УДК 027.7:004

Р. А. Барышев, В. П. Казанцева
Сибирский федеральный университет

Электронные информационные ресурсы в образовательном процессе университета

Подчёркнуто значение систематического изучения преподавателями университета электронных информационных ресурсов для использования полученных знаний в учебном процессе. Освещён опыт Сибирского федерального университета. Приведены результаты работы по программам повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей, факультет повышения квалификации преподавателей, информационные ресурсы, информационная культура, Сибирский федеральный университет.

UDС 027.7:004

Ruslan Baryshev and Vera Kazantseva
Siberian Federal University, Russia

Digital information resources in the University learning processes

The authors emphasize the significance of systematic knowledge acquisition of digital information resources by university education staff to use it in their curricula. The results of professional development programs are presented.

Keywords: education staff professional development, student survey, educator professional development department, Information department, information culture, Siberian Federal University, Electronic Library of the Siberian Federal University.

«Знание бывает двух видов. Мы сами знаем
предмет или же знаем, где найти о нём сведения».

Бенджамин Франклин

В словаре «Профессиональное образование» понятие образование трактуется как «процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям…», а непрерывное образование – как «образование, сопровождающее человека на всём протяжении его жизни» [8].

«Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться…» [2].

Всемирная организация ЮНЕСКО в своих программах рассматривает образование в течение всей жизни как данность и потребность нашего времени.

В постиндустриальном обществе происходит революционное изменение технологического уклада, в результате чего труд становится всё более сложным, наукоёмким, что неизбежно приводит к возрастанию спроса на высококвалифицированную рабочую силу, обладающую не только специальными знаниями и навыками, но и способную осваивать новые компетенции, информацию, установки [9. С. 14].

Основные потребители информации в вузе – студенты. Их информационное поведение зависит от рекомендаций преподавателей по использованию профессиональных баз данных, уровня информационной культуры. Задача преподавателя – прививать студентам интерес к дисциплине, увлекать их масштабностью задач и проектов, задавать проблемные вопросы, следить за новыми публикациями. Преподаватели должны систематически обновлять знания, связанные с ассортиментом и использованием информационных ресурсов определённого направления.

В последнее время наряду с традиционными методами обеспечения учебного процесса учебной, учебно-методической и справочной литературой широко используются электронные базы данных. Они позволяют расширить доступ к разнообразным информационным ресурсам – как к изданиям Сибирского федерального университета (СФУ), так и к приобретённым лицензионным БД, включающим сотни тысяч документов. Значительно расширить доступ к информационным ресурсам позволяет и электронная библиотека СФУ, сформированная по направлениям подготовки специалистов в вузе.

В электронной библиотеке создаются информационные массивы по профилю учебного заведения. Преимущества электронной формы документа в сравнении с печатной очевидны: надёжность и компактность хранения информации, возможность оперативно её пополнять, распространять и широко использовать. Это позволяет решать проблему книгообеспеченности учебного процесса, так как с электронным документом одновременно может работать неограниченное число пользователей, обеспечиваются доступность и оперативность получения информации независимо от её физического местонахождения и сохранность фонда.

Таким образом, процесс обучения в СФУ обеспечивают следующие источники: издания из ЭБ СФУ; издания, находящиеся в базах данных партнёров библиотеки СФУ – ЭБС «Book.ru», ЭБС «ИНФРА-М», Научная электронная библиотека (eLIBRARY.ru), ЭБС «Университетская библиотека онлайн» и др., зарубежные БД (http://bik.sfu-kras.ru/).

Чтобы организовать и использовать разнообразные информационные ресурсы, требуются специальные знания. Задачу развития информационной компетентности преподавателя в вузе можно решить посредством организации системного обучения на факультете повышения квалификации преподавателей (ФПКП). Участие СФУ в конкурсе программ в 2010 г. и последующая реализация программы «Формирование компетенций преподавателя вуза для работы с информационными ресурсами» позволили сделать обучение системным [6]. По 72-часовой программе, действовавшей в университете в течение пяти лет, прошли обучение и получили удостоверения государственного образца более 400 преподавателей. Набор на курсы проводился два раза в год.

