Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

ДОКЛАДЫ ИФЛА

 

От редакции. В этом номере мы завершаем публикацию переводов избранных докладов, представленных на 64-й Генеральной конференции ИФЛА. (Со всеми материалами конференции можно ознакомиться в ГПНТБ России — читальный зал БИНТИ.)

В следующих номерах мы начнем публиковать доклады 65-й Генеральной конференции ИФЛА, которая состоялась в Бангкоке (Таиланд) 20—28 авг. 1999 г.

Ваши отзывы о данных материалах просим направлять в редакцию.

 

УДК 027.7

Вайерс Л.,

директор библиотеки
Дельфтского технологического
университета, Нидерланды

Новая библиотека — гибридное учреждение

Доклад на Конференции Международной ассоциации библиотек технических университетов (International Association of Technical University Libraries — IATUL) 2 июня 1998 г. (Претория, Южная Африка) и выступление на спецсеминаре 64-й Генеральной конференции ИФЛА в г. Дельфте.

От редакции. Доклад директора библиотеки Дельфтского технологического университета, руководителя IATUL Лео Вайерса, очень интересен с точки зрения знакомства со взглядами нашего коллеги из страны с высокоразвитым библиотечным делом.

В Нидерландах (как и во многих других странах) нет специально выделенной центральной государственной научно-технической библиотеки; функции таковой возложены на великолепную библиотеку Технологического университета г. Дельфт.

Данный доклад представлен г-ном Вайерсом при проведении так называемого научно-познавательного тура (study tour) в университете для членов Постоянного комитета Секции научно-технических библиотек ИФЛА в августе 1998 г.

Поскольку термины WWW и Web-site трудно переводимы на русский язык, мы иногда вместо них пользуемся более общим термином Интернет, предполагая, что разница между Интернет и "всемирной паутиной" нашим читателям понятна. Мы также использовали определения правительственный, общественный, публичный для обозначения английского понятия public — за рубежом это почти синонимы — в противовес частному (private) сектору.

Подход к интегральной оценке реальных суммарных затрат на создание библиотечного фонда изложен также в статье А.И.Земскова ("Науч. и техн. б-ки", 1998, № 4).

* * *

В последнее десятилетие мы наблюдаем технологический взрыв в библиотеках. Он не только повлиял на библиотечную технологию, но и привнес некие новые стратегические альтернативы. Внедрение библиотечных систем (т. е. баз данных) привело к появлению таких категорий, как эффективность, распределенная кооперативная каталогизация и др.

Первые системы поиска в Интернет, такие, как Гофер (Gopher) и Вероника (Veronica), привели к формированию кооперации в доставке документов и к согласованию тематических планов комплектования. Наиболее сильно повлияло на нашу деятельность появление Web-технологии; она сочетает в себе возможности мгновенной публикации, создания гипертекстовых связей, интерактивности, применения многих видов информации (мультимедиа) с простотой применения. К работе в сфере информационных технологий подключилось множество новых действующих лиц, что привело к усилению конкуренции.

Библиотекам нужно определиться в этом охваченном паутиной информационных связей мире. Им следует найти свою нишу на рынке платных информационных услуг. Это превратит библиотеки в гибридные организации; такой подход выглядит и авангардным, и дискуссионным.

Базы данных

В свое время совсем немного людей в библиотеках умели работать с базами данных (они десять лет трудились в своей определенной нише) и их деятельность фактически никак не влияла на деятельность всей библиотеки. Это было достаточно странно, так как веками библиотеки вели базы данных — каталоги своих фондов. Почему бы не использовать этот опыт на базе новой технологии? Я не могу найти удовлетворительный ответ на этот вопрос.

В 1980-е гг. новая технология работы с базами данных (ее назвали библиотечной системой) вышла на рынок. Библиотеки наконец осознали, иногда под давлением своих патронов, что им нельзя далее притворяться глухими и они начали активно закупать эти системы. Это была эпоха больших проектов библиотечной автоматизации, период внедрения новых технологий, который оказал влияние на организационные аспекты работы библиотек.

