УДК 02:378(477)

А. А. Соляник
Харьковская государственная академия культуры

Векторы модернизации библиотечно-информационного образования на Украине

Раскрыты особенности реформирования системы подготовки кадров в контексте нового закона Украины «О высшем образовании» (2014); предложены подходы к размежеванию содержания и структуры бакалаврских и магистерских программ подготовки библиотечно-информационных кадров.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, бакалавриат, магистратура, образовательная программа, закон «О высшем образовании», Украина.

UDС 02:378(477)

Alla Solyanik
Kharkov State Academy of Culture

Modernization vectors of library and information education in Ukraine

Specific character of reforming professional training within the context of Ukraine’s new law “On Higher Education” (2014) is revealed. Approaches to the demarcation of undergraduate and graduate (bachelor and master) programs in library and information education are proposed.

Keywords: library and information education, undergraduate program, graduate program, education program, “On Higher Education” Law, Ukraine.

Катализатором для написания этой статьи послужил выход в свет фундаментальной работы двух признанных мэтров мирового библиотековедения – Аркадия Васильевича Соколова и Юрия Николаевича Столярова: они представили оригинальную авторскую концепцию реализации библиотечно-информационной магистратуры в России [1]. Результатом объединения творческого потенциала самых авторитетных на всём постсоветском пространстве библиотековедов, более полувека готовящих библиотечные кадры, стало создание надёжной теоретико-методологической базы для тех, кто последнее десятилетие находится на переднем крае реформирования высшего библиотечного образования в контексте требований Болонского процесса.

Детальный анализ достоинств и недостатков нескольких поколений российских образовательных стандартов подготовки библиотечно-информационных бакалавров и магистров, проведённый А. В. Соколовым и Ю. Н. Столяровым, позволяет выявить общие для России и Украины проблемы. Главные из них – чрезмерная унификация компетенций выпускников разных квалификационных уровней, выхолащивающая содержание профессиональных знаний, умений и навыков, а также «разноголосица на рынке магистерских программ», являющаяся результатом местечковой обособленности библиотечных магистратур.

Для нынешних украинских реалий особенно актуальным становится предостережение авторов относительно главной опасности – угрозы «распада профессии», когда «выпускники разных школ перестают понимать друг друга, так как имеют разное профессиональное мировоззрение, культивируют разные компетентности и преследуют разные идеалы».

С 6 сент. 2014 г. вступил в действие новый закон Украины «О высшем образовании» [2], провозгласивший следующие базовые принципы государственной образовательной политики:
международная интеграция и интеграция системы высшего образования Украины в европейское образовательное пространство;
сохранение и развитие достижений и прогрессивных традиций национальной высшей школы;
развитие автономии высших учебных заведений и академической свободы участников образовательного процесса.

В содержании Закона достаточно полно реализованы европейские демократические ценности, отразившиеся в следующих новациях:
качество подготовки кадров контролирует независимое от Министерства образования и науки Украины Национальное агентство обеспечения качества образования – коллегиальный орган, который объединяет 25 представителей (из них 13 – от государственных и частных вузов, 5 – от отраслевых академий наук, 3 – от объединения работодателей, по 2 – от Национальной академии наук и органов студенческого самоуправления), избираемых на три года и не более чем на два срока;
академическая, хозяйственная и финансовая самостоятельность вузов, позволяющая им не только распоряжаться своими имуществом, землей и доходами, полученными от образовательной и научной деятельности, но и внедрять собственные образовательные программы, выдавать, помимо государственных, дипломы собственного образца, основывать научные парки и предприятия, которые будут заниматься научными разработками и инновациями, присуждать без окончательного утверждения Министерством образования и науки Украины учёные степени и звания;
полная прозрачность деятельности вузов, которые обязаны публиковать на своём официальном сайте документы о финансах, имуществе, сметы доходов и расходов, отчёты об их выполнении, в том числе показатели начисления зарплат, итоги ежегодного внутреннего мониторинга качества образования;
сильное студенческое самоуправление, реализующееся в возможности вносить предложения в учебные планы, выбирать по своему усмотрению не менее 25% учебных курсов и преподавателей, объявлять акции протеста, распоряжаться 0,5% финансовых поступлений вуза; иметь 15% голосов при выборе ректоров и деканов (они выбираются на 5 лет прямым голосованием всего коллектива вуза не более чем на два срока и не имеют при этом права совмещать две административные должности — проректора или декана и заведующего кафедрой);
академическая мобильность, инструментами достижения которой стали: введение на Украине пяти образовательно-квалификационных уровней, принятых в большинстве европейских стран (младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук); полный переход на кредитно-модульную систему исчисления учебной нагрузки, обязывающую младшего бакалавра набрать не менее 90–120 кредитов, бакалавра – не менее 180–240 кредитов, магистра – 90–120 кредитов.

