Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Жадько Н.В.

Учебный Центр "Школа Рудомино",
ВГБИЛ, Москва

Проекты переподготовки управленческих кадров
региональных библиотек "Школы Рудомино" ВГБИЛ

Постоянные изменения в библиотечной профессии, необходимость ее организационной и технологической модернизации, формирование потребностей в современных библиотечных услугах выдвигают новые требования к библиотечному образованию и переподготовке кадров. При организации в 1996 г. учебного центра "Школа Рудомино" Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино исходила из необходимости знакомить российских библиотекарей с тенденциями и особенностями состояния и развития библиотечного дела за рубежом.

В рамках этого направления организованы и проведены 17 встреч и 5 семинаров по вопросам современного библиотечного дела для российских библиотекарей с привлечением международных специалистов. Однако доминирование в отечественном библиотечном сообществе традиции освоения передового опыта привело к трудностям в применении зарубежного опыта и новых знаний для серьезных изменений в российской библиотечной практике.

Общее и профессиональное библиотечное образование в лучшем случае дает представление об образцах деятельности, но не формирует критического аналитического мышления, навыков принятия решений, столь необходимых для специалистов и особенно руководителей библиотек в условиях постоянно меняющейся среды.

В связи с этими приоритетными задачами "Школы Рудомино" в 1996 г. стали: выявление потребностей библиотекарей в современных управленческих знаниях, интенсивное обучение навыкам принятия решений, стратегического планирования, привлечения финансовых средств, социального взаимодействия. Характерно, что для решения этих задач в большей степени привлекались отечественные специалисты, адаптирующие зарубежные методики, чем приглашенные зарубежные коллеги.

Максимально адекватным задачам "Школы Рудомино" стал интенсивный тренинг-семинар, особое внимание в котором уделялось групповой работе, развитию лидерских, аналитических, дискуссионных навыков участников. Последовательность и чередование индивидуальных и групповых заданий, сочетание общегрупповой дискуссии с постоянным анализом работы позволили интенсифицировать процесс обучения. Традиционные лекции уступили место установочным сообщениям, разбору результатов и методов работы участников.

Интенсивный тренинг-семинар отличается от получившего признание в профессиональной переподготовке специалистов метода деловой игры тем, что он нацелен на вовлечение участников в анализ проблемной ситуации, определение и выбор оптимальных методов принятия решений, в то время как деловая игра предполагает наличие заданных, модельных ситуаций, ролевого отношения к поставленным задачам. Деловая игра представляется эффективным средством при обучении существующим алгоритмам и технологиям. Интенсивный тренинг-семинар предназначен для формирования социальной и управленческой технологии работы.

Центральным предметом обучения стало проектное управление как метод управления развитием библиотеки. В рамках проектных семинаров активизировались навыки принятия решений, формировался более критичный взгляд на современную работу библиотеки.

Методическое обеспечение первых проектных семинаров заключалось в формировании "рабочей тетради" участника, в которую входили описания групповых заданий, вспомогательные информационные и учебные материалы (например рекомендации по эффективному ведению дискуссий или методике планирования). Однако по мере издания пособий "Как получить грант" и "Управление современной библиотекой", благодаря которым информационное обеспечение семинаров расширилось, стал возможным постепенный отказ от объемной "рабочей тетради".

В 1996—1998 гг. "Школа Рудомино" организовала и провела 26 целевых тренинг-семинаров по основным проектным темам "Управление персоналом", "Управление проектами для эффективных перемен в библиотеках", "Социальное партнерство библиотек", "Библиотечный фандрайзинг". Семинары прошли в 24 регионах России, в них приняли участие 748 директоров и руководителей отделов из 416 библиотек.

Основными результатами тренинг-семинаров по мнению участников, стали навыки анализа работы библиотеки, готовность к разработке реалистичных стратегий ее развития, возможность сетевого взаимодействия между библиотеками и другими структурами на уровне города, региона.

Собственные проекты участников региональных семинаров "Школы Рудомино", интенсивность их обращения в благотворительные фонды за поддержкой библиотечных проектов позволили организаторам определить новые приоритеты работы — создание и поддержка сети региональных тренинг-центров (Нижний Новгород, Новосибирск, Брянск, Тверь), разработка партнерских проектов с библиотечной высшей школой (МГУКИ), подготовка методических изданий в помощь учебному процессу.

Первый семинар по программе региональных тренинг-центров (поддержанных Институтом "Открытое общество"), проведенный при партнерстве "Школы Рудомино", университетского Интернет центра и Фундаментальной библиотеки Нижегородского государственного университета (апр. 1999 г.) для руководителей ряда региональных библиотек, преподавателей, специалистов, позволил четко выявить потребности в обучении современным технологиям, использовании и адаптации новых электронных технологий в современной профессиональной деятельности (библиографирование, комплектование). Это способствовало определению форм учебной работы и сотрудничества, которые могут быть реализованы объединенными силами нижегородских специалистов-практиков и преподавателей "Школы Рудомино". Таким образом, первые шаги на пути регионального партнерства позволили значительно расширить возможности переподготовки библиотечных специалистов.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России