Проекты и управление проектами оказались роковыми явлениями для бюрократии. Одновременно с проектами автоматизации в библиотечную практику внедрялись новые управленческие понятия, такие, как руководитель проекта, сроки исполнения, поставки; появились количественные оценки. Мы стали измерять количество записей, число ключевых слов на одну запись, объем массива, эффективность, темп работы на клавиатуре компьютера и т. п. Часто эти цифры имели отношение к деньгам, поэтому понятие эффективности утвердилось в библиотеках. А отсюда уже был всего шажок до идей, а затем практики распределенной кооперативной каталогизации.

Как стратегическое следствие этих изменений идеи партнерства и корпоративной работы стали модными для сотрудничества как между библиотеками, так и между библиотеками и компьютерными центрами. Экономически обоснованное мышление, забота об эффективности и тому подобное были полностью поддержаны руководством университетов.

Я вполне уверен, что в свое время большинство библиотекарей воспринимало эти перемены как случайные и несистемные, как некое однократное возмущение их спокойной монотонной жизни: добрый старый карточный каталог был переведен в электронный формат, конечно дающий некие преимущества — каждое значимое слово в наименовании индексировано, булева логика поиска перестала быть чисто теоретическим понятием, макрооперации упростили многие задачи — ну и достаточно! Штатные работники были уверены, что после автоматизации карточного каталога безмятежность снова воцарится в библиотечных стенах и работа потечет своим обычным путем.

Интернет

Нас всколыхнула технология Интернет. Буквально в один миг каталоги стали доступны для обозрения всему свету, а поисковые средства Гофер и Вероника помогали нам находить эти каталоги. Как прямое следствие резко возросла активность межбиблиотечного абонемента, особенно если удаленный каталог позволял автоматически делать заказ по МБА.

В этот период стратегически важным элементом стала координация комплектования. На практике это означало координацию отмены заказов на подписку периодики ввиду непрерывного роста ее стоимости. Согласуя списки отказов от подписки, библиотеки смогли ослабить негативные последствия монополии издателей для пользователей. Время от времени мудрость такой политики ставилась и ставится под сомнение. Но реальные достижения библиотек в области доставки документов и координации комплектования говорят сами за себя.

WWW — "Всемирная сеть"

Еще до того как мы сумели признать историческую значимость поисковых средств Вероника и Гофер, их вытеснила технология "Всемирной сети" (World Wide Web — WWW), открывающая неслыханные возможности в работе с графическими изображениями, гипертекстовыми связями — отсылками, интерактивностью. (Я бы осмелился назвать технологию Web настоящей революцией, поскольку она удобная, дешевая, создает новых участников процесса и зазывает в свои сети.)

Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что Web-технология имеет потенциальную возможность перестроить всю цепочку информационных технологий. Каждый может легко стать собственным издателем, включить в свое произведение звук и видео, добавить прямые связи (отсылки) к объектам. В тот момент, когда создание произведения закончено, вы одним нажатием клавиши обеспечиваете ему всемирный доступ, дополненный возможностью непосредственного общения автора с читателем. Чего же желать более?

Все участники цепочки информационной технологии задаются вопросами: В чем наша роль? Что полезного, нового мы можем дать сейчас? Что мы сможем предложить в будущем? Каково наше место в информационной цепи?

Легче дать ответ на встречный вопрос: Какое поведение можно считать устаревшим?

Ясно, что для издателей неприемлем ответ: "Сидеть на месте, требовать исключительные права на интеллектуальную собственность в обмен на публикацию и последовательно нарушать копирайт путем непрерывного ежегодного повышения цены на 10% и более". А для библиотек устаревший вариант поведения: "Сидеть на месте, превращая государственные средства в статичные неподвижные коллекции, создавать изощренные формы каталогов и дальше благодушно восторгаться местной монополией" — такой ответ также неприемлем! Любая зона комфорта становится устаревшей.

