УДК 026.064

Е. Б. Виноградова

Библиотекарь с фотоаппаратом

Рассмотрены целесообразность, роль и значение фотосъёмки в современной библиотечной работе. Проанализированы направления использования фотоархива как документной подсистемы библиотеки. Представлен опыт Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева».

Ключевые слова: библиотека, фотосъёмка, фотоархив, библиотекарь, фотограф.

Знатокам и любителям фотоискусства в нынешнем году предстоит особо почтить память замечательного русского фотографа и учёного Сергея Михайловича Прокудина-Горского: 27 сентября исполнится семьдесят лет со дня его кончины.

С. М. Прокудин-Горский в 1902 г. разработал технологию съёмки цветных диапозитивов, а в 1903 г. совершил первое из своих многочисленных путешествий с фотоаппаратом. Через несколько лет это вылилось в грандиозный проект – запечатлеть на цветных фотографиях всю Россию, фиксируя особенности культуры и повседневной жизни разных сословий. Благодаря фотографиям С. М. Прокудина-Горского мы можем перенестись на столетие назад и увидеть прошлое «в истинных цветах», качество которых, без преувеличения, поразительно [1].

Когда-то цветные фотоснимки С. М. Прокудина-Горского демонстрировали членам императорской семьи как редкостную диковинку и выдающееся научное достижение. Прошёл век, и в наши дни цветной фотографией никого не удивишь: практически каждый может стать обладателем компактной цифровой фотокамеры, для незамысловатого обращения с которой требуется лишь «нажимать кнопку». Цветная фотография превратилась в повседневный элемент жизни.

Разумеется, и в большинстве библиотек, даже таких, которые не могут пока похвастаться высоким уровнем технического оснащения, фотоаппараты всё же имеются (пусть это не солидные «зеркалки», а всего лишь скромные «мыльницы», подчас пожертвованные сотрудниками или читателями). Если собственного фотоаппарата нет, среди библиотекарей нередко находятся фотографы-любители, у которых фотокамера всегда с собой.

Что же можно сфотографировать в библиотеке? «Геометрию» стеллажей и склонившихся над книгами читателей? Не слишком впечатляющие объекты… Название статьи неслучайно перекликается с названием знаменитого фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом»: там зрителям представлен образ оператора – «человека в постоянном движении, движущегося сквозь панораму разрозненных событий так стремительно, что ни о каком вмешательстве не может быть и речи», – пишет культуролог С. Сонтаг [2. С. 23]. Но много ли таких событий происходит в библиотеке?

«Фотографирование, по существу, – акт невмешательства. … Вмешавшийся не сможет зарегистрировать, регистрирующий не сможет вмешаться» [Там же]. Насколько это справедливо по отношению к библиотекарю? Быть может, он вообще перестаёт быть библиотекарем, взяв в руки фотоаппарат? Попробуем ответить на все эти вопросы.

В первую очередь мысли о фотографировании приходят в тех случаях, когда библиотеку посещают известные люди, знаменитости. Это могут быть писатели или учёные, приглашённые на встречу с читателями, выступающие с лекциями или проводящие презентации своих новых книг. Чем обширнее программа таких мероприятий в библиотеке, тем чаще библиотекарю предстоит брать в руки фотоаппарат, фотографировать не только докладчика, но и делать кадры, на которых вместе с выступающим видна хотя бы часть аудитории. Ведь гости библиотеки – равноправные участники интересного события. Нередко именно посетители обращаются к библиотекарям за фотографиями, желая получить своё фото на память о встрече с известным человеком.

Желание сфотографировать происходящее, как правило, возникает не только в условиях разовых, уникальных мероприятий, но и в тех случаях, когда однотипные события происходят спорадически или с большой периодичностью. К таковым можно отнести, например, участие библиотеки в фестивалях или выставках, а также проведение ежегодных акций, приуроченных к какой-либо значимой для библиотеки дате.

