотечной науки и практики – воспроизводство библиотечных кадров – исследуется в диссертации выпускницы аспирантуры МГУКИ, заместителя директора Российской государственной библиотеки для молодёжи М. П. Захаренко «Формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: факторы и условия», выполненной под научным руководством профессора Ю. Н. Столярова.

Молодые специалисты рассматриваются в работе как особая группа кадровых ресурсов библиотеки. Такой подход позволил расширить и обогатить имеющиеся в библиотековедении представления об особенностях профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов, а также установить степень влияния факторов внешней и внутренней среды библиотеки на её формирование.

В диссертации выявлены и определены факторы, существенно влияющие на формирование и развитие профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: внешней среды (социально-экономические, политико-правовые, общественно-профессиональные) и внутренние (объектные – тип библиотеки, местоположение, МТБ и др.; субъективные – структура библиотеки, содержание труда, организационная культура, условия труда, стимулирование и др.), с учётом которых логично выстраивать кадрово-мотивационную политику как в отдельной библиотеке, так и в отрасли в целом.

В работе представлены блок локальных внутрибиблиотечных нормативных документов (примерные положения о социально-экономической поддержке молодых сотрудников библиотек; о молодёжном совете при директоре; о молодёжном библиотечном объединении) и рекомендация руководителям библиотек по созданию комплекса организационно-управленческих условий для формирования и развития положительной профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов.

М. П. Захаренко доказывает, что современному молодому сотруднику библиотеки необходимы не только достойная оплата труда, но и оптимальные условия трудовой деятельности, привлекательные карьерные перспективы, доброжелательный климат в трудовом коллективе и взаимопонимание с руководством, интересная работа, возможности для проявления инициативы, самостоятельности и профессионального развития, гарантированная социальная защита и уверенность в завтрашнем дне.

Значимость и достоверность результатов работы М. П. Захаренко подтверждается использованием материалов социологического исследования (базовый инструментарий размещён на сайтах РБА и Российской государственной библиотеки для молодёжи, опубликован в профессиональной печати) и участием соискателя в разработке проекта «Стратегической концепции молодёжной кадровой политики в библиотечной сфере на 2010–2020 годы», публичное обсуждение которого продолжается на страницах профессиональной печати.

Особый интерес для библиотековедов, педагогов вузов культуры и искусств и сотрудников библиотек представляют диссертационные исследования, защищённые в МГУКИ по специальности 05.25.05 – «Информационные системы и процессы».

Трудно переоценить вклад безвременно ушедшего из жизни Валерия Валентиновича Ступкина в теорию и практику информационно-библио­течной деятельности. Его диссертационная работа на соискание учёной степени доктора технических наук «Методологические основы создания интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-инновационной и образовательной деятельности наукоградов» (научный консультант – Я. Л. Шрайберг) представляет теорию формирования информационной инфраструктуры интеллектуальной системы безопасности и охраны (ИСБИО) «Наукоград».

Концепция формирования информационной инфраструктуры ИСБИО «Наукоград» предполагает необходимость обеспечения современного уровня качества информационного сервиса для учёных и специалистов в сфере научно-инновационной и образовательной деятельности на основе свободного доступа пользователей к информационным ресурсам внутренней и внешней среды ИСБИО «Наукоград». Для реализации этой концепции используются разработанные технологии подготовки электронных информационных ресурсов, определения (с учётом информационных потребностей пользователей) спектра отечественных и зарубежных баз данных, создания распределённого фонда научно-технических журналов на основе сопоставления объёмов финансирования и информационной ценности изданий.

Основные теоретические положения макропроектирования ИСБИО «Наукоград» и комплекс методов их практической реализации образуют научно-методологическую платформу для проведения дальнейших исследований процессов взаимодействия библиотек и информационных служб. Методология макропроектирования ИСБИО «Наукоград», включающая методы построения «дерева» целей и выделения спектра приоритетных направлений, вносит вклад в теоретическое обоснование построения таких систем на основе решения комплекса стратегических задач и выбора по критериям оптимальности наиболее допустимых в конкретных условиях альтернатив.

Методология интеграции библиотек и информационных служб значима для развития теоретических основ создания единой интегрированной библиотечно-информационной системы наукоградов для решения комплекса организационных и технологических задач на структурном и семантическом уровнях.

Автор доказывает, что информационная модель как необходимый способ современного макропроектирования и исследования интеграционных процессов позволяет описать состав элементов ИСБИО «Наукоград» (библиотек и информационных служб) различных классов, выделить и раскрыть сущность основных компонентов этих элементов: профиль, совокупность показателей деятельности (множество признаков), информационную инфраструктуру; описать метод проектирования профиля субъекта интеграции, виды взаимодействия и формы организационно-функционального управления.

