Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Шенина С.А.

Европейский университет, С.-Петербург

Внедрение новых технологий в обслуживании читателей: проблемы и преимущества

Европейский университет в С.-Петербурге (ЕУСПб) является негосударственным высшим учебным заведением по послевузовской подготовке специалистов в области общественных и гуманитарных наук.

Библиотека как неотъемлемая часть ЕУСПб обеспечивает информационную поддержку его учебного и исследовательского процессов. Особенность деятельности библиотеки заключается, с одной стороны, в сочетании разносторонней работы по развитию ее фондов и информационной инфраструктуры, а с другой — в предоставлении возрастающему числу читателей квалифицированного и оперативного информационно-библиографического обслуживания. При комплектовании предпочтение отдается малодоступной или отсутствующей в других библиотеках города литературе, особенно периодическим изданиям.

Библиотека ЕУСПб предоставляет право пользования своими фондами слушателям, преподавателям и сотрудникам ЕУСПб в режиме абонемента; а учредителям ЕУСПб, дарителям, слушателям Открытых аспирантских курсов (ОАК), вольнослушателям, студентам и аспирантам С.-Петербургского государственного университета, аспирантам и сотрудникам РАН — в режиме читального зала.

В библиотеке создана локальная автоматизированная сеть, которая включает пользовательские рабочие станции сотрудников и компьютеры, установленные в читальном зале. Создан общедоступный электронный каталог с использованием АИБС "Джокер 1.02", который позволил повысить эффективность всей внутренней работы и качество обслуживания читателей. С целью максимального упрощения операции книговыдачи установлена программа учета читателей и выдачи книг, введены электронные читательские билеты (пластиковые карточки), с помощью которых осуществляется быстрый ввод номера читательского билета пользователя и номера книги путем считывания штрихового кода.

ЭК, существующий в настоящий момент в библиотеке, еще со времени его проектирования, а затем и внедрения вызывал две противоречивые реакции со стороны читателей. С одной стороны — это понимание необходимости освоения новых технологий, а с другой — нежелание или неспособность принять ЭК и научиться работать с ним.

С целью изучения читательской потребности в ЭК сотрудниками библиотеки проведено исследование (в форме анкетирования и частично интервьюирования), направленное на выявление причин нежелания использовать ресурсы ЭК при поиске литературы. Опрошено 50% читателей библиотеки, относящихся к различным читательским категориям: слушатели и преподаватели ЕУСПб, студенты других вузов. Результаты оказались частично закономерными, частично совершенно неожиданными. Высказано немало замечаний и предложений, касающихся не только ЭК, но и библиотечной работы в целом.

Наибольший интерес к ЭК проявляют слушатели первого курса. Они полны энергии, сил, ценят свое время. Фонд библиотеки им еще не знаком, поэтому естественно их желание узнать, какие книги имеются в библиотеке, как их можно получить. На дне открытых дверей в начале учебного года желающие могут сразу записаться на инструктаж по работе с ЭК или тут же попробовать самостоятельно разобраться в программе. Опыт предыдущей работы по обучению читателей показывает, что эффективнее всего занятия проходят небольшими группами из 5—7 человек; кроме того, мы предлагаем пройти индивидуальное обучение тем, кто с компьютером "на Вы". Занятия строятся на сочетании теории с последующей практикой. Библиотекарь показывает возможности ЭК, учит читателей составлять библиографию, производить сложный поиск с использованием нескольких операций, обязательно знакомит их с элементарными правилами каталогизации в US MARC, чтобы исключить ошибки при составлении запроса. После теории предполагается закрепление изученного материала практикой, но большинство читателей ограничивается лишь первой частью, в результате чего им часто приходится прибегать к повторному обучению. Опираясь на результаты анкетирования, а главное, на повседневную практику, можно сделать вывод, что простой поиск с использованием основных поисковых признаков "автор", "заглавие", "год издания", "ключевое слово" не представляет трудности. Однако сложным поиском читатели занимаются неохотно, ссылаясь на трудности в понимании интерфейса. Это подтверждается и результатами опроса: читатели выразили желание работать в более привычной для них программе под "Windows", при этом не совсем понимая, что новая программа необязательно облегчит их поиск.

Данные опроса также показали, что некоторые слушатели, особенно исторического и этнологического факультетов, плохо владеют навыками работы с ПК, для них даже простейшие операции, такие, как переключение шрифтов, отмена по клавише ESC и ввод по клавише Enter, представляют трудность.

Экзамен на знание основных операционных систем и их приложений слушатели ЕУСПб сдают в первом семестре, но активно пользоваться фондами библиотеки начинают с момента поступления в ЕУСПб. Такие читатели легко угадываются среди остальных, так как намного чаще обращаются за помощью к библиотекарям. Организовать их в группы с примерно одинаковым уровнем первоначальной компьютерной подготовки практически невозможно, так как графики занятий на факультетах насыщенные и существенно различаются и при этом отсутствует заинтересованность со стороны читателей. К сожалению, идея проведения сотрудниками библиотеки в начале учебного года официального зачета по пользованию ЭК пока не нашла поддержки у руководства ЕУСПб.

