А. В. Финогенов
ГПНТБ России

Международная конференция «Крым–2015».
Обзор работы

Ключевые слова: 22-я Международная конференция «Крым», конференция «Крым–2015», итоги конференции «Крым–2015», ГПНТБ России.

Alexey Finogenov
Russian National Public Library for Science
and Technology, Moscow, Russia

“Crimea-2015” International Conference.
A review

Keywords: the 22-nd “Crimea” International Conference, “Crimea-2015” Conference, World Professional Forum, “Crimea-2015” results, Russian National Public Library for Science and Technology.

В этом году (с 6 по 14 июня; профессиональная программа – с 8 по 12 июня) в г. Судаке – месте традиционного проведения международной конференции «Крым» – впервые состоялся Мировой профессиональный форум (для специалистов и руководителей библиотек, издательств, книготорговых и книгораспространительских организаций, музеев, архивов, информационных центров, вузов, техникумов, компьютерных и интернет-компаний, бизнеса, права, учреждений науки, культуры и образования) «Книга. Культура. Образование. Инновации».

В рамках Форума работали: 22-я Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2015»; тема 2015 года: «Книга и библиотека: среда обитания»; Первая Музейная ассамблея; тема 2015 года: «Сохранение традиций, внедрение инноваций»; IX Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве».

Главный организатор Форума – ГПНТБ России.

Среди соорганизаторов: Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство культуры Республики Крым, РГБ, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, МГИК, Международная ассоциация ЭБНИТ.

Международный профессиональный форум посетили специалисты и руководители библиотек, издательств, книготорговых и книгораспространительских организаций, музеев, архивов, информационных центров, вузов, техникумов, компьютерных и интернет-компаний, правовых организаций, учреждений науки, культуры и образования. В его работе приняли участие 960 специалистов из 19 стран, в том числе из Беларуси, Болгарии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Казахстана, Российской Федерации, Швейцарии.

Открытие Международного форума

Официальное открытие Форума прошло с соблюдением всех многолетних традиций Международной конференции «Крым».

Церемония открытия началась с приветствия его участникам председателя Оргкомитета Международного профессионального форума – генерального директора ГПНТБ России, профессора Я. Л. Шрайберга – прочитанного на четырёх языках (русском, украинском, крымскотатарском и английском).

Затем, по устоявшейся традиции, первое слово было предоставлено мэру г. Судака В. Н. Серову. В своём приветствии он обратился ко всем участникам форума, как к судакчанам. «За 22 года проведения этой международной конференции в нашем городе вы все стали немного судакчанами. Вы искренне полюбили наш город, а наш город искренне полюбил вас. Благодаря тому, что эта конференция проходит в нашем городе, не побоюсь сказать: Судак стал библиотечной столицей Крыма и всей России».

В. Н. Серов закончил своё выступление словами, которые организаторы и участники ждут целый год: «Международный профессиональный форум “Книга. Культура. Образование. Инновации”, или “Крым–2015”, объявляю открытым!»

На открытии форума прозвучали многочисленные приветствия в его адрес от официальных лиц и общественных деятелей.

Я. Л. Шрайберг зачитал часть приветствия помощника Президента РФ по культуре В. И. Толстого: «Ваш форум с полным правом можно отнести к одному из важнейших мероприятий, проходящих в нашей стране в Год литературы. Уверен, что именно здесь будет сделан решающий шаг к превращению книги и библиотеки в среду обитания современного человека».

Сопредседатель Наблюдательного совета Форума – первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, председатель Попечительского совета ГПНТБ России С. С. Журова передала приветственный адрес от Председателя Государственной Думы Российской Федерации С. Е. Нарышкина, где были такие слова: «Ваша конференция играет важную роль в организации общероссийской государственной политики в сфере информации, способствует созданию единого информационного пространства. Уверен, ваша конференция станет заметным событием Года литературы, послужит стимулом для дальнейшего развития библиотек; будет способствовать сохранению уникального литературного наследия, формированию культуры чтения. Желаю участникам конференции успешной работы!»

От себя лично Светлана Сергеевна отметила: у библиотечной Крымской конференции появилось продолжение – Международный форум, на котором пишется новая история библиотечного дела, но самое важное – остаются традиции, которые нас всех объединяют: «Спасибо этой Конференции за то, что она из года в год сохраняет эти традиции».

Сопредседатель Наблюдательного совета Форума – Б. Д. Дейч, председатель Совета директоров ОАО «ТОК “Судак”», почётный крымчанин, обратившись к участникам Форума и председателю Оргкомитета, заметил, что 22 года назад, «застолбив» место на карте Крыма для проведения этой конференции, Я. Л. Шрайберг, наверное, и не подозревал, каким прозорливым окажется это решение. «За это время конференция стала не только лидером библиотечного мирового движения. Международный форум “Крым”, объединяющий людей разных национальностей и с разных уголков мира, служит грандиозной площадкой для профессионального общения ведущих специалистов в сфере науки, культуры, инноваций и образования. Но кроме этого Форум стал прекрасным пропагандистом Крыма, его поразительной оригинальности и красоты, богатейшей истории и уникальной природы, курортных возможностей. Уверен, каждый участник Форума сразу же становится крымчанином по духу своему и мировосприятию – ведь Крым невозможно не любить». По мнению Бориса Давыдовича, Форум в Судаке является символом поиска истины, образцом взаимопонимания и содружества.

