Н. М. Свергунова
Орловский государственный университет
Рассмотрена библиотечная педагогика как одно из направлений реализации библиотекой вуза своей гуманистической миссии. Представлены взгляды ведущих отечественных специалистов на библиотечную педагогику.
Ключевые слова: библиотека вуза, библиотечная педагогика, педагогическая функция библиотеки, гуманистическая миссия библиотеки, руководство чтением, информационная культура.Natalya Svergunova
Scientific Library of Orel State University, Orel, Russia
The author examines library pedagogy as a way to accomplish humanistic mission of the academic library. Approaches of leading national specialists towards library pedagogy are presented.
Keywords: university library, library pedagogy, library’s pedagogical function, library humanistic mission, reading guidance, information culture.Один из основных векторов современного образования – гуманизация, которую правомерно определить как систему мер, «направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений» [1. С. 93]. Такой подход утверждён как один из принципов государственной политики в сфере образования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), где в ст. 3 подчёркнуты «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природопользования» [2].
Библиотека вуза осуществляет свою деятельность в двух направлениях с учётом требований системы образования, частью которой является: обеспечивает информационное сопровождение учебного и научно-исследовательского процессов и реализует свою гуманистическую миссию.
Педагогическую функцию библиотеки можно рассматривать как направление реализации гуманистической миссии. А. В. Ванеев утверждает:
«В настоящее время вся библиотека – это педагогическая система, направленная на воспитание и образование читателей» [3. С. 175]. А. Ю. Кузьмина справедливо отмечает: библиотека, выполняя «свою педагогическую функцию через образовательно-воспитательную деятельность, может внести значительный вклад в процесс сохранения традиционной культуры, нравственных и этических ценностей, формирования учебных умений, личностных качеств, необходимых членам глобального информационного общества» [4. С. 48].
Основываясь на концепции В. И. Терёшина, в которой педагогическая функция выступает средством практической реализации всех остальных функций библиотеки, А. Ю. Кузьмина определяет взаимоотношения педагогической функции с другими «в виде системы, где педагогическая функция – это сама система, а её элементы – остальные функции библиотеки, которые помогают высветить разные аспекты и возможности педагогической функции, выявляя её многогранность и многомерность» [Там же. С. 50].
Важная особенность библиотечной педагогики заключается в том, что пользователь не ощущает на себе прямого воспитательного воздействия. Он посещает библиотеку добровольно, по собственной инициативе, процесс усвоения знаний если и контролируется, то в скрытой форме (при проведении викторин и конкурсов, в непринуждённой личной беседе с библиотекарем, в процессе включения в различные коммуникативные практики). В этом проявляется определённое преимущество библиотечной педагогики перед педагогикой общего и профессионального образования.
При прямом педагогическом воздействии нередко возникает неприятие передаваемых педагогом взглядов и мнений (это характерно для юношеского возраста). Поэтому библиотечное педагогическое воздействие на пользователя должно быть преимущественно неявным, корректным. Исключение составляют специально организованные курсы, лектории, кружки, мастер-классы. При этом право выбора и принятия решений всегда остаётся за пользователем, поскольку основу библиотечной педагогики составляет свободное развитие личности.
Ю. П. Мелентьева выделяет следующие задачи библиотечной педагогики:
поддержание в обществе высокого статуса чтения и книги;
продвижение чтения, разработка и применение технологий приобщения пользователей библиотек к чтению;
формирование информационной культуры и культуры чтения у различных категорий пользователей [5. С. 93].
Однако следует уточнить, что деятельность библиотеки должна строиться на принципах гуманизма и неприятия литературы, приносящей вред каждой личности в отдельности и обществу в целом. В критике первой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря (1999) Ю. Н. Столяров отметил: «Предоставление беспрепятственного доступа к асоциальной литературе противоречит действительным информационным потребностям основной массы общества и рассогласовывается с интересами государства» [8. С. 125].
