В. А. Цветкова
Библиотека по естественным наукам РАН
Информационный век выдвинул «новую парадигму чтения». В статье акцентировано внимание на вопросах, связанных с потреблением информации: объёмы информации, которые может воспринять человек; скорость передачи и восприятия информации; источники и носители информации в современном обществе; изменение лексики. Показано, что традиционная печатная (бумажная) книга и новые возможности интернет-технологий должны стать взаимодолняющими источниками информации.
Ключевые слова: традиционная книга, электронные ресурсы, чтение, источники информации.Valentina Tsvetkova
Russian Academy of Sciences Library for Natural Sciences
The author focuses on the issues related to information consumption: volume of information the humans are able to digest; rate of information transfer and understanding; sources and media in modern society; changing vocabulary. She argues that traditional printed (paper) books and Internet-technology new opportunities should become complementary sources of information.
Keywords: traditional book, digital resources, reading, information consumption.«Есть нечто, думал он, перелистывая страницы,
в этом приятном ощущении, когда держишь в руке тяжёлую книгу,
в этой возможности задуматься, отыскать нужное место
без всякой суеты с обратной перемоткой.
Фишер был убеждён, что книга является более
цивилизованным средством хранения информации».
А. Азимов*
*Азимов А. Немезида : фантастический роман /
Пер. с англ. Ю. Соколова. – М. : Эксмо, 2007. – С. 101.
«Книга не умрёт, книга останется необходимой»
У. Эко
Среди проблем исследования информационного рынка наибольшую тревогу вызывает тенденция устойчивого падения тиражей практически по всему спектру изданий, особенно по научным книгам и журналам.
Период, в котором мы живём (начало ХХI в.), чаще всего обозначается как «информационное общество».
Понятие информационное общество возникло как попытка определить те процессы, которые наблюдаются в обществе и не связаны непосредственно с изменениями производительных сил, а опираются на влияние знаний (информации) на все сферы общественных отношений.
Определений термина информационное общество существует множество, и их число продолжает расти. Приведу три наиболее популярных, которые не противоречат друг другу.
Информационное общество (Information society) – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах [1. С. 143].
Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные характеристики: во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация становится предметом массового потребления общества; в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растёт более быстрыми темпами, чем остальные [2. С. 7].
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно в высшей её форме – знаний [3].
Все определения делают акцент на увеличении потребления информации. В связи с этим возникает вопрос: как получается, что потребление информации возрастает, а читать стали меньше. Это – противоречие или закономерность?
Остановимся на некоторых аспектах обсуждаемого вопроса.
1. Зачем мы читаем? Чтобы получить новую информацию, трансформировать её в новые знания, применить знания в реальной жизни, как для практической деятельности, так и для интеллектуального развития.
2. Сколько нужно читать? Вопрос очень сложный и в значительной мере носит индивидуальный характер.
Мы всё громче обсуждаем вопросы, связанные с тем, что общество стало меньше читать, а значит потреблять меньше информации. Но ведь это противоречит концепции информационного общества.
Интернет, электронные книги, компьютерные игры, телевидение и прочие компьтеризованные «штучки» всё больше заполняют наше информационное пространство и становятся основными информационными источниками для значительной части населения.
Сегодня очень активно обсуждаются вопросы: дети, молодёжь мало читают, не знают классической литературы; порой мы констатируем: «Нынешнее поколение деградирует». Тема эта весьма сложная. Обусловлена она тем, что традиционная книга становится не приоритетным источником информации и не всегда является источником или катализатором генерации новых знаний. Книга становится в один ряд с современными медийными средствами. И это – веление времени.
В. П. Леонов пишет: «Книга…. Мы рассуждаем о ней, имея в виду некую данность, определённую давным-давно человеком. Мы говорим: человек без книги жить не может. Мы изучаем её формы, функции, назначение на разных этапах развития общества. Мы исследуем её влияние на формирование человека, его поведение. Нас тревожит будущее книги в эпоху электронных коммуникаций, тревожит будущее библиотек. Сколько было выдвинуто гипотез, теорий относительно книги, её сущности и секретов воздействия! Всё это так, и всё это очень важно» [4].
3. Стали ли мы сегодня получать меньше информации? В каком виде и в какой форме мы её получаем?
Нынешнее информационное поле характеризуется постоянным ростом объёмов информации и многообразием её источников. Только телевидение предоставляет более сотни каналов (хорошие или плохие – это отдельный вопрос).
Источники информации и их носители отличаются большим разнообразием: традиционные – на бумажных носителях; электронные – книги, учебники, базы данных, каталоги; телевидение; радио (надо отметить, что некоторые программы, например «Красная звезда», ведут огромную работу по ознакомлению слушателей с интереснейшими произведениями литературы); интернет; телефония.