Невозможно не сказать и ещё об одном приветствии. Е. Ю. Гениева (Екатерина Юрьевна Гениева скончалась 9 июля 2015 г.), директор ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, не смогла приехать в Крым, но прислала видеоприветствие, в котором поздравила участников Форума с Годом литературы в России и выразила уверенность, что Форум поможет выработать понимание того, что же такое литература и литературный фонд нации.

Никто из участников не мог тогда и подумать, что слушает последнее обращение Екатерины Юрьевны к библиотечному сообществу: через месяц она навсегда покинула нас…

Пленарное заседание – самое важное мероприятие, задающее тон всей работе Форума, открыла министр культуры Республики Крым А. В. Новосельская.

С традиционным ежегодным докладом – «Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история «борьбы» с книгой и перспективы её выживания» – выступил профессор Я. Л. Шрайберг. (Журнальная версия доклада опубликована в № 10 2015 г.)

Многочисленная аудитория (почти одна тысяча участников) с большим вниманием слушала интереснейший обзор многолетней истории выживания книги. В докладе подчёркнуто: традиционная книга остаётся главным информационным источником в современной библиотеке наряду с электронными книгами и электронными ресурсами.

В своём докладе Яков Леонидович проанализировал новейшие информационно-технологические достижения, вошедшие в практику современных библиотек, прежде всего в области оцифровки коллекций, расширения интернет-сервисов, обработки больших массивов данных и других современных направлений развития библиотек и библиотечно-информационной инфраструктуры в целом.

В заключение он обосновал уверенное сохранение библиотеки как ячейки будущего информационного общества. (Участники Форума получили полную версию доклада, изданного в виде брошюры.)

По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция», традиционно сопровождающей работу каждой конференции «Крым» и являющейся неотъемлемой частью её программы. В этом году было представлено более 35 стендов. Свою продукцию экспонировали ведущие библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие организации. Ежедневно на выставке проходили яркие презентации, деловые встречи и переговоры, завязывались новые профессиональные контакты.

Профессиональная программа Форума

В течение пяти рабочих дней (с 8 по 12 июня) состоялось 45 мероприятий – заседания 14 тематических секций, дискуссионные площадки, «круглые столы», семинары, тренинги, мастер-классы, творческие встречи. Было представлено около 400 докладов, сообщений и презентаций.

Организаторы постепенно меняют как позиционирование, так и структуру прежней конференции «Крым», превращённой в Международный форум. Как отметил Я. Л. Шрайберг: «Время идёт, и мы уходим от традиционной аля-IFLA структуры конференции и переходим к формату, предложенному нами на конференции «ЛИБКОМ»: практически новая конференция, которая построена на дискуссионных площадках и мастер-классах. На конференции в Судаке тоже становится всё больше и больше подобных мероприятий».

Программу форума предваряла традиционная пресс-конференция, которая уже несколько последних лет проводится не только для аккредитованных журналистов, но и для всех желающих принять в ней участие. На вопросы аудитории отвечали: Я. Л. Шрайберг; Г. П. Ивлиев, статс-секретарь – заместитель министра культуры РФ; С. В. Салихов, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ; Е. Н. Гусева, заместитель директора Департамента науки и образования – начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ; С. С. Журова; Е. Г. Эмирова, начальник Управления музейного и библиотечного дела Министерства культуры Республики Крым; З. Я. Рахматуллина, земеститель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ. Ведущая пресс-конференции Л. А. Казаченкова представила участников и предложила задавать вопросы, которых, судя по всему, накопилось много!

Один из первых вопросов, адресованных Якову Леонидовичу: «Не боятся ли организаторы, что библиотечная тематика сузится, растворится или претерпит какие-то изменения в новом Форуме?»

Председатель Оргкомитета разъяснил, что в рамках Форума будет несколько отдельных мероприятий: библиотечная конференция, музейная ассамблея и симпозиум вузов культуры. В дальнейшем также планируется выделить в отдельное мероприятие архивную компоненту и издателей/книготорговцев. «Все мероприятия – отдельные, но «под общей крышей». Как может раствориться библиотечная тематика? Библиотечная компонента как была, так и будет главной».

Е. В. Иванова (специальный корреспондент журнала «Библиотека в школе»), упомянув прошедший в 2014 г. молодёжный форум на Селигере, где была площадка, на которой работали молодые библиотекари, обосновала свой вопрос: «Сейчас необходимы кадры, умеющие работать по-новому. Может быть следующий Форум будет с молодёжной площадкой? Какой-нибудь вариант творческой мастерской, где молодые, в том числе из библиотечной сферы, смогут себя проявить». Е. Н. Гусева ответила, что в рамках Форума заявлено мероприятие «Библиотаврида: молодые профессионалы», куда приглашены самые яркие и активные молодые лидеры. В дальнейшем молодёжная тематика будет расширяться.

