УДК 026.06+021.89

М. В. Вахрушев
ГПНТБ России

Правовые аспекты использования электронных библиотек в вузе

Рассмотрены этапы развития инфраструктуры электронных библиотек с точки зрения модернизации соответствующей законодательной базы, правовые аспекты функционирования электронных библиотек, в том числе соблюдение ими авторского права в условиях реалий современной жизни.

Ключевые слова: авторское право, свидетельство о депонировании, электронная библиотека.

UDC 026.06+021.89

Maksim Vakhrushev
Russian National Public Library for Sci & Tech

Legal aspects of e-libraries use in universities

The stages of e-library infrastructure development and legal aspects of e-library operation, and observance of current copyright are discussed from the viewpoint of legislation modernization.

Keywords: copyright, deposited manuscript certificate, electronic library

Изучение правового аспекта использования электронных библиотек в вузах представляется чрезвычайно важным с точки зрения общегосударственной концепции о соблюдении авторского права. Итак, обратимся к истории вопроса, т.е. к рассмотрению некоторых программ, внедрённых для раскрытия электронного потенциала библиотек на государственном уровне.

С целью развития электронных библиотек разработан ряд государственных целевых программ: программа информационного обеспечения фундаментальной науки, межведомственная программа «Создание сети научных телекоммуникаций для науки и высшей школы. 1995–2000», различные проекты по построению распределённых предметно-ориентированных и общенаучных информационных систем и сетей (RuHEP, EMBnet, EMnet, LibWeb и др.). Цель этих проектов – создание инфраструктуры, поиск типовых технологических решений, организация доступа к полнотекстовой и библиографической информации для участников.

В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития внедрили программу «Российские электронные библиотеки» (РЭБ). Разработку программы РЭБ осуществляли российские министерства и ведомства. Её концепция сформулирована следующим образом: «Сеть электронных библиотек России должна быть организована как открытая среда, представляющая собой распределённый комплекс информационных, программных и технических средств регистрации разнообразных электронных коллекций, их унифицированного представления в базе метаинформационной среды, поиска информации в интегрированной совокупности зарегистрированных коллекций, формирования персонализированных представлений найденной информации для разнообразных категорий пользователей» [1].

С точки зрения развития электронных библиотек интересна также Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Она служит целям вступления России в информационное общество и построения гражданского общества путём информатизации. До августа 2001 г. программу разрабатывали в Министерстве экономики РФ, а затем в Министерстве связи РФ. Основная ставка в ней сделана на информационную инфраструктуру взаимодействия различных федеральных органов и ведомств с обществом и между собой (http://fcp.vpk.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2010/134/. – Дата обращения: 12.01.2015).

В августе 2001 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (http://docs.cntd.ru/document/901796094. – Дата обращения: 16.02.2015). Среди основных её направлений – создание электронных учебных материалов и интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду.

Концепция Федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» [2] основана на положениях Окинавской хартии глобального информационного общества (в июле 2000 г. хартия подписана главами государств и правительств «Группы восьми», в том числе и президентом В. В. Путиным). Одна из стратегических задач программы – «Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете» [2]. Утверждается, что «это политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитание этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально ослабить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, осуществляемой по каналам СМИ и Интернету. Всё это создаст предпосылки для преодоления распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы» [Там же].

Использование в библиотеках новых информационных технологий предусмотрено профильным законодательством. Так, Федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изменениями на 02 июля 2013 г.) [3] рассматривает библиотеку как информационное учреждение, обеспечивающее свободный доступ пользователей к информации и осуществляющее сбор, обработку, упорядочение, хранение и использование информационных ресурсов (ст. 1 Гл. 1, ст. 5, ст. 6 Гл. 2).

Этот закон в основном касается деятельности общедоступных библиотек. Он определил общие контуры библиотечной системы страны, основные виды библиотек, их функции, принципы создания, взаимодействия, заложил определённые нормы охранительного характера и т.д. Ключевыми являются статьи закона, в которых подтверждаются права граждан на свободный доступ к информации посредством создания государственной и муниципальной сетей общедоступных библиотек, во взаимодействии и бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания.

