УДК 027.7

С. А. Швайкина


Научная библиотека Нижегородской государственной медицинской академии
И увидеть, и услышать: электронные презентации в образовательной и гуманитарно-просветительской работе библиотеки вуза.
(Из опыта НБ Нижегородской медицинской академии)

Рассмотрены опыт подготовки и использования электронных презентаций в работе библиотеки медицинского вуза, примеры основных видов презентаций, предназначенных в помощь образовательному и воспитательному процессам и способствующих укреплению имиджа организации.


Ключевые слова: электронные презентации, виртуальные выставки, библиотека вуза, Нижегородская медицинская академия.

UDC 027.7

Svetlana Shvaykina


Scientific Library of Nizhny Novgorod State Medical Academy
To see and to hear: Digital presentations in educational and humanitarian university library activities.
(Experience of Nizhny Novgorod Medical Academy Scientific Library)

The experience of the medical university library in preparing and using digital presentations is discussed; given are the examples of presentations intended to support educational process and organization branding.


Keywords: digital presentations, virtual exhibitions, university library, Nizhny Novgorod Medical Academy.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», целью которого является интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека. Значительный вклад в реализацию этой цели может и должна вносить библиотека вуза.

В настоящее время существует множество сервисов и программ, использование которых кардинально расширяет возможности библиотеки в области как информационной, так и образовательной и воспитательной деятельности. Одно из направлений использования информационных технологий в работе библиотеки – это презентации, создаваемые с помощью программного приложения Microsoft Office PowerPoint.

Привлекательность электронной презентации состоит в том, что она является одним из самых простых и доступных для аудитории способов передачи информации, её восприятия и изучения. С помощью презентации можно сделать акцент на наиболее выигрышных моментах темы; показать иллюстрации, схемы, таблицы; привести цитаты; дополнить текст фотографиями, видеофрагментами, соответствующим звуковым сопровождением. Интересно также, что материалы можно представлять в разной форме (уроки-презентации, виртуальные экскурсии, беседы-презентации, виртуальные выставки) и различных жанрах (биографический очерк, исторический экскурс, видеокомпозиция и др.). Благодаря этим особенностям использование электронных презентаций стало неотъемлемой частью работы библиотеки.

Какие моменты необходимо учитывать библиотечному специалисту, чтобы подготовить хорошую презентацию?

Прежде всего, следует помнить, что презентация – осмысленный цельный продукт, комплекс наглядной и текстовой информации.

Одни из главных характеристик презентации – тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Это в первую очередь касается информационно-обучающих презентаций в помощь образовательному процессу. Их основная цель – расширить знания студентов по изучаемой дисциплине. Умелый подход может превратить такого рода презентации в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность и будет способствовать повышению интереса к изучению предмета, возрастанию мотивации к учёбе.

Вначале необходимо определить целевую аудиторию. Для вуза – это студенты младших или старших курсов различных факультетов, профессорско-преподавательский состав, специалисты-практики, повышающие свою квалификацию. Принадлежность к одной из этих категорий обусловливает уровень знаний и область интересов.

Очень важно определить цель самой презентации, что в свою очередь определяет её направленность (информационная, обучающая, воспитательная и т.д.).

Сегодня создаются презентации как предполагающие живое, интерактивное общение с аудиторией, так и без участия человека – в автоматическом режиме.

В Научной библиотеке Нижегородской медицинской академии (НижГМА) делается ставка на «диалоги-презентации», предполагающие непосредственное речевое представление информации, дополненное тематическими иллюстрациями, изображениями документов (в электронном архиве есть и презентации с музыкальным сопровождением и «голосом за кадром»).

Живое общение с аудиторией, на наш взгляд, гораздо более эффективно: такие презентации достаточно легко воспринимаются студентами и преподавателями, позволяют поддерживать интерес в течение всей демонстрации материала. Мы также стремимся раскрывать тему презентации прежде всего «через документ», знакомя аудиторию с наиболее значимыми изданиями из фонда библиотеки.

Уроки-презентации используются непосредственно в учебном процессе и играют определённую роль в контексте изучаемой дисциплины. Они достаточно жёстко «привязаны» к конкретной целевой аудитории. Учебные презентации по отдельным дисциплинам (преимущественно для студентов младших курсов) включают дополнительный материал, не вошедший в основной лекционный цикл, но, по мнению преподавателей, необходимый для более полного представления о предмете.

Такие уроки-презентации, как «Великие биохимики и их открытия», «Великие фармацевты древности», подготовлены по просьбам кафедр и отражают исторические аспекты развития биохимии и фармации. Две презентации – «Стоявшие у истоков», рассказывающая о наиболее известных библиотеках древности и их основателях, и «Святые целители: верою, словом, делом» – используются как дополнительный материал в курсе культурологии.

Одно из важнейших направлений в работе библиотеки – формирование информационной культуры и библиографическое обучение различных категорий потребителей профессиональной информации.

