В. М. Суворова

Миссия универсальной научной библиотеки
и популярное библиотековедение:
повышаем квалификацию

Опыт универсальной научной библиотеки – методического центра – по пропаганде и продвижению популярного библиотековедения и его форм в виде статей в журнале «Вестник библиотек Москвы», цикла открытых лекций ведущих отечественных библиотековедов, информационного сборника-дайджеста серии
«В помощь библиотечному специалисту».

Ключевые слова: Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Нек­расова, библиотечно-информационное обслуживание пользователей, библиотечные кадры, популярное библиотековедение.

Главный вопрос, который необходимо решить сегодня: какими должны быть современная библиотека и современный библиотекарь? Библиотека – это и медиатека, медиацентр, информационно-библиотечный центр, московская гостиная.

Особенность современной библиотеки – её многофункциональность. Специалист такой библиотеки – это библиотекарь-библиограф, медиаспециалист, педагог, психолог, методист и библиотечный юрист одновременно, владеющий информационными технологиями. Универсальная научная библиотека должна определиться с выбором базовых направлений, качества своих изменений и улучшений, которые необходимы, в первую очередь, для окружающего её сообщества, т.е. быть клиентоориентированной, реализуя систему менеджмента качества в каждом процессе библиотечно-информационного облуживания.

Интернет кардинально повлиял на библиотеку и профессию библиотекаря. И происходящие сегодня поиски путей развития публичных библиотек лишний раз подтверждают необходимость изменений в библиотечной политике организации, заставив, в первую очередь, руководителей и ведущих специалистов библиотекотвечать на вызовы времени.

В информационно-культурной инфраструктуре столицы Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова – «Некрасовка» – как научный, информационный и культурно-просветительный центр для многонационального населения столичного мегаполиса призвана развивать основные направления деятельности, в том числе генерировать базу научно-методических и инструктивных материалов, проводить кадровую работу, повышать квалификацию персонала и помогать в этом публичным библиотекам мегаполиса, а иногда и регионов Российской Федерации.

Библиотека должна ориентироваться одновременно и на читателя/пользователя, и на кадровый состав, создавая каждому библиотечному работнику максимальные возможности для достижения желаемого уровня профессиональной квалификации в соответствии с его индивидуальными намерениями, интересами библиотечного сообщества и потребностями отрасли.

Принципиальное отличие современной главной публичной библиотеки столицы от научной библиотеки в более широком смысле выражается в том, что ею пользуются не только как хранилищем научной литературы. Сегодня научная библиотека является не только «памятью» науки, но и образовательно-просветительским учреждением, поскольку именно здесь, и чаще всего только здесь, не покидая рабочего места, библиотечно-информационный работник может повысить квалификацию по профилю своей деятельности, осуществить переподготовку, расширить объём специальных знаний, приобрести новаторские умения и навыки. А это предполагает создание качественно новых и эффективных форм библиотечно-информационного обслуживания пользователей.

Готовы ли наши библиотекари сегодня работать в многофункциональной библиотеке? Существует необходимость в пропаганде массового повышения квалификации библиотечных специалистов, в том числе и дистанционного.

Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат организации был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. Реализация системы повышения квалификации сотрудников существенно влияет на ключевые направления деятельности библиотеки:

подбор и расстановку кадров;

использование новых технологий в процессах внутрибиблиотечной работы и инновационных форм библиотечно-информационного обслуживания;

качество библиотечно-информационного обслуживания и предоставления услуг (в рамках развития кадрового потенциала работников учреждений в 2014 г. актуализированы квалификационные требования с учётом современных подходов к качеству услуг, в том числе путём разработки профессиональных стандартов. Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников организаций культуры, а также разработка систем оценки эффективности деятельности работников, создают основу для использования принципов «эффективного контракта»);

выявление потенциальных руководителей среднего звена;

способность библиотеки действенно реагировать на меняющиеся обстоятельства.

При организации комплексной системы повышения квалификации необходимо осуществлять переход от дисциплинарного обучения к проблемно-ориентированному, уделив наибольшее внимание новейшим библиотечным технологиям. На территории столичного мегаполиса функционирует ряд образовательных и библиотечно-информационных структур разного уровня, поэтому важно наладить координацию деятельности между библиотечными учреждениями Москвы, образовательным сектором и системой профессионального библиотечного и дополнительного образования.

Библиотечные кадры – один из основных ресурсов, в значительной степени определяющий успех всей деятельности библиотеки. Кадрами надо грамотно управлять, необходимо создавать им оптимальные условия для самообразования, развития, креативной деятельности и вкладывать в это необходимые средства. Финансирование библиотек – это не благотворительность со стороны государства, а крайне важное дело. Библиотекам нужно выделять гораздо больше средств, чтобы переформатировать их под современный уклад общества и сделать их мультикультурными центрами.

