УДК 023

Б. В. Борисов
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Конкурентоспособность библиотечных специалистов на региональном уровне (на примере г. Тамбова)

Проанализированы результаты исследования по проблеме конкурентоспособности библиотечных специалистов, проведённого в 2014 г. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Выявлен ряд проблем, заслуживающих внимания как руководителей библиотечного дела региона и библиотекарей-практиков, так и профессорско-преподавательского состава кафедры.


Ключевые слова: библиотечные специалисты, конкурентоспособность, региональный уровень, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина.

UDC 023

Boris Borisov
G. R. Derzhavin Tambov State University

The library professionals’ competiveness at the regional level (on the example of Tambov)

The results of library professionals’ competiveness study held in 2014 by the Chair of Library and Information Resources of G. R. Derzhavin Tambov State University are analyzed. Several problems needing attention of regional library authorities, practicing librarians and teaching staff of the Chair are disclosed.


Keywords: library professionals, competiveness, regional level, G. R. Derzhavin Tambov State University.

Конкурентоспособность специалиста можно определить как совокупность его личностных качеств, обеспечивающих успешный карьерный рост или достижение значительных результатов в профессиональной деятельности. Исследование, проведённое в 2014 г. кафедрой библиотечно-информа-ционных ресурсов (БИР) Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (ТГУ), позволило выявить, как относятся к этому явлению различные категории регионального (тамбовского) библиотечного сообщества. В качестве главного фактора конкурентоспособности рассматривалась профессиональная компетентность как обладание совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых в процессе обучения в вузе или путём самообразования.

Прежде всего отметим: только чуть более половины (54%) библиотекарей считают, что понятие конкурентоспособность приемлемо для нашей профессии, причём среди специалистов с библиотечным образованием этот процент выше, чем у их коллег с иным образованием (соответственно 59% и 48%). Следовательно, почти половина тамбовских библиотекарей либо не имеют о конкурентоспособности правильного представления (например, связывают её только со сферой материального производства), либо не считают для себя актуальной (17% опрошенных заявили, что для них конкуренция не имеет никакого значения).

Рассмотрим явление конкурентоспособности в региональной библиотечной среде с точки зрения различных категорий сотрудников библиотек.

Наиболее авторитетные её представители – эксперты (к их числу были отнесены руководители библиотек и их заместители) – в числе главных качеств конкурентоспособного специалиста выделили знание своей работы и любовь к ней (58%), стремление к самообразованию (58%); несколько ниже оценили креативность и постоянное повышение квалификации (по 50%), а далее (в порядке убывания) – приспособление к меняющимся требованиям, организованность и коммуникабельность.

Схожее понимание личности конкурентоспособного работника продемонстрировали и специалисты с библиотечным образованием: во главу угла они поставили постоянное повышение квалификации (60%), знание своей работы и любовь к ней (58%), несколько ниже оценили значимость стремления к самообразованию (45%) и креативность (24%).

Отрадно, что и студенты-старшекурсники кафедры БИР выразили готовность в будущем к постоянному повышению своей квалификации (64%), приспособлению к меняющимся требованиям (46%), самообразованию (42%); настораживает, однако, что знание своей работы и любовь к ней оценили как важное качество только 27% студентов.

В настоящее время, по данным Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, доля работников библиотек, не имеющих специального библиотечного образования, составляет более 30%. Специалисты с высшим библиотечным образованием представлены почти исключительно выпускниками кафедры БИР ТГУ. Следовательно, создавшуюся ситуацию можно рассматривать как конкуренцию выпускников указанной кафедры между собой и выпускниками других (небиблиотечных) специальностей.

Выпускники кафедры БИР ТГУ отметили, что главными качествами, сформированными в период учёбы в вузе и обеспечивающими их конкурентоспособность, являются знание библиотечных технологий (61%) и чувство ответственности (44%); среди других качеств были названы эрудиция (30%), коммуникабельность (21%), креативность (12%) и др.

Однако наличие специального библиотечного образования не рассматривается библиотекарями как главный фактор конкурентоспособности. Значительное число и выпускников кафедры БИР (37%), и выпускников других специальностей (38%) считают, что «образование – не главное, важно хорошо выполнять свою работу».

Треть работников библиотек без специального образования (30%) полагает, что их шансы в профессиональной конкуренции равны, и значительно меньшее их количество рассматривают свои шансы ниже (11%) или выше (3%); для 17% этой категории библиотекарей конкуренция безразлична. Кроме того, эти работники считают, что они превосходят сотрудников со специальным образованием в стремлении к самообразованию (30%), лучше приспосабливаются к изменению ситуации (28%), более организованны (19%), но при этом хуже знают свой участок работы и менее уверены в своих силах (по 19%).