В качестве объекта апробации теоретических положений было выбрано одно из первых муниципальных образований со статусом наукограда – город Обнинск, где под руководством В. В. Ступкина в течение многих лет проектировалась и эксплуатировалась интегрированная система библиотечно-информационного обеспечения научно-инновационной и образовательной деятельности [21–27].

Вновь создаваемые библиотеки – библиотеки «нового поколения» – исследуются в диссертационной работе Т. В. Мошковской «Роль электронного каталога в формировании информационной среды для вновь создаваемых библиотек (на примере Библиотеки истории русской философии и культуры "Дом А. Ф. Лосева")» на соискание учёной степени кандидата технических наук (научный руководитель А. И. Земсков).

Автор определяет место и роль электронного каталога в библиотеке «нового поколения», созданной и организованной с учётом приоритетного использования телекоммуникационно-компьютерных технологий, массового внедрения сетевых коммуникаций, изменения форматов хранения данных, изменения профессионального и пользовательского сообщества библиотеки.

Диссертация расширяет и уточняет представления о функциональных нагрузках электронного каталога во вновь созданных библиотеках в условиях полной автоматизации всех технологических процессов, позволяющих сформировать новые информационные сервисы для работы с читательской аудиторией. Результаты получены в ходе проведения экспериментальных работ в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» на базе используемой Системы автоматизации библиотек ИРБИС64 [17].

Диссертационная работа И. П. Медянкиной «Принципы и методы информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса в системе дистанционного образования» защищена на соискание учёной степени кандидата технических наук (научный руководитель – Л. К. Бобров).

В работе предложен  подход к созданию проектов совершенствования информационно-библиотечного обеспечения в условиях дистанционного образования, базирующийся на применении логико-структурного анализа и метода анализа иерархий; доказана перспективность использования логико-структурного подхода для развития разработок организационных аспектов обеспечения функционирования систем генерации и предоставления информации. Автор предлагает комплекс принципов и методов информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса в системе дистанционного обучения.

В диссертации раскрыто несоответствие между традиционными формами и методами информационно-библиотечного обслуживания и информационными потребностями студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, модернизирована процедура логико-структурного анализа.

Интерес представляет предложенная И. П. Медянкиной методика организации работ по совершенствованию информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса, предусматривающая трёхмерную сегментацию продуктов и услуг библиотеки, построение логико-структурной матрицы и выбор приоритетов с применением метода анализа иерархий
[12, 13].

Новые решения технических проблем информационной безопасности библиотеки предложены в диссертационной работе И. В. Прудникова «Исследование возможностей повышения точности идентификации информационных биометрических систем».

Разработанный автором метод повышения точности идентификации информационных биометрических систем предоставляет библиотекам перспективные возможности идентификации читателей при доступе к ценным изданиям, а также для онлайновой идентификации пользователей при доступе к ресурсам библиотеки через Интернет.

Завершение юбилейного для российского библиотечного образования года ознаменовала защита в диссертационном совете Д 210.010.03 работы В. Ю. Иотовой «Формирование готовности к работе с новыми информационными технологиями у студентов информационно-библиотечных факультетов в вузе» (научный руководитель Н. В. Лопатина), представленной на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования».

Автор доказывает потребность в информационно­библиотечных специалистах, способных модернизировать библиотечное дело в русле информатизации культуры, быть «проводником» в библиотечную практику новых для данной области информационных технологий, и необходимость опережающего формирования готовности к работе с ними у будущего информационно­библиотечного специалиста на основе прогностического проектирования профессиональных компетенций для быстрой адаптации выпускников к современным условиям профессиональной деятельности.

Для педагогического эксперимента была выбрана технология ситуационного центра как неиспользуемое в настоящее время, но перспективное для библиотеки направление информационного обслуживания – создание ситуационного центра коллективного и метакорпоративного пользования на материально-технической базе крупных библиотек (зданий, мебели, оборудования, программного обеспечения), информационно-ресурсное наполнение и кадровая поддержка выпускниками всех специальностей, по которым осуществляется подготовка на информационно-библиотечных факультетах [10, 11].

С авторефератами всех представленных в этом обзоре диссертаций можно ознакомиться на сайте МГУКИ в разделе «Научная работа» и на сайте ВАК РФ.

Список источников

1. Есипов А. Л. Политика немецких оккупационных властей в отношении библиотек на временно оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны / А. Л. Есипов // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 1. – С. 120–122.

2. Есипов А. Л. Деятельность Народного комиссариата просвещения РСФСР по реорганизации библиотечной системы в годы Великой Отечественной войны / А. Л. Есипов //
Там же. – 2008. – № 2. – С. 154–156.

3. Есипов А. Л. Фашистская пропаганда и деятельность библиотек на оккупированных территориях СССР в 1941–1943 гг. / А. Л. Есипов // Там же. – 2010. – № 4. – С. 214–218.