Законом существенно расширены права библиотек в решении административных и хозяйственных задач. Теперь руководство библиотеки может самостоятельно планировать свою работу, выбирать направления и формы деятельности.

В ФЗ 1994 г. нашли отражение главные принципы и постулаты закона о культуре 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями на 23 июля 2013 г.) (http://docs.cntd.ru/document/9005151. – Дата обращения: 16.02.2015), однако добавлены статьи, учитывающие специфику библиотечного дела. В этом базовом законе заложены основы правового регулирования деятельности библиотек, которые способствуют сохранению ранее накопленного потенциала, материальных и информационных ресурсов, прогрессивных традиций и опыта, открывают новый этап в развитии библиотечного дела.

На основе ФЗ «О библиотечном деле» создаётся законодательство в сфере библиотечной деятельности в субъектах Российской Федерации.

Права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, отражены в ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями на 21 июля 2014 г. (http://docs.cntd.ru/document/9090051. – Дата обращения: 16.02.2015).

Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для библиотечно-информационного обслуживания пользователей, подлежали стандартизации и сертификации в порядке, установленном законами «О стандартизации» [6] и «О сертификации продукции и услуг» (http://docs.cntd.ru/document/9004296 – Дата обращения: 16.02.2015) – с изменениями на 10 янв. 2003 г. (утратили силу с 01 июля 2003 г. на основании ФЗ от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ). Закон «О стандартизации» устанавливал правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Закон «О сертификации продукции и услуг» устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. В законе отмечалось: использование в библиотеках современных информационных технологий часто значительно затрудняется из-за недостаточной разработанности терминологических и технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к средствам воспроизведения информации на электронных носителях, обработке, хранению, доступу пользователей к электронным документам в сетях и др. Разработку стандартов предусматривалось начать в рамках «Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» (СИБИД).

Вместе с тем в практику российских библиотек постепенно внедряется система добровольной и независимой сертификации баз и банков данных. Право на осуществление подобной деятельности получили три испытательных центра – НТЦ «Информрегистр» (Москва), ГосНИИ «Тест» (Санкт-Петербург) и Центр «Проблемы вычислительной техники и информации» (Чебоксары).

Задача независимой сертификации состоит в обеспечении потребителю гарантии соответствия баз данных следующим требованиям: совместимость баз данных с программными и техническими средствами; функциональные возможности и формат баз данных; объёмно-временные параметры, тематика и тип баз данных, поисковые (лингвистические) характеристики и др.

В целях формирования и эффективного использования государственных информационных ресурсов, к числу которых относятся и ресурсы библиотек, Правительством РФ принято Постановление от 24 июля 1997 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации (с изменениями на 16 июля 2014 г.)» [7]. В п. 2. Постановления обозначена цель создания государственной системы научно-технической информации – формирование и эффективное использование «государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции и услуг» [Там же]. За формирование, ведение и использование отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных в рамках государственной системы отвечают следующие библиотеки: БАН, БЕН РАН, ГПНТБ России, ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ Россельхозакадемии, ИНИОН РАН, Всероссийская геологическая библиотека, ЦНТБ по строительству и архитектуре.

Дальнейшее совершенствование и реорганизация государственной системы научно-технической информации, в частности всероссийских и центральных институтов информации, продолжались на основании Постановления Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736 «О совершенствовании системы научно-технической информации и экономических исследований» [8]. Субъекты Российской Федерации в связи с нарастающей необходимостью решения задач по информационному обеспечению местных органов власти и пониманием ведущей роли областных библиотек принимают соответствующие законодательные акты на своём региональном уровне.

Сегодня библиотеки, оснащённые современными информационными технологиями, выходят на новый уровень международного сотрудничества в профессиональной сфере. Они имеют возможность, в том числе посредством интернета, обмениваться опытом с зарубежными коллегами, предлагать свои информационные продукты на мировом информационном рынке. Подобное взаимодействие регламентировалось ФЗ от 04 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», с изменениями на 29 июня 2004 г. (утратил силу с 09 авг. 2006 г. на основании уже упомянутого ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), в котором чётко были прописаны объекты и субъекты международного информационного обмена (ст. 3), узаконено полноправное участие в нём муниципальных образований (ст. 5), а также муниципальных информационных служб (ст. 5, п. 2), в том числе библиотечно-информационных учреждений соответствующего уровня.

