Л. С. Беркутова, Е. В. Панкова

Взаимодействие среднего профессионального
учебного заведения с работодателем
при реализации компетентностного подхода
в обучении по специальности «Библиотековедение»

Рассмотрены пути профессиональной подготовки специалиста-библиотекаря. Освещены вопросы компетентностного подхода, развития библиотекаря, способного к профессиональному самосовершенствованию. Отмечено, что взаимодействие с работодателем в современных условиях должно не ограничиваться согласованием учебных планов, тем выпускных квалификационных работ, присутствием работодателя на защите и экзаменах (квалификационных), а осуществляться уже на уровне организации занятий и производственного обучения.

Ключевые слова: специальность «Библиотековедение», профессиональная подготовка библиотекаря.

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [1] библиотекарь должен знать: основы библиотечного дела, библиографии; основные библиотечные технологические процессы; формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями. Общеобразовательная школа и любое небиблиотечное профессиональное образование не дают навыков, позволяющих исполнять обязанности согласно квалификационным характеристикам должностей в библиотеке. Таким образом, попытки приравнять среднее профессиональное библиотечное образование к полному общему образованию, которые мы видим в квалификационном справочнике, являются некорректными.

Как правило, библиотеки отправляют сотрудников с небиблиотечным образованием на заочную форму обучения в вузы или ссузы, гораздо реже – организуют библиотечные курсы в своих стенах (что нам кажется менее разумным и предполагает конкретные технологические навыки без общей системы профессиональной подготовки; исключение составляют Высшие библиотечные курсы в крупных универсальных и научных библиотеках).

Согласно ФГОС среднего профессионального образования по специальности «Библиотековедение» [2] библиотекарь готовится к следующим видам деятельности:

«4.4.1. Технологическая деятельность (формирование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение; применение прикладного программного обеспечения, Интернета; информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек).

4.4.2. Организационно-управленческая деятельность (планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек; ведение учётной документации и контроль за качеством предоставляемых услуг населению; приём управленческих решений, руководство коллективом библиотеки).

4.4.3. Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной функции библиотеки, организация досуговых мероприятий; обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки; приобщение к национальным и региональным традициям).

4.4.4. Информационно-аналитическая деятельность (использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности; применение мультимедийных технологий; оценивание результативности различных этапов информатизации библиотеки; анализ деятельности отдельных подсистем автоматизированных библиотечно-информа­ционных систем (АБИС) и формулировка требований к их дальнейшему развитию; использование внешних баз данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем)».

В современной системе образования наиболее актуальными в подготовке специалиста-библиотекаря являются вопросы компетентностного подхода, развития профессионализма, способности к профессиональному самосовершенствованию. Библиотеки хотят брать на работу специалиста, способного с первого дня работы, без адаптационного периода, качественно выполнять свои обязанности, знающего все современные технологические подходы, владеющего коммуникационными и организационными навыками. Как следствие – рассматривается вопрос о необходимости реорганизовать формы и содержание профессионального образования, найти адекватные оценки его качества с точки зрения работодателя. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.

Взаимодействие с работодателем в современных условиях должно осуществляться не только на уровне согласования учебных планов, тем выпускных квалификационных работ, присутствия работодателя на защите и экзаменах (квалификационных) и т.п., но и на уровне организации занятий и производственного обучения. Безусловно, работодатель может предложить практически значимую тему выпускной квалификационной работы или курсового исследования, результаты которых будут использованы в работе библиотеки, но этим роль работодателя в подготовке адаптированного компетентного специалиста не должна ограничиваться.

К сожалению, положение о проведении производственного обучения требует учебной практики только на базе лицензированного учебного заведения. Мы готовы согласиться с тем, что повара предварительно нужно научить готовить, а потом отправлять его на кухню ресторана или кафе. В то же время построение модели библиотеки и учебная практика в «стерильных» условиях представляются искусственным ограничением. Роль работодателя в этой ситуации вполне может быть представлена возможностями использования реальной библиотеки под контролем руководителя практики (обслуживание читателей, расстановка фонда, участие в массовых мероприятиях, выставочная деятельность и пр.), для отработки навыков, которые не требуют использования модельной библиотеки и гораздо эффективнее будут выглядеть на базе конкретной реальной системы.

Конечно, для работодателя это связано с определёнными сложностями, так как студенты требуют постоянного внимания и приходят с чётко сформированной программой производственной практики. Однако эти труды не пропадают даром, поскольку библиотека может подготовить специалиста «под себя», на рабочее место придёт «мечта работодателя» – специалист, не требующий адаптации и обучения.

Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий имеет долгий и положительный опыт взаимодействия с работодателями. Для нас библиотеки всегда были не только работодателями наших выпускников, но и участниками образовательного процесса [3]. Мы давно и успешно сотрудничаем с ЦГПБ им. В. В. Маяковского, ЦГДБ им. А. С. Пушкина, централизованными библиотечными системами Санкт-Петербурга, например с ЦБС Кировского района, ЦБС Московского района, на базе которых постоянно проводятся выездные занятия по библиографоведению, библиотечному дизайну и другим предметам [4].

Выпускники оцениваются работодателем как практически ориентированные и остающиеся работать в библиотеке. Многие, закончив СПО и работая в библиотеке, продолжают своё обучение в вузе.

В связи с разработкой профессиональных стандартов, которые заменят квалификационные характеристики, есть возможность внесения принципиальных положений о требованиях к уровню профессионального образования и стажу по должностям, введения для библиотекарей и библиографов обязательного профессионального образования (среднего и высшего).

Список источников

1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» : приказ Мин-ва здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. № 251н // Рос. газета. – 2011. – 19 авг.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение : утв. Приказом М-ва образования и науки РФ от 28 июня 2010 г. № 722. – Москва, 2010. – 47 c.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm722-1.pdf

3. Панкова Е. В. Формирование профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС третьего поколения: взаимодействие с работодателем / Панкова Е. В., Беркутова Л. С. // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации : тр. XI Международ. науч.-практ. конф. (АРБИКОН 2013). – Санкт-Петербург, 2013.

4. Беркутова Л. С. Библиотечный дизайн как составная часть общей информационной культуры современного специалиста / Л. С. Беркутова // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 1. –
С. 72–77. – (19-я Международ. конф. «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2012»).