Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 02

Шрайберг Я.Л.

ГПНТБ России

Роль библиотек в преобразовании
гражданского общества в информационное

"Те страны, которые первыми войдут в информационное общество, приобретут величайшие преимущества: они будут определять условия для тех, кто будет следовать за ними".

Мартин Бангеманн

Начнем с небольшой предыстории. Когда в 1985 г. началась перестройка, многим казалось, что через 5—10 лет страна выйдет на новый широкий путь развития демократии... Прошло уже 15 лет, а цель все еще далека, и более того, печальные результаты экономических экспериментов не только дискредитировали в глазах общества понятие демократии, но и привели к усилению в стране настроений в пользу авторитарного режима. Почему? Чем объяснить то, что демократия не только не укореняется, но и находится в глухой обороне, под натиском олигархических и авторитарных тенденций? Утверждают, что главная причина — это слабость российского гражданского общества. Так есть ли у нас это общество или нет и как попытаться разобраться с ним, его связью с информационным обществом и с ролью библиотек в преобразовании одного общества в другое?

Гражданское общество — это понятие сложное, неоднозначное. Существует множество его трактовок — в последнее время только ленивый не писал на эту тему. Если информационное общество — это понятие, обсуждаемое в основном в среде профессионалов, которые имеют опыт работы с информационными ресурсами и пытаются создать некую обобщающую платформу, то понятие гражданское общество, по-видимому, кажется ясным всем.

Мне представляется наиболее интересным и обобщающим определение, которое дано в последнем издании Юридической энциклопедии: "Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статусов, создающих совместно с государством развитые правовые отношения" [1]. Если данное определение взять за основу, то для гражданского общества необходимы следующие компоненты: признание и равная защита всех форм собственности, приоритет фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, идеологическое, политическое многообразие и многопартийность, развитие всех форм самоуправления, в особенности территориального, автономия университетов и профессиональных сообществ, свобода вероисповедания.

Ответ на вопрос, есть такое общество у нас или нет, очевиден. Тем не менее, несмотря на все проблемы [2], на то, что мы находимся лишь на начальной стадии создания гражданского общества, надо сказать, что в этом состоянии пребывают и многие другие страны, в которых научно-техническая и информационная революция развивается достаточно активно и гораздо более интенсивно, чем в нашей стране. Поэтому можно постулировать следующее: в отличие от развитых западных стран, которые прошли естественный путь, т.е. создали сначала гражданское общество, а затем обеспечили условия для перехода к информационному, мы, находясь всю жизнь в переходном периоде, вынуждены делать эти вещи параллельно. Для утешения можно сказать, что мы в этом не одиноки, и не только страны Восточной Европы и СНГ разделяют нашу участь.

Термин информационное общество и масштабные проекты, нацеленные на создание такого общества, впервые появились на Западе. Например, понятие национальная глобальная информационная инфраструктура ввели в США после известной конференции Национального научного фонда [3] и знаменитого доклада Б. Клинтона — А. Гора [4]; информационное общество — появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна [5], одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

Сегодня термин информационное общество прочно занял свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий информационный век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Следует сказать, что информационное общество отличается прежде всего тем, что информация, информационные технологии и услуги, область знаний и их базовые отрасли — телекоммуникации, компьютерные науки и технологии, телевидение — растут более быстрыми темпами и начинают доминировать в экономике. Информационные технологии становятся базовыми, и уровень их развития в значительной степени определяет уровень развития страны в целом. Характерные черты и признаки информационного общества, которые были сформированы в США, странах Западной Европы, Канаде и ряде развитых стран Азии, должны, естественно, служить ориентиром и для отбора направлений и приоритетов при построении информационного общества в России.