Все участники процесса должны понять, что именно им не может дать технология web и именно на этом сосредоточить свое внимание, увидеть свою роль. С этой точки зрения можно рассматривать два фактора — качество и интеграцию. И это то самое место, та ниша, в которой профессионал может обрести свою роль в цепочке информационных технологий будущего. Традиционные издатели имеют преимущества, когда приходится учитывать качество отбора материала, а библиотекари изначально являются интеграторами. Без сомнения, оба процесса нужно глубоко реформировать. В Интернет сырой материал будет создаваться и существовать во все возрастающих количествах и свободных, весьма разных по качеству и формату публикациях. Издателям придется разыскивать "съедобные плоды" подобно тому, как их коллеги-журналисты отбирают материалы для пресс релизов и выпусков новостей из мутного потока информации.

Ни о каких передачах прав собственности издателю и речи быть не должно. Подобно тому как Президент Клинтон не передает права собственности газете "Нью-Йорк Таймс" на произнесенное им Президентское послание "О положении в стране", так и ученый не должен беспокоиться о своей статье.

Библиотекам предстоят решающие перемены — технология Web смещает важнейшие функции. Имеется в виду, что библиотеки, не подключенные к Интернет, оказываются выброшенными за борт. (Эту позицию можно изложить в гипер-терминах: для библиотеки единственной реальностью является виртуальная реальность.)

В фрагментированном виртуальном мире царит хаос, мешанина протоколов, стандартов и форматов. Стратегической компонентой Интернет является конкуренция. Вся информационная цепочка ужата и каждый участник может обойти конкурентов на пути к конечному пользователю. И наконец все поставщики информации оказываются "на столе" у пользователя, соревнуясь в цене услуги, удобстве доступа, точности и возможности отзыва, надежности. Здесь качество выбора является императивом.

Библиотека Дельфтского технологического университета

Будущее новых систем в нашем университете видится симбиозом технологических возможностей и стратегического мышления.

Коротко о технологии. Электронные технологии хороши тогда, когда дело касается производства, передачи и поиска документов. Для серьезного хранения, т. е. сохранения аутентичности, обеспечения надежного долговременного доступа компьютерная технология вызывает еще много вопросов, а бумажная — хорошо проверена. Для занятий и чтения бумага остается непревзойденной средой, никто не желает читать с экрана компьютера в течение нескольких часов.

Итак, одной из основных проблем объединения, интеграции, которую библиотекам нужно решать — это проблема наведения мостов между вечно живым бумажным миром и миром битов и байтов. Технологии реализации двухстороннего движения по пути интеграции уже существуют: в одном направлении это принтер, в противоположном — сканер, возможно дополненный технологией оптического распознавания символов.

Интересным примером применения технологии сканирования может служить недавно разработанный проект, который мы назвали ДокУТранс (DocUTrans). Вместо изготовления фотокопий (ксерокопий) при доставке документов мы пользуемся сканированием. В соответствии с пожеланиями клиента компьютер либо автоматически распечатает материал (если нужно получить бумажную копию), либо изображение трансформируется в факс-формат и направляется клиенту по факсу, либо может быть приложением в формате pdf Adobe Acrobat файла к автоматически подготовленному посланию по электронной почте. Кроме того, компьютер выполняет все финансовые формальности, т. е. ведет записи в гросбухе, печатает счета или вычитает соответствующие суммы с клиентского счета предоплаты. Сегодня примерно 5% запрошенных у нас документов направляются в виде электронного приложения, и мы полагаем, что эта цифра будет быстро расти, как только мы сможем наладить эту услугу по всему университетскому городку. Нельзя не сказать, что мы гордимся тем, что система DocUTrans сейчас внедряется в компании ЕТН в Цюрихе, и другие библиотеки проявляют серьезную интерес к этому проекту.

Мы используем и другие интегрирующие технологии, например, сами сделали Windows-версию протокола Z39.50, что позволит нам создать полноценную среду для Web; эта программа также продается как коммерческий продукт библиотеки.