В Научной библиотеке НижГМА разработан комплекс обучающих программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории пользователей. Электронные уроки-презентации, являющиеся их главной составляющей, позволяют представить материал более понятно и наглядно. При их подготовке обязательно учитывается характер деятельности (учебный процесс, научно-исследовательская, преподавательская, практическая работа), отраслевая специализация, уровень общей подготовки и информационной культуры обучаемых, их информационные потребности.

Например, цель занятий, предназначенных первокурсникам, – дать базовую информацию о современных традиционных и электронных ресурсах в области медицины (в первую очередь, имеющихся в самой библиотеке). Такое занятие – одночасовое, и вся информация представляется в рамках одной презентации.

Курс «Библиография», рассчитанный на 36 учебных часов и предназначенный аспирантам, призван сформировать у слушателей способность эффективно проводить информационный поиск и анализ необходимой информации в ходе научной и исследовательской работы, что предполагает целый комплекс презентаций.

В целях повышения уровня информационной компетентности сотрудников НижГМА и некоторых других категорий (интерны, клинические ординаторы, слушатели курсов ФПКВ) активно используются такие формы группового библиографического информирования, как Дни специалиста. Программы таких мероприятий, вид и объём представляемой информации согласовываются конкретно с каждой кафедрой в зависимости от информационных потребностей их участников, что также определяет тематическую специфику презентаций. При этом обязательно проводятся презентации, посвящённые ЭБС (в данном случае акцент делается на правовые аспекты её наполнения и использование электронных изданий в учебном процессе) и профессиональным базам данных.

Безусловно, задача вузовской библиотеки – не только информационное обеспечение учебного процесса, но и содействие воспитанию интеллигентной, творческой, гармонично развитой личности. «Воспитание через профессию» является основным направлением гуманитарно-просветительской работы, главные задачи которой – углубление интереса к выбранной специальности, ознакомление с традициями НижГМА, поддержание связи поколений.

Очень востребована преподавателями беседа-презентация «Книги с автографами нижегородских врачей», созданная на основе фонда редких и ценных документов библиотеки и рассказывающая о медиках, живших и работавших в нашем городе в середине XIX – начале XX в. Эти люди, много сделавшие для развития и процветания Нижегородского края, здоровья его населения, в течение всей жизни хранившие верность профессии врача, служат молодому поколению ярким примером для подражания.

Первому декану педиатрического факультета Ф. Д. Агафонову, обладавшему лучшими качествами врача, учёного и педагога, посвящена мультимедийная презентация «Педиатрия: призвание и профессия»; она была представлена в рамках мероприятия, приуроченного к выходу книги «С любовью к детям», которая издана в НижГМА. Эта презентация содействует воспитанию в будущих медиках чувства гордости за выбранную специальность, способствует их стремлению к самообразованию и самосовершенствованию.

Одно из важных направлений работы библиотеки – культурно-нравственное воспитание молодёжи. Ярким событиям в жизни студентов и библиотеки стал вечер воспоминаний, посвящённый 100-летнему юбилею выпускницы НижГМА писательницы Г. Е. Николаевой. Мультимедийная презентация о Г. Е. Николаевой, выставка её произведений, информационный стенд «Доброе сердце, щедрый талант» позволили узнать не только о жизни и творчестве прославленной выпускницы нашего вуза, но и о его истории.

Материалы, посвящённые периоду Великой Отечественной войны, когда проявились лучшие качества медицинских работников – верность долгу, готовность к самопожертвованию, – представлены в предназначенной первокурсникам презентации «ГМИ в годы войны»; из неё студенты узнают о работе института в тот нелёгкий для страны период, о его сотрудниках, с честью выполнявших свой долг, спасая раненых и больных бойцов.

Беседа-презентация «Народы Нижегородского Поволжья», подготовленная к празднованию 300-летия Нижегородской губернии, прививает молодёжи любовь к родному краю, способствует воспитанию толерантной личности, уважающей обычаи и традиции всех национальностей.

Научная библиотека – организатор презентаций выпускаемых издательством НижГМА книг, авторами которых являются сотрудники академии. Такие презентации условно можно назвать информационно-имиджевыми, поскольку в них проявляются классические признаки презентации: работа на имидж организации, демонстрация её новых достижений и успехов её сотрудников. Кроме того, презентация конкретного издания – это одна из основных форм работы библиотеки по продвижению и пропаганде книги.

Для преподавателей и студентов старших курсов медико-профилактического факультета сотрудники библиотеки организовали презентацию книги президента НижГМА, члена-корреспондента РАМН, профессора В. В. Шкарина и профессора кафедры эпидемиологии О. В. Ковалишеной «Новые инфекции: систематизация, проблемы, перспективы». Участники мероприятия, среди которых были представители Министерства здравоохранения Нижегородской области, главные врачи ряда больниц, заведующие кафедрами НижГМА, ознакомились с этапами трудовой и научной деятельности авторов книги, представленной в виде отдельной презентации, и мультимедийным обзором книг из коллекции редких изданий библиотеки «Эпидемиология инфекционных болезней: к истории вопроса».