4. Жарова Т. Н. Смоляне – учредители, попечители и сотрудники библиотек Смоленской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ века: статистическое и биобиблиографическое обозрение / Т. Н. Жарова ; Смол.гос. ин-т искусств, Кафедра библиотековедения и информ. ресурсов. – Смоленск : Маджента, 2011. – 244 с. : ил.

5. Жарова Т. Н. Типология библиотек дореволюционной России на примере Смоленской губернии / Т. Н. Жарова // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 3. – С. 176–181.

6. Жарова Т. Н. Частная инициатива в развитии библиотек Смоленской губернии
во второй половине ХIХ – начале ХХ в. / Т. Н. Жарова // Библиография. – 2011. – № 5. –
С. 56–64 : ил.

7. Захаренко М. П. Инфраструктура мотивации молодых библиотечных специалистов (по материалам исследования) / М. П. Захаренко // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 2. – С. 34–39.

8. Захаренко М. П. Молодые специалисты как особая социальная группа трудовых ресурсов библиотеки / М. П. Захаренко // Библиотековедение. – 2012. – № 2. – С. 122–127.

9. Захаренко М. П. Привлекательность библиотечной профессии для молодёжи: опыт социологического исследования / М. П. Захаренко // Там же. – 2010. – № 3. – С. 113–117.

10.  Иотова В. Ю. Ситуационные центры как перспективное направление деятельности библиотек в условиях информатизации / В. Ю. Иотова // Скворцовские чтения. Библиотечное дело – 2013: библиотечно­информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры : материалы междунар. науч. конф. (Москва,
24–25 апр. 2013 г.). Ч. 1. – Москва : МГУКИ, 2013. – С. 151–154.

11.  Иотова В. Ю. Сущность и содержание готовности информационно­библиотечных специалистов к работе в инновационных условиях / В. Ю. Иотова // Вестник МГУКИ. – 2013. – № 4. – С. 129–133.

12.  Медянкина И. П. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа / И. П. Медянкина, Л. К. Бобров //
Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 12. – С. 5–11.

13.  Медянкина И. П. Проблемы и возможности организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного образования / И. П. Медянкина // Там же. – 2011. – № 7. – С. 18–26.

14.  Меренкова Н. А. Библиотеки как объект благотворительности и меценатства на рубеже XIX–XX вв.: региональный аспект : учеб.пособие для студентов / Н. А. Меренкова. – Орёл, 2012. – 95 с.

15.  Меренкова Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки библиотек : науч.-метод. пособие / Н. А. Меренкова. – Москва :Литера, 2009. – 175 с. – (Современная библиотека.Вып. 57).

16.  Меренкова Н. А. Отечественная традиция меценатства и благотворительности в библиотечной сфере Орловского края (конец XIX – начало XX века) / Н. А. Меренкова // Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 72–77.

17.  Мошковская Т. В. Электронный каталог в библиотеке «нового поколения»: основные технологические приемы построения и работы в условиях замкнутого автоматизированного цикла / Т. В. Мошковская / Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 11. – С. 78–84.

18.  Романов П. С. Векторы развития зарубежного библиотековедения на современном этапе / П. С. Романов // Библиосфера. – 2011. – № 2. – С. 19–23.

19.  Романов П. С. Эффективность работы зарубежных библиотек: методы расчёта и оценка / П. С. Романов. – Москва, 2008. – 262 с.

20.  Степанова Н. А. Культурно-просветительская деятельность православных библиотек Орловской губернии второй половины XIX – начала XX вв. / Н. А. Степанова // Библиотековедение. – 2011. – № 5. – С. 111–116.

21.    Ступкин В. В.Проектирование интегрированных систем библиотечно-информа­ционного обеспечения научно-инновационной и образовательной деятельности : моногр. / В. В. Ступкин. – Москва : ГПНТБ России, 2007. – 172 с.

22.  Ступкин В. В. Методология комплексной оценки качества интегрированных библиотечно-информационных систем : моногр. / В. В. Ступкин. – Москва : Литера, 2010. – 85 с.

23.  Ступкин В. В.Проектирование интегрированной библиотечно-информационнойсистемы наукограда / В. В. Ступкин // Информационные ресурсы России. – 2010. – № 4 (116). – С. 2–6.

24.  Ступкин В. В.ИСБИО «Наукоград»: основные положения и этапы проектирования/ В. В. Ступкин // Там же. – 2011. № 1. – С. 2–6.

25.  Ступкин В. В. Методы создания информационной инфраструктуры интегрированной библиотечно-информационной системы наукограда / В. В. Ступкин // НТИ. Сер. 1. – 2011. – № 6. – С. 14–18.

26.    Ступкин В. В. Теоретические основы построения интегрированных библиотечно-информационных систем наукоградов /В. В. Ступкин // Библиотековедение. – 2011. – № 2. –
С. 43–47.

27.    Ступкин В. В. Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения отрасли / В. В. Ступкин //Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 2. – С. 63–73.