УДК 02:37

И. Б. Стрелкова

Программы
дополнительного профессионального образования
для руководителей и специалистов библиотек

Рассмотрены организационно-педаго­ги­ческие условия формирования и эффективной реализации программ дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов библиотек с учётом новой реальности библиотечно-информационной дея­тельности и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные услуги в Республике Беларусь.

Ключевые слова: библиотечные кадры, руководители библиотек, специалисты библиотек, дополнительное образование, профессиональное образование.

Система дополнительного профессионального образования в Республике Беларусь развивается в условиях внедрения рыночных отношений в сферу профессионально-образовательных услуг. Это побуждает учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования взрослых, проводить постоянный мониторинг рынка профессионально-образовательных услуг и активно реагировать на социально-государственный заказ и запросы профессиональных сообществ, деятельность которых связана с повышением квалификации и переподготовкой кадров. В связи с этим представляется важной задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов библиотек с учётом новой реальности библиотечно-информационной деятельности [13] и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные услуги.

Основная тенденция развития системы дополнительного профессионального образования – совершенствование содержания, форм, технологий образовательных услуг. От библиотечного специалиста требуется готовность реагировать на меняющиеся ориентиры профессиональной деятельности. Система дополнительного профессионального образования должна быть гибкой, поскольку в информационном обществе и в обществе, построенном на знаниях, человек должен иметь возможность в разные периоды жизни, при изменении условий, выбрать ту форму образования, которая наиболее отвечает его потребностям и интересам. Любые педагогические технологии необходимо органично вписывать в систему дополнительного профессионального образования, чтобы человек, переходя от одной формы обучения к другой, чувствовал себя достаточно комфортно.

Важно обеспечить качество обучения и, соответственно, конкурентоспособность учреждений дополнительного профессионального образования взрослых.

Исходя из концепции Ю. В. Соколовой в отношении средств расширения образовательного пространства [4], предлагаю рассматривать учебный процесс с трёх позиций: информационный продукт, образовательный проект; формирование системы знаний и профессиональных компетенций.

Учебный процесс в системе дополнительного профессионального библиотечного образования – привлекательный продукт, который имеет целый ряд ценностных свойств для потребителя, готового сделать выбор даже в пользу платного обучения при условии получения:

Учебный процесс (курсы повышения квалификации и переподготовка) как образовательный проект имеет свои особенности и рассматривается как способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы. В итоге должен быть получен осязаемый практический результат, оформленный тем или иным образом.

Процесс формирования системы знаний и профессиональных компетенций специалистов и руководителей библиотек будет более качественным и успешным при следующих условиях:

Эти организационно-педагогические и управленческие условия эффективной реализации обучения библиотекарей-практиков должны учитываться при разработке программ повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов библиотек, форм и методов активизации образовательного процесса, систем оценивания и мотивации учения. При этом преподавателю-андрагогу (от греч. aner, andros – взрослый мужчина, зрелый муж + ago – веду; андрагогика – наука об образовании взрослых) следует помнить, что профессиональное развитие взрослых слушателей в процессе обучения и практической деятельности будет наиболее успешным, если у них есть мотивация достижения.

По своей сути мотивация достижения ориентирована на цель, определённый конечный результат («надежда на успех, стремление к успеху» и «боязнь, стремление избежать неудачи» [5. С. 112]), получаемый благодаря собственным способностям человека. Многочисленные исследования показали, что высокомотивированные люди придают большее значение успешности, чем престижу, в то время как низкомотивированные предпочитают престиж.

Слушателями системы дополнительного профессионального образования взрослых становятся, как правило, люди достаточно мотивированные. Поэтому преподаватели-андрагоги должны принимать во внимание выводы исследователей о том, что «человек в определённых обстоятельствах может быть побужден к хорошим действиям только ради социальной оценки и престижа» [5. С. 112]. При этом независимо от того, воспринимается ли «притязание» как требование, исходящее из потребности в самоактуализации, или как требование социальных норм, «уровень успешности» переживается как обязательное для человека «притязание» [6. С. 6].

Как показывают практика и результаты исследований, достижение или недостижение «уровня успешности» значительно влияет на самооценку человека и, в конечном итоге, на выстраивание дальнейшей траектории его профессионального развития [Там же]. На мой взгляд, учёт данного аспекта и «встраивание» мотивации достижения в образовательные программы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов библиотек будет способствовать, с одной стороны, повышению качества обучения, с другой – индивидуальному развитию и самосовершенствованию слушателей.

Все обозначенные аспекты учитываются при разработке образовательных программ повышения квалификации и переподготовки слушателей в Республиканском институте инновационных технологий Белорусского национального технического университета (РИИТ БНТУ). Для руководителей и специалистов библиотек может представлять интерес повышение квалификации (осуществляется на кафедре информационных технологий РИИТ БНТУ: http://riit.bntu.by/?page_id=366) по следующим образовательным программам: «Информационное и программное обеспечение профессиональной деятельности (библиотечное дело)», «Информационное и программное обеспечение научно-исследовательской деятельности», «Разработка мультимедийных учебных курсов»; «Технология организации и проведения вебинаров», «Веб-дизайн и компьютерная графика» и др.

