Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.008.04(063)

Материалы конференции
"Библиотеки и ассоциации в меняющемся
мире: новые технологии и новые формы
сотрудничества"
(Судак, Автономная Республика Крым,
Украина, 5—13 июня 1999 г.)

Земсков А.И.

ГПНТБ России

К проекту Программы
"Российские электронные библиотеки"

Создание электронной (цифровой) библиотеки (она же — библиотека без границ, библиотека без стен, виртуальная библиотека) опирается на формирование электронного (машиночитаемого) ресурса в масштабах одной организации или в масштабах отраслевой или даже национальной программы и предоставление широкого доступа к этим ресурсам, что требует наличия справочного аппарата (в данном случае средств навигации) и сетей передачи данных.

Исторически сложилось так, что мощные национальные и международные телекоммуникационные сети созданы в Западном мире несколько раньше, чем был наработан электронный ресурс. Поэтому акцент в создании электронных библиотек сейчас делается на формирование массивов машиночитаемых данных и обеспечение удобного доступа к ним.

В ряде стран существуют национальные программы создания электронных библиотек. Это, например, заканчивающийся в 2000 г. пятилетний проект "Digital Library" по оцифровке исторических документов из фондов Библиотеки Конгресса США и предоставление доступа к ним практически всем американским школам; последующее развитие эти идеи нашли в проекте общедоступной для каждого гражданина США Национальной цифровой библиотеки для образования как составной части созданного Института музеев и библиотек (я, во-первых, хотел бы отметить как весьма типичное для современной мировой практики объединение музеев и библиотек в их электронных версиях и, во-вторых, весьма значительное финансирование Института на 2000 г. — 188,5 млн долларов). Следует назвать и проекты калифорнийских университетов в Беркли и Лос-Анджелесе, в Санта-Барбаре — Библиотека "Александрия" с гигантскими массивами геоинформации.

В Великобритании работы по третьему этапу Electronic Libraries Program (eLIb, www.ukoln.ac.uk/sevices/elib) организованы как набор отдельных 30 проектов во главе с ведущими университетами: электронная доставка документов, использование электронных текстов в образовании, электронные издания, гибридная библиотека, формирование аналога сводного каталога путем введения гиперсвязей между каталогами отдельных библиотек и т.д. Подход Великобритании во многом определяет и позицию Европейского Сообщества в этом вопросе, поскольку Великобритания участвует более чем в 70% исследований ЕС в библиотечно-информационной области. В Германии данное направление охвачено проектом Global Info. С размахом поставлено дело в Японии: стоимость проекта "Электронная библиотека XXI века" — 500 млн долларов.

В России машиночитаемые ресурсы нарабатываются достаточно активно, хотя и разрозненно: создано около 300 млн документов в электронной форме. Это, например, гигантские библиографические базы данных ВИНИТИ и ИНИОН, которые вкупе с ресурсами библиотек Российской академии наук (БАН, БЕН, ГПНТБ СО) насчитывают около 30 млн документов.

С 1980-х гг. осуществляется создание библиотечных электронных каталогов, в том числе Сводного каталога научно-технической литературы в ГПНТБ России (www.gpntb.ru) и каталогов в других библиотеках (ГЦНМБ, РГБ, РНБ, ЦНСХБ, ВПТБ, ВГБИЛ), массивов научно-технической информации по ВНТИЦентре, ВИМИ и институтах Минатома; имеются значительные ресурсы статистической информации Госкомстата. В 1990-х гг. началась активнейшая деятельность по созданию ресурсов правовой, финансовой, регистрационной, образовательной информации; весьма внушительными массивами в ближайшем будущем станут налоговая и пенсионная национальные базы данных. Несколько особняком стоят массивы геолого-разведочных данных, отношение к которым отражает всю сложность понимания информации как товара, требующего защиты и обладающего возможностью перепродажи.