Большой интерес у ветеранов, сотрудников и студентов академии вызвала виртуальная экскурсия «Мудрость мысли храним…» по фонду «Коллекция трудов сотрудников НижГМА», подготовленная в рамках презентации книги «Нижегородские научные медицинские школы: история и современность» и приуроченная ко Дню российской науки. Эта презентация позволила участникам мероприятия узнать много интересного из истории нижегородской медицины.

Основой виртуальной выставки «За сухой строкой отчёта» стали нижегородские медицинские статистические издания конца XIX – начала XX в. из фондов библиотеки.

Информационно-имиджевые презентации в большинстве своём представляют собой комплексные мероприятия. Для их подготовки и проведения привлекаются профессорско-преподавательский состав, студенты, что даёт возможность каждому участнику продемонстрировать собственное видение проблемы, проявить индивидуальность; при этом молодёжь приобретает новые знания, у неё повышается интерес к учебному процессу, развивается научное мировоззрение.

Ярким примером такого мероприятия может служить ежегодная студенческая конференция «Мой выбор» для первокурсников медико-профилактического факультета, основой и органичной частью которой стали беседы-презентации. Первая из них – «Медицинские издания середины XIX – начала XX в. о проблемах актуальных инфекций» – не только рассказала об изданиях из редкого и ценного фонда библиотеки, но и позволила студентам узнать много интересных фактов из истории развития медико-санитарного дела.

Одно из самых значимых и трудоёмких для библиотеки мероприятий, над которым работает целая творческая группа сотрудников, – Далевские чтения – ежегодная студенческая конференция по проблемам речевой культуры молодёжи. Сегодня каждую конференцию открывает или завершает мультимедийная презентация, связанная с темой конференции, проблемами деонтологии, истории медицины.

Студенческие доклады на X юбилейной конференции (2011 г.) предваряла мультимедийная презентация «Далевские чтения: вчера, сегодня, завтра»; с её помощью участники конференции совершили экскурсию в прошлое и узнали, как из небольшого вечера, посвящённого 200-летию со дня рождения В. И. Даля, конференция выросла в общеакадемическое мероприятие. Для XI Далевских чтений, посвящённых 80-летию библиотеки, была подготовлена виртуальная экскурсия по ней – «Поищем в книгах мудрости прилежно...». На конференции 2013 г. представлена презентация «Имена медиков на карте Нижнего».

Большое значение имеет то, что электронные презентации можно использовать многократно, придавая им различные формы, адаптировать под различные аудитории.

Виртуальные экскурсии, разработанные к 80-летию библиотеки, которые рассказывают о её истории и сегодняшнем дне, стали своеобразной визитной карточкой библиотеки на её сайте.

Презентация «Врач, учёный, гражданин», посвящённая жизни и деятельности российского хирурга Николая Сергеевича Короткова (автора метода измерения кровяного давления) и подготовленная библиотекой по просьбе организаторов Коротковских чтений – ежегодной студенческой конференции, теперь неизменно открывает пленарное заседание этого мероприятия.

Многие презентации, приуроченные к конкретным мероприятиям, используются в дальнейшем для показа в студенческих группах. В частности, виртуальная экскурсия «Мудрость мысли храним…», сопровождающая презентацию книги «Нижегородские научные медицинские школы», уже неоднократно демонстрировалась в студенческих группах различных факультетов.

В практике библиотеки НижГМА виртуальные выставки зачастую «перерастают» в беседы-презентации, которые, в свою очередь, могут быть преобразованы в виртуальные выставки. Так произошло, например, с виртуальной выставкой «Мудрые книжники Древней Руси», которая была дополнена текстовым сопровождением и затем представлена студентам НижГМА на мероприятии, посвящённом Дню славянской письменности и культуры, и беседой-презентацией «Имена медиков на карте Нижнего», адаптированной для размещения на сайте в качестве виртуальной выставки.

Электронная презентация «Медицинские издания середины XIX - начала XX в. о проблемах актуальных инфекций» – пример адаптации под конкретную целевую аудиторию: она представлена не только студентам медико-профилактического факультета, но и сотрудникам кафедры гигиены. И если в первом случае это была беседа-презентация, где внимание акцентировалось на фактографической информации по истории развития медико-санитарного дела, то во втором – виртуальная экскурсия по фонду редких и ценных документов библиотеки.

Сегодня в планах библиотеки: подготовка серии бесед-презентаций и виртуальных выставок по ценному и редкому фонду, новых обучающих презентаций по заявкам кафедр НижГМА, организация комплексных мероприятий «Мой выбор» для различных факультетов академии с применением средств мультимедиа.

Мы считаем, что использование электронных презентаций в образовательной и гуманитарно-просветительской деятельности научной библиотеки является перспективным направлением, позволяющим библиотеке быть современной, востребованной, более эффективной и, что особенно важно, – ближе к молодёжной аудитории – основному для нас потребителю информации.

«Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа», – писал немецкий учёный и философ Г. В. Лейбниц. Наша задача – донести эти богатства до молодого поколения.