УДК 02:378

А. В. Соколов
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Профилированное обучение библиотечно-информационных бакалавров и магистров

Профилирование понимается как формирование и развитие у студентов определённых профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции бакалавров и магистров не совпадают, поэтому различны их профили. Исходя из требований федеральных образовательных стандартов третьего поколения, предложены гипотетические профили бакалавров и магистров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Ключевые слова: бакалавриат, библиотечно-информационная деятельность, гипотеза, магистратура, профилирование.

UDC 02:378

Arkady Sokolov
St. Petersburg State University of Culture and Arts

Field-specific education for bachelors and masters of library and information sciences

Field-specific education is viewed as teaching and developing specific professional competences in students. As bachelors’ and masters’ professional competences do not coincide, their skill profiles differ. Assuming from the third generation federal standard requirements, the author proposes hypothetical skill profiles for bachelors and masters within “Library and Information Activities” specialization.

Keywords: undergraduate program, library and information activities, field-specificeducation.

Понятие о профилированном обучении

В современной педагогике под профилированным обучением понимается «специальная педагогическая система, ставящая целью интегрировать усилия дисциплин, принадлежащих основной образовательной программе, в решении задач формирования и развития у студентов профессиональных компетенций». Рекомендуется придерживаться следующих принципов: отбор учебного материала, исходя из задач формирования конкретных компетенций; элементы системы должны комплексно дополнять друг друга; не допускается искажение целостности отобранных дисциплин. (Околелов О. П. Конструктивная педагогика : моногр. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – С. 137–138.   Okolelov O. P. Konstruktivnaya pedagogika : monogr. – Moskva : Direkt-Media, 2013. – S. 137–138.)

В технических вузах профилирование учебных курсов рассматривается как педагогическая технология, реализующая компетентностный подход в образовании. (Дячкин О. Д., Околелов О. П. Профилирование учебных курсов как педагогическая технология // Высшее образование в России. – 2009. – № 10. – С. 152–154.   Dyachkin O. D., Okolelov O. P. Profilirovanie uchebnyh kursov kak pedagogicheskaya tehnologiya // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2009. – № 10. – S. 152–154.)

В библиотечной высшей школе проблемы профилирования специально никогда не обсуждались, хотя на библиотечных факультетах с 1960-х гг. использовались профилированные учебные планы. Профилирование выражалось в специализациях по типам библиотек (массовые, технические, детские) и по комплексам литературы.

В 2003 г. Государственный образовательный стандарт узаконил в специальности «Библиотечно-информационная деятельность» четыре альтернативные квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель; технолог автоматизированных информационных ресурсов; референт-аналитик информационных ресурсов; менеджер информационных ресурсов. Профилирование было реализовано в довольно представительных (около 40% учебного времени) циклах специальных дисциплин, дисциплин специализации и факультативов, а также в различных вузовских компонентах.

Наконец, в связи с переходом на Болонскую многоуровневую систему, основанную на компетентностном подходе к обучению, проблема профилирования подготовки бакалавров и магистров приобретает повышенную актуальность, поскольку новый федеральный образовательный стандарт третьего поколения предоставляет вузам широкую свободу действий. В этой статье пойдёт речь о том, как воспользоваться этой свободой во благо развития библиотечной отрасли.

Для начала необходимо принять критерий разделения компетенций между двумя уровнями высшего образования (бакалавриатом и магистратурой). Напрашивается следующее решение: организационно-управленческая и проектная библиотечно-информационная деятельность, требующая творческих новаций, – сфера занятости магистров, а исполнительские, методически регламентированные производственно-технологические процессы – сфера преимущественной занятости выпускников бакалавриата и питомцев средней специальной библиотечной школы. Это решение фиксирует разделение труда в практической деятельности, которое предопределяет содержание обучения магистров и бакалавров, а также потребности в его профилировании. Профилирование возможно как на уровне магистратуры, так и бакалавриата.

