УДК 02

М. В. Вахрушев, К. А. Колосов
ГПНТБ России

Возрастающая роль библиотеки как контент-провайдера: тенденции развития

Рассмотрен подход к решению проблемы «информационной перегрузки» современного читателя в результате увеличения числа функций, реализуемых библиотекой. Представлена концепция развития библиотеки как контент-провайдера.

Ключевые слова: контент-провайдер, эволюция библиотеки, информационная перегрузка.

UDC 02

Maksim Vakhrushev and Kirill Kolosov
Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia

Libraries’ increasing role as content providers: Several trends

Proposed is the approach towards solving the problem of information overpressure upon modern users as a result of increasing number of possibilities available via libraries. The concept of libraries as content providers is discussed.

Keywords: content provider, evolution of libraries, information overpressure.

Мощные информационные потоки распределяются следующим образом: обработанная информация трансформируется в знания, а необработанная – в «массивы данных». В связи с этим с конца XX в. учёные заговорили о формировании информационного общества, его рисках и возможностях для современного индивида, а также о возникновении общества знаний [3, 11]. Вместе с тем активно обсуждается вопрос о проблеме перегруженности человека информацией. В настоящее время ведущими исследователями всесторонне рассмотрены различные аспекты информационного перенасыщения общества [4, 11].

С проявлениями симптомов информационной перегрузки одной из первых сталкивается современная библиотека, поскольку она оперирует огромными массивами информации, отличающимися своей содержательностью и разносторонней направленностью [4, 5]. По этой причине возникает необходимость разработки и апробации новых методов и технологий поиска, отбора и представления информации.

Отметим, что библиотечная информация должна предоставляться в строгом соответствии с существующими стандартами. Однако определяющими в этом процессе являются всё же технологии поиска, отбора и представления информации. Например, сегодня активно обсуждается возможность использования облачных технологий [1], когда при помощи одного или двух провайдеров технических решений множество мелких и средних организаций (библиотек) могут решить свои технические, научные и экономические задачи.

По мнению американских исследователей [6, 7], современная библиотека также может развиваться по пути формирования у своих сотрудников навыков одновременного использования библиографического поиска и работы с веб-интерфейсом, а также с системой контекстного поиска научной информации, например Summon, ExLibris' Voyager и др. Интересен пример разработки и применения концепции «совместной публикации» (collaborative publishing) [8].

Таким образом, на основе электронной библиотеки как структурной единицы вуза можно предоставлять контент соответствующего качества из фондов музея, кафедр, факультетов и иных подразделений университета. Благодаря такой возможности учтённый пользователь или любой желающий получает доступ к цифровому контенту организации, т.е. к разработкам, исследованиям и достижениям, накопленным учебным заведением за годы его деятельности (см., напр.: http://digital.mtsu.edu/).

Поучителен и пример электронных библиотек в Австралии, где развитие университетских издательств происходит на базе научной библиотеки университета [9]. Австралийский национальный университет реализует бизнес-модель «ANU press», которая основана на принципах строгого рецензирования, тесного взаимодействия с научным сообществом через редколлегии (22 редколлегии, охватывающие все предметные дисциплины). Общее руководство осуществляется через консультативный комитет, состоящий из членов всех факультетов (колледжей) и ряда представителей, оказывающих финансовую помощь.

В российской библиотечной системе тоже существует ряд интересных научных проектов и практических разработок. Особенно полезны исследования Института систем информатики СО РАН [2]. Учёные института предлагают несколько технологических подходов к формированию электронных систем хранения и администрирования цифрового контента, подобных западным образцам, они также приводят «определение семантики данных через задание онтологии, использование формализмов направления Semantic Web, таких как RDF, OWL» [2].

На основании сказанного выше возникает необходимость пересмотра информационного функционала современной библиотеки. Сегодня исследователям следует определить перечень возможностей библиотеки с учётом постоянного увеличения нагрузок на их веб-сайты и возрастающих запросов пользователей к качеству информации, получаемой в результате выполнения поисковых запросов.

Библиотека как «контент-провайдер»

Современная библиотека старается расширить свои возможности посредством привлечения новых читателей через интернет, поскольку, воспользовавшись сайтом библиотеки, каждый может найти информацию, проверить свои учётные данные и т.д. Значительное число библиотек в России и ещё большее – зарубежных предоставляют подобные услуги достаточно широко и с качественным функционалом. В этом контексте «качественный функционал» подразумевает такой функционал, который интуитивно понятен новому читателю и облегчает работу постоянным пользователям.

В российской библиотечной практике и за рубежом появляется множество функций, позволяющих читателю получать книги или периодику в полнотекстовом электронном формате с соблюдением норм авторского права. Например, в мировой практике успешно применяется формат идентификации электронных документов DOI [10], который разрабатывался коммерческими издательствами специально для идентификации цифрового контента (как правило, платного). В связи с этим важную роль играет концепция развития библиотеки в качестве контент-провайдера.

Подробно рассмотрим саму концепцию контент-провайдера. По своей сути эта концепция является неким «собирательным образом» перспективных и эффективных функций электронной библиотеки. В данном случае ЭБ рассматривается не только как программная оболочка с веб-интерфейсом на сайте реальной библиотеки, но и как этап в её развитии.

Концепция развития библиотеки в качестве контент-провайдера подразумевает существование собственного цифрового каталога с учётом реализации всех возможностей современной ЭБ. Одновременно с этим на сайте библиотеки реализуется функционал контекстного поиска научной информации (англ.: discovery tools) [7], предоставляемого библиотекой на основе соответствующих договоров и при условии соблюдения технических требований в рамках авторского права.