Естественно, что выпускники кафедры БИР ТГУ в этой ситуации чувствуют себя более уверенно: 35% считают, что их шансы в конкурентной борьбе выше, 8% оценивают их как равные и только 2% – как худшие. Интересно, что и в этой категории для 18% респондентов конкуренция не имеет никакого значения.

Подавляющее большинство экспертов (73%) полагают, что выпускники кафедры БИР ТГУ имеют лучшие шансы на продвижение по карьерной библиотечной лестнице, а 27% – что они находятся в равных условиях с сотрудниками без библиотечного образования. Справедливость первой точки зрения подтверждает тот факт, что среди библиотекарей со специальным образованием 30% достигли карьерных успехов (стали руководителями структурных подразделений и главными специалистами), а среди сотрудников без специального образования этот показатель в два раза ниже (15%). Эксперты считают явным преимуществом выпускников кафедры БИР ТГУ профессиональные знания (73%), а выпускников других специальностей – общую эрудицию (50%) и владение компьютерными технологиями (50%).

При приёме новых сотрудников на работу в библиотеку 100% руководителей отдают предпочтение выпускникам кафедры БИР ТГУ. К сожалению, 50% студентов старших курсов кафедры БИР ТГУ откровенно признались, что учатся только ради диплома и работать в библиотеке не планируют, только 25% обязательно свяжут свою судьбу с библиотекой и еще 25% пока точно не решили, но хотели бы попробовать себя в библиотечной деятельности.

Осторожный оптимизм внушает тот факт, что на момент поступления этих студентов в вуз ситуация была более негативной: свыше 85% указали, что они выбрали эту специальность только потому, что «на неё проще всего было поступить» и только 15% сделали выбор по призванию. Отвечая на вопрос «Если бы Вам представилась возможность заново выбрать вуз и специальность, то…», 37% респондентов заявили, что хотели бы учиться именно в ТГУ и именно по библиотечно-информационной специальности, 42% выбрали бы ТГУ, но другую специальность, 21% пошли бы и в другой вуз, и на другую специальность.

Гораздо более благоприятно выглядит картина ответа от библиотекарей-практиков: 62% назвали причиной своего трудоустройства в библиотеку любовь к этой профессии, и только 10% пришли работать в библиотеку потому, что «больше некуда было идти». Самыми привлекательными сторонами своей работы все библиотекари считают общение с людьми (52%), любовь к книгам и чтению (библиотекари со специальным образованием – 36%, без специального образования – 26%), и (внимание!) стабильную заработную плату (соответственно – 12% и 14%).

Вместе с тем, почти две трети библиотекарей без специального образования не хотят получать высшее библиотечное образование: 45% считают, что в этом нет необходимости для выполнения их профессиональных обязанностей, а 17% об этом даже не задумывались. Правда, 28% этой категории сотрудников хотели бы такое образование получить, но не имеют для этого материальных возможностей (второе высшее образование – платное). Весомым фактором является и возраст: большинство не желающих получать второе высшее образование старше 50 лет.

Безусловно, главный фактор конкурентоспособности – это владение профессиональными знаниями и умениями. Оценивая их, эксперты отметили достаточно ровную подготовку выпускников кафедры БИР во всех сферах библиотечной работы, особо выделив при этом их компетентность в сфере информационных технологий и информационно-аналитической деятельности. Вместе с тем, в качестве пожеланий 42% экспертов указали на необходимость дальнейшего усиления информационно-аналитической подготовки; 33% обращают внимание на улучшение владения иностранными языками; по 25% – улучшить знания в области менеджмента и каталогизации, по 17% – художественной литературы и в вопросах обслуживания читателей, владения культурой речи и т.д.

Достаточно высоко оценивают свой профессиональный уровень и сами библиотекари. 84% работников со специальным образованием и 80% – без специального образования полагают, что им достаточно знаний для выполнения их профессиональных обязанностей, при этом обе категории работников наиболее сильной своей стороной считают компетентность в сфере обслуживания читателей и работе с фондом, а наиболее уязвимой частью своей подготовки – знания и умения в области аналитико-синтетической переработки информации и каталогизации.

Интересно, что примерно так же оценивают свои знания и студенты выпускного курса, причём 75% студентов-очников и 69% заочников удовлетворены качеством образования, получаемого в ТГУ.

Особый интерес вызывает категория выпускников кафедры БИР ТГУ, не работающих в библиотеках. Их выявление и анкетирование (порой – собеседование) проводились по различным неформальным каналам; всего было охвачено около 30 человек. Возможно, это недостаточное количество респондентов, но их мнение, безусловно, заслуживает внимания и наводит на определённые размышления.

Как и предполагалось, основная причина, по которой эти выпускники не пошли работать в библиотеку – низкая заработная плата (её назвали 59%); одной трети (33%) просто не нравится профессия библиотекаря. В настоящее время сферами занятости этих выпускников являются торговля (25%), сервис (18%), культура и искусство (11%), материальное производство (7%), государственное и муниципальное управление (7%), наука (4%), ЖКХ (4%); ещё 25% назвали другие сферы деятельности. В своей работе основным привлекательным фактором они считают зарплату (37%) и возможность общения с другими людьми (19%).

