М. В. Вахрушев, К. А. Колосов
ГПНТБ России
Рассмотрен подход к решению проблемы «информационной перегрузки» современного читателя в результате увеличения числа функций, реализуемых библиотекой. Представлена концепция развития библиотеки как контент-провайдера.
Ключевые слова: контент-провайдер, эволюция библиотеки, информационная перегрузка.Maksim Vakhrushev and Kirill Kolosov
Russian National Public Library for Science and Technology, Moscow, Russia
Proposed is the approach towards solving the problem of information overpressure upon modern users as a result of increasing number of possibilities available via libraries. The concept of libraries as content providers is discussed.
Keywords: content provider, evolution of libraries, information overpressure.Мощные информационные потоки распределяются следующим образом: обработанная информация трансформируется в знания, а необработанная – в «массивы данных». В связи с этим с конца XX в. учёные заговорили о формировании информационного общества, его рисках и возможностях для современного индивида, а также о возникновении общества знаний [3, 11]. Вместе с тем активно обсуждается вопрос о проблеме перегруженности человека информацией. В настоящее время ведущими исследователями всесторонне рассмотрены различные аспекты информационного перенасыщения общества [4, 11].
С проявлениями симптомов информационной перегрузки одной из первых сталкивается современная библиотека, поскольку она оперирует огромными массивами информации, отличающимися своей содержательностью и разносторонней направленностью [4, 5]. По этой причине возникает необходимость разработки и апробации новых методов и технологий поиска, отбора и представления информации.
Отметим, что библиотечная информация должна предоставляться в строгом соответствии с существующими стандартами. Однако определяющими в этом процессе являются всё же технологии поиска, отбора и представления информации. Например, сегодня активно обсуждается возможность использования облачных технологий [1], когда при помощи одного или двух провайдеров технических решений множество мелких и средних организаций (библиотек) могут решить свои технические, научные и экономические задачи.
По мнению американских исследователей [6, 7], современная библиотека также может развиваться по пути формирования у своих сотрудников навыков одновременного использования библиографического поиска и работы с веб-интерфейсом, а также с системой контекстного поиска научной информации, например Summon, ExLibris' Voyager и др. Интересен пример разработки и применения концепции «совместной публикации» (collaborative publishing) [8].
Таким образом, на основе электронной библиотеки как структурной единицы вуза можно предоставлять контент соответствующего качества из фондов музея, кафедр, факультетов и иных подразделений университета. Благодаря такой возможности учтённый пользователь или любой желающий получает доступ к цифровому контенту организации, т.е. к разработкам, исследованиям и достижениям, накопленным учебным заведением за годы его деятельности (см., напр.: http://digital.mtsu.edu/).
Поучителен и пример электронных библиотек в Австралии, где развитие университетских издательств происходит на базе научной библиотеки университета [9]. Австралийский национальный университет реализует бизнес-модель «ANU press», которая основана на принципах строгого рецензирования, тесного взаимодействия с научным сообществом через редколлегии (22 редколлегии, охватывающие все предметные дисциплины). Общее руководство осуществляется через консультативный комитет, состоящий из членов всех факультетов (колледжей) и ряда представителей, оказывающих финансовую помощь.
В российской библиотечной системе тоже существует ряд интересных научных проектов и практических разработок. Особенно полезны исследования Института систем информатики СО РАН [2]. Учёные института предлагают несколько технологических подходов к формированию электронных систем хранения и администрирования цифрового контента, подобных западным образцам, они также приводят «определение семантики данных через задание онтологии, использование формализмов направления Semantic Web, таких как RDF, OWL» [2].
На основании сказанного выше возникает необходимость пересмотра информационного функционала современной библиотеки. Сегодня исследователям следует определить перечень возможностей библиотеки с учётом постоянного увеличения нагрузок на их веб-сайты и возрастающих запросов пользователей к качеству информации, получаемой в результате выполнения поисковых запросов.
Библиотека как «контент-провайдер»
Современная библиотека старается расширить свои возможности посредством привлечения новых читателей через интернет, поскольку, воспользовавшись сайтом библиотеки, каждый может найти информацию, проверить свои учётные данные и т.д. Значительное число библиотек в России и ещё большее – зарубежных предоставляют подобные услуги достаточно широко и с качественным функционалом. В этом контексте «качественный функционал» подразумевает такой функционал, который интуитивно понятен новому читателю и облегчает работу постоянным пользователям.
В российской библиотечной практике и за рубежом появляется множество функций, позволяющих читателю получать книги или периодику в полнотекстовом электронном формате с соблюдением норм авторского права. Например, в мировой практике успешно применяется формат идентификации электронных документов DOI [10], который разрабатывался коммерческими издательствами специально для идентификации цифрового контента (как правило, платного). В связи с этим важную роль играет концепция развития библиотеки в качестве контент-провайдера.
Подробно рассмотрим саму концепцию контент-провайдера. По своей сути эта концепция является неким «собирательным образом» перспективных и эффективных функций электронной библиотеки. В данном случае ЭБ рассматривается не только как программная оболочка с веб-интерфейсом на сайте реальной библиотеки, но и как этап в её развитии.
Концепция развития библиотеки в качестве контент-провайдера подразумевает существование собственного цифрового каталога с учётом реализации всех возможностей современной ЭБ. Одновременно с этим на сайте библиотеки реализуется функционал контекстного поиска научной информации (англ.: discovery tools) [7], предоставляемого библиотекой на основе соответствующих договоров и при условии соблюдения технических требований в рамках авторского права.