Кроме того, в РИИТ БНТУ можно пройти переподготовку и получить диплом установленного образца по специальности «Менеджмент качества» с присвоением квалификации «менеджер по качеству» (http://riit.bntu.by/?page_id=187). Учебный план включает изучение систем менеджмента качества (СМК) (в том числе в образовании), методов и инструментов менеджмента качества, документирования и сертификации СМК, информационного обеспечения СМК, технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия, квалиметрии и др. Обучение по этой специальности представляет значительный интерес прежде всего для специалистов библиотек вузов.

С сентября 2014 г. на кафедре информационных технологий РИИТ БНТУ планируется открыть новое направление переподготовки – «Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» (за счёт средств государственного бюджета, заинтересованных юридических и физических лиц) с присвоением квалификации «инженер-программист» для руководителей и специалистов библиотек, имеющих высшее библиотечное образование в области автоматизации или информатизации или высшее образование по специальности «Прикладная культурология» (специализация «Информационные системы в культуре»).

Цель внесения этой специальности в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» 011-2009 – необходимость подготовки специалистов, способных осуществлять программное обеспечение компьютеров, компьютерных сетей и средств коммуникации; корректировать и/или дорабатывать специализированное программное обеспечение (АБИС) в процессе внедрения; применять информационные технологии в конкретной сфере деятельности; разрабатывать интерфейс пакетов прикладных программ; администрировать базы данных; формировать электронные библиотеки (текстовые и мультимедийные электронные коллекции) и репозитарии открытого доступа; заниматься веб-дизайном и веб-программированием; использовать «облачные» технологии для работы с текстовыми документами и электронными таблицами.

В настоящее время в Белорусском государственном университете культуры и искусств (БГУКИ) ведётся подготовка по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (автоматизация)» и «Библиотечно-информационная деятельность (информатизация)»; выпускникам присваивается квалификация «библиотекарь-библиограф». В соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в сфере культуры и искусства, и иными нормативными документами, специалист с такой квалификацией не имеет права работать в крупных библиотеках страны (Национальной библиотеке Беларуси, отраслевых республиканских, университетских, областных универсальных научных) в отделах, связанных с автоматизацией информационно-библиотечных процессов, и занимать должности инженера, инженера-программиста, инженера по научно-технической информации, специалиста по сопровождению программного обеспечения, администратора баз данных, а также – в сфере разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий.

В Беларуси осуществляется переподготовка по родственной специальности 40 01 73 «Программное обеспечение информационных систем». Однако это направление переподготовки не уделяет внимания прикладному программному обеспечению библиотечных технологических процессов и не решает прикладные задачи информатизации. В планируемой к открытию специальности переподготовки «Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» основной акцент делается на эффективное объединение знаний и компетенций специалистов, имеющих квалификацию «библиотекарь-библиограф», с перспективными возможностями, которые они получат после изучения дисциплин «Основы программирования», «Алгоритмы обработки данных», «Организация и проектирование баз данных», «Создание и администрирование локальных и вычислительных сетей и Интернет/Интранет-технологий в библиотеках», «Технологии разработки электронных документов и приложений», «Веб-дизайн и веб-программирование», «Облачные» технологии в библиотечном деле», «Технология радиочастотной идентификации (RFID): автоматизация библиотечных процессов».

Статистические показатели деятельности крупнейших библиотек Беларуси, аналитические отчёты и результаты опроса руководителей, данные Министерства культуры и Министерства образования Республики Беларусь позволяют сделать прогноз: в ближайшие пять лет ежегодная потребность в переподготовке кадров по новой специальности будет составлять не менее 25–30 человек. Практика показывает, что специалисты такого профиля требуются и в других организациях, специализирующихся на создании информационных продуктов, разработке и внедрении современных технологий и систем.

В условиях информатизации общества профессиональное сотрудничество основных организаторов образовательного процесса – руководителей библиотек как заказчиков образовательных программ и преподавателей-андрагогов РИИТ БНТУ – будет способствовать самосовершенствованию и профессиональному развитию всех групп специалистов и руководителей библиотек Беларуси, обеспечит высокое качество и эффективность системы дополнительного профессионального образования взрослых.

Список источников

1. Шрайберг Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века? Ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2011 / Я. Л. Шрайберг. – Судак ; Москва, 2011. – 79 с.

2. Шрайберг Я. Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждет впереди? Ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2012 / Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2012. – 63 с.

3. Шрайберг Я. Л. Электронная книга, будущее библиотеки и общественное сознание: попытка осмысления и предвидения. Ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2013 / Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2013. – 72 с.

4. Соколова Ю. В. 3 «П» вебинара [Электронный ресурс] / Ю. В. Соколова. – Режим доступа: http://portal.mubint.ru/library/webinars/catalogue/Documents. – Дата доступа: 14.01.2014.

5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен ; пер. с англ., ред., вступ. ст. Ю. Е. Зайцевой. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 240 с.

6. Стрелкова И. Б. Мотивация достижения в системе формирования профессионализма преподавателей колледжей/вузов / И. Б. Стрелкова // Aplikované vědecké novinky – 2012 : мateriály VIII mezinárodní vědecko-praktická konference, Praha, 27 červenců–05 srpna 2012 roku. – Díl 6. Pedagogika / šéfredaktor Z. Černák ; náměstek hlavního redaktor A. Pelicánová ; zodpovědný za vydání J. Štefko. – Praha : Publishing House «Education and Science», 2012. – S. 22–27.

7. Солтицкая Т. А. Бизнес-образование для взрослых : методические аспекты [Электронный ресурс] / Т. А. Солтицкая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. – 2006. – Вып. 1. – С. 184–198. – Режим доступа: http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/247.pdf . – Дата доступа: 14.01.2014.