Профилирование трудовой деятельности бакалавра обусловлено тем обстоятельством, что библиотечная профессия не монолитна, а делится в зависимости от типа трудовой деятельности на два направления: 1) специалисты в области библиотечного обслуживания в режиме непосредственного общения с читателями; 2) специалисты в области формирования, хранения, доставки фондов и аналитико-синтетической переработки документных потоков.

Первые владеют социологическими профессиями типа «человек – человек», и их компетентность включает коммуникабельность, экстраверсию, толерантность, способность к педагогическому воздействию на различные аудитории. Бакалавров этого профиля можно назвать библиотекарь-читателевед.

Вторые тяготеют к филологическим (семиотическим) профессиям «человек – знаковая система», в которых востребованы компетенции создания и понимания текстов, интроверсия, вдумчивость, смысловая память.

Здесь требуется дополнительная дифференциация и вырисовываются профили: библиотекарь-фондист, библиограф-систематизатор, библиограф-книговед. Включение библиотек в электронные сети потребовало от всех библиотечных работников овладения информационно-технологической компетентностью (компьютерная грамотность, формально-логический стиль мышления, готовность к постоянным инновациям), которая свойственна информационным профессиям типа «человек – техника» (Типизация профессий предложена академиком Е. А. Климовым (Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие. – Москва : Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.).   Tipizatsiya professiy predlozhena akademikom E. A. Klimovym (Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnyh professiyah : ucheb. posobie. – Moskva : Izd-vo MGU, 1995. – 224 s.).

Это обстоятельство обусловило правомерность именовать основные виды библиотечной деятельности видами библиотечно-информационной деятельности, а библиотекарей и библиографов считать информационными работниками.

Обратим внимание на то, что профилированное обучение библиотечно-информационных бакалавров не требует учитывать тип библиотечного учреждения, кроме, пожалуй, профессии библиографа-систематизатора, да и тут важен не тип библиотеки, а её отраслевая принадлежность. Отсюда – быстрая адаптация читателеведа или фондиста к условиям технической, городской или универсальной научной библиотеки. Другое дело – магистры, ориентированные на организационно-управленческую или проектно-инновационную деятельность. Здесь типология библиотек имеет существенное значение, и её целесообразно считать основанием при определении профиля подготовки того или иного магистра.

Рассмотрим проблему профилирования библиотечно-информационных магистров по типам библиотек, потому что она совершенно не разработана в нашем библиотековедении.

Профилирование магистров по типам библиотек

Хотя библиотечно-информационная магистратура существует в некоторых вузах культуры несколько лет, профилирование подготовки магистров не практикуется, точнее, признаётся лишь один профиль – менеджмент библиотечно-информационной деятельности. Следовательно, магистратура рассматривается как источник управленческих кадров, и её выпускник может претендовать на руководящую должность в любой библиотеке, независимо от наличия у него опыта практической библиотечно-библиографической работы. Другое продолжение карьеры – научно-исследовательская или педагогическая деятельность (разумеется, при наличии вакансий).

Подобное понимание роли магистратуры в библиотечном социальном институте не только ошибочно, но и вредно, потому что для преодоления кризисных явлений в библиотечном деле требуется не интеллектуальная элита широкого профиля, а высокообразованные магистры (шесть лет очного обучения!), ориентированные на библиотеки определённого типа. Чтобы завоевать доверие государственной власти и российского общества к библиотечной профессии, необходимо воспитать молодое поколение библиотечной интеллигенции, способное повысить эффективность библиотечно-информационной деятельности, специфика которой заключается в том, что она – деятельность практическая.

Эту специфику точно отразила М. Я. Дворкина: «библиотечно-информационная деятельность – разновидность информационной деятельности, представляющая собой совокупность трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других информационных объектов и миссии перед обществом».  (Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – Москва : ФАИР, 2009. – С. 15.   Dvorkina M. Ya. Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost: teoreticheskie osnovy i osobennosti razvitiya v traditsionnoy i elektronnoy srede. – Moskva : FAIR, 2009. – S. 15.)

Беда в том, что затруднительно определить те типы библиотек, на которые следует ориентироваться в процессе профилированного обучения в библиотечно-информационной магистратуре.