Следующий аспект этой концепции – ведение издательской деятельности посредством электронной библиотеки. Применительно к электронному издательству основным постулатом концепции является то, что читатель или заинтересованный исследователь может опубликовать свою работу. Конечно, чтобы такое издание было качественным, необходимо выполнить ряд соответствующих условий, а именно: к публикации допускаются работы, прошедшие строгое научное рецензирование; у издания должны быть соответствующая лицензия, ISSN, DOI.
И наконец, библиотека должна предоставлять собственный механизм контекстного поиска информации. В настоящее время читатель через веб-интерфейс может не только получить, сохранить, обработать соответствующую информацию – в рамках концепции контент-провайдера ему предоставляется возможность посредством использования механизма контекстного поиска информации создавать и развивать свою собственную «базу знаний» и соответственно улучшать конечный результат поиска, добиваясь его адекватности и релевантности. Ведущие международные системы контекстного поиска научной информации уже предлагают подобные механизмы поиска и обработки информации, но и они имеют свой предел функциональности и возможностей.
Что даёт концепция контент-провайдера самой библиотеке? Во-первых, привлечение новой, более молодой, а соответственно более требовательной целевой аудитории. Во-вторых, библиотека располагает новым высокотехнологичным инструментом, позволяющим добиться приемлемой финансовой эффективности. В-третьих, появляется возможность так управлять информационными потоками, чтобы у читателя не возникало информационной перегрузки.
Все затронутые выше проблемы требуют серьёзного научного изучения.
Выводы
В условиях информационного общества перед библиотекой встают всё новые задачи, которые невозможно решить, используя прежние подходы, методы и технологии. Применение современных технологий организации хранения, обработки данных, администрирования информационных потоков и, как следствие, эволюционирование библиотеки в контент-провайдера – это логичное решение задач, стоящих сегодня перед библиотекой.
Основной постулат этой концепции заключается в свободе выбора читателем – из всего спектра возможностей, функций и перспектив – наиболее удобного для себя способа работы с информацией. Это даёт возможность пользователю самосовершенствоваться посредством обретения информационной грамотности, что в свою очередь может способствовать решению проблемы информационной перегрузки на индивидуальном уровне.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ковязина Е. В. Библиотеки в «облаках»: практические аспекты. – Режим доступа: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2014/disk/025.pdf
Kovyazina E. V. Libraries in «clouds»: Practical aspects.
2. Марчук А. Г., Марчук П. А. Платформа реализации электронных архивов данных и документов // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции : тр. XIV Всерос. науч. конф. RCDL. – 2012. – С. 332–338.
Marchuk A. G., Marchuk P. A. Platforma realizatsii elektronnyh arhivov dannyh i dokumentov // Elektronnye biblioteki: perspektivnye metody i tehnologii, elektronnye kollektsii : tr. XIV Vseros. nauch. konf. RCDL. – 2012. – S. 332–338.
3. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. – Litres, 2013.
Behmann G. Sovremennoe obshchestvo: obshchestvo riska, informatsionnoe obshchestvo, obshchestvo znaniy. – Litres, 2013.
4. Eppler M. J., Mengis J. The concept of information overload: A review of literature from organization science, accounting, marketing, MIS, and related disciplines // The information society. – 2004. – Т. 20. – № 5. – Р. 325–344.
5. Rowlands I. et al. The Google generation: the information behavior of the researcher of the future // Aslib Proceedings. – Emerald Group Publishing Limited, 2008. – Т. 60. – № 4. – Р. 290–310.
6. Fox R. Deliberations on design // OCLC Systems & Services: International digital library perspectives. – 2014. – Т. 30. – № 3. – Р. 134–139.
7. Allen N. D. Utilizing Discovery Tools for Classrooms: How Do Librarian Attitudes on Discovery Impact Tools They Teach? // Library Hi Tech News. – 2015. – Т. 32. – № 1.
8. Middleton K., York A. Collaborative publishing in digital history // OCLC Systems & Services: International digital library perspectives. – 2014. – Т. 30. – № 3. – Р. 192–202.
9. Missingham R., Kanellopoulos L. University presses in libraries: potential for successful marriages // OCLC Systems & Services: International digital library perspectives. – 2014. – Т. 30. – № 3. – С. 158–166.
10. Тихонкова И. А. DОІ (digital object identifier) – обязательный элемент современного научного издания // Наука України у світовому інформаційному просторі. – 2013.
Tihonkova I. A. DOІ (digital object identifier) – obyazatelnyy element sovremennogo nauchnogo izdaniya // Nauka Ukraїni u svіtovomu іnformatsіynomu prostorі. – 2013.
11. Maes P. et al. Agents that reduce work and information overload // Communications of the ACM. – 1994. – Т. 37. – № 7. – Р. 30–40.
12. Земсков А. И. Библиотека – инструмент передачи знаний ("Куб знаний") / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 6. – С. 78–82.
Zemskov A. I. Biblioteka – instrument peredachi znaniy ("Kub znaniy") / A. I. Zemskov // Nauch. i tehn. b-ki. – 2010. – № 6. – S. 78–82.
13. Земсков А. И. Современные направления работы зарубежных библиотек. (По материалам Ежегодной конференции ИАТУЛ) / А. И. Земсков // Там же. – 2013. – № 6. – С. 54–64.
Zemskov A. I. Sovremennye napravleniya raboty zarubezhnyh bibliotek. (Po materialam Ezhegodnoy konferentsii IATUL) / A. I. Zemskov // Tam zhe. – 2013. – № 6. – S. 54–64.