Цель программы – научить преподавателей навыкам работы с информационными ресурсами (ИР), чётко формулировать запросы, анализировать ИР и эффективно их использовать в работе со студентами. Сейчас это особенно важно в связи с новыми образовательными стандартами, когда в вузах отдаётся приоритет электронным ресурсам, которые должны активно использоваться в учебном процессе и самостоятельной работе студентов.

Изучению и использованию этих ИР и посвящены занятия с преподавателями. Анализ анкет выходного тестирования слушателей курсов ФПКП позволил выявить уровень мотивированности, заинтересованности педагогов в повышении квалификации, удовлетворённости содержанием курсов. Основной контингент слушателей – преподаватели СФУ и его филиалов, имеющие достаточно высокий уровень профессиональной квалификации, богатый опыт работы.

Результаты анкетирования показали, что курсы способствовали систематизации знаний, расширению кругозора, обновлению практических знаний. Так, например, анкетирование, проведённое среди участников курсов в 2013 г., которые обучались по программе «Формирование компетенций преподавателей вуза для работы с информационными ресурсами», подтверждает соответствие целей курса ожидаемым потребностям респондентов и их удовлетворённость общим содержанием курса. 72,7% респондентов оценили программу как своевременную и полезную.

Слушатели курсов выразили желание чаще проходить обучение и хотели бы, чтобы увеличилось количество часов практических занятий. Как наиболее интересные отмечены занятия, посвящённые ЭБ, ЭБС, отечественным и зарубежным БД, индексу цитирования, публикационной активности. Среди недостатков выделены методическое обеспечение программы, большое количество часов занятий.

С учётом новых требований и пожеланий слушателей разработана новая, более компактная, программа для ФПКП – «Электронные информационные ресурсы для образования» (18 ч.). Она направлена на изучение и активное использование электронных ИР, доступ к которым есть в Научной библиотеке СФУ.

Занятия проходят в современном электронном читальном зале на базе НБ СФУ, оснащённом проекционным оборудованием, современной компьютерной техникой, подключенной к интернету. Используются Система автоматизации библиотек ИРБИС, электронно-библиотечные системы (ЭБС), электронные библиотеки, ИР консорциумов и др.; обеспечен доступ к зарубежным и отечественным лицензионным БД по подписке; имеется раздаточный материал по темам.

По итогам обучения слушатели выполняют аттестационную работу и получают сертификат о краткосрочном повышении квалификации. Практические занятия охватывают следующие темы:

Поиск информации в электронных каталогах НБ СФУ. Поиск по электронным каталогам библиотек г. Красноярска;

Анализ обеспеченности дисциплин с использованием БД «Книгообеспеченность» САБ ИРБИС. Поиск в ЭБС «Лань», «ИНФРА-М» и др.;

Поиск информации по сайтам: НБ БИК СФУ, РГБ, ГПНТБ. Электронная библиотека диссертаций (ЭБД) РГБ;

Поисковые возможности НЭБ «eLIBRARY.RU». Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Информационно-аналитическая система SCIENCE INDEX;

Поиск в зарубежных БД: «EBSCO», «Elsevier», «Springer» и др. Наукометрические БД «Web of Science», «Scopus»;

Библиографическое описание документов. Описание электронных документов. Составление списка литературы, аннотаций.

В течение 2014/2015 учебного года на программу «Электронные информационные ресурсы для образования» (18 ч.) записался 101 слушатель ФПКП, 81 (80,2%) – прошёл обучение и получил сертификаты.

Результаты проведённого анкетирования позволили узнать, как слушатели воспринимают программу, изучить их замечания и предложения. Преподаватели довольны уровнем технического сопровождения программы. Получаемые знания считают актуальными, своевременными и необходимыми 90% слушателей. По-новому увидели свою профессиональную деятельность – 79%; считают, что содержание курса имеет практическую ориентацию – 90%; готовы применять приобретённые знания в собственной профессиональной деятельности – 93%. Все слушатели отметили готовность преподавателей комфортно организовать учебный процесс, использовать интерактивные способы обучения и применять информационные технологии. Среди замечаний – нестабильная работа и долгая загрузка компьютеров на практических занятиях.

