ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
И ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

УДК 026:7

И. А. Ваганова

Специальная библиотека:
её читатели и информационные ресурсы

Статья посвящена формированию информационных ресурсов специализированной библиотеки искусств. Проанализировано изменение читательской аудитории в ходе развития библиотеки. На примере Российской государственной библиотеки искусств рассмотрено обновление форм информационного обслуживания специализированной библиотеки.

Ключевые слова: Российская государственная библиотека искусств, специальные библиотеки, формирование специализированных фондов, справочно-библиографи­ческое обслуживание, информационное обслуживание, тематические базы данных.

Специальные библиотеки предоставляют широкие возможности информационно-библиографического обслуживания, значительно отличающиеся от тех, которые могут обеспечить универсальные библиотеки. Они выстраивают собственные системы информационного обеспечения пользователей и собственный справочно-библиографический аппарат. В традиционном виде – это предметные каталоги, тематические картотеки. Для выполнения проблемно-ориентированных запросов создаются специализированные базы данных, библиографические указатели, тематические коллекции оцифрованных книг и электронные библиотеки. Информационные услуги интегрируют традиционное библиотечно-библиографическое обслуживание на основе карточных картотек и инновационное – на основе электронных ресурсов.

На современном этапе типология специальных библиотек претерпела изменения. Если раньше специалисты выделяли библиотеки Министерства культуры [1], то теперь появились специальные публичные библиотеки, не относящиеся к ведению этого министерства, например, московская Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова. Кроме того, что за последние десятилетия активизировалась социальная деятельность, появились новые учебные заведения, при которых стали создаваться специальные библиотеки.

Для получения лицензии на образовательную деятельность необходимым условием является наличие библиотеки, поэтому в последнее десятилетие наметился рост числа специальных библиотек при учебных учреждениях.  Для таких библиотек характерны небольшой фонд и очень ограниченная подписка на электронные ресурсы.  В данном случае мы не рассматриваем традиционное справочно-библиографическое обслуживание; специфика таких библиотек заключается, среди прочего, в наличии проблемно-ориентированных БД.

Для удовлетворения читательских запросов необходимо глубокое изучение пользовательской аудитории. Пользователи библиотек по искусству – это в основном специалисты творческих профессий: актёры, режиссёры, художники, заведующие литературной частью, гримёры, костюмеры, сценографы, архитекторы, дизайнеры, мастера прикладных искусств, преподаватели и студенты творческих вузов, журналисты и другие. Специализация библиотеки влияет на категории читателей.

Первостепенное значение имеет опыт библиотек-лидеров. Одна из них – Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) – федеральная специализированная библиотека в сфере искусства.

Специфика библиотек диктует специфику обслуживания читателей. На примере РГБИ можно проследить, как менялась читательская среда специализированной библиотеки.

Первоначально (1922 г.) РГБИ была организована как театральная библиотека – для помощи в подготовке спектаклей Малого театра. С 1925 г. она стала обслуживать все московские театры. Здесь работали ведущие режиссёры, художники-сценографы, актёры.

Изменившиеся запросы времени активизировали развитие разнообразия фондов библиотеки, которая собирала в своих коллекциях не только литературу, относящуюся к театру, но и множество документов по широкому кругу гуманитарных отраслей знаний – это все виды изобразительных и зрелищных искусств, музыка, история культуры, этнография, религия и др.

Культурный потенциал библиотечных собраний и справочных ресурсов РГБИ значительно превосходил сугубо искусствоведческие нужды. В коллекциях, первоначально ориентированных на театрально-постановочные задачи, постепенно накопились материалы, выходящие за границы театральной сферы.

Универсальное с точки зрения видов и жанров искусства наполнение фондов, многообразие форм библиотечного сервиса, расширение читательской аудитории, инновационные процессы – всё это объективные предпосылки трансформации главной театральной библиотеки страны в библиотеку для всей сферы искусства. Организация библиотеки по искусству федерального масштаба – ответ на запрос времени. Эволюция РГБИ привела к формированию специализированных фондов, не только значимых для развития библиотечного дела, но и заметных на фоне всей отечественной культуры.

