Home page | Каталоги и базы данных |
![]() Научные и технические библиотеки |
![]() |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
23—28 апреля 2000 г. в Улан-Удэ (Республика Бурятия) прошла зональная научно-практическая конференция: "Библиотека и читатель на рубеже XXI века", организованная Зональной научной библиотекой Иркутского государственного университета (ЗНБ ИГУ) — методическим центром библиотек вузов Восточной Сибири, совместно с Научной библиотекой Восточно-Сибирского государственного технологического университета (НБ ВСГТУ). В работе конференции приняли участие представители вузовских библиотек методических объединений Иркутска, Красноярска, Улан-Удэ, Читы, Якутска. В ходе конференции заслушано более 20 докладов и выступлений руководителей и специалистов библиотек, посвященных роли и месту вузовской библиотеки в системе подготовки молодых специалистов и развития вузовской науки в условиях реформы высшего образования и информатизации общества на рубеже веков. О деятельности вузовских библиотек
Восточной Сибири на современном этапе, об их
адаптации к переменам, обусловленным
научно-техническим прогрессом, шла речь в
докладе директора ЗНБ ИГУ, заслуженного
работника культуры Российской Федерации Многие трудности можно преодолеть, лишь консолидируя свои усилия по всем направлениям деятельности. Сегодня ощущается необходимость разработки общей стратегии развития библиотечного дела в городах с определением приоритетов, учетом координации и кооперации в вопросах формирования распределенного библиотечного фонда, решения проблем его сохранности, создания электронных баз данных и единого информационного пространства. Директор Научной библиотеки Иркутской государственной экономической академии А.Л. Федорова в докладе "Современное состояние и перспективы развития библиотеки ИГЭА" остановилась на проблемах развития библиотеки в динамике последнего десятилетия, подробно охарактеризовала глобальные задачи, которые стоят перед ней на рубеже столетий: обновление и формирование фонда по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического циклов и новым специальностям, совершенствование библиотечно-информационных процессов на основе внедрения автоматизированных технологий, расширение сферы услуг, активизация научно-исследовательской и рекламной работы, налаживание международных связей. Доклад зам. директора НТБ Сибирского государственного технического университета (СибГТУ) Л.А. Кудели "Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса в библиотеке вуза: состояние и перспективы" посвящен оптимальным путям решения задач библиотечно-информационного обеспечения образовательного процесса на современном этапе. Подробно освещены наиболее важные из них: выработка дальнейшей стратегии комплектования фондов, обеспечение их сохранности, совершенствование структуры и внедрение новых нетрадиционных форм обслуживания студентов. Интерес присутствующих вызвал новый взгляд на проблему формирования фонда внутривузовских изданий и создания регионального межвузовского издательско-полиграфического центра, обеспечивающего потребности учебных заведений в выпуске малотиражной литературы. О роли библиотеки в формировании высокопрофессионального, нравственного, обладающего высокой культурой специалиста, о необходимости развития и совершенствования с этой целью культурно-просветительской, досуговой и маркетинговой деятельности шла речь в докладе зав. отделом Научной библиотеки Красноярского государственного университета И.С. Колосовой "Библиотека — социально значимый информационно-культурный центр вуза". Имея маркетинговую стратегию и стройную, постоянно пополняющуюся систему паблик рилейшнз, библиотека занимает передовые позиции в информационной и культурно-просветительской деятельности в вузе. С интересом прослушан доклад доцента
Восточно-Сибирской государственной академии
культуры и искусств (ВСГАКИ) В ходе конференции затронута крайне актуальная для библиотек проблема кардинального изменения системы информационно-библиотечного обслуживания на современном этапе. На принципиальных отличиях системы обслуживания читателей в современной вузовской библиотеке остановилась зам. директора НБ ВСГТУ Н.П. Ильина в докладе "Читатель и библиотека вуза: обслуживание на рубеже веков". Пользователь получает доступ к ресурсам всего мира, а не только одной библиотеки, создаются условия для индивидуального потребления информации; наряду с традиционным пользователем появляется и виртуальный; обслуживание ориентирует потребителя не только на документы, но и на другие виды информации (концептографическую, конъюнктурную и т. п.). В докладе также освещена проблема изменения информационных потребностей пользователей и их изучения в библиотеке. В докладе зам. директора по научной работе и новым технологиям ЗНБ ИГУ И.