С середины 1990-х гг. ведется энергичная оцифровка художественных коллекций центральных и региональных музеев, а также музыкальных произведений. С этого же времени началась поддержанная Миннауки РФ, Минобразования РФ и Институтом "Открытое общество" деятельность университетов, учреждений, организаций по открытию собственных страниц в Интернет. В России на начало 1998 г. было более 12 тыс. сетевых адресов (см. www.au.ru) и около 1 млн пользователей Интернет.

Отдельно можно упомянуть такие важные проекты: "Память России" (РГБ и ИВВБД); "А.С.Пушкин и русская классическая литература" (Информрегистр, Минкультуры РФ и ИМЛИ РАН); "Культурные памятники"; "Люди России"; "Россия сегодня (хроника)"; "Города России (регионы России)"; "Российское законодательство". По-видимому, наиболее активно создаются машиночитаемые массивы в издательствах и электронных средствах массовой информации (НТВ, другие каналы), однако никакой заботы о сохранности материалов эти компании, конечно, не проявляют — это не их функции.

В формировании обобщающего подхода к идее Российской электронной библиотеки (РЭБ) ведущую роль играют Миннауки РФ, Минкультуры РФ, РФФИ (программа "Виртуальные библиотеки" с финансированием на 1999 г. 1,6 млн руб.), Институт "Открытое общество". Однако пока нет явно выраженного лидера и нет координации усилий.

Несмотря на быстрый рост телекоммуникаций в России, увеличение числа сетевых провайдеров, пропускная способность российских сетей зачастую не обеспечивает удобный доступ к машиночитаемым материалам, в особенности в интерактивном режиме. Положение в определенной степени созрело для осмысления в общенациональном масштабе и поэтому поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Булгака предложено к концу мая 1999 г. организовать работу по созданию электронных библиотек в рамках межведомственной программы.

Ключевой позицией в разработке целей и концепции проекта РЭБ, приемлемых сроков и определения того, что будет считаться выполнением поставленной задачи, по-моему, является понимание факта, что дело уже давно продвинулось и сам проект Российских электронных библиотек никакого фурора не может произвести: не будет фанфар, перерезания ленточки у сияющего входа и прочей шелухи; все не так. Речь идет о координации уже выполняемых работ, о наведении порядка в уже сделанном и о планировании направлений дополнительных усилий. Организационно проект касается распределенной системы, состоящей из комплекса библиотек, центров научно-технической информации, музеев и т.д. (а не отдельного учреждения, частной компании или коллектива), с едиными правилами идентификации документов и доступа к ним. Нашу точку зрения подкрепляет и вышеупомянутое отсутствие национального российского лидера, и весьма поучительный пример функционирования Интернет, сумевшего обойтись без головной организации или начальника.

Среди первоочередных проблем создания РЭБ нужно назвать координацию в формировании ресурса, а также инвентаризацию и оценку имеющегося материала. Следует выработать научные рекомендации по тематическому и видовому составу электронного ресурса, имея в виду оценочную, интеллектуальную, историческую, образовательную, коммерческую и прочую потребность в оцифровке данного материала, контроль качества.

Важным фактором координации в создании машиночитаемого ресурса является бережное и прагматичное отношение к затратам на требуемые объемы памяти серверов и на пропускную способность сетей передачи данных. Начинать можно было бы с оценки доступности имеющегося материала и спроса на созданный ресурс, т.е. провести аттестацию значимости (peer review) и за счет координации усилий не допустить повторяемости. Продолжение работы состоит в определении и выработке рекомендаций по желательным тематическим и видовым направлениям дополнительной наработки.

Принципиальным моментом должно быть обеспечение социальной доступности библиотечного типа, т.е. в существенной мере бесплатного доступа для широких масс (но не исключая и возможность частичного коммерческого использования), а не для избранных или назначенных. Доступность обслуживания опирается на решение правовых вопросов и ценовую политику, лицензирование, обучение производителей продукта и пользователей.