Библиотеки обслуживают различные категории пользователей (разный возраст, пол, уровень образования). Однако для библиотек, работающих с детьми и юношеством, педагогическая деятельность наиболее актуальна, поскольку возрастные особенности этой группы читателей – ещё не устоявшиеся идеалы, мировоззренческие установки, нравственные ценности, недостаток знаний и жизненного опыта.
Важное значение в этом контексте приобретает педагогическая деятельность библиотек вузов в условиях многоуровневой системы образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, программы ординатуры, ассистентуры-стажировки) [2]. Кроме того, многие вузы имеют факультеты среднего профессионального образования, довузовской подготовки, дополнительного и дистанционного образования. Поэтому особое место в работе библиотек вузов должно быть отведено изучению пользователей и поиску технологий работы с разными их категориями локально и дистанционно.
Важные элементы библиотечной педагогической системы – библиотекарь и пользователь. Актуальной проблемой является изучение их взаимосвязи и взаимодействия. В этом направлении выделяются два подхода. «Исторически первый и наиболее мощный – это влияние на читателя извне (или, в соответствии с нашей терминологией, – руководство чтением). Второй подход – это, говоря словами Н. А. Рубакина, концепция «примата читателя», удовлетворения информационных потребностей читателя» [7. С. 129].
Руководство чтением предполагает избирательное отношение к выполнению информационных запросов пользователей. К примеру, если пользователь желает прочесть роман А. Меньшикова «Двадцать один: роман искреннего эгоиста» (издан в С.-Петербурге издательским домом «Давид» в 2012 г.), повествующий о внутренних переживаниях и беззащитной искренности, юношеском мироощущении и взрослении, сотрудник библиотеки должен помочь найти эту книгу (если романа нет в фонде библиотеки, то подсказать, где и как его приобрести).
Другой должна быть реакция библиотекаря на желание пользователя получить информацию, к примеру, о действующих на территории его проживания религиозных сектах. Конечно, интерес к этой теме может иметь учебный, научный, самообразовательный характер. В то же время он может быть мотивирован и желанием пользователя примкнуть к одной из этих организаций. Библиотекарь не должен упустить из виду ни одной из возможных причин появления информационного запроса, а значит, необходимо уточнить его тематическую направленность, выяснить, какую конкретно информацию пользователь хочет получить: разобраться в основах разных религиозных направлений, узнать, какими организациями они представлены в его городе, или что-то другое.
Не стоит забывать и о том, что читатель может своими неискренними ответами ввести библиотекаря в заблуждение. Поэтому в момент принятия решения о выдаче найденных источников следует учитывать и такие факторы, как возраст, психическое состояние пользователя. В зависимости от полученных при общении сведений сотруднику библиотеки предстоит предпринять все меры, чтобы предоставить читателю документные источники, из которых он выберет наиболее для него подходящие. При этом информация, полученная в библиотеке, не должна наносить вреда пользователю или обществу.
Вполне вероятно, что грамотный пользователь при определённых усилиях сможет найти необходимую информацию в интернете. Сотрудник, отвечающий за обслуживание, должен контролировать работу в глобальной сети тех пользователей, которые находятся в помещении библиотеки. Ведь библиотекарь несёт ответственность за то, какую информацию черпает пользователь из документарных источников, получаемых в библиотеке.
В основе педагогической функции библиотеки – сотрудничество и создание партнёрских взаимоотношений, основанных на взаимовлиянии обеих сторон – библиотеки и пользователя. Проблемы субъект-субъектных отношений в библиотечной практике поднимают на страницах своих работ С. А. Езова [8], И. И. Тихомирова [10], А. С. Чачко [11] и другие.
На первый взгляд может показаться, что в процессе библиотечного общения происходит одностороннее влияние библиотекаря на пользователя. Однако общение предполагает диалог, в котором обе стороны выражают своё мнение. Обсуждение прочитанных произведений, культурных, экономических, политических событий побуждает обе стороны так выражать свою точку зрения, чтобы заинтересовать собеседника, убедить в своей правоте.