С. Ю. Зорина (главный редактор журнала «Книжная индустрия») поинтересовалась у организаторов форума: «Каким образом, в каких формах они видят усиление именно книжной и книготорговой составляющей в деятельности Форума?» Я. Л. Шрайберг ответил, что Оргкомитет предоставляет возможность формирования любых мероприятий любой тематики («круглых столов», секций, семинаров). Всё зависит от того, кто станет их участниками. «Мы хотим расширить эту компоненту, но в первую очередь за счёт того, что предложат сами участники».

Г. П. Ивлиев дополнил ответ: задача Министерства культуры РФ состоит в том, чтобы книжная продукция была доступна на всех культурных форумах. «Одна из инициатив, которую мы вместе реализуем, – освободить книжную торговлю от арендной платы во время проведения культурных мероприятий: фестивалей, концертов. Но надо, чтобы не библиотека или театр устраивали подобные книжные лавки, а чтобы вы – профессионалы – организовывали их в учреждениях культуры». К сожалению, здесь есть определённые сложности, но возникла идея внести соответствующий законопроект через депутатов Государственной Думы.

З. Я. Рахматуллина выразила уверенность, что настоящее и будущее библиотечной жизни зависит не только от Министерства культуры РФ, но и от государственной политики. Госдума тесно работает с Министерством культуры по ряду законопроектов, которые направлены именно на сохранение библиотечного пространства страны. Один из последних законов – закон о сохранении сельской библиотеки. З. Я. Рахматуллина пообещала Г. П. Ивлиеву внести этот законопроект на рассмотрение в Госдуму.

С. С. Журова поддержала свою коллегу – депутата Госдумы: «Мы знаем, что есть процедурные моменты, когда через депутатов ряд законопроектов внести проще, чем это будет делать Правительство. Депутаты готовы быть лоббистами Правительства и всего библиотечного и издательского сообщества в законопроектах, касающихся нашей отрасли. Это очень важное и нужное дело для всех нас».

Н. И. Михайлова (президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств) как представитель книжной торговли высказала мнение, что книжное пространство не ограничивается только библиотеками: «Если мы создаём этот форум, то присутствие издателей здесь просто необходимо, потому что сегодня существуют большие проблемы во взаимодействии издательств и двух основных каналов доступности книги – это библиотеки и книжные магазины». Она выразила уверенность, что именно в этой взаимосвязи необходимо строить дальнейшую работу Форума. «Книжное пространство неделимо: издатели – книжные магазины – библиотеки. Вопрос о противостоянии библиотек и книжных магазинов в корне не правильный. В основе нашей работы лежит книга, наш конечный потребитель – читатель – что в библиотеке, что в книжном магазине. А какой способ он предпочитает: прийти почитать в библиотеку или пополнить личную библиотеку – это его право выбора. Но нам нельзя разделять эти понятия».

З. Я. Рахматуллина полностью согласилась с Н. И. Михайловой: «Безусловно, издатели, книжные магазины и библиотеки – это единая инфраструктурная цепь продвижения чтения. Они не могут работать в отрыве друг от друга».

«День Министерства образования и науки РФ» – одно из самых важных и ожидаемых мероприятий Форума.

Здесь в разных форматах обсуждались проекты, реализуемые в рамках целевой министерской программы по поддержке науки и образования.

«Во многих этих проектах участвует ГПНТБ России, и очень полезно, что массовые и вузовские библиотеки смогут узнать о наших инициативах и в ряде случаев принять в них участие», – отметили организаторы этого мероприятия.

С. В. Салихов рассказал об информационной поддержке научной деятельности в Российской Федерации как ключевом элементе научно-технической политики. Главная задача, которую видит Министерство, – это координация ведомств и организаций, обеспечивающих национальную подписку на международные индексы научного цитирования и научную периодику, в распределении доступа к указанным ресурсам в формате национальной подписки.

С. В. Салихов поделился планами создания межведомственного координационного совета по организации предоставления лицензионного доступа к информационным наукометрическим базам данных и полнотекстовым ресурсам научной периодики: «Мы предполагаем, что в этот совет должны войти представители всех фондов поддержки научной деятельности и экспертных сообществ: РГБ, ГПНТБ России, ВИНИТИ, БЕН РАН, ведущих университетов. Таким образом, с 2016-2017 гг. мы перейдём на новые принципы национальной подписки. Этим межведомственным координационным советом будут отобраны те информационные источники, которые наиболее востребованы научным сообществом и которые требуют национального подхода в организации подписки».

Я. Л. Шрайберг рассказал о тех проектах федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ, в которых ГПНТБ России является головной организацией либо оператором, либо тем и другим. «Рассматривая научно-образовательный информационный ресурс, мы формулируем пять основных требований к нему: открытость, общедоступность, бесплатность, оперативность, полнота». Опыт работы и компетенция персонала ГПНТБ России, подведомственной Министерству образования и науки РФ крупной федеральной библиотеки, лидера в области автоматизации и использования информационно-компьютерных технологий, соответствует тем критериям, которые позволили выбрать её в качестве разработчика и оператора многих проектов Министерства.