В соответствии с общепринятой классификацией, РГБИ принадлежит к самостоятельной разновидности «специального типа библиотек» [1].

Соединение в фондах документов по зрелищному, изобразительному, музыкальному, визуальному и прочим видам искусства, наличие коллекций изобразительных материалов, изданий по философии, эстетике, религии, обогащение собраний за счёт новых видов носителей – всё это позволяет говорить о формировании особого вида библиотеки.

В 2009 г. РГБИ стала общедоступной и начала обслуживать широкие слои населения.

Анализ состава пользователей РГБИ показывает: как и следовало ожидать, с изменением статуса библиотеки наметился рост числа непрофильных читателей. Так, если в 2007 г. их доля к общему количеству читателей составляла 7,6%, то в 2009 г. она увеличилась до 11%, а в 2013 г. – 12,8%.

Показательно, что специалисты составляют около 35% всего контингента читателей РГБИ. В то же время специалисты делятся на две основные группы – представители творческих профессий и исследователи. Актёры, режиссёры, художники, музыканты – это около 40% от общего числа специалистов; исследователи – 60%.

В наши дни традиционное справочно-библиографическое обслуживание трансформируется в экспертное информационно-научное обслуживание читателей. Эту особенность отмечают многие специалисты библиотечной отрасли: Я. Л. Шрайберг, А. А. Колганова, М. Д. Афанасьев и другие.

Особенность информационного поведения творческих работников разительно отличает их от исследователей или научных работников других отраслей. Представители творческого труда, как правило, не готовы кропотливо просматривать множество источников: их задача – быстро найти информацию по интересующему вопросу. Исследователи, напротив, обычно тщательно просматривают источники. Следовательно, степень самостоятельности у таких читателей различна, и результат поиска зависит от консультанта.

Будем помнить, однако, что, как отмечает М. Я. Дворкина, с развитием информационных технологий изменяется система обслуживания читателей [2]. Тенденции развития библиотек показывают: за последние годы изменился сам характер справочного обслуживания. Библиотеки активно внедряют в консультационное обслуживание интернет-технологии. Претерпевают существенные изменения технологические процессы выполнения части услуг для пользователей. Так, с введением электронных каталогов и проблемно-ориентированных баз данных читатель может самостоятельно найти сведения о документе и получить его электронную версию.

В РГБИ с каждым годом растёт объём письменных справок. Для удовлетворения читательских запросов на сайте создан раздел «Спроси библиографа». Часть запросов продолжает поступать по электронной почте и телефону. При этом изменилась соотношение запросов: 70% получено по электронной почте и через раздел сайта. Именно тематические запросы – характерная особенность специальных библиотек и один из показателей их востребованности.

РГБИ как федеральная специализированная библиотека искусств занимается формированием баз данных на основе своих фондов. Сегодня мы имеем разветвлённую систему специализированных информационных ресурсов, задействованных в справочно-библиографическом обслуживании, причём перечень и возможности их использования постоянно расширяются.

Интенсивное развитие информационных ресурсов базируется на совершенствовании информационных технологий. Приступая к внедрению информационных технологий, специалисты РГБИ осознавали необходимость программы информатизации всей библиотеки: были поставлены основные задачи развития автоматизации и информационных ресурсов и намечены пути их решения. При этом РГБИ учитывала зарубежный опыт и продвижение отечественных библиотек и музеев, в первую очередь основываясь на программе развития и концепции сети ЛИБНЕТ (1998–2001 гг. и 2002–2005 гг. соответственно). Программа совершенствовалась в зависимости от развития информационных технологий в целом.