При этом мнение библиотекаря не всегда остаётся незыблемым. Ярким примером может служить цикл мероприятий «Моё литературное открытие», проводимых в библиотеке Госуниверситета – учебно-научно-производственного комплекса (г. Орёл).
Каждое мероприятие предполагает обсуждение выбранных и заранее прочитанных произведений студентами, преподавателями и сотрудниками библиотеки. Для одной из запланированных дискуссий студенческая группа предложила нашумевший современный роман Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Далеко не все библиотекари были согласны с таким выбором. Многие из них отказались читать произведение. Среди тех, кто прочёл книгу, тоже были противники её обсуждения, объясняя это, в первую очередь, наличием в ней многочисленных сексуальных сцен.
Однако тот факт, что произведение пользуется высокой популярностью в молодёжной среде, стал решающим в принятии решения о проведении мероприятия. Библиотекарей заинтересовало, как студенты представят роман и чем докажут, что он достоин прочтения. Преподавателей и сотрудников библиотеки приятно удивили выступления студентов: акцент был сделан на личностных взаимоотношениях главных героев романа, их переживаниях, чувствах, поступках, анализе сложных жизненных ситуаций, в которые попадали юноша и девушка.
В процессе дискуссии разгорелись жаркие споры между сторонниками произведения и теми, у кого оно вызвало неприятие. Обе стороны высказали доводы «за» и «против» романа. Ценно, что в процессе обсуждения читатели, относящиеся к первой группе, заострили внимание на тех моментах, на которые по каким-либо причинам не обратили внимания представители второй группы, и наоборот. В результате были разобраны «слабые» и «сильные» (с точки зрения участвующих в дискуссии) стороны романа.
В рассмотренном случае важно то, что студенты выбрали правильное направление диалога. Но мероприятие могло пойти по другому сценарию, если бы молодёжь в своих выступлениях выделила такой аспект произведения, как физическое наслаждение. В этом случае библиотекари должны были бы взять инициативу в свои руки и акцентировать внимание студентов на других моментах: трактовать интимную близость главных героев романа как важную, неотъемлемую и значимую часть взаимоотношений противоположных полов, позволяющую раскрыть взаимные чувства, желание быть ближе, заботиться друг о друге, характеры и психологические особенности.
Вполне вероятно, что после проведения подобных мероприятий каждая группа оппонентов останется при своём мнении. Тем не менее в процессе дискуссии участники выслушивают друг друга, выявляют проблемы, на которые следует обратить внимание, ищут пути их решения.
Как продолжение беседы возможны: составление обеими группами участников перечня произведений, которые необходимо прочесть по данной тематике, и организация дискуссий по ним. При подготовке мероприятий библиотекарям необходимо предвидеть все возможные пути развития диалога и быть готовыми в нужный момент изменить ход беседы. Если же в процессе дискуссии выяснится, что точка зрения библиотекаря ошибочна, наилучшим выходом из такой ситуации будет признание этого.
Для обсуждения научных произведений, дискуссионных вопросов в различных областях человеческой деятельности целесообразно проводить презентации книг, «круглые столы», читательские конференции и другие мероприятия с приглашением компетентных в этой сфере гостей.
Для формирования субъект-субъектных отношений важны как изучение информационных потребностей пользователей библиотеки, так и поиск путей влияния на формирование этих потребностей. Руководство чтением при этом направлено на становление мировоззрения читателя, его эстетических вкусов, кругозора, духовных ценностей. При этом неприемлемо насаждать точку зрения библиотекаря. В процессе общения (а оно предполагает диалог) пользователь сам выбирает заинтересовавшие его источники. Диалог читателя и библиотекаря может носить различный характер в зависимости от типа библиотеки, категории обслуживаемых пользователей, жизненного опыта, профессионализма, комптентности и эрудированности обеих сторон.