Типология библиотек имеет репутацию «общетеоретической проблемы библиотековедения», не получившей общепринятого разрешения, несмотря на творческие усилия М. И. Акилиной, Е. Н. Гусевой, Н. С. Карташова, Ю. Н. Столярова, И. М. Фрумина, О. С. Чубарьяна и других теоретиков. Современное представление о типах и видах библиотек даёт учебник «Библиотековедение. Общий курс», вышедший в свет в 2013 г. под научной редакцией А. Н. Ванеева и М. Н. Колесниковой.  (Библиотековедение. Общий курс : учеб. для бакалавров / науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. – С.-Петербург : Профессия, 2013. – С. 119–128.   Bibliotekovedenie. Obshchiy kurs : ucheb. dlya bakalavrov / nauch. red. A. N. Vaneev, M. N. Kolesnikova. – S.-Peterburg : Professiya, 2013. – S. 119–128.)

В качестве главного признака деления авторы учебника приняли социальное назначение, в соответствии с которым все библиотеки подразделяются на общественные и личные.

Общественные библиотеки делятся на универсальные и специальные. Универсальные, в свою очередь, подразделяются на универсальные научные (УНБ) и публичные (массовые) библиотеки, среди которых в отдельные категории выделяются детские и юношеские, а также специализированные библиотеки для слепых.

Специальные библиотеки предназначаются для удовлетворения специальных коммуникационных потребностей отдельной отрасли или нескольких отраслей общественного производства, социального института или особой социальной группы. Здесь представлены: научные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, военные, педагогические, музыкальные, театральные библиотечные системы; образующие своеобразные категории вузовские и школьные библиотеки, а также библиотеки средних специальных учебных заведений; библиотеки различных религиозных конфессий, политических партий, законодательных органов (например, Библиотека Государственной Думы РФ) и пр.

Однозначная типизация библиотек затрудняется тем обстоятельством, что на признаки социального назначения накладываются признаки читательской аудитории, состава фондов, ведомственной принадлежности, иногда имеющие определяющее типологическое значение.

Оставим в стороне личные библиотеки, которые редко становятся предметом профессиональной библиотечно-информационной деятельности, и обратимся к библиотекам общественного пользования.

С точки зрения общественного назначения различаются библиотеки следующих типов:

Поскольку подготовка всех магистров, в отличие от бакалавров, ориентирована на выполнение организационно-управленческой и проектно-инновационной деятельности, профили «менеджмент» и «проектирование» теряют смысл и исключаются. Таким образом, профилированное обучение предлагается осуществлять на уровне бакалавриата по технологическим профилям: библиотекарь-читателевед, библиотекарь-фондист, библиограф-систематизатор, библиограф-книговед, а на уровне магистратуры по менеджерским профилям: библиотекарь-культуролог, педагог-библиотекарь, социолог-библиотекарь, информатик-библиограф.

Разумеется, перечисленные фигуры бакалавров и магистров являются гипотетическими, поскольку их нет среди выпускников библиотечно-информационной школы. Но если бы завтра инициативные вузы, пользуясь правами, предоставленными им федеральными образовательными стандартами третьего поколения, решились начать профилированное обучение, то на какие научные издания и учебные пособия они смогли бы опереться?

Научные и учебные пособия по профилированному обучению

Вопрос о профилировании подготовки бакалавров и магистров возник впервые, поэтому неудивительно, что никакими специально подготовленными учебно-методическими материалами мы не располагаем. Однако у нас есть довольно обширный опыт специалитета, который представлен в серии учебников для бакалавров, выпущенных в 2013–2015 гг. издательством «Профессия», а также в учебных пособиях, монографиях, научных статьях по библиотековедению, библиографоведению, документоведению, книговедению, опубликованных в последние годы. Этот задел вполне достаточен для того, чтобы обеспечить профилированное обучение бакалавров. Поэтому нет необходимости специально анализировать проблему пособий по профилированию бакалавров. Другое дело – магистры. Никакого фактического опыта по этому направлению в библиотечно-информационной высшей школе не существует. Однако можно найти немало научных и учебных публикаций, пригодных для реализации предложенных нами гипотетических менеджерских профилей. Некоторые из них будут указаны в списках литературы, приведённых ниже.