Всё сказанное справедливо и для таких библиотечных мероприятий, как концерты камерной музыки или театральные постановки. Однако здесь библиотекарю-фотографу необходимо проявлять особую деликатность, заранее обговорив с выступающими возможность съёмки со вспышкой или воздержавшись от её использования. В любом случае интенсивность фотосъёмки должна быть разумно-достаточной.

Но если визит писателя, учёного или артиста в библиотеку не планируется, это ещё не значит, что библиотекарю некого фотографировать. Читательские конференции, работа кружков, библиотечные конкурсы и награждение победителей – всё это динамичные и значимые события, достойные запечатления.

Читатели могут стать объектом фотосъёмки не только во время культурно-просветительных мероприятий. Интересно сфотографировать заполненные читальные залы, хронику повседневной библиотечной работы (предварительно убедившись, что читатели не возражают против фотосъёмки). Если в библиотеке имеется мемориальная экспозиция или музей, проводятся экскурсии, съёмка групп или индивидуальных экскурсантов может стать отдельной сферой интереса библиотекаря-фотографа.

Нередко посетители просят сфотографировать их, если, например, нет собственного фотоаппарата, разрядился аккумулятор или заполнена карта памяти. Готовые фотографии могут быть высланы по электронной почте или переданы при следующем посещении библиотеки. В таких случаях фотографирование косвенно способствует налаживанию и поддержанию контактов с посетителями, превращению гостей-экскурсантов в друзей библиотеки, а затем, быть может, и в постоянных читателей. Особенно часто библиотечный фотоаппарат бывает востребован, если в здании библиотеки или на библиотечной территории установлен памятник (например, писателю, имя которого носит библиотека).

Говоря о фотосъёмке людей и событий, нельзя забывать и о сотрудниках библиотеки. Любые корпоративные мероприятия (календарные праздники, юбилеи, субботники, совместные экскурсионные поездки и т.п.) не обходятся без фотохроники и/или коллективных фотоснимков. Иногда необходимы и фотопортреты (нередко библиотекари хотят иметь на память свою фотографию, на которой они запечатлены на рабочем месте, с ближайшими коллегами, или портрет необходим для публикации статьи, автором которой является сотрудник библиотеки, или срочно требуется фото на служебное удостоверение).

Библиотекарю могут быть полезны и навыки пейзажного фото, знание приёмов фотографирования архитектурных объектов. Красиво расположенное здание библиотеки, стоящее отдельно или «вписанное» в городской пейзаж, может стать предметом фотосъёмки в разное время года, в различное время суток, при разнообразных погодных условиях. Порой бывает необходима не только художественная, но и техническая фотосъёмка архитектурных деталей, фасада, стен библиотечного здания и прилегающей территории (например, фотофиксация возникших дефектов, качества проведения работ ремонтными или коммунальными службами). Аналогичная фотофиксация бывает актуальна и для внутренних помещений библиотеки, особенно в случаях обнаружения повреждений или аварий коммуникаций, при других инцидентах, требующих анализа и выяснения причин.

Помещение библиотеки может стать объектом фотосъёмки и по более приятным поводам. Библиотечные холлы, читальные или специально оборудованные залы традиционно служат местом проведения выставок. В библиотеках нередки выставки работ художников и фотографов, мастеров прикладного искусства и любых других видов профессионального и любительского творчества, требующих для экспонирования лишь минимального оборудования. Понятно стремление запечатлеть выставку, церемонию её открытия, авторов на фоне представленных работ.

Если библиотека располагает более сложным выставочным оборудованием (витринами-шкафами, тумбами или столами для горизонтального экспонирования и т.п.), тематический спектр выставок, проводимых в её помещениях, может быть значительно шире. Но ведущую роль среди них будут играть, разумеется, выставки книжно-иллюстративные, которые достойны запечатления на фотоснимках, потому что хорошо подобранные и умело расставленные книги представляют собой зрелище не менее эстетичное, чем выставка произведений того или иного вида искусства.