Это путь долгий, так как необходимо достичь той ступени постиндустриального развития, которая требуется для построения информационного общества. Здесь важным моментом является информированность населения, которая определяется доступностью и правильной, оптимальной подачей информации. На пути вхождения в информационное общество (по которому мы идем как всегда агрессивно и достаточно неправильно) существуют ориентиры, которые можно сформулировать в виде следующих положений:

  • формирование единого информационно-коммуникационного пространства как части мировой информационной инфраструктуры;

  • развитие новых и высоких технологий, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий;

  • создание и развитие рынка информации и удовлетворение потребности общества в информационных продуктах и услугах;

  • повышение уровня образования, научно-технического и культурного обмена за счет расширения регионального, национального и международного информационного взаимодействия;

  • создание системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации, а также ряд других положений [6,7].

Четко выделяются два пути вхождения в информационное общество, которые являются для нас платформой: американский и европейский.

Краткая хронология американского пути (все даты достаточно условны, но тем не менее многие из них являются определяющими):

  • 1988 г. — Подкомитет по науке, технологиям и космосу Сената США провел слушания под председательством А. Гора (будущего вице-президента США); они были связаны с компьютерными сетями и будущим сети Национального научного фонда США, которая создана при непосредственном участии и патронаже А. Гора. Интересно отметить, что этот Подкомитет входит в Комитет Сената по коммерции, науки и транспорту [8];

  • 1991 г. — А. Гор выдвинул новую сетевую инициативу, предложил создать Национальную компьютерную сеть для науки и образования (National Research and Education Network — NREN),

  • которая вылилась в закон (№ 194 Конгресса США 102-го созыва). NREN связала суперкомпьютерные центры страны, сделав эту мощь доступной для всех ученых и исследователей;

  • 1992 г. — Национальный научный фонд (NSF) организовал конференцию по NREN, в рамках которой были опубликованы ключевые доклады по созданию Национальной информационной инфраструктуры (National Informational Infrastructure — NII) и выработке государственной политики [3]; первое упоминание о Глобальной информационной инфраструктуре (Global Informational Infrastructure — GII);

  • 1993 г. — Опубликован знаменитый меморандум Б. Клинтона—А. Гора "Технологии для экономического роста США: новые направления, которые предстоит создать" [4]; он считается этапом в достижении определенного уровня информационности американского общества.

Следует подчеркнуть, что все названные документы принимались на самом высоком уровне и в их формулировках фигурируют первые лица страны. Далее (1994 г.) были предложения о создании высокоскоростных информационных магистралей и супермагистралей (digital highway, superhighway), появились мощные трансатлантические сети и проекты, которые связали к тому времени (1995—1997 гг.) программы информационного общества США с соответствующими программами европейских стран, потому что Европейский союз начал практическую деятельность в этом направлении уже в 1993 г.

Хронологию европейского пути можно кратко представить в следующем виде:

  • 1993 г. — По распоряжению ЕС подготовлена "Белая книга: Рост, конкурентоспособность и занятость; пути в 21-е столетие";

  • 1994 г. — знаменитый доклад М. Бангеманна "Рекомендации ЕС и глобальное информационное сообщество" [5];

  • экспертная группа М. Бангеманна выпускает "План действий" для европейского пути к информационному обществу;

  • создано ISPO — Бюро по проектам информационного общества;

  • 1995 г. — Создан ISAC — Центр активности в сфере информационного общества, который вырабатывает систему измерителей близости к информационному обществу; определены 11 глобальных "проектных зон" (проектов) информационного общества (G7 — в Брюсселе), среди которых и "Электронные библиотеки";

  • учрежден ISF — Форум информационного общества — обмен идеями, мнениями, советами и т.д. (председатель — М. Бангеманн);

  • 1996 г. — Сформированы 6 рабочих групп; выпущен годовой отчет "Сеть для людей и их сообществ: максимальное использование информационного общества в ЕС";

  • 1997 г. — Разработан Перечень ключевых тем проектов для стран—членов ЕС.

