Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02(410)(083.41)

От редакции. Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные сути и задачам специальных библиотек — аналогов наших технических и научно-технических библиотек в Западном мире. При переводе приходится использовать довольно громоздкие конструкции, например библиотекарь специальной библиотеки вместо краткого и почетного звания special librarian.

Спиллер Д.,

Группа библиотечно-информационной
статистики, Университет Лафборо,
Великобритания

Статистика специальных библиотек Великобритании:
проблема сбора и анализа данных

Доклад 052—134 на 64-й Генеральной конференции ИФЛА (15—22 авг. 1998 г. Амстердам); буклет 6, с. 90—99.

Во многих странах специальные библиотеки являются наименее известной частью библиотечно-информационного сообщества. Даже наименование специальные библиотеки, в общем-то понятное, толкуется не через прямое описание или перечисление функциональных задач, а через отрицание: это не публичные, не академические или школьные библиотеки и т. п. Может быть, несколько лучшим наименованием было бы библиотеки на рабочем месте, обслуживающие коммерческие, правительственные или квази-правительственные учреждения и поставляющие информацию, соответствующую задачам этих организаций.

Некоторая неясность определений понятна, принимая во внимание весьма широкий разброс по величине библиотек, тематике комплектования и организационным формам, не говоря уже о вполне естественном нежелании коммерческих организаций обнародовать информацию о своей деятельности. Но несмотря на конфиденциальность информации (коммерческие секреты), библиотекари специальных библиотек не должны исключаться из сферы внимания национальных и международных исследований, направленных на достижение высокой производительности труда, совершенствование методов работы.

Действительно, учитывая социальное и экономическое значение предприятий или организаций, равно как и значимость информации для их деятельности, совершенно необходимы обзоры деятельности специальных библиотек и оценки качества их информационных услуг. Если надежная, полная информация может быть получена от специальных библиотек руководством предприятий, компаний, учреждений, то она будет и не менее ценной для всех, кто работает в данной отрасли: поставляет материалы или электронные ресурсы, услуги, оборудование, проводит обучение персонала или трудится на ниве образования.

Последние работы в Великобритании по данной теме. За последние пять лет статистические исследования специальных библиотек выполнялись по трем направлениям, отраженным в следующих публикациях:

1. Работа Памелы Берридж и Джона Сумисона "Статистика специальных библиотек Великобритании" (Berridge, Pamela J. and Sumison, J. UK Special Library Statistics: ISBN 0 948848 64 2; Loughborough: LISU, 1994.);

2. Статистический обзор специальных библиотек, выполненный компанией TFPL (Creaser, Claire and Spiller, D.J. TFPL Survey of Special Library Statistics: ISBN 0 948848 93 6; Loughborough: LISU, 1997.);

3. Проект "Библиотеки на рабочем месте" (Libraries in the Workplace. LISU project in progress, publication Summer 1998) — обзор специальных библиотек, обслуживающих организации десяти различных отраслей.

Таблица 1

Распределение специальных библиотек Великобритании по отраслям

(Классификация по отраслям дана в соответствии с кодами Отдела
промышленности и торговли Правительства Великобритании)

Количественные показатели

Область
деятельности
библиотек

 

Библиотеки

Книги (тыс.); поступления

Периодиче-ские издания (тыс. наименований)

БД в онлайн-доступе


БД на CD—ROM

Фармацевтика

166

38

35

1 780

600

Химия и пластики

166

34

31

1 500

750

Энергия, металлы, шахты

130

34

43

1 180

660

Производство, оборудование

239

44

33

1 310

1 460

Машиностроение

75

22

15

520

240

Банки и финансы

168

24

28

1 500

600

Право

114

33

22

720

330

Поставщики информации, консультационные службы

51

8

6

360

570

Издательства, радио, ТВ

60

11

3

260

960

Правительственные учреждения

590

442

220

930

1 450

Здравоохранение

515

308

56

1 080

1 410

Профессиональные ассоциации

200

90

58

620

840

Местные власти

118

41

17

520

340

Добровольные общества

420

124

60

760

920

Музеи

60

90

42

110

500

Всего

3 072

1 343

669

13 150

11 630

Проблемы

Определения. При проведении обзора специальных библиотек любой специалист столкнется с проблемами идентификации и терминологии. Прежде всего нужно определить, какие именно типы специальных библиотек будут анализироваться. Термин библиотеки на рабочем месте, о котором упоминалось выше, автоматически исключает из рассмотрения некоторые категории, например частные или клубные библиотеки, и требует уточнения направлений их деятельности.

Классификация, разработанная Памелой Берридж и Джоном Сумисоном (1), основанная на британских кодах классификации, оказалась вполне приемлемой; она приведена в табл. 1. Но даже в этом случае атрибуция может усложняться тем, что любая некоммерческая библиотека обязана искать внебюджетные дополнительные средства. В таких сферах, как право или здравоохранение научные (академические) библиотеки очень трудно отличить от специальных.

Источники. После того как определена отрасль, нужно найти все библиотеки, к ней относящиеся, а это нелегко: не существует перечней специальных библиотек (в отличие от академических или публичных). Иногда лучше искать по спискам организации данной отрасли, хотя там не всегда содержатся сведения о библиотеках.