Первой была поставлена задача формирования электронного каталога на основной фонд библиотеки и создание аналитической росписи статей из периодических изданий. Соответствующая работа началась в 1998 г. В дальнейшем, к 2007 г., РГБИ конвертировала все записи карточного алфавитного каталога, т.е. уже достаточно давно ЭК полностью отражает весь фонд библиотеки.

В 2002 г. РГБИ стала участницей Сводного каталога библиотек России (СКБР) и получила возможность заимствовать из него записи в формате RUSMARC, что значительно упростило и ускорило процесс каталогизации изданий. В результате в рамках программы ЛИБНЕТ реализована задача корпоративной каталогизации. Развивая и совершенствуя уровень своих специалистов-библиографов, с 2004 г. РГБИ начала предоставлять собственные библиографические записи в СКБР.

Для успешной работы с библиографическими записями СКБР и удобства предметизации в библиотеке было принято решение перехода на АИБС ОРАС-Global (разработчик – компания ДИТ-М).

В соответствии с собственной концепцией в последующие годы РГБИ продолжила внедрение форматов RUSMARC на различные виды источников в системе ОРАС: электронные ресурсы, микрофиши, видеокассеты, изодокументы.

Организация доступа к источникам информации в электронной форме – одна из основных задач информационного обслуживания в библиотеке. Создание электронной библиотеки как направления развития электронных ресурсов во многом определяет политику библиотеки при формировании современной информационно-библиотечной среды.

Для более полного удовлетворения потребностей читателей и предоставления возможности структурированного онлайн-доступа к оцифрованным изданиям в 2005 г. РГБИ приступила к созданию электронной библиотеки.

Концепция создания ЭБ РГБИ определила сущность понятия электронной библиотеки, применительно к специализации РГБИ, цели создания ЭБ, задачи, которые необходимо было решить в процессе достижения поставленных перед её создателями целей, а также методы их решения. Издания на электронных носителях рассматриваются в концепции как дополнительная структура в составе общих фондов библиотеки.

Основополагающими целями создания ЭБ РГБИ являются: сохранность библиотечных фондов, их доступность, комфортность в работе.

Работа с электронными документами позволяет: ограничить выдачу печатных изданий пользователям библиотеки, что способствует выполнению одной из основных задач библиотек – сохранности фондов на традиционных носителях; обеспечить доступ к документам, выдача которых по каким-либо причинам ограничена или невозможна, либо количество или физическое состояние которых в традиционных фондах не соответствует уровню требований читателей.

Работа с электронными документами может осуществляться на качественно новом уровне, позволяя в первую очередь реализовать гибкие возможности поиска документов.

В концепцию ЭБ РГБИ включено описание основных принципов организации электронной библиотеки, подходов к их реализации и основных направлений развития. Реализация концепции осуществлялась и осуществляется на основе разработанных конкретных административных и технологических решений.

Концепция ЭБ РГБИ предполагает двухуровневую структуру (два подфонда).

Первый уровень объединяет издания на электронных носителях, произведённые сторонними организациями и приобретённые в рамках текущего комплектования. К этому подфонду относятся также материалы специального характера, комплектуемые в последние годы только на электронных носителях. Это произведения современной драматургии, поступающие из театральных агентств, архивов, комитетов театральных конкурсов. (Например, РГБИ выступает как соорганизатор конкурса пьес по современной драматургии «Действующие лица». Все работы, присланные на конкурс, поступают в библиотеку в электронном виде.)

Второй уровень предполагает выделение внутри фонда электронных изданий второго подфонда, который создаётся благодаря работе РГБИ по оцифровке книжных изданий прошлых лет.

Основные категории документов на традиционных носителях, переводимые в электронный вид в целях сохранности, определены в Национальной программе сохранения фондов в РФ [3]. РГБИ активно участвует в её реализации; в библиотеке принята локальная программа, на основе которой ведётся вся основная работа с фондом.

