УДК 022

Е. Ф. Бычкова
ГПНТБ России

Как сделать библиотеку по-настоящему «зелёной»: ещё один взгляд на проблему

Подчёркнута актуальность темы «зелёного» дизайна для библиотек. Предложен идеальный сценарий взаимодействия всех организаций и служб, имеющих отношение к созданию «зелёной» библиотеки.


Ключевые слова: библиотеки, «зелёный» дизайн, экологическое просвещение, «зелёные» библиотеки, экодизайн, «зелёный офис».

UDC 022

Elena Bychkova
Russian National Public Library for Sci & Tech

How to make a library really «Green»: Another view of the problem

The importance of the issue of «Green» design for libraries is highlighted. An ideal scenario of interaction of all units and services involved in making a library «Green» is proposed.


Keywords: «Green» library design, ecological design, stages of making a library «Green», «Green office».

К теме «Зелёный дизайн библиотек» мы впервые обратились в 2012 г. и в рамках конференции «Крым–2012» провели «круглый стол» «Экология и экодизайн в современной библиотеке».

«Круглый стол» был организован в формате деловой игры: его участники, используя специальное программное обеспечение, в электронной форме воплощали свои идеи и задумки по планированию пространства гипотетической библиотеки. Основная цель мероприятия заключалась в привлечении внимания библиотек к вопросам организации пространства в соответствии с принципами экологического дизайна.

Библиотеки, которые всё активнее занимаются экологическим просвещением, должны служить примером экологичного подхода к жизни. На протяжении нескольких лет собирался и систематизировался материал по этому вопросу, при этом использовался опыт российских и зарубежных библиотек; проблема экодизайна также рассматривалась, причём в ретроспективе.

За последние годы тема действительно стала популярной. Требования к зданию «зелёной» библиотеки опубликованы в материалах ИФЛА. Кроме того, обращение библиотек к этой теме позволило глубже и с разных точек зрения её проработать. Цель этой публикации – всесторонне проанализировать накопившиеся материалы.

Очевидно, что в основе деятельности библиотек как культурных и образовательных учреждений должны лежать потребности общества, прежде всего той территории и того социума, где находится библиотека.

Для начала обратимся непосредственно к понятию экологический дизайн. Из многих его определений наиболее простое и доступное для неспециалиста представлено в Викепедии: «Экодизайн ? это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание защите окружающей среды». При этом учитываются следующие аспекты:
потребление природных ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации;
происхождение материалов (в расчёт берётся множество аспектов, например, наличие специальной сертификации, защита окружающей среды производителем (поставщиком), соблюдение прав работников на предприятиях, корректное отношение к фермерам и т. п.);
безопасность в использовании изделия, отсутствие вреда здоровью, сведение к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т.п.;
простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.

В настоящее время разработаны особые методики и стандарты, позволяющие проводить комплексный анализ этих аспектов.

Все перечисленные выше принципы, или аспекты, можно, уместно, полезно и, в конечном счёте, необходимо воплощать в зданиях общественного назначения, каковыми, несомненно, являются и библиотеки.

В работе Клауса Ульриха Вернера [1] предложен ряд тезисов, на которые следует обратить внимание уже на этапе строительства «зелёной» библиотеки и далее – в процессе освоения готового здания. Сама статья построена по принципу определения главных задач, поиск решения которых позволяет сформировать собственное видение «зелёной» библиотеки.

Исходя из реалий жизни российских библиотек и, на мой взгляд, особенностей менталитета российских библиотекарей, предложения К. У. Вернера можно дополнить цитатами из проекта Гринпис России по организации деятельности «зелёного» офиса, а также собственными наблюдениями.

Рассмотрим идеальный сценарий взаимодействия всех служб и организаций, имеющих отношение к созданию «зелёной» библиотеки.

