УДК 021.1

Н. М. Свергунова

Социальная миссия библиотек:
аналитический обзор мнений

Освещено многообразие мнений о социальной миссии библиотек в информационном обществе, отражённых в ряде публикаций. На основе современных библиотековедческих источников разграничены понятия «функция» и «миссия».

Ключевые слова: обзор мнений, миссия библиотек, функции библиотек, сущностные функции, гуманизм, гуманистическая миссия.

Переход к информационному обществу, значительное увеличение потоков информации, при этом не всегда качественной и достоверной, сопровождаются трансформацией механизмов её получения и оказывают значительное воздействие на все социальные институты, тем или иным образом связанные с созданием, потреблением, хранением и распространением информации. Библиотека как один из таких институтов сталкивается с определёнными трудностями и противоречиями, которые заставляют иначе взглянуть на её предназначение. Особое внимание уделяется удовлетворению информационных потребностей пользователей, т.е. выполнению информационной функции библиотек. Успешной реализации этой функции способствует применение информационных технологий.

Основная деятельность библиотек всегда была обусловлена их ролью, целями, задачами, функциями. В 1990-х гг. стал использоваться термин миссия. В теоретических работах нередко можно встретить подмену понятий функция и миссия. Целесообразно проследить разницу между ними.

Термин функция весьма многозначен. Широкое распространение получило понимание функции в следующих значениях: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому [1. С. 1449].

В современном библиотековедении нет единого понимания термина функция. Существуют разные представления о составе библиотечных функций. Чаще всего под функцией подразумевается средство удовлетворения социальных запросов общества. Социальные функции являются внешними, поскольку формируются под влиянием потребностей общества. Реализуя их, библиотека имеет возможность воздействовать на общество и отдельных его членов.

Социальную функцию библиотеки в соответствии с системным подходом Р. С. Мотульский видит как «социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к обществу» [2].

К сущностным функциям В. Р. Фирсов относит познавательную, которая «выражает стремление культуры к воссозданию целостной картины мира»; ценностно-ориентационную – она «отражает стремление общества к реализации ценностных ориентаций, воплощается в системе идеологии, морали, в художественной культуре, искусстве и т.д.»; коммуникативную, обеспечивающую «по вертикали – историческую преемственность поколений, по горизонтали – взаимодействие культур (или её элементов) одного исторического периода» [3. С. 19].

Миссия библиотеки рассматривается специалистами как «социальная концепция её деятельности в настоящем и будущем; важнейший компонент организационной культуры» [4. С. 74].

Комплексный словарь русского языка трактует понятие миссия как поручение, задание и предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственную роль чего-либо, кого-либо [5. С. 459].

С точки зрения стратегического управления, миссию библиотеки можно рассматривать как смысл деятельности, ориентир движения коллектива [6. С. 350].

Г. М. Кормишина предлагает считать миссию поручением общества библиотеке как социальному институту. В миссии, на её взгляд, отражена сущность библиотеки [7].

Миссия предназначена, утверждает А. В. Соколов, для совершенствования общества и может меняться на определённых этапах исторического развития [8. С. 378].

Взяв за основу представленные точки зрения, можно сделать вывод: миссия – это глобальная цель и социальная концепция, смысл деятельности библиотеки на определённом этапе развития общества, в то время как функции – использование различных методов и механизмов деятельности для реализации миссии.

На основе исторического опыта А. В. Соколов выделяет «три социальные миссии российских библиотек: а) просветительская миссия ‑ дореволюционных библиотек; б) миссия коммунистического воспитания ‑ в советские времена; в) информационная миссия ‑ в постсоветской России» [Там же. С. 379].

В современном обществе существуют разные взгляды на роль, функции и миссию библиотек. Условно их можно разделить на гуманистические и технократические. В основе гуманистических взглядов лежит социокультурный подход к деятельности библиотеки. Технократическая идеология соответствует мировым тенденциям глобализации и предполагает использование информационно-сервисного подхода, который основан на применении цифровых и сетевых информационных и телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей. Такой подход определяет информационную функцию как основную.

Технократическая парадигма обостряет проблему доведения до членов современного общества гуманитарного и гуманистического контента, накопленного в фондах библиотек за длительный период своего существования. Решение этой проблемы зависит от деятельности библиотеки как социально-культурного института, института межкультурной коммуникации.

О. В. Гиндина анализирует деятельность библиотек в контексте современной российской культуры. Она считает, что миссия библиотеки «состоит в содействии социокультурному становлению личности посредством создания контента саморазвития, предполагающего доступность совокупного знания человечества и формирование системы ценностей, основанной на принципах гуманизма»[9. С. 8].