Яков Леонидович достаточно подробно рассказал о разработанной Системе развития Интегрированного сводного каталога научно-технической информации. «Когда у нас в стране говорят о существующих каталогах, то это обычно СКБР, а в последнее время – и ИС ЭКБСОН, но, к сожалению, забывают про Сводный каталог научно-технической литературы, у которого есть одна очень существенная особенность. Эта система отражает русскоязычные фонды научно-технических библиотек стран СНГ. Только в этой системе можно получить информацию о научно-технической литературе, выпускаемой на русском языке во всех постсоветских странах (кроме Прибалтики). Система явилась продолжением разработки той известной системы, которая называлась Российский сводный каталог научно-технической литературы».

В ходе программы Дня Министерства образования и науки РФ была проведена серия «круглых столов», где продолжилось обсуждение тех основных проектов, которые реализуются с использованием ресурсов Министерства.

Проект информационно-аналитической системы «Карта Российской науки», которая сейчас выводится в режим промышленной эксплуатации, был инициирован в 2013 г., а его реализация вызвала бурное обсуждение российского научного сообщества.

В. А. Мукасьян и И. В. Михайленко (ГПНТБ России) рассказали об устройстве этой системы, новом функционале и основных алгоритмах её работы.

В. А. Мукасьян напомнил, что «Карта российской науки» является всего лишь агрегатором той информации, которую поставщики предоставляют системе. Основная задача разработчиков – это гармонизация поступивших данных для дальнейшей удобной работы с ними: получения информации о количестве материалов, опубликованных той или иной организацией, о распределении публикаций по тематике и многом другом. Основные объекты, которыми оперирует «Карта Российской науки», – это учёный и организация. Именно на них «нанизываются» те публикации, которые поступают из разных источников.

В. А. Мукасьян добавил, что к базам данных Web of Science и Scopus имеют доступ всего около 250 организаций, а «Карта российской науки» является открытой и бесплатной.

Информационная система доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса (ИС ЭКБСОН). Разработка была закончена в мае 2013 г.; сейчас система вышла в режим промышленной эксплуатации. Цель ИС ЭКБСОН, как и любого сводного каталога, – это единая система доступа, через одно окно, в котором будут указаны информация о тех или иных документах и, самое главное, – адрес фондодержателя, и возможность выхода на полный текст документа.

Основной результат этого проекта: подписано 531 соглашение с научно-техническими библиотеками ведущих вузов и научных учреждений страны. Сегодня ИС ЭКБСОН содержит 16 млн записей – это один из самых больших каталогов в стране. И. И. Михайленко (ГПНТБ России) рассказал, какие возможности даёт ИС ЭКБСОН библиотекам, вузам и научным организациям.

Проект «Научный архив». Цель этого проекта – предоставить учёным, преподавателям, учащимся, госорганам, работодателям инструмент для оперативной оценки качества научных (квалификационных) работ.

Ю. В. Чехович (исполнительный директор ЗАО «Антиплагиат») рассказал о предпосылках возникновения проекта, среди которых: массовое использование российскими учёными и преподавателями средств обнаружения заимствований; понимание важности проблемы заимствований, продемонстрированное руководством страны; отсутствие внятных «правил игры»; неопределённый правовой статус большого количества создаваемых научных и учебных работ.

Проект начался в 2014 г., окончание планируется на конец 2016 г.

Среди ожиданий от проекта Ю. В. Чехович выделил следующие: повышение результативности научных исследований, качества научных работ и прозрачности научной среды, уровня и интенсивности информационного обмена в научном сообществе, исключение дублирования исследований.

Работу Дня Министерства науки и образования РФ завершил специальный «круглый стол», посвящённый организации национальной подписки на зарубежные полнотекстовые ресурсы.

Г. А. Евстигнеева, заместитель генерального директора ГПНТБ России, рассказала о состоянии дел в области национальной подписки в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Она представила комплекс работ по организации проектов, соответствующих этой программе. Прежде всего была создана конкурсная информационная система. Каждый конкурс сопровождается разработкой и утверждением конкурсной документации, отражающей требования участников конкурса. Затем проводятся сами открытые конкурсы (т.е. в них может участвовать любая организация любого типа); выявляются победители; заключаются лицензионные соглашения с владельцами ресурсов, организуется доступ к ресурсам. Завершающий этап – аналитическая работа (мониторинг) для выявления ресурсов как наиболее активно пользующихся спросом, так и малоиспользуемых. Аналитика позволит определить, нужен ли тот или иной ресурс.

Конкурс «Книга Победы» организовали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ и некоммерческое партнёрство «Гильдия книжников» при поддержке Министерства культуры РФ.

А. Н. Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, рассказал об этом конкурсе, который должен пройти не только в рамках Года литературы, но и стать по-настоящему всеобъемлющим – чтобы в нём участвовали и издательские, и творческие проекты.

Среди целей проекта докладчик выделил: сохранение и восстановление исторической памяти о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в литературе и книгоиздании; популяризация книг, посвящённых ВОВ, и издательств, их выпускающих; воспитание патриотических чувств и качеств у подрастающего поколения, передача ему правдивой информации о ВОВ.