Этап 1. Планирование проекта и строительство

Планирование проекта:
принятие общих понятий, таких как «устойчивое развитие», «зелёное строительство», «экологический дизайн» (для достижения результата все участники процесса – спонсоры, строители, заказчики – должны договориться о том, какой смысл они вкладывают в эти понятия);
определение общих подходов к пониманию термина «зелёное здание» (т.е. здание экономичное, экологически безопасное, эргономичное, ресурсосберегающее или просто удобное и соответствующее представлениям о психологически комфортном и благоприятном для здоровья посетителей пространстве);
обсуждение критериев строительства библиотечного здания на этапе разработки проекта исходя из сформулированных выше задач и необходимости максимальной его интеграции в окружающую экологическую и социально-культурную среду;
предварительное рассмотрение экологического баланса строительства, эксплуатации и технического обслуживания здания;
составление перечня необходимых элементов здания с точки зрения устойчивого развития и экологической безопасности.

Определение места строительства:
определение экологических критериев местности, где располагается здание библиотеки (климат, уровень загрязнения окружающей среды, наличие в окрестностях промышленных предприятий, районов застройки или, наоборот, зелёных зон) и, как следствие, необходимость озеленения и благоустройства прилежащей территории;
инфраструктура (доступность здания: возможность использования общественного или личного транспорта, велосипедов; наличие мест для парковки).

Этап 2. Строительство и внутренняя отделка здания

Требования к зданию:
планировка и дизайн здания с учётом привлекательности пространства для его максимальной эксплуатации, в том числе использование крыши и прилегающих территорий (например, зелёные крыши или организация специальных зон на открытом воздухе);
минимизация потребления энергии с учётом потребностей конкретных зон каждого подразделения библиотеки (климат-контроль, освещение и акустика);
использование альтернативных источников энергии, экономия ресурсов за счёт компактного складирования;
удобство обслуживания здания;
экономичность фасадов и их эффективное использование – озеленение, установка солнечных батарей; соответствие энергетическим критериям ? теплоизоляция, использование специальных стеклопакетов для окон; структурная защита от солнечного света на основе использования глубоко залегающих окон; использование абсорбирующих (двойных) фасадов;
использование при строительстве и ремонте здания экологически качественных, неопасных материалов; обязательным является прочность и долговечность материалов, возможность ремонта и безопасной с экологической точки зрения утилизации, простота очистки).

Внутренний климат:
использование при отделке помещений экологически чистых невредных материалов;
использование ручной или автоматической системы регулирования подачи тепла в зависимости от присутствия сотрудников в помещении и исключающей использование окон;
создание возможностей для максимального использования естественной вентиляции, избегание использования мощных кондиционеров;
использование систем контроля качества воздуха и влажности внутри здания;
установка и эксплуатация централизованной энергосберегающей отопительной системы;
использование теплообменников на входах в библиотеку: вращающиеся двери, специально спроектированные вестибюли.

Электроэнергия. Освещение:
оптимальное сочетание использования естественного и искусственного освещения;
структурные аспекты защиты от солнца (низко расположенные глубоко залегающие окна) или, наоборот, создание зон с максимальным естественным освещением (большие окна, ориентированные на юг, стеклянные потолки и участки крыши и т.п.);
использование традиционных и возобновляемых источников электроэнергии, энергосберегающих ламп и фотогальванических элементов, эффективных средств управления освещением (панели управления, датчики движения, возможность индивидуального светового контроля различных зон библиотеки);
установка счётчиков электроэнергии и систем информирования об использовании энергии с целью снижения уровня её потребления;
сокращение потребления горячей воды; использование сточной и дождевой воды для хозяйственных нужд; установка водосберегающего санитарно-технического оборудования (туалеты, умывальники), экономное использование воды; установка приборов учёта расхода воды, оплата водопотребления по их показаниям.

Этап 3. Организация работы библиотеки

Внутреннее оборудование библиотеки:
использование естественных, сертифицированных, а также по возможности возобновляемых материалов в интерьерах библиотеки (например, исключается использование предметов интерьера, бытовой и электронной техники из поливинилхлорида в том случае, если альтернативная продукция присутствует на рынке);
использование акустических экранов и напольных покрытий.

