Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Каптерев А.И.

Московский государственный
университет культуры и искусств

Концепция информатизации университета

Динамика факторов внешней среды

Отечественная система образования в целом и каждое учреждение в отдельности испытывают зависимость от проводимых в обществе реформ. Это воздействие происходит по различным направлениям:

  • социально-экономическому (сокращение госзаказа и бюджетного финансирования, рост числа коммерческих образовательных учреждений, подразделений и расширение сектора платных услуг, снижение уровня и качества жизни преподавателей, сотрудников, управленческого персонала и студентов относительно других групп населения);

  • социокультурному (резкое структурное изменение спроса на специалистов, рост числа субъектов образовательной политики, изменения в формах досуга, расширение альтернативных источников получения знаний);

  • юридическому (децентрализация управления образованием и наукой, расширение спектра нормативно-правовой документации, лицензирование образовательной деятельности, развитие сертификации и нострификации);

  • психологическому (расширение универсальных и специальных потребностей общества и возможностей их удовлетворения, ослабление позиций государства в управлении социализацией и профессионализацией, изменение мотивов получения образования, общий рост психологической напряженности, связанный со структурным кризисом в экономике);

  • социотехническому (усиление влияния микропроцессорной техники на все сферы жизни человека, ускорение смены поколений техники, предъявляющее требования повышения и изменения квалификации через более короткие промежутки времени).

Изменения и противоречия в системе высшего образования

В результате реформ в системе высшего образования России происходят следующие изменения:

  • создание региональных систем высшего образования;

  • децентрализация управления и расширение автономии вузов;

  • создание рынка образовательных услуг и возникновение конкурентной образовательной среды;

  • усиление диверсификации образования и развитие многоуровневой структуры;

  • модульный и элективный подход в определении содержания образования;

  • создание нетрадиционных высших учебных заведений на основе новых информационных технологий;

  • расширение диалогических форм преподавания и обучения;

  • расширение совместительства среди профессорско-преподавательского состава и параллельной работы и учебы студентов дневных отделений.

Несистемный по форме и несбалансированный по темпам процесс становления рыночной экономики в России приводит к противоречиям:

  • между провозглашенным политическим лозунгом приоритетного развития образования и исключением системы высшего образования из сферы приоритетного финансирования;

  • необходимостью реагировать на внешние изменения и консерватизмом мышления многих участников реформ;

  • темпами изменений на рынке труда и инерционностью вузовских структур;

  • провозглашенным опережающим характером системы высшего образования по отношению к отрасли и усложнением трудоустройства выпускников вузов по полученным специальностям;

  • объективным повышением роли науки и профессионального знания в странах с рыночной экономикой и ограничением доступа к отечественным и зарубежным информационным сетям;

  • ростом числа абитуриентов (как следствия демографического всплеска конца 1970-х — начала 1980-х гг.) и сокращением возможностей получения бесплатного высшего образования;

  • усилением миграционных процессов на территории новых независимых государств и развитием преподавания на национальных языках;

  • компьютеризацией всех сфер общества и обнищанием материально-технической базы вузов;

  • повышением роли преподавателя в новых формах обучения и оттоком перспективной молодежи из вузов;

  • провозглашенным расширением возможностей повышать научно-педагогическую квалификацию посредством аспирантуры и докторантуры и снижением стимулирующей роли заработной платы профессорско-преподавательского состава;

  • открывшимися возможностями обмена профессиональным опытом с отечественными и зарубежными коллегами и отсутствием финансирования командировок и стажировок.

Влияние информатизации на систему высшего образования

Информатизация сегодня признается большинством специалистов как глобальная мировая тенденция, затрагивающая в той или иной степени все страны и характеризующая процесс перехода от индустриального типа общества к информационному, т.е. такому, где большинство трудоспособного населения занято в сфере создания, распределения, обмена информации, а каждый член общества сможет получать необходимый информационный продукт или услугу в любом месте и в любое время.

Предпосылки информатизации:

  • демократизация всех сфер общества,

  • децентрализация управления на всех уровнях и переход от иерархических структур к сетевым,

  • массовое распространение микропроцессорной техники (электронизация),

  • компьютеризация различных сфер жизни людей.

Следствия информатизации:

  • интеллектуализация деятельности — постоянная и возрастающая необходимость использования объективной, полной и точной информации в процессе принятия решений каждым человеком не только в управлении другими людьми, но и в повседневной жизни;

  • медиатизация информационного пространства — усиливающаяся тенденция производства и использования документов, сочетающих информацию различных типов и видов (текст, графика, анимация, видео, звук и др.) и использующих компьютерные средства создания и передачи мультимедийных образов;
  • виртуализация культуры — усиление тенденции создания и распространения продуктов культуры, акцентирующих не ценностно-смысловой аспект произведения, а его формально-образную природу, не укорененность в ядре доминирующей культуры, а приверженность к субкультурным элементам, не специфику авторского интеллектуально-эмоционального опыта, а уникальность технологии производства данного культурного объекта.