П. Белоус "Инновационные процессы в обслуживании читателей библиотеки в аспекте внедрения компьютерных технологий" детально рассмотрены факторы, которые являются определяющими в формировании новой системы обслуживания. Наиболее важные их них: активизация библиотек как информационных центров, создание электронных баз данных, изменение информационных потребностей пользователей, структурные изменения фондов библиотек. Особое внимание в докладе сосредоточено на проблеме разработки и внедрения автоматизированных технологий оперативного предоставления документальной информации, необходимого сервиса как обязательного условия сопровождения электронного каталога, предоставленного в пользование читателям. Проблема изучения качества электронного каталога, эффективность его использования, место в системе справочно-поискового аппарата библиотеки освещены в докладе зав. отделом ОНОФ ЗНБ ИГУ Л.М. Паньковой "Читатель и информационные ресурсы: проблемы взаимодействия и пути их решения". Участников конференции ознакомили с результатами исследования по изучению использования электронного каталога "Книги", главный из которых — необходимость разработки единой тематико-видовой структуры создания электронных баз данных. Об опыте справочно-библиографической работы НБ ВСГТУ шла речь в докладе зав. отделом СБО Н.В. Байновой "Вузовская система библиографического обеспечения учебного процесса". Сложившаяся система справочно-библиографического обслуживания занимает значительное место в структуре услуг, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей. Интерес присутствующих вызвали результаты анкетирования основных категорий пользователей, проведенного в библиотеке с целью выявления их информационных потребностей. Значительным аспектом в становлении новой системы обслуживания пользователей является совершенствование кадровой политики. Важности изучения признаков профессионального поведения библиотекаря, установления между ними взаимосвязи, типологии поведения библиотекарей, ориентирам в выработке стратегии совершенствования подготовки библиотечных кадров посвящен доклад канд. пед. наук, профессора ВСГАКИ С.А. Езовой. Директор НТБ Читинского государственного технического университета Н.В. Окунева в докладе "Внедрение новых информационных технологий в НТБ ЧитГТУ" сосредоточила внимание на вопросах разработки и внедрения системы, обеспечивающей массовый и эффективный доступ к собственным и удаленным информационным ресурсам, автоматизации процессов, связанных с обработкой больших массивов библиографической информации. Переход от стратегии "ресурсы библиотеки" к стратегии "доступ к ресурсам" — главная задача библиотеки в настоящее время. Деятельность вузовских библиотек в последние годы стала более разнообразной и содержательной благодаря Интернет. Подтверждение этому прозвучало в докладе директора НТБ Иркутского государственного технического университета Т.А. Клеменковой "Организация работы компьютерного читального зала в библиотеке ИрГТУ". Практика работы в компьютерном читальном зале показала, что обеспечение оптимального библиографического поиска на основе доступа к собственным информационным ресурсам и удаленным базам данных, размещенным в Интернет, способствует успешному решению задачи максимального удовлетворения возрастающих информационных потребностей. Зам. директора по научной работе и новым технологиям ЗНБ ИГУ И.П. Белоус в докладе "Роль библиотеки вуза в создании информационных ресурсов региона" осветила возможные решения задач, связанных с технологическим и техническим прогрессом в области создания и использования информационных ресурсов. Как подтверждает опыт работы, предоставить доступ к собственным фондам и удаленный — к информационным ресурсам других библиотек, раскрыть свои коллекции, создавая собственные базы данных и организуя доступ к ним через глобальные компьютерные сети, возможно только при кооперации и координации усилий библиотек различных систем и ведомств. Участники конференции ознакомились с первыми шагами библиотек Иркутска в создании корпоративной библиотечной системы "Информационные ресурсы Приангарья". На проблеме организации системы корпоративной каталогизации остановилась в зав. сектором автоматизации Научной библиотеки Бурятской государственной сельскохозяйственной академии М.С. Миронова в докладе "Корпоративная координация и кооперация деятельности библиотек". В настоящее время в Улан-Удэ наметились формы взаимодействия библиотек вузов в этом направлении: разработка координационного плана комплектования фондов, единых подходов к созданию сводных каталогов, координация справочно-библиографического обслуживания. Все большее значение в организации сетевого взаимодействия библиотек и интеграции их технологий приобретает необходимость обучения библиотекарей новым технологиям и методам корпоративной работы. В докладе директора Республиканской межвузовской библиотеки Якутского государственного университета А.