Оцифровка редких, особо ценных, архивных экземпляров и изданий, имеющихся в РГБИ в ограниченном количестве, позволила существенно ограничить выдачу оригиналов пользователям, следовательно, повысить степень их сохранности. Возможность использования электронных копий материалов для обслуживания читателей, с одной стороны, повышает доступность документов, с другой – существенно облегчает работу с редким фондом.

В процессе использования издания активного спроса быстрее приходят в негодность, что приводит к необходимости их частой реставрации. Перевод в электронный вид до начала или в процессе реставрационных работ позволил избежать многократной реставрации этой части фонда. Создание электронной копии дало возможность удовлетворять требования читателей в полном объёме, несмотря на ограниченное количество экземпляров в фонде.

Определённую экономию средств для роста количественных характеристик ЭБ давало выполнение заказов пользователей на оцифровку и электронную доставку документов. Создаваемые электронные копии включались в ЭБ, если они представляли собой копию издания целиком или какой-либо его законченной части (главы книги, статьи периодического издания и т.п.).

В настоящее время РГБИ располагает различного рода информационными электронными ресурсами, большая часть из которых входит в ЭБ.

Один из проектов по созданию электронных ресурсов в РГБИ – работа над БД «Газетные статьи».

Библиотека обладает уникальным фондом газетных материалов в виде вырезок статей. Этот фонд создаётся с 1936 г., насчитывает около 1 млн статей по искусству. В собрании имеются и материалы конца ХIХ – начала ХХ в., причём не только центральной, но и периферийной прессы, что особенно ценно.

Фонд газетных статей состоит из четырёх разделов: «Спектакли», «Персоналии», «Тематика», «Театры». Все они сформированы по единому предметно-тематическому признаку, что даёт возможность осуществлять оригинальную форму обслуживания, при которой читателям предоставляются готовые тематические подборки газетных статей в соответствии с их запросами.

Учитывая информационную ценность, высокую интенсивность использования этого фонда и рост информационных потребностей в области искусства, в 2002 г. и было принято решение о создании БД «Газетные статьи». Основной массив представленных в ней документов – это оцифрованные версии газетных статей (с конца 1930 г. – до начала 2000-х гг.), посвящённых театру. С 2007 г. БД пополняется новыми статьями по всем видам искусства.

БД используется при выполнении тематических, фактографических и уточняющих запросов. Иногда поиск по газетным материалам позволяет установить факты, отсутствующие в книжных и журнальных публикациях. Неоценимую помощь оказывает БД, если поступают запросы о гастролях театров, так как при описании входящих в неё документов используется отдельная предметная рубрика, которая так и называется «Гастроли театров».

Поиск по сочетанию полей позволяет найти конкретные статьи по фамилии автора или названию и дате выхода издания. Например, поиск по авторам применяется при составлении списков публикаций конкретных авторов (при этом в поиск попадают газеты, не отражённые в «Летописи газетных статей»).

Среди статей, отражаемых в БД, наибольший интерес представляют публикации из профессиональных изданий – «Экран и сцена», «Дом актера» и др. При поиске статей 2000-х гг. чаще всего проводится поиск Personalia и рецензий на спектакли.

В итоге, использование БД «Газетные статьи» позволяет значительно ускорить процесс информационного обслуживания читателей и повысить его качество.

Создание тематических БД – это отличительная черта работы специализированных библиотек.

На основе аналитической росписи статей журналов искусствоведческой тематики в РГБИ создаётся БД «Статьи из журналов», которая включает библиографические записи на журнальные статьи с подробными предметными рубриками. В этой БД объединены поисковые возможности всей разветвлённой системы тематических картотек, которые велись в РГБИ, что даёт возможность проводить глубокий поиск, соединяя поля библиографического описания формата RUSMARC. Узкотематические запросы выполняются именно с помощью этой БД.

Возрастающая потребность пользователей в документах определённого тематического направления заставляет постоянно корректировать репертуар изданий, подлежащий аналитической росписи, и дополнять его новыми наименованиями, а также оперативно расписывать поступающие в библиотеку журналы.