Но не всякая интеграция базируется на чистой технологии. Пару лет назад мы приобрели Центр морской информации (Maritime Information Center, MIC) у прекратившего существование Морского фонда. В нем было две базы данных, одна библиографическая (Марна) и другая с описаниями судов (Шипдес); нам также досталась коллекция еженедельных подборок газет (клиппинги). Мы объединили материалы Центра с нашими коллекциями на морскую тематику и организовали справочный центр по всем вопросам в этой области. Затем мы добавили базу данных всех морских исследований, проводимых в Голландии, и, наконец, в качестве логического завершения создали интерактивный морской Web-site с материалами со всей Голландии. В данном случае интеграция была осуществлена библиотекарями — специалистами в этой области. Если опыт этого "Центра знаний", как мы его окрестили, окажется удачным, мы предвидим формирование в Дельфтском технологическом университете целой сети подобных центров.

Так мы постепенно подошли к наиболее сложному, стратегическому и долговременному вопросу последствий интернетизации — конкуренции. Как мы готовимся к этому в нашей библиотеке? Позвольте мне вернуться на два-три года, когда мы более или менее интуитивно только начинали разнообразить наши продукты и услуги. Помимо продуктов, о которых я уже говорил, мы открыли Интернет-классы, начали по заказу генерировать базы данных и совсем недавно организовали группу платных консультаций, обучения пользованию информационными ресурсами и информационного посредничества. Активный спрос на эти услуги — прямое следствие метаморфоз информационного мира, катализированных Интернет-технологиями. Как компании, так и отдельные лица понимают, что им нельзя пренебрегать происходящими переменами в информационных технологиях, но они не знают, с какого боку подступиться и какой эффект это может дать их организациям, их бизнесу. Мы не претендуем на то, что можем ответить на все вопросы, но умение пользоваться Web, организовать и структурировать информацию и обслужить конечного пользователя — это наши ключевые, основные функции и мы можем делиться опытом. Люди знают это и просят нас о поддержке, консультации или поставке информации, а мы стараемся удовлетворить их требования.

Стоимость информации

В большинстве случаев новые продукты и услуги являются платными. Урезание бюджета и рост цен заставляют нас сокращать часть наших функций, например ведение национального каталога технических книг. Итак, нужно определить цену новых услуг, а как это сделать? Наиболее частый ответ — устанавливайте цену, по крайней мере обеспечивающую покрытие расходов. Поэтому исходный вопрос заменяется другим: а какова стоимость продукции или услуг?

Мы попытались ответить на этот вопрос следующим образом. Полные поступления средств в библиотеку (субсидии) в 1997 г. составили 26 млн гульденов, к концу года все они были истрачены. Взамен библиотека предоставила набор услуг и продуктов. Задача состояла в том, чтобы разработать модель, позволяющую распределить затраты в соответствии с видами продукции. Для этого мы прежде всего составили список всех наших продуктов и услуг, что оказалось достаточно поучительно и полезно. Мы производим 52 вида продуктов и услуг, но для удобства рассмотрения в данном докладе я ограничусь только 14 продуктами или группами продуктов (см. табл.). Нам пришлось подсчитывать и затраты времени персонала, а также принять определенную схему расчета амортизации библиотечного оборудования.

Неудивительно, что наиболее объемным нашим продуктом оказался библиотечный фонд, мы его называем хорошо доступная коллекция; это сам фонд, библиографические базы данных и полнотекстовые электронные журналы, электронный каталог библиотеки. Все это стоит 15 млн гульденов или почти 60% нашего годового бюджета. Интересно отметить, что покупная стоимость коллекции равна 7 млн гульденов, остальное составляют расходы на отбор литературы, каталогизацию, хранение (как в электронной форме, так в традиционном виде), обслуживание, административные расходы. Короче говоря, преобразование закупленного массива информации в хорошо организованную коллекцию и обеспечение к ней доступа читателей более чем удваивает ее стоимость. Конечно, фонд не приносит дохода, поскольку люди, приходящие в библиотеку, пользуются каталогом, базами данных и электронными журналами бесплатно; так же бесплатно осуществляется и выдача книг на дом, и просмотр в читальном зале журналов, которые на дом не выдаются. Все эти услуги оплачиваются из бюджета библиотеки.