Е. Н. Гусева отметила, что интерес к литературе, сохранению исторической памяти и новым формам её сохранения достаточно серьёзен: «У нас есть система сохранения исторической памяти – это библиотеки, это литераторы, которые пишут на эту тему, это книги. «Книга Победы» – это попытка сделать историческую память системной».

Особый интерес у участников форума вызвало учредительное собрание новой национальной ассоциации «Библиотеки будущего», которое провели Я. Л. Шрайберг, А. И. Вислый, В. В. Дуда (подробно об этом см.: № 10 2015 г. С. 75–79. – Ред.). Миссию новой ассоциации организаторы определили как содействие уверенному позиционированию библиотек в будущем информационном обществе, в электронно-информационной высокотехнологичной среде.

На дискуссионной площадке «Национальная электронная библиотека: мифы и реальность», организованной в рамках секции 3 «Электронные библиотеки и онлайновые ресурсы в современном библиотечно-информационном пространстве», Г. П. Ивлиев представил результаты реализации крупнейшего библиотечного проекта – Национальной электронной библиотеки (НЭБ).

Самое важное, по мнению Григория Петровича, что удалось достичь разработчикам – это выработать понимание, что же такое НЭБ, каковы её цели и задачи, создать и запустить единую точку доступа к её ресурсам. Проект готов к промышленной эксплуатации. Главным результатом большой работы, проделанной Министерством культуры РФ, Министерством образования и науки РФ, является признание НЭБ важным инструментом государственной культурной политики, который способствует решению её главных задач: обеспечению доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам; использованию цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан (независимо от места их проживания) к культурным ценностям; принятию мер по возрождению интереса к чтению; расширению доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России.

Цель НЭБ – создание государственной информационной просветительской системы, обеспечивающей доступность информационных ресурсов всем пользователям библиотек и сети интернет.

Заседания некоторых традиционных секций конференции «Крым» были объединены, например, совместное заседание Секции 9 «Информационный рынок и формирование фондов библиотек» и Секции 1 «Информационное общество и мировая информационная инфраструктура. Национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества». Здесь состоялось интереснейшее мероприятие – панельная дискуссия «Книжное пространство: каким оно должно быть в XXI веке?», направленная на обсуждение ключевых отраслевых проблем, вопросов взаимодействия издателей, книгораспространителей и библиотек. Её организаторы собрали за одним столом представителей всех сегментов книжной отрасли: Б. С. Есенькина (президент некоммерческого партнёрства «Гильдия книжников», президент ТД «Библио-Глобус»), Н. И. Михайлову (президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств), К. В. Антипова (ректор Московского университета печати им. Ивана Фёдорова), Б. В. Ленского (профессор Московского государственного университета печати им. Ивана Фёдорова), Г. А. Евстигнееву.

Модератор дискуссии – С. Ю. Зорина (главный редактор журнала «Книжная индустрия») рассказала о важнейшем отраслевом проекте «Культурная карта России. Литература. Чтение», который реализуют совместно «Книжный союз», журнал «Книжная индустрия», Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и РБА. «Уже сам состав организаторов говорит о важности проекта и его межотраслевом характере», – отметила С. Ю. Зорина.

Основная задача проекта – проанализировать состояние инфраструктуры книги, чтения на территории РФ. «В настоящее время, по нашему общему мнению, основная ключевая проблема отрасли – это очень слабая система книгораспространения на территории РФ. Если в советский период мы имели 8,5 тыс. книжных магазинов на территории России, то сегодня их лишь около одной тысячи. Можно говорить о том, что фактически разрушена инфраструктурная составляющая книжной отрасли. Если мы говорим о доступности книги и чтения, основными каналами были и остается – книжные магазины (около 80% изданий идёт через этот канал) и библиотеки (20%). Сегодня ключевая проблема книжной отрасли – попытка воссоздать её инфраструктуру, в частности книжных магазинов: прежде всего, это поддержка существующих магазинов и преференции для открытия новых точек, в том числе на территории учреждений культуры (библиотек)».

В ходе проекта «Культурная карта России» были получены удручающие цифры. Обеспеченность книжными магазинами: Санкт-Петербург (1 книжный магазин на 30 тыс. жителей – лучший показатель по России, фактически приближённый к европейским стандартам), Москва – 1 магазин на 55 тыс. жителей; в регионах: Сибирский федеральный округ – 1 магазин на 70 тыс. жителей, Уральский федеральный округ – 1 магазин на 81 тыс. жителей; одна из худших ситуаций в Центральном федеральном округе –

1 книжный магазин на 93 тыс. жителей; на последнем месте Северокавказский федеральный округ – 1 магазин на 175 тыс. жителей.

«Собранные нами цифры говорят о том, что действительно нарушена инфраструктура книги и чтения, и мы не можем говорить о доступности книги для населения, для российского читателя. Решению проблемы может способствовать объединение усилий издателей, книгораспространителей и библиотек, – подчеркнула С. Ю. Зорина. – Одна из ключевых задач этого «круглого стола», где собрались единомышленники и заинтересованные люди, – создать рабочую группу с тем, чтобы наше мнение и позицию в первую очередь донести до государственных органов власти и включить в основополагающие документы: Закон о культуре, Основы государственной культурной политики».