П. Семенова "Некоторые вопросы основных показателей работы библиотеки в условиях информационных технологий" поставлена проблема совершенствования статистических показателей работы по обслуживанию читателей, что связано с организацией комплексов автоматизированных услуг для пользователей, таких, как предоставление полнотекстовых баз данных, обслуживание в открытом доступе в классе Интернет, обслуживание удаленного пользователя, ведение веб-сайтов и т. п. Участники конференции могли также ознакомиться и со стендовыми докладами: "Оптимизация работы на абонементе научной литературы в условиях компьютеризации" (И.В. Журавлева, зам. директора ЗНБ ИГУ), "Интернет-ресурсы и Интернет-технологии в обеспечении учебного процесса и научных исследований ИГУ" (Н.В. Инешина, библиограф ЗНБ ИГУ), "Библиотеки вузов на пути к созданию единых информационных ресурсов" (В.П. Казанцева, директор Научной библиотеки Красноярского государственного технического университета), "Фонд редких книг и рукописей Научной библиотеки ИГУ в помощь исследователям Сибири" (Н.Д. Игумнова, зав. отделом книговедения ЗНБ ИГУ). Проблемы развития маркетинговой деятельности в библиотеках вузов Восточной Сибири рассматривались на "круглом столе", прошедшем в рамках конференции. Активное обсуждение вызвало выступление главного методиста научной библиотеки Бурятского государственного университета (БТУ) Н.И. Коноваленко "Маркетинг вузовских библиотек г. Улан-Удэ". Введение маркетинга в библиотеках вузов рассматривается не как отдельная акция, а как многогранный процесс реализации совокупности комплексных услуг, хотя каждая библиотека выбирает свой путь их реализации. Одно из основных направлений маркетинговой программы НБ ВСГТУ — реклама и продвижение библиотечных услуг средствами издательской деятельности. Перспективный план внедрения маркетинга в ФБ ВСГАКИ предусматривает (кроме оказания дополнительных платных услуг) книготорговую деятельность, которая включает обеспечение профессорско-преподавательского состава и студентов литературой по индивидуальным заказам, прием и продажу букинистической литературы. Цель информационно-маркетинговой деятельности НБ БГУ — усиление и углубление информационной, культурно-просветительской и воспитательной функций библиотеки. В продолжение темы — выступление библиографа НБ ИГЭА О.В. Олефир "Маркетинг в вузовской библиотеке (опыт ИГЭА)", где речь шла о маркетинговой политике, направленной на поддержание благоприятного имиджа как во внешней, так и во внутренней среде, что обеспечивает библиотеке необходимую финансовую поддержку ректората и позволяет выполнять не только свои функции и задачи, но и развиваться. Библиотекарь ФБ ВСГАКИ Е.П. Полянская в сообщении "Рекламная деятельность вузовской библиотеки: становление и перспективы развития" осветила три уровня библиотечной рекламы: общая реклама библиотеки, реклама системы обслуживания и информационной деятельности отдельных структурных подразделений. Зав. НБО ЗНБ ИГУ В.К. Пешкова в выступлении на тему "Библиографические продукты на информационном рынке" проанализировала структуру библиографических продуктов, с которыми библиотеки выходят на рынок. Потенциальной базой информационно-коммерческой деятельности библиотеки являются неопубликованные материалы (папки фактографических сведений, пакеты творческих методических разработок, электронные каталоги, картотеки), отпечатанные в небольшом количестве экземпляров средствами оперативной полиграфии, а также малотиражная продукция, где приоритетное место занимают методико-библиографические и рекламно-информационные материалы, информационно-аналитические издания. Гл. библиотекарь НМО НТБ СибГТУ Л.С. Дрыгина свое выступление "Мониторинг услуг библиотеки" посвятила важности проведения многоаспектового анализа оказываемых библиотекой услуг. Для определения востребованности услуг и разработки оптимальной модели их дальнейшего развития в библиотеке проведен анализ платных услуг. В результате выделены четыре группы услуг: хорошо востребованные; требующие дополнительной рекламы и финансовых вложений; перспективные, но требующие дальнейшего развития; неперспективные, но необходимые на данном этапе деятельности библиотеки. В продолжение общей дискуссии — стендовое сообщение: “"Вузовский дайджест" как элемент системы библиографического информирования о литературе по высшему образованию” (Т.В. Бурлакова, зав. отделом СБО ФБ ВСГАКИ). В завершение работы участники приняли рекомендации конференции. Материалы конференции размещены на веб-сайте ЗНБ ИГУ (http://www.library.isu.ru) и готовятся к публикации.
Белоус И.П.
НАШИ АВТОРЫ
|
![]() Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России |