Еще один бесприбыльный продукт — Центральный каталог технической периодики — база данных со сведениями о коллекциях периодики более чем 100 голландских библиотек. Мы ведем его в соответствии с возложенными на нас обязанностями Национальной технической библиотеки.

Далее, содержание нашего Web-site, 1 500 читательских мест по всей территории университетского городка и последнее по порядку, но не по значимости — обслуживание читателей, которое составляет более 8% наших расходов.

Общим знаменателем всех этих продуктов является их значимость для инфраструктуры. Цены практически не имеют отношения к использованию, и причины осуществления всех этих операций — политические. Это означает, что кто-то "наверху", в нашем случае два руководителя (министр образования, формулирующий нашу миссию на национальном уровне, и Совет университета) приняли решение о бесплатной поставке информации и гарантируют получение необходимых для этого средств — субсидируют данную деятельность.

Все другие услуги приносят хоть какой-то доход. Мы продаем продуктов на сумму, составляющую около 15% нашего бюджета. Более интересным, однако, будет рассмотрение процента возврата средств, если мы исключим из анализа инфраструктурные продукты, т.е. ограничимся только теми, которые приносят доход. В этом случае процент возврата составит 40%, что означает субсидирование более 60% этой деятельности. Заметим кстати, что доход от копирования покрывает только одну треть от расходов на него. Для 100%-го возврата потраченных средств копирование должно стать втрое дороже (при условии, что народ от него при этом не откажется). Для сведения: сегодня цена копии — полдоллара за одну страницу, но не менее 3,5 долларов за заказ. Доход от абонемента покрывает лишь около 5% своей стоимости.

Продукты, обозначенные как DTMO, STOWA, Absis являются базами данных или производным от баз данных; они почти обеспечивают покрытие стоимости, при этом STOWA приносит прибыль, равно как и вышеупомянутый Центр морской информации. Почему мы считаем столь важным разбор стоимости наших платных услуг? На это имеются несколько причин.

Во-первых, это толкает нас на принятие политических решений внутри самой библиотеки. Эта информация полезна, а иногда и оказывается определяющей при решении начинать (или не начинать) выпуск данного продукта и при каких условиях прекращать его. Однако это не значит, что все продукты должны быть прибыльными или хотя бы покрывать расходы. Но в любом случае нам полезно знать, в какой мере приходится их субсидировать. Определенный период наблюдений позволит нам оценить действенность мер по повышению эффективности работы и внедрению новой техники.

Во-вторых, если другие библиотеки будут делать то же самое, данные стоимости продуктов и услуг могут использоваться для сравнения наравне с такими параметрами, как часы работы, время доставки и поиска в каталоге, сроки обновления своей страницы в Интернет, доступность библиотеки для телефонных справок и т.д. Такого рода сравнения служат хорошим стимулом для совершенствования библиотечных процессов.

И в-третьих, подобная практика позволяет библиотекам полностью отчитываться за полученные субсидии. В нашем случае почти 80% субсидий (государственных или университетских средств) используются в целях функционирования вышеупомянутой инфраструктуры, т. е. на создание хорошего фонда и справочного аппарата к нему, Центрального каталога голландских технических журналов, на содержание читательских мест в университетском городке, на собственные публикации в Интернет и на обслуживание. Остальные 20% субсидий идут на финансовую поддержку доставки документов (как оригиналов книг, так и копий) и на другие услуги.

Гибридная библиотека

В Голландии горячо и остро обсуждаются взаимоотношения между правительством и рынком. Центральным вопросом является оценка возможной роли рыночных отношений и подходов в работе правительственной организации, или проблема так называемой гибридной организации.