К примеру, в библиотеках учебных заведений при обслуживании учащихся чаще всего доминирует библиотекарь. При общении с представителями профессорско-преподавательского состава диалог может носить равноправный характер, если касается вопросов, осведомлённость в которых у обеих сторон приблизительно одинаковая. При решении вопросов, относящихся к компетенции библиотекаря, проявляется его доминирование. При обсуждении же проблем, касающихся профессиональной или иной деятельности преподавателя, в которой он компетентен, доминирует пользователь.
Важное направление библиотечной педагогики – формирование информационной культуры пользователя, которая является частью общей культуры и предполагает владение не только навыками поиска информации, но и эффективной работы с ней: отбора, анализа, оценки, структурирования. Важно не только, сколько читает человек, но и что именно он читает. Человек с высоким уровнем информационной культуры знакомится с разными точками зрения, разумно и конструктивно их оценивает, делает самостоятельные выводы, имеет свою точку зрения и умеет её отстаивать.
В процессе обучения в вузе студент получает знания от преподавателя на аудиторных занятиях либо самостоятельно при подготовке к семинарам, написании курсовых, дипломных работ. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации учащемуся сложно, если он не обладает навыками поиска, отбора, оценки информации. Дисциплины «Основы информационной культуры», «Информационная культура», «Основы библиотечно-библиографических знаний» библиотекари читают студентам уже на протяжении нескольких десятков лет. Однако смещение приоритетов образовательных программ в сторону прикладного бакалавриата, ориентация образования на практическую подготовку, сокращение количества академических часов свидетельствуют о том, что меняется подход библиотеки к обучению пользователей работе с информацией.
В результате анализа статистических показателей деятельности библиотек вузов, входящих в состав зонального методического объединения Центрально-Чернозёмного региона, было выявлено: количество занятий по пропаганде библиотечно-библиографических знаний и формированию информационной культуры пользователей сократилось в 2014 г. на 57% по сравнению с 2009 г. Если в 2009 г. сумма часов занятий, проведённых в 34 вузах Воронежа, Борисоглебска, Белгорода, Курска, Липецка, Ельца, Орла, Тамбова, Мичуринска, составляла 4 503 часа, то в 2014 г. – 2 119 часов. Тенденция к снижению часов аудиторных занятий отчётливо прослеживается (см. рис.).
С 2011 г. прекратились занятия, проводимые вузовской библиотекой, в Воронежской государственной лесотехнической академии, с 2012 г. – в Воронежском государственном университете инженерных технологий и в Военном учебно-научном центре военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж), с 2013 г. – в Борисоглебском государственном педагогическом институте и Мичуринском государственном аграрном университете. Основной причиной стал переход к обучению по ФГОС нового поколения, в которых значительное место отведено самостоятельной работе студентов.
Дисциплины по основам информационной культуры либо изъяты из учебных планов, либо количество часов, отведённых на их изучение, значительно сокращено. Это привело к тому, что студенты стали чаще использовать поисковые инструменты интернета, игнорируя каталоги библиотек, полнотекстовые базы данных, электронные библиотечные системы. Причины этого – слабая осведомлённость студентов о наличии этих ресурсов и неумение работать с ними.
Изменилось и наполнение учебных курсов. В связи с приобретением библиотеками вузов доступа к различным ЭБС, научным БД, электронным библиотекам художественной литературы, созданием электронных коллекций собственной генерации большое внимание уделяется работе с электронными документами. Целесообразно знакомить студентов не только с информацией по изучаемым дисциплинам, но и с другими информационными ресурсами. Пробуждение интереса к различным отраслям знаний позволит пользователям расширить свой кругозор, разносторонне развиваться. Кроме того, важно приобщать студентов к деятельности библиотек в социальных сетях, поскольку информация, содержащаяся в постах, косвенно выполняет педагогическую функцию.
Рассмотренные аспекты деятельности библиотеки вуза – лишь малая часть системы библиотечной педагогики, посредством которой библиотека осуществляет взаимосвязь между пользователем и документом, обеспечивает доступ к знаниям, передаёт духовное и нравственное наследие будущим поколениям, оказывает воспитательное воздействие, влияет на чувства и внутренний мир человека, реализуя тем самым свою гуманистическую миссию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – Москва, Владос, 2004. – 352 с.