Все же следует отметить, что большинство слушателей активно посещают библиотеку, а значит, сталкиваются с библиотечной программой уже при получении читательского билета и довольно быстро приспосабливаются к ЭК, осваивая его самостоятельно с помощью библиотечных работников или сокурсников.

Совсем по-другому обстоит дело с преподавателями. Большинство из них редко появляются в библиотеке и проводят там очень немного времени. Видимо, их ученые степени, опыт работы и постоянная занятость не позволяют не только признаться в некотором непонимании ЭК, но и заметить его присутствие в библиотеке как такового. Поэтому они обращаются напрямую за помощью к библиотекарям. Однако опрошенные преподаватели (независимо от факультета) написали в предложенной анкете, что отлично справляются с поиском в ЭК и очень редко консультируются с библиотекарем о наличии той или иной книги в фонде. Возраст преподавателей, ответивших на вопросы анкеты — от 31 до 40 лет. Практика повседневной работы с этой читательской группой позволяет заметить существенную разницу между преподавателями различных факультетов. Так, молодые, энергичные социологи, политологи и экономисты почти никогда не прибегают к помощи библиотекарей, поскольку отлично владеют навыками работы с ПК, часто бывают в университетских библиотеках за границей, где ЭК — обычное явление. Общая подготовленность и практика работы с другими библиотечными программами позволяют им в процессе реального поиска литературы быстро освоиться и с программой "Джокер 1.02". Преподаватели факультетов истории и этнологии, наоборот, почти полностью игнорируют ЭК и по старинке просматривают книги визуально. Преподаватели с большим стажем работы очень консервативно подходят к поиску книг: предпочитают пройти в фонд и выбрать необходимую им литературу. Иногда удается уговорить их воспользоваться ЭК. Многие остаются довольны результатами поиска и впоследствии пользуются ЭК, демонстрируют свои достижения другим преподавателям, тем самым помогая сотрудникам библиотеки в пропаганде ЭК среди читателей. Поэтому, несмотря на то, что приходится уделять таким преподавателям много времени и внимания, необходимо подходить индивидуально к каждому и пытаться помочь преодолеть страх перед компьютерной техникой.

Помимо читателей — слушателей и преподавателей ЕУСПб, библиотека в режиме читального зала обслуживает студентов и аспирантов других вузов. Для этой категории читателей не проводится специальный инструктаж по пользованию ЭК. Однако на практике именно они активно стремятся освоить ЭК. Надо сказать, что после краткого объяснения они используют не только простейший поиск, но создают и сложные запросы, применяя операции уточнения, расширения, отрицания предыдущих запросов. Видимо, незнание фонда, небольшая практика работы в библиотеках с открытым доступом и недостаток времени служат стимулом к поиску необходимой для них информации с использованием ЭК.

Кроме нежелания читателей иметь дело с компьютерной техникой вообще и с библиотечной программой в частности, причиной редкого обращения к ЭК является, как это ни странно звучит, организация фонда библиотеки ЕУСПб по принципу "открытого доступа". Книги расставлены в соответствии с Десятичной классификацией Дьюи, поэтому читателям удобно обратиться в нужный раздел, определяемый в соответствии с классификацией и просмотреть книги, постоять, подумать, подержать каждую в руках. Но в связи с тем, что в библиотеке еще продолжаются работы по рекаталогизации и реконверсии книг в зависимости от их значимости, иногда случаются ситуации, когда книги нет на месте. В таком случае у читателя есть выбор: либо удостовериться в правильности местоположения книги через ЭК, либо обратиться за помощью к библиотекарю. Конечно, мы всегда готовы помочь, если читатель не справляется сам, но на этом этапе также важно попытаться перебороть его нежелание осуществлять поиск необходимой литературы с использованием ЭК и научить элементарным основам работы с ним.

Естественно, деятельность сотрудников библиотеки ЕУСПб не ограничивается только помощью читателям в освоении ЭК. С сентября 1998 г. мы активно используем Интернет для удовлетворения запросов читателей, предоставляя доступ к полнотекстовым базам данных электронных журналов фирм UMI, Laser, Spinger. В библиотеке состоялись несколько презентаций с приглашением сотрудников данных фирм. Возможность получения информации через Интернет привлекает большое количество читателей, но отсутствие опыта сказывается и здесь. Как оказалось, трудности возникают не только при работе с самой базой данных, но и в навигации по глобальной сети еще до того, как будет получен доступ к необходимой информации. Вывод напрашивается однозначный — у читателей недостаточно знаний для работы с информационными ресурсами Интернет. Как возможный вариант решения этой проблемы сотрудники библиотеки ЕУСПб планируют организовать курс, цель которого дать представление об имеющихся в Интернет информационных ресурсах и методах доступа к ним; познакомить читателей библиотеки с интерфейсами и возможностями полнотекстовых баз данных, ЭК других библиотек, доступных через Интернет; научить правильно составлять запросы.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России