Закон также устанавливал права собственности на информационные продукты и средства международного обмена (ст. 6), предусматривал договорные отношения между собственниками (владельцами) информационных продуктов и пользователями (ст. 6, п. 2). Было установлено: информационные продукты отечественных библиотек являются объектами международного обмена в том случае, если они не противоречат международным договорам и российскому законодательству, деятельность же библиотек по международному информационному обмену подлежит лицензированию (ст. 18).

Основополагающим документом, определяющим политику государства в области развития современных информационных технологий, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности РФ и утверждённая Президентом РФ 9 сент. 2000 г. Поскольку в сферу национальных интересов России входит развитие современных информационных технологий отечественной индустрии, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи [9], в Доктрине обозначены методы, обеспечивающие информационную безопасность, которые могут быть применены и в библиотечной работе. Например, разработка нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере, внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, её противоправное копирование, искажение и противозаконное использование и преднамеренное распространение недостоверной информации, создание механизмов их реализации на основе развития систем лицензирования и сертификации, средств защиты информации.

Задачи информатизации регионов решались в рамках «Концепции региональной информатизации до 2010 года» [10], одобренной распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р, и Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 03 июля 2007 г. № 871-р) [11].

Ключевые направления технологического и инновационного развития страны до 2015 г. определены в Стратегии развития информационного общества от 7 февр. 2008 г. № Пр-212 (http://docs.cntd.ru/document/902087132). Согласно этой стратегии, «целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» [11].

Важным этапом законодательной деятельности, касающейся актуального вопроса об авторском праве, стало принятие ФЗ № 187-ФЗ от 02 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», который вступил в силу с 1 авг. 2013 г. [4]. Этот закон вносит изменения в действующее законодательство о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете, вводя ограничения свободного доступа пользователей к информационному ресурсу, которым располагают электронные библиотеки.

В связи с этим перед электронной библиотекой вуза возникает новая проблема: как в сложившихся обстоятельствах сохранить за собой право на свободное предоставление информации по требованию пользователей, не нарушая интеллектуальных, авторских, исключительных прав. Проблема весьма актуальна и требует детальной проработки. Одним из её решений может быть предоставление электронной библиотекой «Свидетельства о депонировании», выдаваемого на основании ст. 1268 ГК РФ [Там же].

На законодательном уровне закреплён следующий способ решения проблемы, стоящей перед электронными библиотеками вузов: «…библиотекам разрешено свободное создание единичных копий, в том числе и в электронной форме, экземпляров произведений, имеющих исключительное научное и образовательное значение, но только при условии, что такие произведения не переиздавались более 10 лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории Российской Федерации». Далее обозначено: «Таким образом, из сферы действия данного ограничения исключительных прав полностью оказались изъяты, в частности, все учебные издания, которые в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами должны использоваться при освоении учебных программ высшего профессионального образования» [14].

С нарушением авторских прав могут быть связаны преступления, указанные и в статьях Уголовного кодекса РФ, в частности, в ст. 272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации»), ст. 273 («Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»), ст. 274 («Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети»).

Таким образом, действие указанных выше федеральных законов в целом способствует формированию правового поля для эффективного функционирования и использования в библиотеках новых информационных технологий. Вместе с тем существующие нормативно-правовые акты ещё не в полной мере отвечают запросам современных библиотек. Так, необходимо обеспечить регулирование отношений, касающихся функционирования электронных библиотек, распространения информации в интернете, возможностей пользователей копировать и репродуцировать электронные документы, не нарушая при этом авторских и издательских прав и т.п.

В связи с этим необходимо разработать на общегосударственном уровне и внедрить специальные законопроекты, регламентирующие использование ресурсов интернета в России, права и доступ пользователей к информации, а также внести ряд актуальных дополнений в действующее законодательство в сфере библиотечной деятельности и авторского права.