«Зелёные» информационно-коммуникационные технологии:
использование сертифицированного энергосберегающего компьютерного и множительного оборудования;
разработка программных решений для оптимизации потребления энергии (настройка работы оборудования «в режиме ожидания»);

Управление библиотекой и организация работы коллектива:
формирование у руководства библиотеки ответственности за успех стратегии устойчивого развития;
мотивация сотрудников на организацию и поддержание работы «зеленой» библиотеки;
поиск новых форм деятельности в рамках выбранного направления;
осознание экологической стратегии как конкурентного преимущества в работе библиотеки;
соблюдение законодательства; прозрачность затрат и их использования;
организация «зелёной доставки» (использование услуг местных, обязательно сертифицированных, поставщиков и экологически чистого транспорта);
создание возможности активного использования каждого рабочего места несколькими сотрудниками;
использование «зелёных» канцелярских принадлежностей;
сокращение использования бумаги, отказ от термографической бумаги, двусторонняя печать, преимущественно цифровое архивирование;
работа с местными переплетчиками (т.е. исключение перевозки изданий);
создание в ежегодных отчётах работы библиотеки специального «зелёного» раздела, посвящённого реализации принципов устойчивого развития;
размещение информации по пропаганде энерго- и ресурсосберегающих технологий и экологизации офиса (наглядная агитация).

Услуги для пользователей:
преимущественное сканирование (вместо печати), использование цифровой, двусторонней печати при оказании репрографических услуг;
внедрение системы незакреплённых рабочих мест (например, подвижные информационные стойки, используемые в качестве рабочих мест в нерабочие часы информационной службы);
отказ от использования пластиковых пакетов и одноразовой посуды в обслуживании читателей и в быту библиотекарей (если по гигиеническим соображениям отказ невозможен, предпочтение отдаётся одноразовым предметам из влагопрочного картона с последующей передачей его на вторичную переработку);
продажа экологически чистых продуктов в кафе библиотеки (например, исключается использование пищевых продуктов, содержащих ГМО);
внедрение услуги проката «некнижных» материалов («от ноутбуков до садового инвентаря»).

Организация эксплуатации помещения:
использование экологически нейтральных чистящих средств (т.е. без хлора и хлорорганических соединений, фосфатов и фосфонатов);
применение нетоксичных биоразлагаемых материалов (на водной, а не на масляной основе, без запаха) при оформлении и косметическом ремонте внутренних помещений;
сокращение объёма отходов, их раздельный сбор и утилизация через фирмы, использующие экологически безвредные способы переработки;
целенаправленный сбор и утилизация таких видов отходов деятельности офиса, как санитарно-гигиенические принадлежности, тара и упаковка, батарейки и компоненты электрических устройств, электролампы, светодиоды, бумага, картриджи для принтеров и т.д.;
использование для обслуживания офиса оборудования с пониженным уровнем шума (пылесосы, холодильники и т. п).

Этап 4. Стратегия развития библиотеки

Стратегические задачи:
согласованные планы по энергосбережению;
контроль за сокращением расходов на энергию как средство экономии энергоресурсов;
наличие системы вознаграждения и стимулирования сотрудников, выполняющих правила работы «зелёного офиса»;
стратегическое партнёрство, влияние на бизнес-партнёров (издателей, книготорговцев, поставщиков);
обращение к новым целевым аудиториям.

Маркетинг и PR

В основе маркетинговой политики «зелёной» библиотеки должен лежать принцип: «Экологический имидж – хороший имидж».

Библиотеки как организации культуры, занимающиеся массовым обслуживанием населения, могут и должны:
подавать пример организации работы в соответствии с принципами стратегии устойчивого развития;
привлекать пользователей библиотек, а также широкий круг заинтересованных сторон к проблеме устойчивого развития.

Успешной реализации PR-кампании может способствовать:
сертификат энергоэффективности, помещённый непосредственно у входа в библиотеку;
активная работа по экологическому просвещению населения, реализация различных форм экологической деятельности библиотеки;
совместная деятельность с общественными и государственными организациями, спонсорами библиотеки по реализации экологических и природозащитных проектов;
предоставление новой информации о проблемах окружающей среды широкому кругу пользователей (например, создание тематических фондов, выставок, информационных блоков).

Все перечисленные выше действия предполагают комплексный подход, который позволяет решить вопрос организации «зелёной» библиотеки в полном объёме – от этапа проектирования здания до организации обслуживания читателей.