Необходимо отметить, что закон Украины «О высшем образовании» (2014) разрешает бакалаврам при поступлении в магистратуру свободно выбирать образовательное направление. Это ставит перед библиотечной магистратурой дополнительные задачи – не только углубления профессиональной специализации будущих магистров, но и переквалификации поступающих на библиотековедческую специальность выпускников бакалавриата с философским, филологическим, педагогическим, документоведческим, историческим и иным гуманитарным образованием.

Кроме того, Закон вводит два типа образовательных магистерских программ: образовательно-профессиональную (управленческую) (90 кредитов) и образовательно-научную (120 кредитов). Для выпускников научно-исследовательской программы предусмотрено 30 дополнительных кредитов за подготовку и защиту магистерской диссертации, выполненной на производственной базе потенциального работодателя и посвящённой решению актуальной прикладной проблемы совершенствования функционирования современной библиотеки.

Модернизация содержательного наполнения и организационной структуры магистерских программ обоих типов осложняется ещё и тем, что в условиях фактической отмены на Украине единых государственных образовательных стандартов, жёстко регламентировавших содержание подготовки кадров, инвариантная составляющая учебных планов подготовки библиотечных бакалавров в разных вузах может существенно разниться.

В контексте реализации Украиной главного принципа европейского образования – академической свободы – перед вузами стоит задача обеспечить студентам возможность самостоятельного выбора необходимой им комбинации из номенклатуры обязательно-выборных и факультативных дисциплин.

В таких условиях весьма актуальной и продуктивной является предложенная А. В. Соколовым и Ю. Н. Столяровым идея разработать примерную основную образовательную программу подготовки библиотечно-информационных кадров. На Украине это должна быть номенклатура обязательных дисциплин инвариантной части учебных планов для каждого квалификационного уровня, что даст возможность обеспечить системность и преемственность в процессе усвоения студентами профессиональных знаний, последовательное усложнение и взаимодополнение таких знаний на новом образовательно-квалификационном уровне.

Изучение украинского опыта внедрения Болонской системы в библиотечно-информационное образование позволяет поддержать вывод наших российских коллег: «Ни один вуз не может самостоятельно разработать полноценную систему базовых и вариативных курсов», а в нашем случае – не только для разных типов магистерских, но и бакалаврских программ.

На этапе перехода от жёстко централизованной системы управления образованием к полной академической свободе, когда большинство вузов к ней ещё не готовы ни содержательно, ни организационно, необходимо постараться сберечь лучшие достижения и прогрессивные традиции национальной высшей школы, предусмотрев выделение не менее 50% учебного времени на изучение коллегиально разработанной и конвенционально согласованной номенклатуры обязательных дисциплин для каждого образовательно-квалификационного уровня.

В основу продуктивной коллегиальной разработки структурированного перечня обязательных фундаментальных и профессиональных учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры целесообразно заложить выдвинутую А. В. Соколовым и Ю. Н. Столяровым идею педагогического самоуправления, суть которой – добровольное инициативное сотворчество представителей ведущих библиотековедческих научных школ и профильных вузов Украины, готовящих библиотечно-информационные кадры.

Организационным центром педагогического самоуправления в нынешних реалиях фактически стала Секция библиотечного образования Украинской библиотечной ассоциации (УБА), в рамках которой ежеквартально проводятся встречи всех заинтересованных сторон – представителей профессорско-преподавательского состава библиотековедческих кафедр вузов и директорского корпуса универсальных научных и специальных библиотек как будущих работодателей, заинтересованных в качественной подготовке бакалавров и магистров европейского уровня.