Объектом фотосъёмки могут стать не только подборки книг в выставочных витринах, но и отдельные издания (например, по причине их особой исторической или художественной ценности, при обнаружении находок между страницами книг из владельческих собраний, до и после выполнения переплётных работ или реставрации). Могут быть сфотографированы крупным планом и отдельные детали переплёта, книжные аксессуары, фрагменты страниц с владельческими пометами, экслибрисы и др. При решении таких задач использование фотоаппарата даёт преимущества по сравнению со сканированием, так как не требует размещения ценных, редких или ветхих изданий на планшетном сканере (щадящими книгу планетарными сканерами располагают далеко не все библиотеки даже в крупных городах). Фотографирование также позволяет передать и выгодно подчеркнуть объём оригинала: толщину книги, особенности обрезов, краёв страниц.

Итак, в библиотеке возможны практически все традиционные виды фотосъёмки: портретная, репортажная, пейзажно-архитектурная, интерьерная, предметная и макрофотография. Они несомненно актуальны для фотографа-профессионала или продвинутого любителя, который привык видеть мир через видоискатель, повсюду находя фотогеничные объекты, оригинальные текстуры и расценивая снимки в первую очередь с точки зрения их эстетических достоинств в рамках того или иного жанра. Однако это предельный, нехарактерный случай;  цель же настоящей статьи – проанализировать актуальность и целесообразность для библиотек повседневной фотосъёмки общедоступного, рядового уровня. Сфотографировать в библиотеке можно многое; вопрос в том, найдут ли эти фотографии применение?

Результаты различных жанров фотосъёмки безусловно могут найти применение в библиотеке. Причём насчитывается не менее четырёх-пяти направлений использования фотоснимков каждого вида. Нельзя забывать и о существовании многочисленных сюжетных разновидностей в фотографии: например, портрет на фоне библиотечного интерьера может представлять собой как самостоятельный сюжет, так и быть элементом репортажного цикла.

В библиотеках, где «дружба» с фотоаппаратом наладилась давно, появляются даже специальные проекты, частично или полностью базирующиеся на фотографии. Например, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» традиционно включает в программы ежегодного фестиваля «Читающий Арбат» и других массовых рекламно-просвети­тельных мероприятий («Библионочь», «Ночь в музее» и т.п.) акцию под названием «Фото на память». Два-три сотрудника библиотеки в ходе мероприятия фотографируют гостей библиотеки в интерьере мемориальной экспозиции, в научном «Лосевском» читальном зале или у памятников А. Ф. Лосеву; запечатлевают желающих во время разнообразных экскурсий, конкурсов, встреч с интересными людьми и т.п. На следующий день фотографии высылаются по электронной почте.

Узнать об этой услуге можно не только из программы мероприятия, но и по специальным бейджам библиотекарей-фотографов. А для идентификации гостей библиотеки и записи адресов их электронной почты используется всё тот же фотоаппарат: после сюжетной фотосессии библиотекарь выполняет «технологический» снимок гостя с чётко и крупно написанным на листке бумаги электронным адресом, по которому следует выслать фотографии. Этот простой приём позволяет избежать путаницы при персональной идентификации и минимизирует (по сравнению, например, с рукописным перечнем) риск случайной утраты адресов.

Другая фотосоставляющая используется в традиционной викторине по типу игры «Что? Где? Когда?» Команде знатоков-читателей демонстрируется не просто фотопортрет библиотекаря, задающего вопрос, а фотомонтаж, где библиотекарь предстаёт в костюме-образе персонажа той эпохи, которой посвящена очередная игра.

В «Доме А. Ф. Лосева» осуществляются и более масштабные фотопроекты. Например, уникальная авторская карта «Философский Арбат» содержит современные фотографии домов Арбата и Приарбатья, так или иначе связанных с русскими философами Серебряного века. Снимки свыше 60 домов были специально выполнены сотрудниками и друзьями Библиотеки. Из них для карты использовано 40 наиболее интересных объектов.