Влияние информатизации общества на образование предполагает учет вышеназванных тенденций на уровне каждого образовательного учреждения и реагирование в форме взаимодополняющих процессов: информатизации процесса обучения и преподавания, управления вузом, информатизации деятельности служб и подразделений вуза, среды функционирования вуза.

Перечисленные процессы должны стать направлениями политики ректората по информатизации университета, гласно обсуждаемой, инструктивно оформленной, последовательно осуществляемой как система стратегических и тактических принципов, функций, целей, задач и мероприятий, необходимых на каждом этапе развития вуза.

Принципы информатизации университета

Информатизация университета должна базироваться на следующих принципах:

  • целенаправленности — единстве профессиональных целей и задач всех участников научно-образовательного процесса, различных подразделений и служб независимо от уровня их информатизации в данный момент;

  • системности — сбалансированности уровней информатизации по направлениям и аспектам, последовательности осуществляемых мероприятий, переходе от технического переоснащения подразделений и служб к информатизации реализуемых процессов;

  • модульности — создании информационных систем различной сложности, автономности и степени компьютеризации;

  • технологичности — дидактической и экономической целесообразности использования новых информационных технологий, соответствии функциональной и кадровой структур осуществляемым информационно-образовательным процессам;

  • динамизме — соответствии уровня информатизации научно-образовательного процесса быстро меняющимся информационным потребностям и техническим возможностям их удовлетворения.

Аспекты информатизации университета

Информатизация университета должна осуществляться в следующих аспектах:

  • профессиональном — активизации использования новых информационных технологий всеми участниками научно-образовательного процесса и работниками управленческих подразделений и служб обеспечения;

  • структурно-функциональном — сбалансированной информатизации всех процессов, необходимых для функционирования вуза;

  • финансовом — приоритетном финансировании роста информационной культуры профессорско-преподавательского состава и сотрудников по отношению к другим направлениям финансирования;

  • техническом — осуществлении всех функций вуза с использованием современной компьютерной, аудиовизуальной и презентационной техники;

  • психологическом — последовательном и постепенном вовлечении профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов в использование новых информационных технологий.

Функции информатизации университета

Информатизация университета должна выполнять следующие функции:

  • технологическую — переход от традиционных технологий преподавания, обучения, управления и обеспечения к новым информационным технологиям осуществления этих процессов;

  • коммуникационную — расширение возможностей установления профессиональных контактов и обмена информацией как внутри университета, так и с внешней средой;

  • структурообразующую — создание необходимых структурных подразделений университета, а также временных коллективов, предназначенных для решения конкретных задач информатизации;

  • прогностическую — анализ информатизации университета, контроль за ее ходом и оценку перспектив и дисбалансов;

  • имиджеформирующую — использование информатизации для оптимизации имиджа университета как на рынке образовательных услуг, так и в международной образовательной среде.

Цели и задачи информатизации университета

Основные цели информатизации университета: первая —повышение качества образовательных услуг и рост конкурентоспособности университета, вторая — улучшение управляемости университета.

Для реализации первой цели предполагается решение следующих задач:

  • совершенствование профессиональной подготовки выпускников, облегчающее возможности их трудоустройства;

  • активизация методической деятельности преподавателей на базе современных средств создания, редактирования и тиражирования учебно-методической документации;

  • повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса, способствующее использованию более полной информации при принятии решений;

  • повышение корпоративной культуры, активно впитывающей кроме традиционных также инновационные элементы, необходимые для реализации поставленных целей;

  • улучшение имиджа вуза, способствующее притоку абитуриентов, положительной реакции на деятельность университета со стороны органов управления и представителей отечественной и международной профессиональной общественности.

Для реализации второй цели необходимы:

  • повышение системности этапов и аспектов профессионализации, предполагающее единство принципов и последовательность мероприятий, осуществляемых в процессах профориентации, профотбора, обучения, профаттестации, профадаптации, повышения и изменения квалификации по социально-экономическому, социально-психологическому, юридическому аспектам;

  • усиление координации планирования и контроля за реализацией политики ректората в области информатизации, предполагающее сочетание вертикальных и горизонтальных связей как внутри университета, так и за его пределами;

  • оптимизация использования дорогостоящего оборудования и аудиторного фонда, предполагающая компьютеризацию учета и составления расписаний;

  • улучшение документооборота, постепенный переход к компьютерным формам делопроизводства.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России