Первые шаги в направлении разработки номенклатуры обязательных дисциплин бакалавриата были сделаны во время проведения УБА Пятого Львовского библиотечного форума «Библиотека – открытый формат» (сент. 2014 г.) [3] и Всеукраинской научно-практической конференции «Библиотека – территория единства» (нояб. 2014 г.) [4]. В формате секционных заседаний и «круглых столов» состоялись конструктивное обсуждение проекта инвариантной составляющей учебного плана подготовки бакалавров по образовательному направлению 6.020102 «Книговедение, библиотековедение и библиография», дискуссия о критериях разграничения профессиональных компетенций и содержания образовательных программ подготовки младшего бакалавра, бакалавра, магистра-управленца и магистра-исследователя.

Выводы и рекомендации участников секции библиотечного образования УБА созвучны с предложениями А. В. Соколова и Ю. Н. Столярова относительно закрепления производственно-технологической направленности профессиональных компетенций за бакалаврами, проектной и организационно-управленческой направленности – за магистрами, обучающимися по образовательно-профессиональной программе «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» (90 кредитов), научно-исследовательской и психолого-педагогической направленности – за магистрами, осваивающими образовательно-научную программу «Теория и методология книговедения, библиотековедения, библиографоведения» (120 кредитов). И это закономерно, поскольку выпускники магистратуры исследовательского профиля получают право преподавать в библиотечных колледжах дисциплины библиотековедческого цикла, а также продолжать обучение в четырёхгодичной очной аспирантуре, претендуя на получение квалификационного уровня «доктор философии» в результате успешной защиты диссертации.

Разрабатывая номенклатуру базовых дисциплин для подготовки кадров разных квалификационных уровней, необходимо учитывать, что основы разграничения их компетентности регламентированы Законом Украины «О высшем образовании». Согласно статье 5 этого Закона, квалификация младшего бакалавра предполагает овладение компетенциями, необходимыми для выполнения сотрудником типовых задач, предусмотренных для первичных должностей той или иной сферы профессиональной деятельности; квалификация бакалавра – базовых профессиональных обязанностей по избранной специальности; квалификация магистра – профессиональных задач инновационного характера; квалификация доктора философии – для продуцирования новых идей, решения комплексных проблем, осуществления педагогической научно-исследовательской деятельности; квалификация доктора наук – для разработки и внедрения методологии и методики научных исследований, создания новых системообразующих знаний и/или прогрессивных технологий, развития и обогащения методологии науки.

Проецируя разграничение на начальные уровни библиотечно-информационного образования, целесообразно предложить следующий перечень учебных дисциплин для инвариантной части образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра по направлению 6.020102 «Кни-говедение, библиотековедение и библиография»: в цикле фундаментальных дисциплин обязательными являются «Документология», «Социальные коммуникации», «Аналитико-синтетическая обработка документа»; в цикле дисциплин профессиональной и практической подготовки – «Книговедение», «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Библиотечное фондоведение», «Информационно-поисковые системы», «Библиотечно-информационный сервис», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии», «Электронная библиотека».

В результате обсуждения проекта номенклатуры базовых дисциплин с директорами библиотек и библиотечной общественностью представленный перечень дополнен такими актуальными для современных библиотечных реалий дисциплинами, как «Информационное право», «Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности».

В качестве возможного наполнения вариативной части образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра библиотечной общественностью был одобрен подход, апробированный в ходе последнего десятилетия Харьковской государственной академией культуры, которая представила ориентировочный перечень дисциплин по трём основным специализациям, самостоятельно выбираемым студентами начиная с пятого учебного семестра [4].

В рамках специализации «Библиотечный менеджмент» студентам предлагается следующий перечень обязательно-выборных дисциплин: «Экономика библиотечной деятельности», «Технологии производства библиотечно-информационных продуктов и услуг», «Информационный рынок», «Управление инновациями в библиотеке». Для тех, кто осваивает специализацию «Информационная аналитика», обязательными для изучения являются дисциплины: «Организация информационно-аналитической деятельности», «Производство информационно-аналитических продуктов и услуг», «Информационно-библиографическая эвристика», «Организация баз данных», «Аналитика текста».