Подаваемая медийными средствами информация воспринимается детьми, да и взрослыми, без всяких усилий. Можно одновременно слушать, смотреть, в это же время во что-то играть, получая удовольствие. Со всем этим многообразием новое поколение находится в «дружественных» отношениях. А вот книга отодвигается из числа приоритетов на получение информации, «мода» на неё прошла, если так можно сказать, но по аналогии с одеждой – это «классика», которая не стареет и нужна в особо важные моменты жизни.
Не могу не согласиться с позицией А. В. Соколова, изложенной в великолепной статье [5]: «Магия книги и магия Интернета увлекают людей в виртуальные миры, но миры принципиально различные: книга приглашает своих читателей в психогенный мир, созданный естественным человеческим общением, а киберпространство Интернет – это техногенный мир, живущий по законам (алгоритмам) техносферы. … Магия книги заключается в том, что она содержит часть духовности своего автора, которая взывает к духовности читателя». В новом обществе должен быть найден компромисс, баланс этих двух взаимодополняющих видов получения информации, который будет способствовать сохранению культурного наследия человечества, в том числе книжного, и оперативному и объёмному доведению информации до её потребителя.
4. Скорость. Темпы передачи и восприятия информации. Мы хотим получать очень много информации очень быстро, в легко воспринимаемой форме. При этом «скорость восприятия информации человеком (например, скорость чтения) сегодня такая же, как и тысячи лет назад, и увеличить её невозможно» [6. С. 16], а объём информации и оперативность её пополнения постоянно растут. Мультики в картинках дети воспринимают с лёгкостью, а вот чтение книги для них – большой труд. В гонке за «информационным питанием» выхватывается то, что быстро усваивается и не требует затрат умственной энергии и времени. (Мой опыт общения с внуками показывает: если отключают на даче электричество, то через некоторое время наступает «книжный рай» – дети читают книги.)
5. Смена лексики. Каждое поколение сталкивается с новым лексическим наполнением. Предыдущее поколение не слышало слов «интернет», «компьютер», «информационный век», «скайп», «мобильник» и т.д. Нынешнее плохо понимает, что значат слова «окольная дорога», «верста», «телега» и т.д.
С первого класса школы в программе появляются тексты, которые сложно воспринять не только школьникам начальных классов, но и взрослым людям: это не адаптированные под современный язык тексты былин, переводы, и даже А. С. Пушкин уже требует дополнительных пояснений. Например, «Песнь о Вещем Олеге» – сразу же нужны толкования: почему «Вещий», кто такие «хазары» и почему они «неразумные», что такое «нивы» и т.д. Ребёнок это не понимает, не воспринимает и, соответственно, не хочет читать.
Знакомство с книгой, как правило, связано с голосом мамы, красочными картинками. Но вот наступает момент, когда ребёнка начинают «приучать» читать самостоятельно. А это уже большой труд, и далеко не всякий готов трудиться.
Следовательно, необходимы более продуманные программы школьного обучения чтению, особенно в начальных классах. Возможно, они должны быть построены не по принципу: от «старого» классического – к современному, а, наоборот, от современного – к «классическому» [7]. Но это только предположение.
Создаётся впечатление, что новое поколение получает информации не меньше, чем предыдущее, а существенно больше. Не зря появились исследования и программы, направленные на «информационную безопасность личности». Должна согласиться с автором работы [8] в том, «что процент читающих и не читающих не изменился. Если не увеличился. Просто книга перетекла из одного формата в другой».
Здесь уместно сказать несколько слов о понятии универсальная книга, которое упоминается Полем Отле в «Трактате о документации» (в данном случае мы ссылаемся на перевод Р. С. Гиляревского [9. С. 304]): это «идеальная, подлинная, синтетическая, интегральная, оптимальная, будущая, предсказанная книга, которая придёт на смену книге нынешней».
И. Г. Хомякова [10] отмечает, что такой универсальной книгой становится интернет, в котором отражены книжные богатства большинства библиотек мира, который превращается в универсальное хранилище, в некий инструмент доступа ко всем богатствам мира.
Вместе с тем есть, на мой взгляд, один нюанс в проблеме «чтение». Когда мы читаем книгу в традиционной печатной форме, мы осмысливаем текст, задумываемся над ним. Электронные же формы не располагают к детальному осмыслению и анализу каждого слова, они приглашают к «скоростному» чтению. В этом одна из проблем восприятия информации, особенно если это касается научной литературы.