РГБИ проводит активную работу по формированию репертуарных БД, самые актуальные из них – «Русская драма», «Современная драматургия», «Действующие лица».

БД «Русская драма» ведётся с 1993 г. в рамках корпоративного проекта «Репертуар русской драмы». В ней отражаются произведения, опубликованные на территории России в XVIII – начале XX в. (по 1923 г. включительно). БД содержит сведения о монографических изданиях и пьесах, опубликованных в сборниках, продолжающихся и периодических изданиях, и отражает содержание нескольких фондов: Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Российской национальной библиотеки и РГБИ. Необходимо отметить, что эти библиотеки выбраны не случайно – они обладают наиболее авторитетными коллекциями документов по драматургии.

БД «Современная драматургия» отражает фонд начиная с 1996 г.
В ней возможен поиск по авторам пьес, киносценариев, литературно-музы­кальных композиций, сценариям праздников, игровых программ, театрализованных уроков и т.д., а также по жанру, количеству действующих лиц.

БД «Действующие лица» формируется на основе материалов Конкурса современной драматургии, поскольку, как отмечено выше, РГБИ является его соучредителем. Эту БД РГБИ ведёт с 2002 г.

Для удобства пользователей базы данных объединены в один ресурс – «Драматургия».

Рассмотрим другие БД, отражающие специфику библиотеки.

С самого начала своего существования РГБИ собирала листовой изобразительный материал. Эта коллекция, разнообразная как по тематике, так и по видам печатной продукции, является специализированным фондом комплексного отдела изобразительных материалов. Со временем отдел перерос рамки хранилища иконографических документов и начал выполнять функции исследовательского и научно-консультативного центра, ставшего органичной и необходимой частью процесса создания спектаклей, фильмов, изданий.

Отдел не только комплектует и хранит документы – здесь создаётся справочный аппарат, способствующий обеспечению информационно-библиографических потребностей пользователей. При создании справочного аппарата большое внимание уделяется описанию изображений. Раскрывая фонд изобразительных документов, отдел сформировал картотеку аналитических описаний.

Фонд гравюр и литографий – один из ценнейших как в РГБИ, так и во всей стране. В нём собраны листовые изобразительные материалы и альбомы, выполненные в различных гравировальных техниках: ксилографии, гравюры на металле, литографии.

Понимая художественно-историческую и информационную ценность подобного рода документов, РГБИ начала проект «История и архитектура России в гравюрах», ставший важным этапом создания информационных ресурсов для специалистов отрасли. Цель проекта – представить историческую информацию о России, отражённую в изобразительном материале из фонда иконографии РГБИ.

В ходе проекта была проведена серьёзная исследовательская, архивная, фондовая работа. Результат – выпуск трёх дисков: «Москва и Подмосковье в гравюрах и литографиях», «Санкт-Петербург и его окрестности», «Виды России» [4]. Выбор этих тем обусловлен их необычайно высокой популярностью среди посетителей библиотеки.

Диски включают изображения гравюр и литографий, созданных русскими и европейскими мастерами, биографии гравёров, литографов, художников и списки изданий, в которые входили представленные работы. Диски активно используются музейными и библиотечными специалистами, антикварами, коллекционерами в России и за рубежом.

На основе фонда фотографий театральных постановок создана БД «Фотоспектакли». В неё вошли фотографии спектаклей, в основном московских театров. Хронологический охват фонда – конец XIX–XX в., включая первое десятилетие XXI в. Редкий и богатый материал – фотолетопись постановок иностранных театров, которые показывали свои спектакли в Москве; а также спектакли периферийных театров, гастролировавших в столице в 1950–1970-е гг.