Следующий аспект этой концепции – ведение издательской деятельности посредством электронной библиотеки. Применительно к электронному издательству основным постулатом концепции является то, что читатель или заинтересованный исследователь может опубликовать свою работу. Конечно, чтобы такое издание было качественным, необходимо выполнить ряд соответствующих условий, а именно: к публикации допускаются работы, прошедшие строгое научное рецензирование; у издания должны быть соответствующая лицензия, ISSN, DOI.

И наконец, библиотека должна предоставлять собственный механизм контекстного поиска информации. В настоящее время читатель через веб-интерфейс может не только получить, сохранить, обработать соответствующую информацию – в рамках концепции контент-провайдера ему предоставляется возможность посредством использования механизма контекстного поиска информации создавать и развивать свою собственную «базу знаний» и соответственно улучшать конечный результат поиска, добиваясь его адекватности и релевантности. Ведущие международные системы контекстного поиска научной информации уже предлагают подобные механизмы поиска и обработки информации, но и они имеют свой предел функциональности и возможностей.

Что даёт концепция контент-провайдера самой библиотеке? Во-первых, привлечение новой, более молодой, а соответственно более требовательной целевой аудитории. Во-вторых, библиотека располагает новым высокотехнологичным инструментом, позволяющим добиться приемлемой финансовой эффективности. В-третьих, появляется возможность так управлять информационными потоками, чтобы у читателя не возникало информационной перегрузки.

Все затронутые выше проблемы требуют серьёзного научного изучения.

Выводы

В условиях информационного общества перед библиотекой встают всё новые задачи, которые невозможно решить, используя прежние подходы, методы и технологии. Применение современных технологий организации хранения, обработки данных, администрирования информационных потоков и, как следствие, эволюционирование библиотеки в контент-провайдера – это логичное решение задач, стоящих сегодня перед библиотекой.

Основной постулат этой концепции заключается в свободе выбора читателем – из всего спектра возможностей, функций и перспектив – наиболее удобного для себя способа работы с информацией. Это даёт возможность пользователю самосовершенствоваться посредством обретения информационной грамотности, что в свою очередь может способствовать решению проблемы информационной перегрузки на индивидуальном уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ковязина Е. В. Библиотеки в «облаках»: практические аспекты. – Режим доступа: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2014/disk/025.pdf
Kovyazina E. V. Libraries in «clouds»: Practical aspects.

2. Марчук А. Г., Марчук П. А. Платформа реализации электронных архивов данных и документов // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции : тр. XIV Всерос. науч. конф. RCDL. – 2012. – С. 332–338.
Marchuk A. G., Marchuk P. A. Platforma realizatsii elektronnyh arhivov dannyh i dokumentov // Elektronnye biblioteki: perspektivnye metody i tehnologii, elektronnye kollektsii : tr. XIV Vseros. nauch. konf. RCDL. – 2012. – S. 332–338.

3. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. – Litres, 2013.
Behmann G. Sovremennoe obshchestvo: obshchestvo riska, informatsionnoe obshchestvo, obshchestvo znaniy. – Litres, 2013.

4. Eppler M. J., Mengis J. The concept of information overload: A review of literature from organization science, accounting, marketing, MIS, and related disciplines // The information society. – 2004. – Т. 20. – № 5. – Р. 325–344.

5. Rowlands I. et al. The Google generation: the information behavior of the researcher of the future // Aslib Proceedings. – Emerald Group Publishing Limited, 2008. – Т. 60. – № 4. – Р. 290–310.

6. Fox R. Deliberations on design // OCLC Systems & Services: International digital library perspectives. – 2014. – Т. 30. – № 3. – Р. 134–139.

7. Allen N. D. Utilizing Discovery Tools for Classrooms: How Do Librarian Attitudes on Discovery Impact Tools They Teach? // Library Hi Tech News. – 2015. – Т. 32. – № 1.

8. Middleton K., York A. Collaborative publishing in digital history // OCLC Systems & Services: International digital library perspectives. – 2014. – Т. 30. – № 3. – Р. 192–202.

9. Missingham R., Kanellopoulos L. University presses in libraries: potential for successful marriages // OCLC Systems & Services: International digital library perspectives. – 2014. – Т. 30. – № 3. – С. 158–166.

10. Тихонкова И. А. DОІ (digital object identifier) – обязательный элемент современного научного издания // Наука України у світовому інформаційному просторі. – 2013.
Tihonkova I. A. DOІ (digital object identifier) – obyazatelnyy element sovremennogo nauchnogo izdaniya // Nauka Ukraїni u svіtovomu іnformatsіynomu prostorі. – 2013.

11. Maes P. et al. Agents that reduce work and information overload // Communications of the ACM. – 1994. – Т. 37. – № 7. – Р. 30–40.

12. Земсков А. И. Библиотека – инструмент передачи знаний ("Куб знаний") / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 6. – С. 78–82.
Zemskov A. I. Biblioteka – instrument peredachi znaniy ("Kub znaniy") / A. I. Zemskov // Nauch. i tehn. b-ki. – 2010. – № 6. – S. 78–82.

13. Земсков А. И. Современные направления работы зарубежных библиотек. (По материалам Ежегодной конференции ИАТУЛ) / А. И. Земсков // Там же. – 2013. – № 6. – С. 54–64.
Zemskov A. I. Sovremennye napravleniya raboty zarubezhnyh bibliotek. (Po materialam Ezhegodnoy konferentsii IATUL) / A. I. Zemskov // Tam zhe. – 2013. – № 6. – S. 54–64.