Сегодня мы обращаем особое внимание на популярное библиотековедение, которое появилось в связи с тем, что в библиотечную отрасль пришли специалисты смежных профессий, не владеющие базовыми библиотековедческими знаниями. Таким специалистам необходимо дать «краеугольные понятия» библиотечного дела. Кроме того, само библиотечное дело – это «живой организм», развивающийся по законам общества и впитывающий новые идеи и тенденции, которые следует изучать, объяснять и в доступной форме комментировать.

Мы говорим опропаганде и продвижении популярного библиотековедения в среду наших пользователей: старшеклассников, стоящих перед выбором профессии; студентов профильных и межотраслевых средних специальных и высших учебных заведений; взрослых читателей, желающих расширить кругозор; пенсионеров, которые нуждаются в социализации.

Приведу несколько примеров из деятельности «Некрасовки». С 2000 г. ЦУНБ им. Н. А. Некрасова начала издавать научно-информационный журнал «Вестник библиотек Москвы». А уже в конце 2008 г. в журнале была создана рубрика «Профессиональные штудии». За 5 лет в ней напечатаны 22 статьи. Тематика статей: экономический микроуровень, фандрейзинг, формирование бренда, ценообразование, книгообмен и буккроссинг, электронный библиотечный фонд, библиотеки и авторское право, библиотечная социономия, локальные нормативные акты для публичных библиотек, требования к персоналу (компетентность, креативность, коммуникабельность), библиотечная инноватика, организация библиотечного пространства, мобильность библиотечного сервиса, миссия библиотеки в контексте социального партнёрства, библиотечный мониторинг, качество и эффективность услуг, рекламная политика, конкурентоспособность и др.Содержание статей, стиль изложения – «просто о сложном». В конце каждой статьи приводится рекомендательная библиография по теме.

С 2010 г. в «Некрасовке» регулярно проходят открытые лекции и мастер-классы известных отечественных библиотековедов и практиков. Для проведения открытых лекций используются новые информационно-ком­муни­кационные технологии, дающие возможность общения и обучения на расстоянии. Видеосюжеты о лекциях размещаются на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород». В открытых лекциях в режиме видеомоста принимали участие представители региональных библиотек из Пензы, Новосибирска, Таганрога, Воронежа, Чебоксаров, Тюмени, Караганды.

Тематика лекций: от теоретических размышлений о терминах «электронный документ», «электронная библиотека», культуре чтения, правовом статусе публичных библиотек, инновациях в библиотеках до конкретных методик овладения техниками разговора в обслуживании пользователей, общении с коллегами, в социальных сетях.

Читать лекции приглашаются не только учёные и преподаватели из МГУКИ, но также директора федеральных библиотек и ведущие специалисты в области библиотечного дела, менеджмента, маркетинга и информационных технологий. Выбор тем открытых лекций основан на регулярном изучении запросов коллег и мониторинге современной проблематики библиотечного дела.

В 2011 г. ЦУНБ им. Н. А. Некрасова начала подготовку и выпуск информационного сборника «Профессиональныештудии» в серии «В помощь специалисту публичной библиотеки». Издание адресовано работникам публичных библиотек Москвы, в том числе молодым специалистам, которые хотят быть в курсе новейших тенденций и событий в профессиональной сфере. Сборник построен в форме дайджеста, что позволяет освещать публикации междисциплинарного характера, приводя их библиографическое описание, краткий аналитический обзор содержания, а также в некоторых случаях использовать цитаты, которые дают возможность составить представление о предмете дискуссии и манере изложения автора.

За это время выпущено 7 тематических информационных сборников (3 – в печатном, 4 – в электронном формате). В них представлена информация о вышедших за последние годы профессиональных изданиях (монографиях, сборниках статей, материалах конференций), статьях из профессиональной прессы, публикациях на сайтах библиотек, их партнёров и руководящих организаций. В сборниках отражаются концептуальные либо дискуссионные материалы, знакомство с которыми необходимо для профессионального становления современного библиотекаря. Каждый выпуск посвящён отдельной теме.

И открытые лекции, и статьи в рубрике «Профессиональные штудии», и информационные сборники – это яркие и наглядные образцы популярного библиотековедения, благодаря которым обновляются теоретические и практические знания в соответствии с современными требованиями к уровню профессиональной квалификации и необходимостью решения новых производственных задач.