Рассматривая библиотеку как социокультурный институт воспроизводства знаний, который является важнейшим элементом социокультурной инфраструктуры в обществе, построенном на знаниях, И. П. Тикунова отмечает: миссия библиотеки состоит в том, чтобы содействовать обращению и развитию широкого массива знания, накопленного человечеством, и сохранению его как общественного достояния [10].

А. В. Соколов подчёркивает: «Библиотекам нужно возродить опошленную и незаслуженно забытую ценностно-ориентационную функцию, функцию содействия "самоцивилизованию" русских людей». В этом, по его мнению, и будет состоять социально-культурная миссия современных библиотек [11. С. 8].

В некоторых документах последнего времени, регламентирующих деятельность библиотек, выражена её гуманистическая направленность. Так, в Кодексе этики российского библиотекаря отмечено: библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, а мировоззренческая основа библиотечной профессии – гуманизм. [12. С. 28].

«Приоритеты развития Российской библиотечной ассоциации на 2011–2015 годы» определяют мировоззренческую основу деятельности российского библиотечного сообщества. Этой основой «является гуманизм – система ценностей и принципов, в центре которой находится человек как наивысшая ценность» [13].

Как отмечает И. И. Тихомирова, эти положения побуждают «библиотекарей повернуться лицом к Человеку, признать, что библиотека – это не технологии, не сфера бытовых услуг, а институт, ответственный за сохранение и развитие культуры, формирующий посредством книги и чтения ментальность и духовную жизнь народа» [14. С. 21].

Авторы учебника «Библиотековедение. Общий курс» (2013), рассматривая вопрос о миссии и функциях библиотек, отмечают: библиотеки «призваны стать центрами библиотечного гуманизма, выполняющими, в первую очередь, ценностно-ориентационные, морально-этические, мемориальные, культурно-экологические функции гуманистической направленности» [15. С. 109].

Основываясь на представленных концепциях, следует сделать вывод: гуманистическая миссия на современном этапе развития информационного общества должна стать основополагающей в деятельности библиотек любого типа. Каждая библиотека, определяя миссию, цели и задачи, ориентируется на те требования, которые диктует внешняя и внутренняя среда. Миссия должна быть чётко сформулирована и отражена в локальных документах и на сайте библиотеки в Глобальной сети. Любой пользователь должен видеть, к чему стремится библиотека, какие задачи и каким образом она планирует решать для достижения поставленной цели.

Список источников

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – Москва : Совет. энцикл., 1989. – 1632 с.

2. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение : учеб. пособие для вузов / Р. С. Мотульский. – Москва : Либерея, 2004. – 224 с.

3. Фирсов В. Р. Сущностные функции библиотечной деятельности. Культурологический подход // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1985. – № 5. – С. 15–20.

4. Племнек А. И. Глоссарий современных библиотечных терминов: понятия, определения, источники / А. И. Племнек, Н. В. Соколова, С. О. Шапошников. – Москва : Логос, 2005. – 176 с.

5. Комплексный словарь русского языка / под ред. А. Н. Тихонова. – Москва : Рус. яз., 2001. – 1229 с.

6. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – С.-Петербург : Профессия, 2011. – 640 с.

7. Кормишина Г. М.Омиссииифункцияхбиблиотек / Г. М. Кормишина // Нац. прогр. продвижения чтения: уральский вариант : материалы Уральской библ. ассамблеи / сост. Т. Д. Рубанова ; ЧГАКИ. – Челябинск, 2007. – С. 122–128.

8. Соколов А. В. Библиотека и гуманизм: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации : моногр. / А. В. Соколов. – С.-Петербург : Профессия ; Москва : Гранд-Фаир, Межрегион. библ. коллектор, 2012. – 400 с.

9. Гиндина О. В. Миссия библиотеки в контексте современной российской культуры : автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / О. В. Гиндина. – Челябинск, 2012. – 24 с.

10.Тикунова И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-фило­софский анализ : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 : защищена 13.03.2007 / И. П. Тикунова. – Архангельск, 2007. – 129 с.

11.Соколов А. В. Библиотечный гуманизм и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе / А. В. Соколов // Библ. дело. – 2011. – № 17. ‑ С. 8‑15.

12.Кодекс этики российского библиотекаря // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 9. – С. 27–29.

13.Приоритеты развития Российской библиотечной ассоциации на 2011–2015 годы // Library.ru. Информационно-справочный портал. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc. php?o_sec=132&o_doc=2402.

14.Тихомирова И. И. Новый вектор развития российских библиотек, или Гуманно мыслить научить / И. И. Тихомирова // Библ. дело. ‑ 2011. ‑ № 17. – С. 20–23.

15.Библиотековедение. Общий курс : учеб. / под ред. А. Н. Ванеева, М. Н. Колес­никовой. – С.-Петербург : Профессия, 2013. – 237 с.