Н. И. Михайлова в своём выступлении посоветовала не заострять внимание на увеличении процента электронных книг по отношению к печатным: «В большинстве развитых стран соотношение электронных и печатных книг уже стабилизировалось. Есть книга, а в каком формате потребитель хочет её получать – это его право выбора. А мы должны предоставить все возможности». Сейчас много говорится о том, что электронный формат заменит печатный. По мнению Н. И. Михайловой, это уводит в сторону от сути проблемы: «Наша страна имеет одно из самых богатых литературных наследий, но мы не предпринимаем достаточно усилий, чтобы это наследие сохранить и чтобы обеспечить людям его доступность!»

Б. С. Есенькин отметил, что обсуждаемая проблема – целевая, многоступенчатая, и следует выстраивать концепцию образования современного человека. Это многоцелевая государственная задача, которая должна решаться специалистами многих ведомств и отраслей, в том числе и работниками книжной индустрии. По мнению Бориса Семеновича, «пришло то время, когда надо создать координационный совет, в который войдут все, кто занимается именно книжным делом. Необходимы общая концепция и лоббирующий блок, цель которого – донести до разных организаций и органов сигнал SOS».

К. В. Антипов попытался убедить собравшихся, что «на самом деле, никто в нашей стане не борется против книги и литературы». По его мнению, «наши устремления в противо-тренде. Чиновник не против книги, библиотек и книжных магазинов. Он «за» электронное правительство, за возможность, покупать через интернет, управлять через интернет, общаться с обществом через интернет и т.д. На это выделяются средства, поэтому считается, что и книги можно читать, пользуясь открытым электронным пространством. Возражений против книг нет. Просто мы живём в эпоху электронной истерии, в связи с чем на этом этапе наша основная задача – убедить власть имущих, что распространение и чтение традиционных и электронных книг – это два параллельных процесса».

На конференции «Крым» в шестой раз состоялась интеллектуально-дискуссионная дуэль «К барьеру!» (по схеме известной прежде телепередачи В. Р. Соловьева).

Первая «дуэль» (на конференции «Крым–2010») между А. И. Земсковым и Ю. Н. Столяровым вызвала такой живой интерес участников форума и прошла так успешно, что мероприятие было решено сделать постоянным.

Тема дуэли этого года – «Современная библиотека: кто, чем и как управляет в библиотеке?» Причина дуэли: попытка выяснить, какая из управленческих концепций сможет стать новым парусом для библиотек, который и выведет их на уровень всеобщей востребованности.

Цель дуэли: «Попытаться сформулировать ответы на вопросы: Современная библиотека – место встречи и общения или место работы и уединения? Что важнее для библиотеки – проводить яркие и запоминающиеся мероприятия или предоставлять качественные услуги и возможности? Директор библиотеки – «крепкий хозяйственник», «супер-профессионал», креативный менеджер или …? Чем управляет директор библиотеки – сервисами или событиями? Госзадание: инструмент управления или инструмент подавления?»

«Дуэлянты»: И. Б. Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи (Москва), и А. С. Карауш, директор Муниципальной информационной библиотечной системы (Томск).

Роль рефери традиционно исполнял Я. Л. Шрайберг; ассистент рефери и распорядитель – Е. Н. Гусева.

Секунданты И. Б. Михновой: М. П. Захарченко, заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодёжи, и В. К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой МГИК.

Секунданты А. С. Карауша: А. Л. Вахрушева, директор Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (Москва), и Ю. В. Иванова, директор научно-образовательного библиотечно-информационного центра Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Состав жюри: Е. Л. Кудрина, доктор пед. наук, профессор, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств; В. А. Панин, доктор физ.-мат. наук, профессор, ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого; М. А. Шубин, директор компании ««DA!media»», и С. Н. Немирович, и.о. директора Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко (Симферополь).

В роли независимых экспертов выступили два признанных специалиста, которые не нуждаются в представлении: А. В. Соколов и Ю. Н. Столяров.

В первом раунде каждый из дуэлянтов изложил свою позицию.

А. С. Карауш кратко ответил на вопросы, обозначенные в цели дуэли. Если современная библиотека расположена в центре города, то, по его мнению, она является местом работы и уединения; если же в компактном сообществе, то основной функцией библиотеки становится общение. Для современной библиотеки важно проводить яркие, запоминающиеся мероприятия и одновременно предоставлять качественные услуги. Что важнее? «Всё зависит от сегмента, от местного населения и от того, как библиотека себя позиционирует».

Директор библиотеки, по мнению А. С. Карауша, всегда должен оставаться лидером, основная задача которого – управление конфликтами. «Там, где есть группа людей, всегда существует конфликт интересов, и задача директора – выявить эти конфликты и решить, что с ними делать». Госзадание, по его мнению, – это «гробовщик перспективных направлений»; показатели госзадания необходимо расширять.

