Home page | Каталоги и базы данных |
Научные и технические библиотеки |
Кузнецова Т.Я. Институт переподготовки Адаптационное обучение
библиотекарей Изменения сложившихся стереотипов отношений между библиотекарями и обществом, происходящие под влиянием процесса информатизации общественного развития и социально-экономических реформ, а также технической модернизации библиотечного дела, диктуют необходимость реорганизации системы дополнительного профессионального образования библиотечных кадров. Новый подход к переподготовке и повышению квалификации библиотекарей предусматривает направленность всего образовательного процесса на скорейшую адаптацию их к выполнению инновационных профессиональных задач, расширение диапазона знаний, освоение принципиально новых умений и навыков функционально-прикладного характера с учетом конкретных направлений технической реконструкции библиотечного дела, повышения роли библиотек в современном мире. Системность построения учебных планов и программ, обеспечивающая их содержательную преемственность на разных ступенях обучения, вариативность в зависимости от контингента слушателей и уровня их профессиональной подготовки, опережающий характер обучения, т.е. нацеленность на освоение инновационных знаний долговременного использования — основные принципы реализации нового подхода к формированию системы дополнительного профессионального образования в отрасли. Именно эти принципы положены в основу построения программ адаптационного обучения библиотечных кадров в Российском институте переподготовки работников искусства, культуры и туризма (ИПРИКТ). В настоящее время дополнительное профессиональное образование библиотекарей осуществляется институтом в следующих учебных формах:
Учебные программы по всем формам адаптационного обучения строятся по модульному принципу, что позволяет более полно отразить интеграционные процессы в развитии библиотечного дела, его комплексный, междисциплинарный характер, динамичные изменения в организации и технологии библиотечного обслуживания. Слушателям предлагаются следующие образовательные модули: государственная политика в области библиотечного дела и ее законодательные основы; управление библиотекой, библиотечный менеджмент; информационно-библиотечный маркетинг; современные информационные технологии; библиотеки на информационно-издательском рынке, комплектование и сохранность библиотечных фондов; инновации в библиотечном обслуживании пользователей; справочно-поисковый аппарат библиотек, обеспечение доступа к информационным ресурсам; библиотечное краеведение; библиотека как культурно-досуговый центр; финансово-экономическая деятельность библиотек. Каждый образовательный модуль включает от 5 до 10 учебных программ по различным указанным выше формам адаптационного обучения. Основное внимание при определении содержания программ адаптационного обучения уделяется новейшим библиотечным технологиям, межведомственным проектам и программам (ЛИБНЕТ, "Российские библиотеки в Интернет"). Это позволяет слушателям формировать новое библиотечное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы и взаимоиспользование информационных ресурсов, получать синтезированные прикладные знания, которые можно использовать в целях реорганизации традиционных участков библиотечной работы. В процессах обучения широко используются интерактивные методы, предусматривающие дискуссионные формы занятий, "круглые столы", имитационные упражнения, деловые игры и др., что во многом обогащает теоретическую часть учебных программ блоком конкретных прикладных знаний, основанных на обобщении практического опыта слушателей. Современная система дополнительного профессионального образования в библиотечной сфере вступила на путь диверсификации, что следует рассматривать как положительное явление, поскольку оно способствует развитию вариативности организационных форм, структур, уровней, продолжительности, методов и содержания обучения, расширения диапазона профессиональной востребованности системы в целом. |
Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России |