Обеспечение технологической доступности создается наличием справочно-поискового аппарата к коллекциям, взаимочитаемостью (через стандарты). Необходима выработка рекомендаций по аппаратным и программным средствам; тестирование и согласование используемых стандартов, протоколов и форматов (конверторов — если нужно). Вся идея РЭБ предполагает опору на имеющиеся сети, в первую очередь Интернет, дополненную рекомендациями (исходя из потребности) по развитию магистральных и региональных сетей. Обеспечение навигационной доступности имеет в виду использование WWW-технологии Интернет и прозрачность тематического поиска, скорее не по электронным адресам, а переходом через ссылки (гиперсвязи). Опора в основном на имеющийся программный продукт, допускается лишь возможность адаптации (русификации и т.п.); никаких доморощенных программ не должно разрабатываться специально под данный проект — это пустая трата средств (то же относится и к аппаратным средствам).

Принципиально важным, если мы говорим о библиотеке, становится обеспечение физической защиты и сохранности материалов и долговременного хранения. Надежность хранения обеспечивается сочетанием правильно выбранных носителей и среды хранения с осознанной политикой отбора материала, подлежащего хранению. Основанием для разумного подхода к проблеме хранения (и отбора для хранения) является востребованность. Невостребованная в течение 30 — 40 лет научная информация не будет нужна никогда. Даже в начале века, при существенно меньших темпах развития науки и технологии максимальный обратно-хронологический (ретроспективный) запрос не простирался далее 30—70 лет.

Наиболее ярым ревнителям принципа "хранить все, хранить вечно, ибо не знаем, что может понадобиться в светлом будущем" мы бы почтительно напомнили, что даже мощнейшая в финансовом отношении Библиотека Конгресса США весьма и весьма придирчиво относится к отбору материала для хранения. Так же поступают и многие другие национальные библиотеки промышленно развитых и богатых стран. Наука скорее идет вперед чем назад, и опора на старые знания имеет достаточно относительный, исторический, культурологический и правовой характер. Описание опытов Лавуазье, Ломоносова, умозаключений Эйлера для практики поисков нового не нужны. Угроза потерять что-либо ценное вместе с пропавшими библиотечными материалами вполне, как показывает мировая практика, компенсируется дублированием большинства открытий в науке и технике. Достаточно вспомнить такие "пары" или "тройки" изобретателей и изобретений, как радио (Попов — Маркони), электрическая лампочка (Эдисон — Ладыгин — Яблочков), паровоз (Стефенсон — Ползунов), лазер и т.д.

Методологическая помощь в создании электронных персональных (личных) библиотек должна стать частью программы. Это, кстати, является и неплохим гарантом сохранности наиболее важного и востребованного ресурса, ибо нет ничего надежнее распределенного способа хранения.

Сводный каталог электронной библиотеки не должен быть дорогостоящей и ненужной игрушкой. Если он не используется эффективно, то ему для целей обслуживания есть неплохая замена — линки к электронным каталогам других библиотек. Полезно напомнить, что этот подход уже был опробован в проекте Либнет-1, объединившем доступ к 5 крупнейшим библиотекам Московского региона. Конечно, это не решение в вопросах однократной каталогизации, да кто же об этом заботится?

Потенциальные участники финансирования проекта уже определены: это Миннауки РФ, Минкультуры РФ, Госкомсвязи. К ним нужно добавить учреждения субъектов Российской Федерации и фонды, а также частные компании и лица. Руководство проектом и управление системой следует осуществлять на смешанной — государственной и общественной — основе: при этом ГПНТБ России готова взять на себя ответственность за методическое руководство, а межведомственный и отчасти не только государственный характер этого проекта разумно интегрировать Попечительским советом, в котором хорошо бы видеть представителей вышеназванных организаций. Организационные вопросы — разработка методических основ и стандартов, правовые проблемы, механизмы исполнения и контроля, включение в мировой ресурс на паритетной основе — можно было бы решать либо по старинке — через обязанности головной организации, либо более деликатным способом — через участие в управлении таких ассоциаций, как РБА, АЙСИС-НИТ, либо путем формирования специально созданной неправительственной организации например такой, как Российский центр корпоративной каталогизации.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России