Содержательную структуру образовательной программы магистра принято делить на две части: базовые дисциплины, обязательные для магистров любого профиля, и профилирующие (вариативные) дисциплины, обеспечивающие профилирование учащихся. Главное требование к базовым дисциплинам – развитие компетенций, необходимых для выполнения организационно-управленческой и проективной деятельности в библиотечно-информационной сфере.

Базовая компетентность складывается из общекультурных и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции подразумевают понимание целей, ценностей и причинно-следственных связей библиотечно-информационной деятельности в условиях современной российской действительности. Профессиональные компетенции – это, во-первых, готовность к проектированию инновационных технологических и организационно-управленческих решений; во-вторых, способность реализовывать инновационные проекты в библиотечно-информационной практике.

Краткая характеристика базовых дисциплин образовательной программы для библиотечно-информационного магистра приведена в статье, подготовленной мной совместно с Ю. Н. Столяровым.  (Соколов А. В., Столяров Ю. Н. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 11. – С. 5–28.   Sokolov A. V., Stolyarov Yu. N. Kontseptsiya realizatsii bibliotechno-informatsionnoy magistratury v Rossii // Nauch. i tehn. b-ki. – 2014. – № 11. – S. 5–28.)

Не будем повторять опубликованные аргументы, воспроизведём только перечень базовых дисциплин. В качестве общекультурных дисциплин были предложены: История русской интеллигенции, Информационное общество и общество знания, История и футурология книжной культуры. Общепрофессиональными названы дисциплины: Социология и психология чтения, Документология, Семантическая информатика (бывшая Научная информатика), Теория и методология социокультурного проектирования, Библиотечная политология. Кроме того, предусмотрены методологическое «Введение в магистратуру» и итоговый курс «Магистерский интеграл».

Нет сомнений, что перечисленные базовые дисциплины, кроме, пожалуй, двух последних, могут быть разработаны нашими учёными-педагогами и воплощены в виде учебных пособий в печатном или электронном формате. Мы опасаемся, что затруднения возникнут с определением состава профилирующих дисциплин, которые каждый вуз уполномочен выбирать самостоятельно. Может возникнуть столько профилированных магистерских программ, сколько существует библиотечно-информационных магистратур. От хаоса в библиотечном образовании может пострадать библиотечная практика. Поэтому при подготовке программ профилированного обучения следует ориентироваться на исторически сложившуюся типизацию библиотечных учреждений (четыре основные типа). Соответственно можно выделить четыре набора профилирующих (вариативных) дисциплин.

Литература по теме:

1. Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. – Москва : Наука, 2002. – 524 с.
Erasov B. S. Tsivilizatsii: universalii i samobytnost. – Moskva : Nauka, 2002. – 524 s.

2. Жириновский В. В., Добреньков В. И., Васецкий Н. А. Социология мировых цивилизаций : учеб. пособие. – Москва : Академический проект, 2014. – 608 с.
Zhirinovskiy V. V., Dobrenkov V. I., Vasetskiy N. A. Sotsiologiya mirovyh tsivilizatsiy : ucheb. posobie. – Moskva : Akademicheskiy proekt, 2014. – 608 s.

3. Запесоцкий А. С. Философия и социология культуры. – С.-Петербург : Наука, 2011. – 816 с.
Zapesotskiy A. S. Filosofiya i sotsiologiya kultury. – S.-Peterburg : Nauka, 2011. – 816 s.

4. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. – Москва : Прогресс-Традиция, 2011. – 1024 с.
Kondakov I. V., Sokolov K. B., Hrenov N. A. Tsivilizatsionnaya identichnost v perehodnuyu epohu: kulturologicheskiy, sotsiologicheskiy i iskusstvovedcheskiy aspekty. – Moskva : Progress-Traditsiya, 2011. – 1024 s.