И. Б. Михнова вместе с командой коллег выделили несколько управленческих решений, которым они следуют в своей работе: чёткое осознание противоречивой природы нашего пользователя; в основе спроса на библиотечные услуги лежат нужды и потребности реальных и потенциальных пользователей; постоянное наблюдение за изменениями трендов и предпочтений; стремление уловить социальные потребности общества, которые для большинства населения пока ещё не очевидны, «идти на полшага впереди сегодняшнего дня».

По мнению И. Б. Михновой, современная библиотека должна быть и местом встречи и общения, и местом работы и уединения. «Мы сформулировали пять признаков библиотеки, которым следуем: дом знаний, гарант свободного доступа, помощник в социальной и профессиональной адаптации, место интеллектуального досуга, безопасное место для общения и место для самоидентификации и самореализации молодёжи», а директор библиотеки «управляет идеями и людьми».

Во втором раунде «дуэли» ведущий задал по три вопроса каждому из «дуэлянтов».

Библиотеки, особенно те, которые хотят сохраниться в будущем, имеют некий набор функций: просветительская, образовательная, научная, культурно-досуговая, научно-методическая и т.д. Ведущий попросил «дуэлянтов» определить, какую функцию они считают главной.

По мнению А. С. Карауша, это «та функция, которая уже существует и должна остаться – это библиотека как третье место в системе “Дом – работа – библиотека”».

И. Б. Михнова считает, что базовая функция библиотеки – «дом знаний» и гарант свободного доступа к информации: «Поскольку знание – это та “вещь”, которая принципиально отличает библиотеку от всех прочих учреждений культуры».

Следующие два вопроса были объединены: «Происходит ли сегодня экспансия электронной книги, и какова поведенческая модель библиотеки в этих условиях?»

А. С. Карауш ответил, что экспансия электронной книги происходит с точки зрения запросов пользователей: «Естественно, библиотека начинает реагировать на потребности, приобретает электронные книги, заключает договоры с электронными библиотечными системами для того, чтобы удовлетворить спрос пользователя и каким-то образом сохранить читающую аудиторию в библиотеке».

По мнению И. Б. Михновой, самое главное – чтобы пользователи читали, а каким способом и на каких носителях – это не принципиально:

«У нас – молодёжная аудитория и неудивительно, что 50–60% её читают электронные книги».

В третьем раунде «дуэлянты» задавали вопросы друг другу.

А. С. Карауш поинтересовался у оппонента, что она попросила бы у сказочной золотой рыбки для своей библиотеки. Директор библиотеки для молодёжи сразу же ответила: «Помещения».

И. Б. Михнова в свою очередь задала вопрос: «Что, по вашему мнению, в библиотеке есть такое, чего не могут предложить другие учреждения культуры?» А. С. Карауш ответил: библиотеки не должны ещё что-то изобретать. Им необходимо бороться за пользователя доступными способами, привлекая его к чтению. «Меняются форматы хранения данных и способы появления пользователей в библиотеке. Никакими другими функциями библиотека не будет обладать. Если мы на основе каких-то мероприятий прививаем читателю любовь к книге, развивая его, в этом случае мы выполняем функцию библиотеки. А уже какими методами – абсолютно не важно».

В четвёртом раунде каждый из «дуэлянтов» ответил на один вопрос от секундантов оппонента.

В. К. Клюев спросил у А. С. Карауша, какое из управленческих решений для него как директора было наиболее сложным. «Дуэлянт» ответил: по его мнению, для любого руководителя «самое сложное решение – это санация, в частности увольнение сотрудника».

А. Л. Вахрушева процитировала руководителя одного из мировых рекламных агентств – Кевина Робертса, который сказал: «Менеджмент умер, маркетинг умер, стратегия умерла; наступает экономика эмоций», и спросила у И. Б. Михновой: «Готова ли библиотека сегодня принять этот вызов?» Ирина Борисовна не согласилась с приведённым высказыванием: «Маркетинг умереть не может, в его основе лежат хорошие принципы – ориентация на нужды и потребности людей. Продаётся не товар, а эффект от обладания им – эмоции».

После выступления независимых экспертов своё мнение высказало жюри: «Формат дуэли предполагает противостояние взглядов на какую-либо проблему. Сегодня не хватало контрастных точек зрения, дуэлянты друг друга дополняли!»

Итог зрительского голосования: победил А. С. Карауш – 205 голосов (за И. Б. Михнову – 80).

Мероприятие, которое стало традиционной компонентой программы конференций, организуемых ГПНТБ России («Крым» и «ЛИБКОМ»), – это интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? в библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве».

На этот раз в команду знатоков вошли: С. Р. Баженов (зав. отделом автоматизированных систем ГПНТБ СО РАН), Н. А. Мазов (зав. информационно-библиотечным центром Института нефтегазовой геологии и геофизики им. академика А. А. Трофимука СО РАН, Новосибирск), М. И. Рассадина (преподаватель Владимирского областного колледжа культуры и искусства), Н. Л. Ржевцева (заместитель председателя Севастопольской библиотечной ассоциации, директор научной библиотеки Севастопольского государственного университета), А. Н. Воропаев и капитан команды – магистр игры А. М. Мазурицкий (профессор МГИК).

