Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки
Петрусенко Т.В.

Российская национальная
библиотека, С.-Петербург

Дары как источник формирования фондов
Российской национальной библиотеки в современной информационной и экономической ситуации

Проблема даров в ее практическом преломлении существует ровно столько столетий, сколько существует письменный источник и библиотека, поскольку книги, рукописи, документы дарили всегда и везде как великую материальную и духовную ценность.

Развитые традиции меценатства и дарения существовали и в России. Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека — РНБ) с первых лет своего существования пополнялась за счет пожертвований.

Традиция дарения продолжается и в наши дни. Из 361 636 экз. изданий, поступивших в 1997 г. в РНБ, 38 096 — дары (10,5% всех поступлений), в 1998 г. соответственно 382 715 и 33 486 (8,8% всех поступлений).

Следует отметить, что в поступлении отечественных и иностранных даров в РНБ ощутимы колебания по годам: от минимума — 26 703 экз. в 1991 г. до максимума — 113 093 экз. в 1993 г. В последние годы отмечается тенденция падения численности подаренных изданий. Наблюдаются и сезонные колебания в поступлении даров: в апреле-мае дарят больше, в августе-сентябре — меньше.

Дарят РНБ абсолютно все, что может хранить и хранит библиотека: книги, журналы, карты, ноты, пластинки, газеты, рукописи, изопродукцию и др.

По тематике даров на первом месте социально-экономическая литература (история, религия, философия, экономика), затем художественная, издания по педагогике, технике, медицине, искусству.

Издания (как отдельные, так и целые коллекции) поступают в дар от частных лиц, авторов, составителей, редакторов, научных и учебных заведений, общественных организаций, институтов, государственных структур, библиотек, издательств. Картотека дарителей включает 168 организаций С.-Петербурга и РФ. Отдельную категорию дарителей составляют сотрудники РНБ.

Дар — не просто один из источников пополнения фондов библиотеки, это особое социально-экономическое и психологическое явление, социально-личностный феномен. Он порождает внутри библиотеки специфический поток документов, требующий иных, нежели другие потоки (обязательный экземпляр, покупка) способов и процедур деятельности как в смысле организации собственно технологических процессов прохождения литературы, так и в сфере работы с дарителями. Факт поступления потока даров в библиотеку — это также показатель престижа библиотеки, ее места в общественной жизни.

В РНБ с 1994 г. в составе сектора отечественного комплектования отдела комплектования существует специализированный участок "Дары".

Технологический путь прохождения даров следующий. Издания поступают на участок, заносятся в Регистрационную книгу, получают специальный штамп "Дар библиотеке"; затем группируются по научной значимости, наиболее ценные направляются на читательскую выставку. После возвращения с выставки они вновь проверяются по регистрационной книге, на каждое составляется краткое библиографическое описание. Если подарено несколько экземпляров издания, два идут по срочным путевкам в основные фонды, остальные направляются в группу дополнительного текущего комплектования и в зависимости от потребностей и количества экземпляров предлагаются в подсобные фонды библиотеки для оперативного обслуживания читателей, в МКО или в обменный фонд.

Работа с дарителями выходит за рамки обычного, традиционного для научной библиотеки обслуживания читателей и предъявляет особые требования к персоналу. В данном случае имеют значение не только профессиональные знания, квалификация библиотечного работника, но и особые психологические качества, необходимые при работе в системе "человек—человек": устойчивость, взвешенность, умение свободно и легко общаться с любыми людьми, гибко реагировать на возникающие ситуации и другие подобные качества.

Взаимоотношения с читателями не сводятся только к неформальному личному общению. Возрождая исторические традиции, в 1997 г. библиотека разработала и начала рассылать типовое благодарственное письмо дарителям. В особых случаях составляются индивидуальные благодарственные письма.

Важнейший элемент работы с дарами и дарителями — информационное сопровождение: постоянно действуют выставки поступивших даров сведения о новых дарах каждый месяц публикует бюллетень "РНБ. Информация", с 1998 г. списки наиболее ценных даров ежемесячно представляются в Интернет на сервере РНБ.

Большая проблема — упорядочение (организационное и содержательно-тематическое) потоков поступающих даров — разделяется на несколько самостоятельных аспектов. Дарители приносят издания не только в отдел комплектования, а передают их через кого угодно и оставляют в любом месте РНБ, т.е. процесс дарения в данном случае перестает быть управляемым. В результате в РНБ возникает проблема ненужных, лишних даров: это материалы, которые не принимает ни один фонд.

Самостоятельные аспекты в общей проблеме потоков поступающих даров — дублеты и лакуны. Здесь первое — наличие или отсутствие издания в РНБ, второе — количество экземпляров, подписанных дарителем (их бывает 5 и более). Если издания еще нет в библиотеке, два экземпляра с дарственной надписью направляются в основной фонд, остальные предлагаются подсобным фондам. При отсутствии спроса они передаются в обменный фонд. Однако издания с дарственной надписью нельзя использовать ни для обмена (внутреннего, международного), ни для продажи.

И наконец, третий аспект проблемы дублетов и лакун. Нередки случаи, когда читатель дарит издание (иногда достаточно ценное) в конкретный читальный зал, специализированный отдел и просит, чтобы данная книга находилась именно там. При этом книга не всегда регистрируется в отделе комплектования, проходит обработку и попадает в генеральные каталоги. В результате издание, фактически имеющееся в библиотеке, считается отсутствующим (лакуной) и малодоступно для читателей.

Еще одно направление работы связано с выдачей отделом комплектования читателям справок о поступивших дарах. В среднем в год выполняется около 360 подобных запросов.

Работа с дарами — творческий и многогранный вид библиотечного труда, тесно связанный с основными технологическими процессами библиотеки, дополнительный и весьма ощутимый источник пополнения фондов. Это и очень благодарный труд, ибо здесь максимально проявляется основная цель библиотечной деятельности — работа с читателем и для читателя.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России