Evladova E. B. Dopolnitelnoe obrazovanie detey / E. B. Evladova, L. G. Loginova, N. N. Mihaylova. – Moskva, Vlados, 2004. – 352 s.
2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 21.12.2012 г.
№ 273-ФЗ // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.9397449303867272;from=147353-NaN
Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : federalnyy zakon ot 21.12.2012 g. № 273-FZ // KonsultantPlyus.
3. Ванеев А. Н. Библиотечная педагогика / А. Н. Ванеев // Библ. энцикл. / Рос. гос. б-ка. ; гл. ред. Ю. А. Гриханов ; сост.: Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова. – Москва : Пашков дом, 2007. – С. 175.
Vaneev A. N. Bibliotechnaya pedagogika / A. N. Vaneev // Bibl. entsikl. / Ros. gos. b-ka. ; gl. red. Yu. A. Grihanov ; sost.: E. I. Ratneykova, L. N. Ulanova. – Moskva : Pashkov dom, 2007. – S. 175.
4. Кузьмина А. Ю. О реализации педагогической функции в библиотечной практике / А. Ю. Кузьмина // Седьмые Денисьевские чтения : материалы межрегионал. науч.-практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библ. дела, библиотековедения, библиографоведения и книговедения, г. Орёл, 28–29 окт. 2010 г. / сост. Н. З. Шатохина. – Орёл : Орлик , 2011. – С. 48–51.
Kuzmina A. Yu. O realizatsii pedagogicheskoy funktsii v bibliotechnoy praktike /
A. Yu. Kuzmina // Sedmye Denisevskie chteniya : materialy mezhregional. nauch.-prakt. konf. po problemam istorii, teorii i praktiki bibl. dela, bibliotekovedeniya, bibliografovedeniya
i knigovedeniya, g. Orel, 28–29 okt. 2010 g. / sost. N. Z. Shatohina. – Orel : Orlik , 2011. – S. 48–51.
5. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учеб. / Ю. П. Мелентьева. – Москва : ФАИР, 2006. – 256 с.
Melenteva Yu. P. Bibliotechnoe obsluzhivanie : ucheb. / Yu. P. Melenteva. – Moskva : FAIR, 2006. – 256 s.
6. Столяров Ю. Н. Размышления об этике год спустя // Науч. и техн. б-ки. – 2003. –
№ 4. – С. 123–142.
Stolyarov Yu. N. Razmyshleniya ob etike god spustya // Nauch. i tehn. b-ki. – 2003. – № 4. –
S. 123–142.
7. Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : полный курс лекций для аспирантов и соискателей / Ю. Н. Столяров. – Орёл, ОГИиК, Оперативная полиграфия, 2007. – 266 с.
Stolyarov Yu. N. Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie kak edinaya nauchnaya spetsialnost : polnyy kurs lektsiy dlya aspirantov i soiskateley / Yu. N. Stolyarov. – Orel, OGIiK, Operativnaya poligrafiya, 2007. – 266 s.
8. Езова С. А. Уточнение понятия библиотечное общение // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 5. – С. 50–57.
Ezova S. A. Utochnenie ponyatiya bibliotechnoe obshchenie // Nauch. i tehn. b-ki. – 2005. –
№ 5. – S. 50–57.
9. Тихомирова И. И. На путях к возрождению библиотечной педагогики / И. И. Тихомирова // Школьная б-ка. – 2009. – № 9–10. – С. 81–88.
Tihomirova I. I. Na putyah k vozrozhdeniyu bibliotechnoy pedagogiki / I. I. Tihomirova // Shkolnaya b-ka. – 2009. – № 9–10. – S. 81–88.
10. Чачко А. С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе : науч.-метод. пособие. – Москва : Либерея, 2004. – 88 с.
Chachko A. S. Razvivayushchayasya biblioteka v informatsionnom obshchestve : nauch.-metod. posobie. – Moskva : Leebereya, 2004. – 88 s.