И. Б. Стрелкова

Программы дополнительного профессионального образования:
запросы практики и возможности эффективного партнёрства
учреждения дополнительного образования взрослых
с университетской библиотекой

Рассмотрены возможности эффективного партнёрства библиотек Беларуси и России с Республиканским институтом инновационных технологий Белорусского национального технического университета по разработке и реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки в условиях системы дополнительного профессионального образования взрослых.

Ключевые слова: Республиканский институт инновационных технологий Белорусского национального технического университета, образовательные программы, дополнительное профессиональное образование, дистанционное обучение.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) взрослых в Республике Беларусь развивается в условиях, когда рыночные отношения проникают в сферу профессионально-образовательных услуг. Это побуждает учреждения, реализующие программы ДПО взрослых, осуществлять постоянный мониторинг рынка профессионально-образовательных услуг и активно реагировать на социально-государственный заказ и запросы профессиональных сообществ, связанных с повышением квалификации и переподготовкой кадров. Поэтому представляется важной задача организации целенаправленного ДПО руководителей и специалистов библиотек с учётом новой реальности библиотечно-информационной деятельности [1–3] и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные услуги.

Следует отметить, что основная тенденция развития системы ДПО взрослых – это совершенствование всего спектра образовательных услуг (содержания, формы, технологий) в соответствии с запросами практики. Следовательно, нужно сформировать готовность библиотечного специалиста реагировать на изменяющиеся ориентиры его профессиональной деятельности. Этот факт обусловливает необходимость гибкости в развитии системы ДПО взрослых, поскольку в информационном обществе и в обществе, построенном на знаниях, человек должен иметь возможность в разные периоды своей жизни при изменении условий выбрать ту форму образования, которая в данный момент наиболее отвечает его потребностям и интересам. Любые педагогические технологии должны органично вписываться в систему ДПО, чтобы человек, переходя от одной формы обучения к другой, чувствовал себя достаточно комфортно.

В основе андрагогического подхода (от греч. aner, andros – взрослый мужчина, зрелый муж и ago – веду; наука об образовании взрослых) к организации учебного процесса в системе ДПО взрослых должен лежать учёт особенностей взрослых учащихся (слушателей), контекста их обучения. К их числу относятся, прежде всего, потребности в обосновании (смысле) и самостоятельности, жизненный опыт, назревшая необходимость, практическая направленность. На основе этого должны разрабатываться программы повышения квалификации и переподготовки слушателей, формы и методы активизации образовательного процесса, строиться система оценивания и мотивации обучения. При этом преподавателю-андрагогу следует помнить, что профессиональное развитие взрослых слушателей в процессе обучения и практической деятельности происходит наиболее успешно, когда у них есть мотивация достижения.

Идею достижения Х. Хекхаузен рассматривает в рамках определённого типа взаимодействия личности со средой и, исходя из этого, определяет мотивацию достижения (МД) как «попытку увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» [4. С. 21]. Таким образом, рассматривая идею достижения, автор сосредотачивает своё внимание на двух независимых мотивационных тенденциях: «надежда на успех (стремление к успеху)» и «боязнь (стремление избежать) неудачи». Поэтому МД, измеренная по методике Х. Хекхаузена, включает в себя следующие переменные: надежда на успех (НУ), боязнь неудачи (БН), чистая надежда (НУ – БН), общая мотивация (НУ + БН) [Там же. С. 16].

До тех пор, пока деятельность человека не вылилась в индивидуальное развитие в области возможного усовершенствования, МД появиться не может. При этом следует учесть, что деятельность не может оставаться ориентированной на достижение, если совершенствование произошло в полной мере. «Поэтому в течение жизни для новых и изменяющихся сюжетов всегда есть возможность превратиться в ориентированные на достижение, так как они ещё не были освоены…» [Там же. С. 45, 46].

Многочисленные исследования показали, что высокомотивированные люди придают большее значение успешности, чем престижу, в то время как низкомотивированные предпочитают обратное. Учитывая, что слушателями системы ДПО взрослых становятся, как правило, люди достаточно мотивированные, для преподавателей-андрагогов важными представляются выводы исследователей о том, что «человек в определённых обстоятельствах может быть побужден к хорошим действиям только ради социальной оценки и престижа» [Там же. С. 112].