Поэтапное и системное становление законодательной и технологической базы электронных библиотек в структуре научных библиотек вузов позволяет со всей уверенностью утверждать: научная библиотека должна развиваться как инновационный ресурс вуза. Однако для решения актуальных вопросов соблюдения авторского права необходима не только заинтересованность соответствующих государственных органов, но и активная вовлечённость научного сообщества вузов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ершова Т. В. Информационное общество и будущее библиотеки. Электронный ресурс / Т. В. Ершова, Ю. Е. Хохлов. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea97/doc/s1/s1doc5.html.
Ershova T. V. Informatsionnoe obshchestvo i budushchee biblioteki Elektronnyy resurs / T. V. Ershova, Yu. E. Hohlov.

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» (проект). – Режим доступа: http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html.
Kontseptsiya federalnoy tselevoy programmy «Razvitie informatizatsii v Rossii na period do 2010 goda» (proekt).

3. Федеральный закон от 29 дек. 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9010022.
Federalnyy zakon ot 29 dek. 1994 g. № 78-FZ «O bibliotechnom dele».

4. Федеральный закон от 02 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/10/pravo-internet-dok.html.
Federalnyy zakon ot 02 iyulya 2013 g. № 187-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam zashchity intellektualnyh prav v informatsionno-telekommunikatsionnyh setyah».

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171283.
Federalnyy zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ «Ob informatsii, informatsionnyh tehnologiyah i o zashchite informatsii».

6. Федеральный закон от 10 июня 1993 г. № 5154-I «О стандартизации». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9004346.
Federalnyy zakon ot 10 iyunya 1993 g. № 5154-I «O standartizatsii».

7. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» (с изменениями на 16 июля 2014 г.). – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9046444.
Postanovlenie Pravitelstva RF ot 24 iyulya 1997 g. № 950 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennoy sisteme nauchno-tehnicheskoy informatsii» (s izmeneniyami na 16 iyulya 2014 g.).

8. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 736 «О совершенствовании системы научно-технической информации и экономических исследований». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901712463. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 10 iyulya 1998 g. № 736 «O sovershenstvovanii sistemy nauchno-tehnicheskoy informatsii i ekonomicheskih issledovaniy».

9. Емельянов Г. В. О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации / Г. В. Емельянов, А. А. Стрельцов // Информ. о-во. – 2000. – № 3. – С. 22–25.
Emelyanov G. V. O Doktrine informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii / G. V. Emelyanov, A. A. Streltsov // Informatsionnoe obshchestvo. – 2000. – № 3. – S. 22–25.

10. Концепция региональной информатизации до 2010 года. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902026169.
Kontseptsiya regionalnoy informatizatsii do 2010 goda.

11. Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91451/.
Tipovaya programma razvitiya i ispolzovaniya informatsionnyh i telekommunikatsionnyh tehnologiy subekta Rossiyskoy Federatsii.

12. Земсков А. И. Электронные библиотеки : учеб. для студентов вузов культуры и искусств и других высш. учеб. заведений / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва : ГПНТБ России, 2001.
Zemskov A. I. Elektronnye biblioteki: uchebnik dlya studentov vuzov kultury i iskusstv i drugih vysshih uchebnyh zavedeniy / A. I. Zemskov, Ya. L. Shrayberg. – Moskva : GPNTB Rossii, 2001.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть четвертая. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Глава 70. Авторское право. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/71/.
Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (GK RF). Chast chetvertaya. Razdel VII. Prava na rezultaty intellektualnoy deyatelьnosti i sredstva individualizatsii. Glava 70. Avtorskoe pravo.

14. Зятицкий С. Ф. Учёт интересов издателей, библиотек и образовательных организаций в новых положениях IV части ГК РФ / С. Ф. Зятицкий, К. Б. Леонтьев // Унив. кн. – 2014. – № 4. – С. 74–79.
Zyatitskiy S. F. Uchet interesov izdateley, bibliotek i obrazovatelnyh organizatsiy v novyh polozheniyah IV chasti GK RF / S. F. Zyatitskiy, K. B. Leontev // Universitetskaya kniga – 2014. – № 4 – S. 74–79.