Со школьной скамьи нас учат передавать основное содержание прочитанного текста в форме изложений или сочинений. Это требует собственного взгляда на проблему. Студенты готовят эссе, рефераты. Специалисты – обзоры, аналитические или реферативные, и. т.д. Информационные службы формируют реферативные базы и банки данных на основе разного рода документов. Во всех этих случаях требуется умение понимать основную проблему и излагать её в краткой форме в соответствии с поставленной целью. Не зря в реферативных службах допускается аспектное реферирование. Например, реферируемая статья затрагивает вопросы физики, химии и биологии – в этом случае на статью могут быть подготовлены три реферата, в каждом из которых акценты делаются на соответствующую тематическую область.
Таким образом, проблема, обозначенная сегодня как «чтение», имеет огромное значение для дальнейшего развития инновационной экономики и информационного общества. На государственном уровне есть понимание того, что эта проблема достаточно важная и требует внимания.
В 2007 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом инициирована Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007–2020 гг. [11]. Предпринимаются попытки разработать разного рода методики и руководства для молодёжи по чтению в интернете [12]. Не могу судить насколько это эффективно, но, имея большой опыт работы с интернет-ресурсами и наблюдая за студентами, сомневаюсь, что руководства станут действенным инструментом для развития интереса к чтению, особенно у детей. Однако это только моё мнение, которое носит наблюдательный характер, и не претендует на специальное исследование.
Позиции государств в вопросах чтения и формирования фондов весьма различны. Есть подход, когда государство идёт по весьма своеобразному пути. В Италии готовится законопроект, предусматривающий сокращение срока заключения в тюрьме за каждую прочитанную книгу на три дня (за год – не более 48 дней) для тех, кто отбывает наказание не менее пяти месяцев (http://www.rusnovosti.ru; 11.05.2014). Есть и такая позиция государства: когда финансирование комплектования фондов университетских библиотек имеет строго определённую направленность на формирование исключительно электронных информационных ресурсов.
В заключение уместно привести такое рассуждение: «Читали вслух: Диккенса, Толстого, Чехова. Когда у Антона подросла дочка, он пытался устроить такие же семейные чтения, и позже – когда появилась внучка. Но НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ни тогда, ни потом – что-то ушло безвозвратно, и нельзя было повторить даже такую простую вещь» [13. С. 233].
Сегодня нужны новые подходы, которые позволят сочетать традиционные и новейшие способы получения информации и знаний. Призывы к чтению только традиционных книг не помогут решить проблему чтения.
Попытки разработать методики и интернет-руководства чтением в электронной среде похвальны [14]. Это говорит о том, что проблема действительно серьёзная. Но трудно поверить, что эта мера – действенная. Сегодня мы находимся в поиске подходов, которые бы позволили оптимально сочетать традиционные формы с новыми электронными технологиями чтения и восприятия информации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглавый, Ю. М. Горностаев, В. И. Дрожжинов, С. Н. Сериков, А. А. Штрик ; под ред. В. И. Дрожжинова. – Москва : Эко-Трендз, 2002. – 264 с.
Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya na osnove ego reorganizatsii i informatizatsii. Mirovoy opyt / A. V. Giglavyy, Yu. M. Gornostaev, V. I. Drozhzhinov, S. N. Serikov, A. A. Shtrik ; pod red. V. I. Drozhzhinova. – Moskva : Eko-Trendz, 2002. – 264 s.
2. Мелюхин И. С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности // Информ. о-во. – 1997. – № 4–6. – С. 3–26.
Melyuhin I. S. Informatsionnoe obshchestvo i balans interesov gosudarstva i lichnosti // Inform. o-vo. – 1997. – № 4–6. – S. 3–26.
3. Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (09.03.2015)
Vikipediya. Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org (09.03.2015)
4. Леонов В. П. Книга как космический субъект // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство : материалы Междунар. форума библ. идей, Казань, 20–21 ноября 2008 г. / М-во культуры Респ. Татарстан, Казан. гос. ун-т культуры и искусств ; сост.: О. А. Калегина, Ю. Н. Дрешер, Р. З. Богоудинова, И. Х. Аюпова ; науч. ред. З. Р. Валеева. – Казань : изд-во Казан гос. ун-та культуры и искусств, 2008. – С. 8–22.
Leonov V. P. Kniga kak kosmicheskiy subekt // Imidzh biblioteki v usloviyah integratsii v mirovoe informatsionnoe prostranstvo : materialy Mezhdunar. foruma bibl. idey, Kazanь, 20–21 noyabrya 2008 g. / M-vo kultury Resp. Tatarstan, Kazan. gos. un-t kultury i iskusstv ; sost.:
O. A. Kalegina, Yu. N. Dresher, R. Z. Bogoudinova, I. H. Ayupova ; nauch. red. Z. R. Valeeva. – Kazan : izd-vo Kazan gos. un-ta kultury i iskusstv, 2008. – S. 8–22.