Фотографии спектаклей всегда представляли большой интерес для театроведов, их активно используют режиссеры при создании телевизионных и документальных фильмов, а также художники-сценографы и студенты творческих вузов. Работая с изображениями в БД «Фотоспектакли», можно изучить опыт предшественников (режиссёров, постановщиков), сценографию и костюмы всех запечатлённых постановок определённой пьесы или группы пьес (например, пьесы одного автора, одного режиссёра, работу того или иного театрального фотографа и др.). Поиск визуальной информации опирается как на описание текстов, связанных с изображением, так и на сами изображения.

С 2008 г. в РГБИ формируется специализированная БД «Изобразительные материалы», содержащая описания листового изобразительного материала в формате RUSMARC – гравюр, открыток, фотографий и репродукций, хранящихся в фонде РГБИ. Поиск в БД осуществляется по различным полям библиографической записи и предметным рубрикам. При описании листового материала используются также рубрики из картотеки аналитического описания изображений, которая велась в отделе иконографии с 1987 по 2007 г.

При описании документов в БД отражаются детали, которые почти не отмечаются при предметизации книг. Большое внимание в запросах пользователей отводится видам повседневной одежды, в том числе костюму различных социальных групп, профессий, а в каталоге РГБИ можно найти изображения, например, проводника в горах, кормилиц, нянь и гувернанток, прислуги, чиновников, нищих, рабочих и аристократов.

Библиографическое описание фотографий и открыток с видами городов и местностей, видовых гравюр с предметными рубриками позволяет вести поиск как по названию городов, так и по названию отдельных улиц и зданий.

ЭК «Изобразительные материалы» открывает возможности для сотрудничества библиотек и музеев в области научного описания изоматериалов, поскольку формат RUSMARC позволяет соединить библиотечное и музейное описания, в результате чего продуцируются электронные записи, которые удобно использовать, например, для составления каталогов совместных выставок музеев и библиотек [5].

ЭК с изображениями доступен пользователям непосредственно в РГБИ и через Интернет. Все документы в ЭК «Изобразительные материалы» помечены логотипом РГБИ; качество изображений намеренно снижено до уровня экранного представления, чтобы исключить несанкционированное использование изображений фотодокументов в полиграфических целях.

Вникая в особенности специализированных информационных ресурсов и анализируя специфику обслуживания,  приходим к выводу, что основой информатизации и создания актуальных ресурсов для отрасли должно стать корпоративное сотрудничество библиотек. Однако без аккумулирования распределённых ресурсов в одной точке доступа выполнение информационных и библиотечных услуг на современном уровне невозможно.

Список источников

1. Радоманова Г. Н. Специальные библиотеки в системе Министерства культуры РСФСР // Организационные основы деятельности библиотек в новых условиях : Вып. 1. – Сб. науч. трудов. – Л., 1991. – С. 74.

2. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность : лекции / М. Я. Дворкина ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва : Изд-во МГУКИ, 2000. – 45, [1] с.

3. Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации / под общ. ред. Е. И. Кузьмина ; М-во культуры РФ. – Москва, 2000. – 77 с.

4. Москва и Подмосковье в гравюрах и литографиях XVIII–XIX веков: из собрания Российской государственной библиотеки по искусству [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : РГБИ. – Заглавие с этикетки диска. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); Санкт-Петербург и окрестности в гравюрах и литографиях XVIII–XIX вв.: из собрания Российской государственной библиотеки искусств. – (Изобразительная летопись России. Вып. 2) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : РГБИ, Директмедиа Паблишинг, 2010. – Заглавие с этикетки диска; Виды России в гравюрах и литографиях XVII–XIX вв.: из собрания Российской государственной библиотеки искусств. – (Изобразительная летопись России. Вып. 3). [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : РГБИ, Директмедиа Паблишинг, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Заглавие с этикетки диска.

5. Ермакова М. Е. Описание изобразительных материалов. Листовые издания и книжные иллюстрации. [Электронный ресурс] / М. Е. Ермакова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы конф. – Электрон. дан. – Москва : ГПНТБ России, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).