С учётом пожеланий студентов в рамках библиотечной специальности была открыта третья, по сути, смежная специализация – «Менеджмент книгоиздания и книгораспространения», которая пользуется повышенным спросом на региональном рынке труда и является самой популярной у студентов-контрактников, желающих получить не столько библиотечную специальность, сколько эту престижную специализацию. Здесь обучающимся предлагают такие обязательно-выборные учебные дисциплины: «Организация и технология книгоиздания и книгораспространения», «Книжный маркетинг», «Логистика в книжном деле», «Настольные издательские системы и дизайн книги», «Реклама в книгоиздании и книгораспространении».

Согласно планам Министерства образования и науки Украины, набор в магистратуру будет составлять не более 20% от выпуска бакалавриата дневной формы обучения (последние пять лет даже у ведущих профильных вузов Украины – Киевского национального университета культуры и искусств, Харьковской академии культуры, Ровенского гуманитарного университета – это не более 15–20 выпускников в расчёте на один вуз), поэтому проблема дифференциации профилей подготовки магистров на повестке дня пока не стоит. Первоочередная задача – это разграничение профилей магистра-управленца и магистра-исследователя и разработка номенклатуры обязательных дисциплин для каждого типа магистерской образовательной программы.

Добротной методологической основой решения этой непростой задачи служит «Содержательная структура конструктивной модели образовательной программы библиотечно-информационного магистра», предложенная А. В. Соколовым и Ю. Н. Столяровым. Проецирование этой модели на украинские реалии (отсутствие в штатном расписании большинства современных библиотек должностей, предусматривающих детальную профилизацию подготовки выпускников магистерского уровня квалификации, видение работодателями в библиотечном магистре высококлассного универсала, способного и к управленческой, и к социокультурной, и к аналитической, и к психолого-педагогической, и к исследовательской деятельности одновременно) позволяет выбрать из «Образовательной программы» наших мэтров наиболее значимые профилирующие дисциплины, без которых принципиально невозможна подготовка полноценного менеджера либо педагога-исследователя.

После коллегиального обсуждения и одобрения профессиональным сообществом примерной номенклатуры образовательных программ библиотечного бакалавриата и магистратуры планируется обнародовать их на сайте УБА и приступить к созданию общественного научно-методического совета по разработке содержания базовых модулей фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин, включённых в эти программы.

Созданные авторскими коллективами ведущих профильных вузов и одобренные научно-методическим советом УБА учебные программы, а в перспективе – и конспекты лекций обязательных для изучения дисциплин, целесообразно размещать в свободном доступе на сайте поддерживаемой УБА полнотекстовой электронной библиотеки «Библиотечно-информационное образование». Этот консолидированный информационный ресурс станет надёжным методическим подспорьем и эффективным организационным инструментом сохранения концептуального единства и преемственности в системе подготовки библиотечных кадров разных квалификационных уровней и в конечном итоге обеспечит высокое качество образования и конкурентоспособность отечественных специалистов на мировом информационном рынке.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Соколов А. В. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России / А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 11. – С. 5–28.
Sokolov A. V. Kontseptsiya realizatsii bibliotechno-informatsionnoy magistratury v Rossii / A. V. Sokolov, Yu. N. Stolyarov // Nauch. i tehn. b-ki. – 2014. – № 11. – S. 5–28.

2. О высшем образовании : закон Украины от 01.07.2014 № 1556-VII. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18. – Заголовок с экрана.
O vysshem obrazovanii : zakon Ukrainy ot 01.07.2014 № 1556-VII.

3. Соляник А. А. Проблеми стандартизації вищої бібліотечної освіти в Україні / А. А. Соляник // Бібліотека – відкритий світ : зб. матеріалів, 10–13 верес. 2014 р. / Укр. бібл. асоц. ; [редкол.: В. С. Пашкова та ін.]. – Київ, 2014. – С. 29–32. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Соляник А. А. Якість підготовки бібліотечних фахівців у контексті новацій Закону України «Про вищу освіту» / А. А. Соляник // Бібліотека – територія єдності : всеукр. наук.-практ. конф., 28–28 листоп. 2014 р. : зб. матеріалів / Укр. бібл. асоц. ; [редкол.: В. С. Пашкова та ін.]. – Київ, 2014. – С. 30–33. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).