Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 02:37.018

 

Жданова Т.А.

Программы обучения для непрофессионалов

Рецензия на учебный план и программы Высших библиотечных курсов, изданные в 1999 г. Российской государственной библиотекой.

Л.Б. Хавкина и Н.К. Крупская в свое время называли библиотекаря "душой дела". И в наши дни аналогичные требования, предъявляемые к профессионализму библиотечных кадров, являются основополагающими, особенно при построении программ обучения специалистов, имеющих небиблиотечное образование. Непрофессионалы, пришедшие работать в библиотеку, обязаны пройти через систему профессионального библиотечного "довоспитания". Они должны

прочувствовать смысл и специфику библиотечной работы, приобрести не только знания, но и по возможности личностные качества, необходимые библиотекарю; наконец, они должны полюбить библиотеку и "дело, которому собираются служить".

Высоким требованиям к обучению во многом соответствуют новый учебный план и программы Высших библиотечных курсов (ВБК) Российской государственной библиотеки.

РГБ является безусловным лидером в подготовке специалистов на базе высшего небиблиотечного образования. За свою более чем полувековую деятельность в этом направлении библиотека накопила большой опыт, в том числе и в разработке тематических планов и программ ВБК. Особо следует отметить, что авторитет курсов в немалой степени обусловлен тесным сотрудничеством РГБ с Московским государственным университетом культуры и искусств, а также участием в написании программ курсов известных ученых: Ю.Н. Столярова, Н.Е. Добрыниной, Э.Р. Сукиасяна, И.М. Сусловой и многих других.

В 1999 г. основная структура ВБК состоит из тех же четырех блоков дисциплин, что и прежде (см.: Высшие библиотечные курсы: Тематический план и программы. М.: РГБ, 1993.). Но по сравнению с 1993 г. произошло увеличение количества часов на изучение курсов "Документология" (на 16 часов) и "Библиотечные каталоги" (на 18 часов), одновременно уменьшилось учебное время, отводимое на освоение курсов "Библиотековедение" (12 часов) и "Библиографоведение" (14 часов). Новая отличительная особенность учебного плана 1999 г. — введение четырех дополнительных специальных курсов для изучения по выбору: "Книга как памятник истории и культуры" (20 часов); "Консервация документов" (80 часов); "Русская палеография" (20 часов); "Электронные ресурсы и их использование в библиотеке" (28 часов).

В 1999 г. содержание всех программ обновилось и пополнилось наиболее важными результатами развития современного библиотечного дела. Кроме того, как отмечается в предисловии к изданию, авторы "стремились максимально сохранить все ценное из прежних программ".

Сопоставление программ ВБК 1999 г. и 1993 г. позволяет, во-первых, проследить направление движения в развитии представлений о сущности библиотечной деятельности, во-вторых, понять общие тенденции в разработке программ и существующие трудности в изложении основных понятий библиотековедения для слушателей с высшим образованием.

Исходя из собственного опыта преподавания на ВБК в ГПНТБ СО РАН, а также проведенных в 1992—1999 гг. опросов слушателей ВБК, смею утверждать, что для обучения специалистов с высшим небиблиотечным образованием нужны специально разрабатываемые программы. Они не могут быть механически перенесены или позаимствованы из университета или академии культуры. У слушателей ВБК есть, по крайней мере, два преимущества по сравнению с обычными студентами: высшее образование и опыт работы в библиотеке. Эти обстоятельства диктуют повышенные требования к составлению программ обучения специалистов-небиблиотекарей.

В каждой библиотеке, имеющей курсы, решают самостоятельно: чему и как учить специалистов с небиблиотечным образованием. Но при этом библиотеки должны стремиться максимально учесть имеющееся у слушателей образование и место работы. К сожалению, сделать это одновременно практически невозможно. Можно учитывать либо тип библиотеки, в которой работает слушатель, либо профиль его образования. От полученного базового образования во многом зависит восприятие слушателями библиотечной теории и практики. Например, специалисты с высшим техническим образованием отмечают, что им трудно воспринимать теоретические вопросы библиотечной деятельности. Они считают, что больше внимания нужно уделять практической подготовке, знакомству с опытом работы других библиотек. Большинство слушателей курсов испытывают трудности при работе с традиционными каталогами, в то же время многие из них (например, математики, программисты, информатики) свободно работают с ресурсами Интернет.