Однако большинство библиотек вынуждены довольствоваться отдельными мероприятиями, позволяющими, тем не менее, сделать библиотеку уютной, «зелёной» и экологичной. В этом деле на помощь приходит дизайн интерьеров.

Что же по силам библиотекам осуществить, так сказать, в рабочем порядке, и какие возможности для этого существуют?

1. Приобретение мебели из натуральных (в крайнем случае, безвредных для человека) материалов, производство, использование и утилизация которых не наносят ущерба окружающей среде.

На потребительском рынке в настоящее время есть огромный выбор экологически чистых изделий. Однако при этом важно, чтобы такие изделия (например мебель) были изготовлены из древесины, которая была законно вырублена.

Существует Лесной попечительский совет (ЛПС, или FSC), цель которого – содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению лесными ресурсами. ЛПC – это официально признанная международная система сертификации, выдающая специальный сертификат.

Внедрение сертификации позволяет улучшить многие аспекты лесопользования, в том числе избежать приобретения незаконно заготовленной продукции. Поэтому целесообразно покупать только те товары, содержащие древесину (например мебель или стройматериалы), которые сертифицированы FSC. (Значок FSC может быть и на упаковках соков и офисной бумаги.) Список FSC-сертифицированной продукции можно найти на сайте www.fsc.ru или получить по запросу: mail@fsc.ru.

2. Следование советам Гринпис по созданию «зелёного офиса», которые представлены на сайте http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/green-office/. Они помогут снизить потребление энергии и ресурсов на содержание офиса, а значит – и выбросы вредных веществ в атмосферу. Во всём мире создание «зелёного офиса» – модная и, по мнению аналитиков коммерческих компаний, повышающая к ним степень доверия со стороны клиентов тенденция.

В настоящее время малый бизнес активно предлагает энергосберегающие светодиодные лампы, системы автоматизированного контроля освещения, регуляторы подачи тепла в отопительные приборы и водорегулирующие насадки и фильтры, услуги по бесплатному вывозу отсортированного мусора, безопасную бытовую химию и т.п.

Превращение собственного помещения в «зелёный офис» – это самое сложное мероприятие, гораздо более сложное, чем просветительская работа, которую ведёт библиотека. С другой стороны, – это реальная возможность на собственном примере показать привлекательность и эффективность такой политики.

Хотя внедрение описанного выше требует особых финансовых затрат, разработчики «зелёных» технологий для офисов утверждают, что эти вложения окупаются в течение 2–7 лет в зависимости от размера учреждения. И всё же единовременно выделить деньги на внедрение новых дорогостоящих технологий сложно.

Насколько известно, в России концепции «зелёного офиса» полностью не внедрены ни в одной библиотеке. А ведь, например, налаженная сортировка мусора (это могут быть специальные привлекательные контейнеры, установленные в библиотеке), бумажные, а не полиэтиленовые, рекламные сумки, энергосберегающие лампочки в читальных залах давали бы гораздо больший воспитательный эффект, чем самые прекрасные «круглые столы» и семинары по экологии.

Далее, специалисты выделяют ещё ряд направлений экологического дизайна.

3. Психодизайн (адаптация интерьеров под конкретные категории людей);

4. Фитодизайн (использование растений для оформления помещений). Именно эта тема достаточно хорошо разработана в библиотеках. Много внимания уделяется озеленению помещений, соблюдению санитарно-гигиенических норм (правильному освещению, проветриванию и т.п.) На помощь библиотекарю приходят перечисленные выше направления экодизайна, и при этом возможность проявить фантазию очень велика. (Во многих библиотеках работают клубы цветоводов, школы здоровья, фотоклубы и фотокружки, организуются лекции и выступления художников, модельеров и др.)

5. Англоязычные сайты используют специальное понятие – экологическая ответственность в веб-дизайне. Под ним понимается ответственность создателя интернет-сайта перед пользователями за его оформление (неагрессивность, положительный настрой) и содержание (распространение экологичной информации). Некоторую информацию по этому вопросу можно получить, обратившись к следующим сайтам: http://www.websitefreedom.co.uk/about-us/ecological-responsibility; http://webdesignpatterns.org/pattern/steps-towards-more-ecological-web-development-teams и др.