Естественно, что большинство таких выпускников (68%) считают: знания, полученные ими в университете, в их нынешней работе не пригодились. Вместе с тем они отмечают, что учёба на кафедре БИР ТГУ сформировала в них такие качества, как общая эрудиция (57%), ораторское мастерство (43%), коммуникабельность (36%), ответственность (32%), способность к самосовершенствованию (25%), требовательность (21%), интуиция (21%) и др. В целом, почти половина (46%) этой категории респондентов полагают, что учёба в ТГУ сделала их более конкурентоспособными и в других сферах.

Любопытно, что, отвечая на вопрос «Если бы Вам представилась возможность заново выбрать вуз и специальность, то …», 21% выпускников, не работающих по специальности, подтвердили свой первоначальный выбор – обучение библиотечной профессии. Большинство же, однако, посчитали, что этот выбор был ошибочным – 50% пошли бы учиться в ТГУ на другую специальность, а 29% вообще бы выбрали другой вуз и другую специальность.

Более привлекательной выглядит картина ответов на этот же вопрос выпускников кафедры БИР ТГУ, работающих в библиотеках. Свою альма-матер и нынешнюю специальность выбрали бы заново 39%, эту же специальность в другом вузе предпочли бы получить 4%, другую специальность в ТГУ хотели бы приобрести 13%, а 44% вообще выбрали бы и другой вуз, и другую специальность.

Проведённое исследование позволяет констатировать следующее. Для большинства абитуриентов кафедры БИР ТГУ выбор их будущей профессии является случайным. На наш взгляд, этому в значительной степени способствовала ликвидация в регионе системы начального и среднего профессионального библиотечного образования, выпускники которой составляли наиболее зрелую часть будущих первокурсников.

За период обучения на кафедре БИР ТГУ преподавательскому коллективу удаётся развить у многих студентов профессиональный интерес и привить любовь к своей специальности, сформировать профессиональные и общекультурные компетенции, позволяющие выпускникам успешно конкурировать на региональном рынке труда не только в библиотечной, но и в других сферах.

С точки зрения экспертов, выпускники кафедры БИР ТГУ не испытывают никакой конкуренции при приёме на работу в библиотеку, но уже внутри библиотечных коллективов с ними по целому ряду качеств успешно конкурируют специалисты, имеющие небиблиотечное образование. Однако в целом карьерного роста достигают, прежде всего, всё-таки сотрудники с высшим библиотечным образованием.

Специалисты без библиотечного образования (выпускники других специальностей вузов) достаточно успешно адаптируются к библиотечной профессии и считают себя конкурентоспособными в ней; при этом около трети из них хотели бы получить высшее библиотечное образование, но не могут себе этого позволить из-за того, что второе высшее образование платное.

Главными привлекательными сторонами библиотечной профессии подавляющее большинство респондентов назвали возможность ежедневного общения с людьми и книгами, что лишний раз подчёркивает её гуманистическую и социальную направленность.

Вместе с тем, престиж библиотечной профессии остаётся в обществе невысоким; таковой же до недавнего времени оставалась и оплата труда библиотекарей, из-за чего значительная часть выпускников кафедры БИР ТГУ свою трудовую судьбу с библиотекой не связала. Вероятно, должно пройти некоторое (и, возможно, достаточно продолжительное) время, прежде чем библиотечная профессия станет более конкурентоспособной в глазах обывателей. Определённый оптимизм, однако, внушает тот факт, что уже сейчас около половины старшекурсников так или иначе проявляют заинтересованность в трудоустройстве по специальности.

Рассматривая ближайшую перспективу, можно предположить, что на конкурентоспособности библиотечных специалистов должно отразиться и внедрение двухступенчатой системы подготовки кадров «бакалавр – магистр». Выпускники со степенью магистра, как обладающие более высокой квалификацией, должны, на наш взгляд, иметь изначально лучшие стартовые позиции для конкурентной борьбы.

Результаты исследования выявили и достаточно высокую степень конкурентоспособности выпускников кафедры БИР ТГУ, и определённые проблемы в их подготовке. Так, эксперты отметили необходимость углубления знаний студентов в области менеджмента, художественной литературы и иностранных языков, что, очевидно, должно быть учтено университетом при корректировке профессиональной образовательной программы.

Нельзя также не отметить, что для некоторых библиотечных работников понятие конкурентоспособность не является актуальным, однако, их число относительно невелико (менее 20%).

На наш взгляд, проведённое исследование способствовало привлечению внимания региональной библиотечной общественности к самому явлению конкурентоспособности и необходимости его внедрения в профессиональное сознание библиотекарей.