5. Мамчур Е. А. Образы науки в современной культуре. – Москва : Канон + РООИ «Реабилитация», 2008. – 400 с.
Mamchur E. A. Obrazy nauki v sovremennoy kulture. – Moskva : Kanon + ROOI «Reabilitatsiya», 2008. – 400 s.

6. Соколов А. В. Российские библиотеки в информационном обществе : профессионально-мировоззренческое пособие. – Москва : Литера, 2012. – 400 с.
Sokolov A. V. Rossiyskie biblioteki v informatsionnom obshchestve : professionalno-mirovozzrencheskoe posobie. – Moskva : Leetera, 2012. – 400 s.

7. Философия музея : учеб. пособие / под ред. М. Б. Пиотровского. – Москва : Инфра-М, 2013. – 192 с.
Filosofiya muzeya : ucheb. posobie / pod red. M. B. Piotrovskogo. – Moskva : Infra-M, 2013. – 192 s.

8. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – Москва : Наука, 1999. – 448 с.
Yakovets Yu. V. Tsikly. Krizisy. Prognozy. – Moskva : Nauka, 1999. – 448 s.

Литература по теме:

1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн. 1. – Москва : Амрита, 2010. – 285 с.
Amonashvili Sh. A. Gumannaya pedagogika. Aktualnye voprosy vospitaniya i razvitiya lichnosti. Kn. 1. – Moskva : Amrita, 2010. – 285 s.

2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Изд. 2-е. – Москва : Школ. б-ка, 2003. – 296 с.
Gendina N. I., Kolkova N. I., Skipor I. L., Starodubova G. A. Formirovanie informatsionnoy kultury lichnosti v bibliotekah i obrazovatelnyh uchrezhdeniyah : ucheb.-metod. posobie / Izd. 2-e. – Moskva : Shkol. b-ka, 2003. – 296 s.

3. Жукова Т. Д., Чудинова В. П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. – Москва : РШБА, 2007. – 224 с.
Zhukova T. D., Chudinova V. P. Realizatsiya tseley obrazovaniya cherez shkolnye biblioteki. – Moskva : RShBA, 2007. – 224 s.

4. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / сост. Ю. Левада, Т. Шанин. – Москва : Новое литературное обозрение, 2005. – 328 с.
Ottsy i deti. Pokolencheskiy analiz sovremennoy Rossii / sost. Yu. Levada, T. Shanin. – Moskva : Novoe literaturnoe obozrenie, 2005. – 328 s.

5. Тихомирова И. И. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой : учеб.-метод. пособие. – С.-Петербург : Профессия, 2011. – 384 с.
Tihomirova I. I. Bibliotechnaya pedagogika, ili Vospitanie knigoy : ucheb.-metod. posobie. – S.-Peterburg : Professiya, 2011. – 384 s.

6. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учеб.-метод. пособие. – Москва : РШБА, 2014. – 464 с.
Tihomirova I. I. Pedagogicheskaya deyatelnost shkolnogo bibliotekarya : ucheb.-metod. posobie. – Moskva : RShBA, 2014. – 464 s.

7. Чистяков В. В., Безух К. Е. Основы педагогической и социальной антропологии : учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Дону : Феникс, 2014. – 443 с.
Chistyakov V. V., Bezuh K. E. Osnovy pedagogicheskoy i sotsialnoy antropologii : ucheb. posobie dlya vuzov. – Rostov n/Donu : Feniks, 2014. – 443 s.

Литература по теме:

1. Больц Н. Азбука медиа. – Москва : Европа, 2011. – 136 с.
Bolts N. Azbuka media. – Moskva : Evropa, 2011. – 136 s.2.

2. Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве : учеб. пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
Evdokimov V. A. Massmedia v sotsiokulturnom prostranstve : ucheb. posobie. – Moskva : INFRA-M, 2014. – 224 s.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры : учеб. пособие. – Москва : Логос, 1996. – 280 с.
Ionin L. G. Sotsiologiya kultury : ucheb. posobie. – Moskva : Logos, 1996. – 280 s.

4. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. – Москва : Академический проект, 2009. – 380 с.
Kara-Mooreza S. G. Vlast manipulyatsii. – Moskva : Akademicheskiy proekt, 2009. – 380 s.

5. Карпухин О. И, Макаревич Э. Ю. Формирование масс: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград : Янтарный сказ, 2001. – 547 с.
Karpuhin O. I, Makarevich E. Yu. Formirovanie mass: Opyt istoriko-sotsiologicheskogo issledovaniya. – Kaliningrad : Yantarnyy skaz, 2001. – 547 s.

6. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ : учеб. пособие. – Москва : ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.
Leepskiy I. A. Sotsialnaya pedagogika. Metodologicheskiy analiz : ucheb. posobie. – Moskva : TTS Sfera, 2004. – 320 s.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для педвузов / Изд. 3-е. – Москва : Академия, 2000. – 200 с.
Mudrik A. V. Sotsialnaya pedagogika : ucheb. posobie dlya pedvuzov / Izd. 3-e. – Moskva : Akademiya, 2000. – 200 s.

8. Орлова Э. А. Социология культуры : учеб. пособие для вузов. – Москва : Академический проект, 2012. – 575 с.
Orlova E. A. Sotsiologiya kultury : ucheb. posobie dlya vuzov. – Moskva : Akademicheskiy proekt, 2012. – 575 s.

9. Синкевич З. В. Социология и психология национальных отношений : учеб. пособие. – С.-Петербург : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. – 203 с.
Sinkevich Z. V. Sotsiologiya i psihologiya natsionalnyh otnosheniy : ucheb. posobie. – S.-Peterburg : Izd-vo V. A. Mihaylova, 1999. – 203 s.

Литература по теме:

1. Гендина Н. И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий : учеб. – С.-Петербург : Профессия, 2015. – 440 с.
Gendina N. I. Leengvisticheskie sredstva bibliotechno-informatsionnyh tehnologiy : ucheb. – S.-Peterburg : Professiya, 2015. – 440 s.

2. Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: методы, технологии, организация : учеб.-практ. пособие. – С.-Петербург : Профессия, 2009. – 512 с.
Gordukalova G. F. Analiz informatsii: metody, tehnologii, organizatsiya : ucheb.-prakt. posobie. – S.-Peterburg : Professiya, 2009. – 512 s.

3. Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / под ред. Р. С. Гиляревского. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.
Informatika kak nauka ob informatsii: informatsionnyy, dokumentalnyy, tehnologicheskiy, ekonomicheskiy, sotsialnyy i organizatsionnyy aspekty / pod red. R. S. Gilyarevskogo. – Moskva : FAIR-PRESS, 2006. – 592 s.

4. Информация и научное мировоззрение : сб. ст. – Москва : РШБА, 2013. – 432 с.
Informatsiya i nauchnoe mirovozzrenie : sb. st. – Moskva : RShBA, 2013. – 432 s.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – Москва : Высшая школа экономики, 2000. – 608 с.
Kastels M. Informatsionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kultura. – Moskva : Vysshaya shkola ekonomiki, 2000. – 608 s.

6. Соколов А. В., Берестова Т. Ф. Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс. Очерки о прошлом и будущем библиографической науки. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 490 с.
Sokolov A. V., Berestova T. F. Paradigmy bibliografovedeniya: kniga, dokument, resurs. Ocherki o proshlom i budushchem bibliograficheskoy nauki. – Chelyabinsk : ChGAKI, 2014. – 490 s.

7. Соколов А. В. Философия информации : профессионально-мировоззренческое пособие. – С.-Петербург : СПбГУКИ, 2010. – 368 с.
Sokolov A. V. Filosofiya informatsii : professionalno-mirovozzrencheskoe posobie. – S.-Peterburg : SPbGUKI, 2010. – 368 s.