Ведущий Игры – Я. Л. Шрайберг – представил жюри: А. Ю. Шамаев, коммерческий директор компании «Инфра-М»; Б. В. Ленский; А. В. Соколов, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры; постоянный председатель жюри – Т. Д. Жукова, президент Русской школьной библиотечной ассоциации.

Главный администратор Игры – О. В. Шлёнская, директор Издательско-репрографического центра ГПНТБ России. Именно к ней в течение всего года поступают вопросы для этой Игры.

Команда знатоков победила со счётом 6:3. Это весьма значимое событие: за все годы проведения Игры команда игроков побеждала на «летней Игре» только однажды – в 2010 г.

Жюри назвало лучшего игрока – им стала М. И. Рассадина: ей присвоили звание магистра Игры.

Официальное закрытие

Официальное закрытие Форума прошло в традиционном для конференции «Крым» формате, хорошо знакомом её постоянным участникам.

Я. Л. Шрайберг предложил всем желающим – не только организаторам мероприятий, но и участникам – дать свою оценку увиденному и услышанному.

Е. Н. Гусева отметила две, по её мнению, важнейшие площадки Форума, в работе которых ей удалось участвовать. Первая – дискуссионная площадка по НЭБ. «Проект сложный и неоднозначный. Год назад мы не совсем представляли себе насколько это сложно. Например, что для реализации проекта придётся менять законодательство. Но уже сейчас понятно, что проект, несмотря на все сложности, будет реализован».

Е. Н. Гусева отметила и новую концепцию развития АПРИКТ, а также представленную (в режиме реального времени по интернету) в рамках Дня библиотечных инноваций программу аттестации персонала библиотек. «На мой взгляд, инновационная тематика сегодня выходит на первый план», – сказала Е. Н. Гусева и в заключение отметила почти идеальную организацию Форума.

А. С. Карауш выступил от секции 11 «Региональные, муниципальные и сельские общедоступные библиотеки: новая экономика и новые технологии», где он был председателем. Он поблагодарил всех участников работы секции, но на будущее попросил организаторов подкорректировать её программу: по его мнению, докладов было излишне много – 18. «Отчётную часть, на мой взгляд, надо отражать в публикациях, а в доклад включать только проблемную дискуссионную часть».

В. В. Стрельцов, доктор техн. наук, профессор, проректор по научной деятельности МГИК, прежде всего поблагодарил организаторов Форума за возможность впервые провести в Судаке Девятый международный симпозиум «Вузы культуры и искусства в мировом образовательном пространстве».

Симпозиум работал два дня; на нём присутствовали представители нескольких стран, в том числе делегация из Вьетнама во главе с ректором Института культуры Ханоя.

З. В. Чалова, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, президент Петербургского библиотечного общества, отметила проводимый на конференции «Крым» третий год подряд День библиотек Москвы и Санкт-Петербурга. «Петербургские библиотекари всегда отличались “корпоративным стилем” и привезли в Судак наш проект создания единой сети библиотечного обслуживания, единого читательского билета и другие новые проекты. Во всём остальном нас многое объединяет с московскими коллегами».

И. А. Добрынина, генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова (Москва), дополнила выступление коллеги. Она высказала мнение о необходимости менять формат подачи материала. «Мы уже договорились о двух корпоративных проектах совместно с петербургскими коллегами. Библиотеки меняются и модернизируются. Основная идея – не только изменение пространства, мы насыщаем их технологиями и совершенно новым интерфейсом взаимодействия с читателями, как в физическом, так и в виртуальном пространстве. Мы убедились в том, насколько два мегаполиса близки. Будущее только за интеграцией». В заключение И. А. Добрынина поблагодарила всех участников Форума и особенно петербургских коллег.

Торжественная часть закрытия конференции «Крым–2015» как всегда была в основном посвящена награждению спонсоров и лауреатов традиционных номинаций Крымского форума.

Номинации и победители:
«Лучший председатель мероприятия» – Светлана Анатольевна Капранова, директор ЦБС для детей (Севастополь);
«Лучший организатор мероприятия» – Борис Семёнович Есенькин (за креативный подход в организации мероприятия «Книга Победы»);
«Лучший докладчик» – Григорий Петрович Ивлиев;
«Лучший стенд выставки» – компания «Ардокс»;
«Лучший переводчик» – Маргарита Владимировна Миколайчик (Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь);
«Лучшее инновационное мероприятие» – Евгения Николаевна Гусева (День библиотечных инноваций);

Звание «Мистер Форум» получил в этом году Александр Сергеевич Карауш, директор муниципальной информационно-библиотечной системы г. Томск, а «Мисс Форума» – Елизавета Евгеньевна Соколова, главный библиотекарь Томской ОУНБ им. А. С. Пушкина.

После традиционного награждения памятными призами, медалями и дипломами флаг Форума был торжественно спущен, и Я. Л. Шрайберг объявил международный форум «Крым–2015» закрытым.

(Полная программа Форума представлена на сайте ГПНТБ России: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2015)