Ещё один проект носит название «Философский след». Это раздел сайта «Дома А. Ф. Лосева» – своего рода «Клуб фотопутешественников». Но публикуются здесь не любые путевые заметки и фотографии, а лишь маршруты или эпизоды, имеющие непосредственное отношение к философии (места, связанные с жизнью философов, описанные в философских сочинениях и т.п.). В этом разделе сайта существует и особая страничка – «Философский некрополь». Здесь размещаются материалы о местах упокоения философов.

Оговорены обязательные условия: участником клуба «Философский след» может стать только читатель библиотеки (записаться в библиотеку можно прямо на сайте), он должен лично побывать в том месте, о котором хочет рассказать, прислать в библиотеку собственноручно выполненные фотографии. Разумеется, не исключается помощь попутчиков – друзей или родственников. Главное, чтобы это не были «чужие» фотографии, скачанные из Интернета или отсканированные из книг [3].

Любые фотопроекты способствуют налаживанию дополнительных контактов между читателями и библиотекарями, исподволь способствуя привлечению внимания пользователей к библиотечному фонду. Но даже если в библиотеке пока нет никаких специальных фотопроектов, количество выполненных фотографий постоянно растёт. Порой одного фотоаппарата оказывается недостаточно, поскольку заслуживающие фотофиксации мероприятия могут одновременно проходить в разных помещениях. Особенно велика потребность в дополнительных фотоаппаратах во время масштабных и длительных акций («Библионочь», участие в фестивалях и т.п.).

Возрастающее количество фотоснимков требует упорядоченного хранения. Собрание фотографий принято называть «фотоархив», но с течением времени в активно развивающейся библиотеке он превращается в многофункциональную базу данных, востребованную всеми структурными подразделениями. Однако рассматривать фотоархив в качестве базы данных можно только при условии его полноты, которая достигается систематической фотосъёмкой в соответствии с заранее принятыми методическими решениями.

Минимально-рациональная организация хранения выполненных библиотекарями фотоснимков (например, для фотохроники событий – группировка по датам, для портретов – по персоналиям, для интерьерных, архитектурных и предметных фотоснимков – по типам изображаемых объектов) обеспечивает возможность удобного поиска. Размещение базы фотоснимков на библиотечном сервере делает её доступной для всех подразделений и сотрудников библиотеки. Таким образом, в библиотеке возникает специфическая документная подсистема, которая становится неотъемлемой частью общей структуры, постепенно образуя всё более многочисленные и устойчивые связи с другими подсистемами.

Фотография – простое, доступное и одновременно мощное средство документализации. Наличие фотографий, подтверждающих факты, излагаемые устно, письменно или в мультимедийной форме, превращает такое сообщение в документальное, свидетельствует в пользу его достоверности.

Итак, мы убедились, что в распоряжении библиотекаря-фотографа имеется неожиданно много не просто занимательных, но и весьма полезных сюжетов и объектов фотосъёмки. Поэтому реминисценция названия статьи с динамичной и многоплановой картиной Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» отнюдь не избыточна.

Более того, библиотекарь всесторонне вовлечён в многочисленные фотографируемые события, он является их организатором, участником и впоследствии – активным «потребителем» содержимого непрерывно пополняемой базы фотоснимков. Таким образом, декларируемый знаменитой кинолентой принцип «невмешательства» оператора-наблюдателя, отстранённо фиксирующего происходящие вокруг события, абсолютно не подходит для библиотекаря, взявшего в руки фотоаппарат. Фотосъёмка – не только интересное, но и, несомненно, весьма плодотворное направление документивной деятельности сотрудников библиотек.

Список источников

1. Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». – Режим доступа: http://prokudin-gorskiy.ru/

2. Сонтаг С. О фотографии / С. Сонтаг. – Москва : Ад Маргинем Пресс, 2012. – 272 с.

3. Философский след / Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева». – Режим доступа: http://www.losev-library.ru/index.php?pid=7137