При составлении статистических обзоров должны использоваться следующие источники сведений:

  • опубликованные списки библиотек и информационных центров, а также предприятий отрасли;

  • листы почтовой рассылки информационных служб;

  • списки членов ассоциаций информационных специалистов;

  • отраслевые списки — формальные и неформальные (например: Городская информационная группа, Региональная группа библиотекарей здравоохранения и т. п.);

  • листы почтовой рассылки коммерческих поставщиков оргтехники.

  • В некоторых отраслях из-за коммерческого характера деятельности организаций и конфиденциальности информации процесс сбора данных должен сначала оговариваться с руководством (иногда требуется оплата).

Анкетирование. В недавней работе германских коллег высказывалось сожаление, что при составлении обзоров специальных библиотек методом анкетирования трудно получить более 30% ответов. Такой же не вполне удачный опыт характерен и для британских обзоров.

Одной из причин возникающих сложностей может быть неточная адресация анкеты (анкета пришла не в тот отдел организации). Ввиду использования разнообразных названий (библиотека, центр ресурсов, научный центр, центр документации и т. д.) дело еще более запутывается. Достаточно успешным приемом является телефонный звонок с просьбой заполнить анкету (если удастся выйти на нужного специалиста). Конечно, анкета не будет заполнена, если на предприятии вообще нет библиотеки, а это можно определить только путем телефонных переговоров.

В обзоре (3) 14% из 897 опрошенных организаций признались, что у них нет библиотеки. Более полную картину дает табл. 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования

Отрасль, область
деятельности

Число
разосланных анкет

Число
ответов, %

Число
организаций,
не имеющих библиотек

Правительственные
учреждения

29

58,6

0

Добровольные общества

98

26,5

26

Торговые ассоциации

101

49,5

4

Право

90

25,6

8

Банки и финансы

99

36,7

11

Фармацевтика

97

33,0

3

Пищевая промышленность

97

3,1

58

Низкий процент ответов может быть связан с немногочисленностью персонала библиотек; люди загружены своими делами и у них нет времени отвлекаться на заполнение анкет. Библиотеки коммерческих организаций по понятным мотивам не желают делиться информацией, так как ее может использовать конкурент. И наконец в среде специальных библиотеках нет соревновательных традиций (характерных для публичных библиотек), они просто служат своим хозяевам.

Методика анкетирования

В обзоре, подготовленном консультационной компанией TFPL (2), выпускающей хорошо известный сборник "Кто есть кто в мире информации", использована следующая методика: при составлении персональных статей компания включила некоторые общие статистические вопросы в краткие (на одну страницу) персональные анкеты, разосланные информационным специалистам. Таким образом были получены сведения от 1 076 организаций в 1994 г. и от 772 в 1996 г.

Для обзора "Библиотеки на рабочем месте" (3) использовалась большая четырехстраничная анкета. На 150 анкет, разосланных по случайно выбранным адресам, первоначально получены 15% ответов, после телефонных обращений удалось собрать 31,8%.

Несмотря на разную методику сбора данных, результаты оказались вполне сравнимыми.

Некоторые результаты

Пользователи специальных библиотек. Эту категорию оказалось (как ни странно) нелегко определить: во-первых, зачастую вышестоящее предприятие располагается в нескольких местах и, во-вторых, библиотеку посещает множество "внешних", или "сторонних" читателей, т. е. не только сотрудники данной организации. В библиотеках профессиональных обществ таковых 92%, в библиотеках правительственных учреждений 82%, в финансовых 75% и в библиотеках добровольных обществ 69%.

Среднее число читателей на одну библиотеку варьировалось от 13 тыс. в библиотеках профессиональных ассоциаций до 300 — в библиотеках добровольных организаций. Регулярно пользовались библиотекой 46% зарегистрированных читателей правительственных библиотек и 24% — профессиональных ассоциаций.

Расходы на одного зарегистрированного читателя по сумме и по всем четырем обследованным компонентам (расходы на покупку книг, подписку на периодическую печать и CD—ROM, онлайн) существенно различаются в зависимости от вида организации. Например, фармацевтические библиотеки тратят больше других, причем расходы на периодику особенно велики. Финансовые библиотеки стоят на втором месте по расходам, причем у них акцент сделан на доступ к онлайновым ресурсам. Библиотеки добровольных обществ больше других тратят на книги (рис. 1).

Использование баз данных. Специальные библиотеки чаще других обращаются к электронным ресурсам. На рис. 2 приведены данные, характеризующие использование различных БД. Очевидно, что активность поисков, ведущихся отраслевыми библиотеками, существенно различается: наиболее популярны поиски в БД на CD—ROM; фармацевты предпочитают онлайн; в энергетической отрасли чаще обращаются к Интернет. Пожалуй, наиболее неожиданный результат получен в отношении онлайновых ресурсов; казалось, что с приходом Интернет онлайн будет первой жертвой, и в некоторых отраслях так и произошло. Однако в других применение онлайн скорее растет, чем снижается. По-видимому, не существует какой-то однозначной зависимости и для каждого вида ресурсов находится свой конкретный потребитель.

Заключение

Надеемся, что этот краткий обзор поможет разобраться в проблемах специальных библиотек. Ясна необходимость дальнейшей подготовки обзоров их деятельности. Мы отсылаем читателей к уже упомянутым в докладе публикациям и к новейшей информации, которую можно найти по адресу info.lboro.ac.uk/`departments/dils/lisu/lisuhp/html.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России