В нашем – библиотечном – случае можно говорить об экологических элементах веб-дизайна при создании различных страничек и разделов на сайтах библиотек. Нужно понимать, что сейчас речь идёт не просто о создании экодизайна в библиотеке, а о принципиальном изменении подхода к проблеме экологии;

6. Непосредственно экологическое просвещение. С опытом работы российских библиотек можно ознакомиться в подразделе «Зелёные страницы библиотек» экологического раздела интернет-сайта ГПНТБ России. Здесь представлены экологические странички на сайтах библиотек, а также информация о их работе по экологическому просвещению населения. Довольно много информации и на сайте «Записная книжка школьного библиотекаря. Методика и практика библиотечной работы в школе» [9].

В блоге Российской государственной библиотеки для молодёжи «Библиотеки и молодёжь» опубликованы сообщения о некоторых проектах американских публичных библиотек. Например, проект LibraryFarm (в сообщении говорится о собственном садово-огородном участке Публичной библиотеки Northern Onondaga в городе Cicero, основная цель которого – обучение местного населения основам здорового питания, а также пополнение запасов продовольствия натуральными продуктами; обязательное условие – отказ от применения пестицидов и добавления в почву химических гербицидов и удобрений). В публичной библиотеке Brentwood (штат Теннеси) зона для детей и подростков стилизована под парк с деревьями, лесными животными, наскальными рисунками и фантастическим миром книг [10].

По мнению авторитетных специалистов, внедрение элементов экологического дизайна и технологий «зелёного офиса» в работу библиотек способствует экологическому просвещению населения не меньше, чем проведение специальных мероприятий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Экологический дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moskva-ipoteka.ru/secretslovari/page/56.html. – Загл. с экрана.
Ekologicheskiy dizayn [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.moskva-ipoteka.ru/secretslovari/page/56.html. – Zagl. s ekrana.

2. «Зелёный стиль» Кена Янга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archi.ru/foreign/news/news_current.html?nid=25523. – Загл. с экрана.
«Zelenyy stil» Kena Yanga [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://archi.ru/foreign/news/news_current.html?nid=25523. – Zagl. s ekrana.

3. Эко-дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosdesign.com/design/ecoofdesign.htm . – Загл. с экрана.
Eko-dizayn [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://rosdesign.com/design/ecoofdesign.htm . – Zagl. s ekrana.

4. Eco-friendly White Tank library opens [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azcentral.com/arizonarepublic. – Загл. с экрана.

5. Деревенская библиотека в Китае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etoday.ru/2011/11/derevenskaya-biblioteka-v-kita.php. – Загл. с экрана.
Derevenskaya biblioteka v Keitae [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.etoday.ru/2011/11/derevenskaya-biblioteka-v-kita.php. – Zagl. s ekrana.

6. «Зелёный» офис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/green-office/. – Загл. с экрана.
«Zelenyy» ofis [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/green-office/. – Zagl. s ekrana.

7. Ecological Web Design [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.websitefreedom.co.uk/about-us/ecological-responsibility. – Загл. с экрана.

8. Steps towards the more ecological web development teams [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webdesignpatterns.org/pattern/steps-towards-more-ecological-web-development-teams. – Загл. с экрана.

9. Записная книжка школьного библиотекаря. Методика и практика библиотечной работы в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibnout.ru/tag/ekologicheskoe-vospitanie/. – Загл. с экрана.
Zapisnaya knizhka shkolnogo bibliotekarya. Metodika i praktika bibliotechnoy raboty v shkole [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://bibnout.ru/tag/ekologicheskoe-vospitanie/. – Zagl. s ekrana.

10. Проект LibraryFarm [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.rgub.ru/libex/category/neobychnye-biblioteki/?paged=2ю. – Загл. с экрана.
Proekt LibraryFarm [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://blog.rgub.ru/libex/category/neobychnye-biblioteki/?paged=2yu. – Zagl. s ekrana.