8. Управление знаниями : хрестоматия / Высшая школа менеджмента СПбГу. – С.-Петербург : Высшая школа менеджмента, 2010. – 514 с.
Upravlenie znaniyami : hrestomatiya / Vysshaya shkola menedzhmenta SPbGu. – S.-Peterburg : Vysshaya shkola menedzhmenta, 2010. – 514 s.

9. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : справ. / науч. ред. Р. С. Гиляревский и Г. Ф. Гордукалова. – С.-Петербург : Профессия, 2007. – 664 с.
Elektronnye dokumenty: sozdanie i ispolzovanie v publichnyh bibliotekah : sprav. / nauch. red. R. S. Gilyarevskiy i G. F. Gordukalova. – S.-Peterburg : Professiya, 2007. – 664 s.

Представленные списки литературы носят иллюстративный характер. Их задача показать, что профилирующие курсы легко обеспечить литературными источниками, не говоря о публикациях в интернете. Дискуссионными являются перечни профилирующих дисциплин: ведь ни одна из них никогда не преподавалась на библиотечных факультетах. Новизна проблематики не должна смущать, поскольку профилированная подготовка библиотечно-информационных магистров планируется впервые.

Мы ставим задачу вырастить новое поколение библиотечной интеллигенции, способное обеспечить достойное существование библиотечной профессии в технократическом информационном обществе. Для этого нужно разговаривать на одном языке с господствующей элитой. Поэтому освоение нетрадиционных учебных дисциплин должно стать нормой, а не исключением в процессе профилирования магистров по типам библиотек.

Заключение

Подведём итоги. Если оглянуться на столетнюю эволюцию библиотечного образования, которое началось в 1913 г. с библиотечных курсов Л. Б. Хавкиной, можно заметить тенденцию повышения его научного ценза. На смену бесхитростным библиотечным курсам 1920-х гг. в 1930-е гг. пришли библиотечные техникумы, в которых обучали технологическим умениям и навыкам, и было институировано высшее библиотечное образование – сначала трехлетнее (в 1930-е гг.), затем четырёхлетнее и, наконец, пятилетнее. Библиотечная профессия обзавелась собственными специальными дисциплинами, которые составили ядро профессионального образования библиотечных специалистов средней и высшей квалификации.

Специальную подготовку дополняли общенаучные и гуманитарные дисциплины, обеспечивавшие гармоничное развитие личности библиотекаря-библиографа. В 1980–1990 гг. происходившие в стране социально-культурные и экономические реформы вынудили библиотечную школу вступить на путь преобразований, которые завершились подписанием Болонской конвенции. В результате совершенно неожиданно возникла иерархическая система библиотечно-информационного образования, которая имеет следующую структуру:

Первый уровень: подготовка технологов и исполнителей, обеспечивающих функционирование библиотечных учреждений в соответствии с принятыми нормами и методическими решениями. Этот уровень включает: а) средние специальные учебные заведения (библиотечно-информационные техникумы, училища или колледжи культуры); б) бакалавриат вузов, не практикующий профилированное обучение, но вполне способный дополнить стандартную модель библиотечно-информационного бакалавра профилями: библиотекарь-читателевед, библиотекарь-фондист, библиограф-систематизатор, библиограф-книговед, которые востребованы библиотеками, практикующими разделение труда по принципу: комплектование – обработка литературы – обслуживание читателей.

Второй уровень: магистратура, ориентированная на организационно-управленческую и проектную практику. Подготовка магистров делится на две части: а) базовое обучение, обеспечивающее приобретение компетенций, необходимых всем библиотечно-информационным магистрам; б) профилированное обучение в соответствии с менеджерскими профилями: библиотекарь-культуролог, педагог-библиотекарь, социолог-библиотекарь, информатик-библиограф.

Профилирование магистров – высший, завершающий уровень в иерархической системе библиотечно-информационного образования. Разработка этого уровня является наиболее сложной, можно сказать беспрецедентной, научно-педагогической задачей современной библиотечной школы. Поэтому мы посчитали оправданным предложить для обсуждения гипотетическое решение этой задачи.