При этом независимо от того, воспринимается ли «притязание» как требование, предъявляемое задачей или потребностью в самоактуализации, или как требование социальных норм, «уровень успешности» переживается как обязательное для человека «притязание» [5. С. 6]. Практика и результаты исследований показывают: достижение или недостижение «уровня успешности» оказывает значительное влияние на самооценку человека и, в конечном итоге, на выстраивание дальнейшей траектории его профессионального развития [Там же].

На наш взгляд, учёт данного аспекта и «встраивание» МД в образовательные программы ДПО руководителей и специалистов библиотек будет способствовать, с одной стороны, повышению качества обучения, с другой – индивидуальному развитию и самосовершенствованию слушателей.

Все обозначенные аспекты учитываются при разработке образовательных программ повышения квалификации и переподготовки слушателей, предлагаемых Республиканским институтом инновационных технологий Белорусского национального технического университета (РИИТ БНТУ).

В 2013/2014 учебном году на кафедре «Информационные технологии» РИИТ БНТУ прошли обучение по программе повышения квалификации «Информационное и программное обеспечение профессиональной деятельности (библиотечное дело)» (80 часов) и успешно защитили выпускные работы 65 руководителей и специалистов университетских библиотек Беларуси, среди которых Научная библиотека БНТУ, Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета, библиотеки Барановичского государственного университета, Белорусского государственного аграрно-технического университета, Белорусского государственного технологического университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Сотрудники университетских библиотек научились эффективно использовать возможности программ MS Word, MS Excel для подготовки электронных документов; изучили и закрепили на практике особенности создания эффективных мультимедийных презентаций средствами MS PowerPoint; освоили возможности применения современных информационных технологий в библиотечной практике и самообразовании; ознакомились с технологией организации и проведения вебинаров; научились создавать видеовстречи с помощью бесплатных русскоязычных веб-сервисов для проведения вебинаров и участвовать в вебинарах, организуемых Академией МУБиНТ (г. Ярославль) с использованием мультимедийного сервиса для проведения вебинаров Adobe Acrobat Connect Pro Meeting; овладели методикой использования сетевых сервисов для профессиональной коммуникации и организации технологических библиотечных процессов, информационно-библиотечного обслуживания пользователей.

Практические занятия, включающие работу с коммерческими зарубежными полнотекстовыми базами данных, научными образовательными ресурсами открытого доступа (в том числе университетскими репозитариями, архивом научной периодики Национальной Академии наук Беларуси) проходили на базе Научной библиотеки БНТУ. О востребованности и эффективности программы этих курсов свидетельствуют результаты анкетирования, представленные нами в докладе «Квалиметрия образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования взрослых: модельный подход» (опубликован далее в этом номере. – Ред.).

В целях формирования профессиональных, прежде всего, научно-исследовательских, компетенций профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вузов и ссузов, учреждений ДПО взрослых, магистрантов, аспирантов и соискателей, а также роста эффективности и качества научных публикаций, повышения рейтинга учреждений образования, наконец, расширения присутствия Республики Беларусь в международном научном сообществе, с сентября 2014 г. началась реализация совместного образовательного проекта кафедры «Информационные технологии» РИИТ БНТУ и Научной библиотеки БНТУ – курсов повышения квалификации «Стратегии и технологии академического чтения и письма» (80 часов).

Содержательно курс опирается на широко распространённые руководства по Academic Writing и характеризуется высоким уровнем креативности, что обусловлено инновационным характером учебной программы, предусмотренной системой индивидуальных и групповых профессионально ориентированных творческих заданий в рамках практических занятий, формой и содержанием выпускной работы – подготовленной к публикации научной статьи.

В РИИТ БНТУ можно пройти переподготовку и получить диплом установленного образца по специальности «Менеджмент качества» с присвоением квалификации «менеджер по качеству». Учебный план включает изучение систем менеджмента качества (СМК), в том числе в образовании; методов и инструментов менеджмента качества; документирования и сертификации СМК; информационного обеспечения СМК; технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия; квалиметрии и др. Практика подтвердила, что переподготовка по данной специальности представляет значительный интерес для специалистов университетских библиотек.

В соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь на кафедре «Информационные технологии» РИИТ БНТУ в ближайшее время планируется организовать переподготовку специалистов и руководителей библиотек по новой специальности «Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» с присвоением квалификации «инженер-программист».

Как известно, в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в культуре и искусстве, и иными нормативными документами, выпускники факультета информационно-документных коммуникаций БГУКИ, имеющие квалификацию по диплому «библиотекарь-библиограф» (специализация «Автоматизированные библиотечно-информационные системы»), а также выпускники кафедры «Информационные технологии в культуре» факультета культурологии БГУКИ с квалификацией по диплому «культуролог-менеджер», не имеют права работать в крупных библиотеках Беларуси (Национальной библиотеке, отраслевых республиканских, университетских, областных универсальных научных) в отделах, связанных с автоматизацией информационно-библиотечных процессов, на должностях инженера, инженера-программиста, инженера по научно-технической информации, специалиста по сопровождению программного обеспечения, администратора баз данных, а также на должностях специалистов, занятых в сфере разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и технологий.

В Республике Беларусь осуществляется переподготовка по родственной специальности 40 01 73 «Программное обеспечение информационных систем». Однако здесь не уделяется внимания прикладному программному обеспечению библиотечных технологических процессов и решению прикладных задач информатизации, весьма остро стоящих перед современной библиотечной практикой.

В предлагаемой к открытию специальности переподготовки «Программное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем» основной акцент делается на эффективное объединение знаний и компетенций специалистов, имеющих квалификацию «библиотекарь-библиограф», с перспективными возможностями, которые они получат после изучения дисциплин специальности («Программирование и программно-техническое обеспечение автоматизированных библиотечно-информа­ционных систем», «Информационно-лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Электронные библиотеки», «Компьютерные сети в библиотеках», «Технологии разработки электронных документов и приложений», «Web-дизайн и web-програм­мирование», «Алгоритмы обработки данных», «Организация и проектирование баз данных», «“Облачные” технологии в библиотечном деле», «Технология радиочастотной идентификации для автоматизации библиотечных процессов»).

Нам представляется, что в условиях внедрения системы дистанционного обучения (со стороны всех участников образовательного процесса) и максимального информационного и учебно-методического обеспечения виртуального образовательного пространства (со стороны профессорско-преподавательского состава) в РИИТ БНТУ возможна переподготовка специалистов и руководителей библиотек не только Беларуси, но и России.

В условиях информатизации общества профессиональное сотрудничество основных организаторов образовательного процесса (руководителей библиотек как заказчиков образовательных программ и преподавателей-андрагогов РИИТ БНТУ, в задачи которых входит их разработка и качественная реализация), совместная экспертиза содержания и практикоориентированности программ повышения квалификации и переподготовки, постоянная профессионально-педагогическая рефлексия будут способствовать самореализации, самосовершенствованию и профессиональному развитию всех групп специалистов и руководителей библиотек, обеспечат высокое качество и эффективность системы ДПО взрослых.

Список источников

1. Шрайберг Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века? : ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2011 / Я. Л. Шрайберг. – Судак ; Москва, 2011. – 79 с.

2. Шрайберг Я. Л. Интеграция библиотек в развивающееся информационное общество: что нас ждёт впереди? : ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2012 / Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2012. – 63 с.

3. Шрайберг Я. Л. Электронная книга, будущее библиотеки и общественное сознание: попытка осмысления и предвидения : ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2013 / Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2013. – 72 с.

4. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен ; пер. с англ., ред., вступ. ст. Ю. Е. Зайцевой. – С.-Петербург : Речь, 2001. – 240 с.

5. Стрелкова И. Б. Мотивация достижения в системе формирования профессионализма преподавателей колледжей/вузов / И. Б. Стрелкова // Aplikované vědecké novinky – 2012 : мateriály VIII mezinárodní vědecko-praktická konference, Praha, 27 červenců–05 srpna 2012 roku. – Díl 6. Pedagogika / šéfredaktor Z. Černák ; náměstek hlavního redaktor A. Pelicánová ; zodpovědný za vydání J. Štefko. – Praha : Publishing House «Education and Science», 2012. – S. 22–27.