Интересен новый для нас опыт проведения занятий со слушателями ФПКП по заявке деканата этого факультета. Так, в 2015 г. разработано и проведено занятие, посвящённое системе «Антиплагиат», с мастер-классом «Проверка текстов документов на заимствование» с использованием системы «Антиплагиат. ВУЗ». Тема оказалась актуальной – на занятие записались 60 преподавателей, обучавшихся по другим программам ФПКП. Сформировались три группы. Получены хорошие отзывы о занятии и об использовании системы «Антиплагиат. ВУЗ» как инструмента проверки качества самостоятельных работ студентов в университете.

Таким образом, опыт взаимодействия НБ СФУ и ФПКП даёт положительные результаты: пополнение БД «Книгообеспеченность» новыми данными, отражение публикаций преподавателей СФУ в НЭБ (eLIBRARY), увеличение статистических показателей использования отечественных и зарубежных БД, повышение индексов цитирования, уверенная работа преподавателей с ИР и, как следствие, улучшение качества работ студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Васильева Е. Ю. Обучение профессорско-преподавательского состава оценке студентов в вузе / Е. Ю. Васильева, М. И. Томилова // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 3. – С. 15–19.
Vasileva E. Yu. Obuchenie professorsko-prepodavatelskogo sostava otsenke studentov v vuze / E. Yu. Vasileva, M. I. Tomilova // Vysshee obrazovanie segodnya. – 2014. – № 3. – S. 15–19.

2. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века. – Москва, 2002.
Gershunskiy B. S. Filosofiya obrazovaniya dlya HHI veka. – Moskva, 2002.

3. Грабарь Н. Г. Информационная культура и формирование информационных потребностей личности / Н. Г. Грабарь, Т. Б. Соколовская // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 4. – С. 1–8.
Grabar N. G. Informatsionnaya kultura i formirovanie informatsionnyh potrebnostey lichnosti / N. G. Grabar, T. B. Sokolovskaya // NTI. Ser. 1. Org. i metodika inform. raboty. – 2014. – № 4. – S. 1–8.

4. Зуев В. М. Непрерывное профессиональное образование: современное состояние и пути развития / В. М. Зуев ; ФИРО. – Москва, 2009. – Вып. 5. – 72 с.
Zuev V. M. Nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya / V. M. Zuev ; FIRO. – Moskva, 2009. – Vyp. 5. – 72 s.

5. К проблеме целевого обслуживания пользователя электронной библиотеки вуза / Р. А. Барышев, Г. М. Цибульский, О. И. Бабина, Н. О. Пиков // Философия образования. – 2014. – № 4. – С. 105–112.
K probleme tselevogo obsluzhivaniya polzovatelya elektronnoy biblioteki vuza / R. A. Baryshev, G. M. Tsibulskiy, O. I. Babina, N. O. Pikov // Filosofiya obrazovaniya. – 2014. – № 4. – S. 105–112.

6. Казанцева В. П. Библиотека вуза как образовательная система для формирования у пользователей инновационного мышления / В. П. Казанцева // Вест. науч. б-ки Иркут. гос. ун-та. – Вып.10. – Иркутск, 2011. – С. 85–91.
Kazantseva V. P. Biblioteka vuza kak obrazovatelnaya sistema dlya formirovaniya u polzovateley innovatsionnogo myshleniya / V. P. Kazantseva // Vest. nauch. b-ki Irkut. gos. un-ta. – Vyp.10. – Irkutsk, 2011. – S. 85–91.

7. Колесникова Т. А. Коммуникационные модели деятельности библиотек высшей школы / Т. А. Колесникова // Библиотековедение. – 2014. – № 1. – С. 114–122.
Kolesnikova T. A. Kommunikatsionnye modeli deyatelnosti bibliotek vysshey shkoly / T. A. Kolesnikova // Bibliotekovedenie. – 2014. – № 1. – S. 114–122.

8. Профессиональное образование : слов. – Москва : Новь, 1999.
Professionalnoe obrazovanie : slov. – Moskva : Nov, 1999.

9. Титов В. Н. Эволюция и теоретические предпосылки становления концепции «Образование в течение жизни» / В. Н. Титов // Проф. образование в России и за рубежом. – 2014. – № 1 (13). – С. 10–19.
Titov V. N. Evolyutsiya i teoreticheskie predposylki stanovleniya kontseptsii «Obrazovanie v techenie zhizni» / V. N. Titov // Prof. obrazovanie v Rossii i za rubezhom. – 2014. – № 1 (13). – S. 10–19.