Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Кузнецова Т.Я.

Институт переподготовки
работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Адаптационное обучение библиотекарей
в системе дополнительного профессионального
образования

Изменения сложившихся стереотипов отношений между библиотекарями и обществом, происходящие под влиянием процесса информатизации общественного развития и социально-экономических реформ, а также технической модернизации библиотечного дела, диктуют необходимость реорганизации системы дополнительного профессионального образования библиотечных кадров.

Новый подход к переподготовке и повышению квалификации библиотекарей предусматривает направленность всего образовательного процесса на скорейшую адаптацию их к выполнению инновационных профессиональных задач, расширение диапазона знаний, освоение принципиально новых умений и навыков функционально-прикладного характера с учетом конкретных направлений технической реконструкции библиотечного дела, повышения роли библиотек в современном мире.

Системность построения учебных планов и программ, обеспечивающая их содержательную преемственность на разных ступенях обучения, вариативность в зависимости от контингента слушателей и уровня их профессиональной подготовки, опережающий характер обучения, т.е. нацеленность на освоение инновационных знаний долговременного использования — основные принципы реализации нового подхода к формированию системы дополнительного профессионального образования в отрасли.

Именно эти принципы положены в основу построения программ адаптационного обучения библиотечных кадров в Российском институте переподготовки работников искусства, культуры и туризма (ИПРИКТ). В настоящее время дополнительное профессиональное образование библиотекарей осуществляется институтом в следующих учебных формах:

  • краткосрочные проблемные семинары, стимулирующие интерес к инновациям в библиотечной деятельности либо позволяющие овладеть основами профессиональной деятельности на конкретном производственном участке, освоить технологический процесс — для начинающих ("Основы библиотечного маркетинга", "Реклама в библиотеке. Паблик-рилейшнз. Паблисити");

  • школы-семинары, позволяющие получить комплексные знания функционально-ориентированного характера, овладеть сквозной (смежной) технологией инновационной библиотечной деятельности на основе обобщения ее наилучших достижений ("Публичная библиотека в помощь социальному развитию, образованию и бизнесу");

  • курсы повышения квалификации для отдельных категорий библиотечных работников, позволяющие поднять уровень их профессионального мастерства ("Управление крупной библиотекой в новых социально-экономических условиях" — для директоров УНБ);

  • мастер-классы, ориентированные на передачу теоретических и практических знаний по конкретным авторским программам ("Справочно-поисковый аппарат библиотеки как система: традиционные и электронные формы" — Э.Р. Сукиасян, "Электронные технологии в библиотеке. Практический Интернет" — В.К. Степанов, "Информационно-библиографическая деятельность публичных библиотек: маркетинговый подход" — Т.Я. Кузнецова);

  • творческие лаборатории, позволяющие разработать концептуальные положения и конкретные рекомендации по решению какой-либо практической задачи с помощью различных учебных процедур и научных методик, включая моделирование ситуации, коллективную генерацию идей, апробацию предлагаемых решений и др, ("Творческая лаборатория по методической работе библиотек");

  • стажировка, закрепляющая на практике знания, полученные в результате теоретической подготовки по индивидуальным учебным программам;

  • переподготовка, обеспечивающая получение знаний и навыков, соответствующих государственному стандарту высшего профессионального образования по специальности "Библиотековедение и библиография".

Учебные программы по всем формам адаптационного обучения строятся по модульному принципу, что позволяет более полно отразить интеграционные процессы в развитии библиотечного дела, его комплексный, междисциплинарный характер, динамичные изменения в организации и технологии библиотечного обслуживания. Слушателям предлагаются следующие образовательные модули: государственная политика в области библиотечного дела и ее законодательные основы; управление библиотекой, библиотечный менеджмент; информационно-библиотечный маркетинг; современные информационные технологии; библиотеки на информационно-издательском рынке, комплектование и сохранность библиотечных фондов; инновации в библиотечном обслуживании пользователей; справочно-поисковый аппарат библиотек, обеспечение доступа к информационным ресурсам; библиотечное краеведение; библиотека как культурно-досуговый центр; финансово-экономическая деятельность библиотек. Каждый образовательный модуль включает от 5 до 10 учебных программ по различным указанным выше формам адаптационного обучения.

Основное внимание при определении содержания программ адаптационного обучения уделяется новейшим библиотечным технологиям, межведомственным проектам и программам (ЛИБНЕТ, "Российские библиотеки в Интернет"). Это позволяет слушателям формировать новое библиотечное мышление, ориентированное на сетевые режимы работы и взаимоиспользование информационных ресурсов, получать синтезированные прикладные знания, которые можно использовать в целях реорганизации традиционных участков библиотечной работы.

В процессах обучения широко используются интерактивные методы, предусматривающие дискуссионные формы занятий, "круглые столы", имитационные упражнения, деловые игры и др., что во многом обогащает теоретическую часть учебных программ блоком конкретных прикладных знаний, основанных на обобщении практического опыта слушателей.

Современная система дополнительного профессионального образования в библиотечной сфере вступила на путь диверсификации, что следует рассматривать как положительное явление, поскольку оно способствует развитию вариативности организационных форм, структур, уровней, продолжительности, методов и содержания обучения, расширения диапазона профессиональной востребованности системы в целом.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России