5. Соколов А. Зачем библиотеки информационному обществу? // Нева. – 2011. – № 9. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/neva/2011/9/so16.html
Sokolov A. Zachem biblioteki informatsionnomu obshchestvu? // Neva. – 2011. – № 9. – Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/neva/2011/9/so16.html
6. Войскунский В. Г., Франц В. И. Компрессия текста при информационном насыщении выдачи в ИПС: новая концепция // НТИ. Сер. 2. – 2003. – № 2. – С. 15–16.
Voyskunskiy V. G., Frants V. I. Kompressiya teksta pri informatsionnom nasyshchenii vydachi v IPS: novaya kontseptsiya // NTI. Ser. 2. – 2003. – № 2. – S. 15–16.
7. Цветкова В. А. Чтение: сегодня и завтра // Наука о книге. Традиции и инновации : материалы Двенадцатой международ. науч. конф. по проблемам книговедения. – Т. 2. – Москва : Наука, 2009. – С. 176–177.
TSvetkova V. A. Chtenie: segodnya i zavtra // Nauka o knige. Traditsii i innovatsii : materialy Dvenadtsatoy mezhdunarod. nauch. konf. po problemam knigovedeniya. – T. 2. – Moskva : Nauka, 2009. – S. 176–177.
8. Дементьева С. Проблема чтения в современном обществе. – Режим доступа: http//demsvet.ru/chtenie-knig
Dementeva S. Problema chteniya v sovremennom obshchestve. – Rezhim dostupa: http//demsvet.ru/chtenie-knig
9. Отле П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / Рос. гос. б-ка ; пер. с англ. и фр. Р. С. Гиляревского и др. ; предисл., сост., коммент. Р. С. Гиляревского. – Москва : ФАИР-ПРЕСС : Пашков Дом, 2004. – 348 с.
Otle P. Biblioteka, bibliografiya, dokumentatsiya: Izbrannye trudy pionera informatiki / Ros. gos. b-ka ; per. s angl. i fr. R. S. Gilyarevskogo i dr. ; predisl., sost., komment. R. S. Gilyarevskogo. – Moskva : FAIR-PRESS : Pashkov Dom, 2004. – 348 s.
10. Хомякова И. Г. Поль Отле (1868–1944) и его предвидения информационного-коммуникационных технологий: по материалам зарубежных публикаций // Культура и образование. – Ноябрь 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik-rzi.ru/2013/11/1091
Homyakova I. G. Paul Otle (1868–1944) i ego predvideniya informatsionnogo-kommunikatsionnyh tehnologiy: po materialam zarubezhnyh publikatsiy // Kultura i obrazovanie. – Noyabr 2013. – № 3 [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.vestnik-rzi.ru/2013/11/1091
11. «Национальная программа поддержки и развития чтения» на 2007–2020 гг. Разработана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc/php
«Natsionalnaya programma podderzhki i razvitiya chteniya» na 2007–2020 gg. Razrabotana Federalnym agentstvom po pechati i massovym kommunikatsiyam sovmestno s Rossiyskim knizhnym soyuzom. – Rezhim dostupa: http://www.library.ru/1/act/doc/php
12. Дорохина С. В. Интернет-руководство чтением молодёжи как педагогический процесс // Десятые Денисьевские чтения : материалы науч. конф. – Орёл, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Dorohina S. V. Internet-rukovodstvo chteniem molodezhi kak pedagogicheskiy protsess // Desyatye Denisevskie chteniya : materialy nauch. konf. – Orel, 2013. – 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).
13. Чудаков А. П. Ложится мгла на старые ступени. Роман-идиллия. – Москва : Время, 2014. – 640 с., ил.
Chudakov A. P. Lozhitsya mgla na starye stupeni. Roman-idilliya. – Moskva : Vremya, 2014. – 640 s., il.
14. Дорохина С. В. Интернет-руководство чтением молодёжи как средство развития и поддержки чтения в информационном обществе / автореф. дис. …канд. пед. наук. – Москва : МГУКИ. – 2014 (31 окт. 2014 г.). – Режим доступа: http://nauka.msuc.org/
Dorohina S. V. Internet-rukovodstvo chteniem molodezhi kak sredstvo razvitiya i podderzhki chteniya v informatsionnom obshchestve / avtoref. dis. …kand. ped. nauk. – Moskva : MGUKI. – 2014 (31 okt. 2014 g.). – Rezhim dostupa: http://nauka.msuc.org/