Наиболее строгие участники дебатов вообще отрицают какую-либо роль рынка и отстаивают строгое разграничение между миром частным и миром общественным. Они опасаются нечестной конкуренции, которая возникнет вследствие перекрестного субсидирования, иными словами, неправильного использования общественных денег для ценовой победы над потенциальным соперником.

Большинство спорщиков, однако, признает, что правительство тем или иным образом уже участвует в субсидиях смешанного типа, например в сельском хозяйстве; это делается либо в так называемых жизненно важных областях народного хозяйства, либо для стимулирования экспорта. Можно также заметить, что перекрестное субсидирование осуществляется и внутри частного сектора, особенно в крупных компаниях, которые за счет рентабельных продуктов оказывают поддержку выпуску новых.

Конечно, остается угроза честным правилам конкуренции. В настоящее время правительством подготовлены новые правила работы в этом сложном секторе экономики. Они должны регулировать новую ситуацию, сложившуюся после приватизации национальных систем (таких, как почта, телеграф, телефон, железные дороги и др.). Эти правила применимы и к университетам, которые все активнее выступают на рынке продажи знания. Нужно ли говорить, что и мы будем соблюдать данные правила?

Можно ли стабилизировать гибридную организацию? Эксперты предсказывают несовместимость субсидий с рыночной культурой в одной и той же организации. "Рынок вытеснит субсидии!" — говорят они и объясняют, что рыночная часть учреждения будет настолько привлекательной для амбициозных и честолюбивых людей (из-за того, что вознаграждение дается по результатам, из-за хорошо отработанных для рыночных условий схем продвижения сотрудников и многих других соблазнов), что в конце концов только непутевые и бестолковые останутся в той части учреждения, где царят субсидии.

Я совершенно уверен в том, что такой взгляд базируется на устаревшем и сегодня уже карикатурном представлении о классическом государственном служащем-бюрократе. Сегодня и в правительственном секторе такие категории, как качество, эффективность, ориентация на клиента и инновации, уважаются не меньше, чем в частном секторе. С другой стороны, выгода сейчас уже не является единственной движущей силой во многих частных компаниях, все большее их число также ориентируется и на этические ценности.

Я полагаю, что главные ценности обеих систем (частной и общественной) имеют достаточно много общего, когерентны и допускают создание устойчивой гибридной организации — может быть, не слишком богатой, но неплохой (lean but not mean). Для такого рода организации ключевым словом будет устойчивость, достигаемая комбинированием субсидий и скромных прибылей. Это тот путь, который избрала библиотека Дельфтского технологического университета.

Необходимость участвовать в конкурентной борьбе и создавать прибыль заставляет библиотеку собраться, а субсидии дают возможность заботиться об информационной инфраструктуре, вполне доступной для любого гражданина; тем самым блокируется возможность социального разделения между теми, кто имеет информацию, и теми, кто не имеет. Что плохого в таком этическом построении?

З а к л ю ч е н и е

Должны ли мы пассивно наблюдать, как технология Web позволяет любому человеку стать издателем, агентом по поставке информации и даже библиотекарем? Мы в библиотеке заняли активную позицию и существенно расширили круг наших продуктов и услуг. Мы даже занялись рыночными проблемами и поняли, что мы представляем собой новый тип — гибридную организацию. Это самый передовой, авангардный тип организации и в нашем случае отличный результат слияния государственных субсидий и рыночной деятельности.

Расходы и доходы
библиотеки Дельфтского технологического университета
(по видам продуктов и услуг, тыс.гульденов)

Статья расходов/доходов

Расход

Доход

Фонд

15 000

0

Сводный каталог

250

0

Сеть

50

0

Читательские места

500

0

Обслуживание читателей

2 500

0

Копирование

4 680

1 680

Абонемент

1 560

80

Курсы

240

80

Базы данных:

   

DTMO

360

280

STO

50

80

Absi

240

160

MIC

680

800

Консультации

240

100

Информация

240

80


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России