Каким должно быть оптимальное соотношение теоретических знаний и практических навыков в подготовке специалистов? Правильно ли уделять изучению библиотечных каталогов столь много времени (124 часа), как это практикуется в РГБ? Да, сегодня это еще целесообразно, так как процессы каталогизации составляют основу современной технологии библиотек, которая в последние годы претерпевает существенные изменения. Всем сотрудникам библиотеки необходимо ясное понимание и знание этих вопросов, чтобы предвидеть перспективы построения системы каталогов в будущем.

В 1999 г. курс "Библиотечные каталоги" пополнился двумя новыми разделами, связанными с обслуживанием читателей и управлением системой каталогов. Структура курса стала более стройной, компактной (в новой редакции осталось 19 тем, в прежней их было 25), более содержательной и приближенной к практическим потребностям библиотек. Хотелось бы подчеркнуть, что в дальнейшем, вероятно, потребуется тесное согласование некоторых тем (например "Методика и техника поиска информации по каталогам", "Система каталогов и картотек") с близкими по содержанию темами спецкурса "Электронные ресурсы и их использование в библиотеке". Я полагаю, что этот спецкурс должны изучать все слушатели обязательно, а не по выбору.

Вполне логичным является то, что обучение на ВБК начинается с курса "Документология", так как именно документ является главной исходной субстанцией, которой оперируют библиотекари в своей работе. Курс дает основные знания в области науки о документе. Переименование курса "Документоведение" в курс "Документология", подчеркивает его теоретический характер. Курс состоит из трех разделов: "Теоретические основы документирования", "Эволюция видов документов и способов документирования", "Технологические основы документологии". В основе изложения материала — сочетание историко-хронологического и организационно-технологического подходов. Подлинная глубина и научность являются характерными особенностями раскрытия всех, без исключения тем. Следует отметить, что этот курс особенно важен в связи с произошедшей трансформацией понятия документ и значительным изменением технологии работы с документами. На мой взгляд, можно усилить взаимосвязь данного курса с другими учебными дисциплинами: например, включить развернутую характеристику и классификацию видов документов, создаваемых в библиотеке документов, с их последующей детализацией в общем и частных курсах "Библиотековедения" и "Библиографоведения".

Хотелось бы высказать свои соображения по структуре курса "Библиотековедение". Разделение курса на общее и частное библиотековедение является обоснованным с теоретической и практической точек зрения. Вместе с тем, исходя из значимости вопросов управления работой библиотеки, представляется целесообразным выделить их из курса "Общее библиотековедение" в самостоятельный подраздел "Управление и организация работы библиотеки". Это продиктовано и интересами слушателей. Так, в ГПНТБ СО РАН руководители разного уровня часто составляют примерно половину слушателей курсов. Они, а также организации, направившие их на учебу, заинтересованы в получении необходимых управленческих знаний.

Если говорить о содержании курса "Библиотековедение" в целом, следует отметить, что отдельные его разделы раскрыты качественно неравнозначно. Так, на мой взгляд, слабее по сравнению с тематическим планом 1993 г. представлены разделы 24 ("Средства компьютеризации библиотечно-информационных процессов") и 11 ("Библиотечная технология"). Имеется дублирование тем. Так, в теме 10 ("Организация работы библиотеки") говорится о планировании, отчетности и учете. Об этом же идет речь в теме 27 ("Управление библиотечной деятельностью"). Последняя тема не совсем логично включена в раздел 4 ("Библиотечный персонал"). Некоторые важные вопросы в подразделе "Библиотечный персонал" упущены по сравнению с планом 1993 г. Например, вопросы статуса, престижа, профессионализации в тематическом плане не упоминаются, но присутствуют в качестве экзаменационных вопросов.

Учебный план и программы ВБК, изданные РГБ в 1999 г., говорят о большой самоотдаче и профессионализме составителей, заставляют задуматься о необходимости систематического обмена опытом повышения квалификации и переподготовки сотрудников библиотеки. Очень полезно и важно всегда быть в курсе того, что делают коллеги в других библиотеках по аналогичному направлению.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить своих коллег из РГБ и МГУКИ за всю новую и интересную информацию, а также печатные материалы, которые они регулярно направляют в ГПНТБ СО РАН бескорыстно, по личной инициативе. Владение такого рода информацией особенно важно сегодня, когда библиотекари всего мира озабочены проблемой депрофессионализации, снижения уровня библиотечной профессии.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России