* * *

Какие же исторические вехи способствовали вхождению общества в информационный век? Их 5, как считают Д.С. Черешкин и Г.Л. Смолян [7]. (Оба ученых — выдающиеся отечественные эксперты в области информационных технологий и информационного общества. Д.С. Черешкин своими работами фактически заложил основы научного обоснования программ вхождения России в информационное общество и впервые в стране обеспечил издание государственной информационной концепции [9].) ("Концепция государственной информационной политики" будет опубликована также в № 6, 2000 г.)

Итак, дверь была приоткрыта в XV в. с изобретением печатного станка и выпуском И. Гутенбергом первого полнообъемного печатного издания — Библии. Именно тогда у человечества появилась возможность передачи знания, так как я не рассматриваю серьезно переписчиков рукописей, потому что общедоступной может быть только печатная продукция. И. Гутенберг вправе претендовать на титул провозвестник новой эпохи, в которой машины начинают выполнять работу людей.

Вторым изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, стал телефон, ибо он позволил создать новую, персональную правда, но коммуникационную технологию — за несколько десятилетий появились телефонные станции, электромеханические селекторы и т.д., и сегодня сотни миллионов людей общаются с помощью каналов проводной, оптоволоконной или радиотелефонной связи.

Следующее — это радиосвязь, которая послужила прообразом спутниковых коммуникаций, а спутниковые коммуникации помогли решить проблему межконтинентального взаимодействия.

Четвертую ступень информационной революции занимает персональный компьютер, поскольку он впервые позволил человеку общаться без посредников со всем миром, информационным пространством и дал возможность ощутить все преимущества и особенности компьютерного разума.

Осталось решить пятую и последнюю проблему — обеспечить людям возможность свободно общаться между собой, иметь доступ к информации, передавать свою и т.п. Надо отметить, что для развитых стран намечены основные тенденции, которые, безусловно, будем повторять и мы. Это развитие технологий в первую очередь в накоплении и создании новых информационных ресурсов, среди которых значительная роль отводится сегодня современным библиотекам, входящим в мировую информационную инфраструктуру с помощью своих электронных ресурсов и своих телекоммуникаций.

Сетевой компьютинг — это новый термин, который сливает в единое понятие компьютерные сети и телевизоры, т.е. компьютеры и телевизоры должны стать (и в ряде стран они уже частично стали) единой коммуникационной средой. С точки зрения пользователя будет все равно, на что смотреть — на экран телевизора или на экран компьютера, так как в цифровой форме будет доступна как профессиональная, так и развлекательная информация. И наконец, Интернет выходит за рамки обычной сети — практически уже не с кем конкурировать, и она становится не сетью, а средой общения, единой коммуникационной средой.

Если после всего сказанного попытаться обозначить для России направления построения информационного общества в целом, то с учетом уже прозвучавших идей я бы отметил следующее:

  • развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

  • частные инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии (государственные инвестиции худо-бедно идут, а вот частные — это новый шаг, и по этому пути проходили все ведущие страны);

  • стимулирование использования информационных технологий в образовании и научных исследованиях;

  • создание и развитие информационных ресурсов и электронных библиотек;

  • обеспечение информационной безопасности и защита информации;

  • расширение международного сотрудничества и коммерческой взаимовыгодной деятельности в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Я еще раз обращаю внимание на то, что, говоря об информационной безопасности и защите информации, я вовсе не имею в виду действия, подобные тем, которые осуществляли в прошлом Главлит и другие организации. Речь идет о том, что при всей абсолютной свободе доступа к информации, есть информация, которая должна быть защищена, и есть информация, которая предполагает определенную меру ответственности пользователя, в том числе и при свободном доступе к информации, и в частности Интернет.

От проблем формирования информационного общества в целом перейдем к проблемам культуры и образования в сетях, которые существуют у нас сегодня.

Во-первых, мы видим распространение таких негативных явлений, как засилье эротико-порнографической информации, сайтов, пропагандирующих национализм и сеющих национальную рознь, рекламирующих культ силы, унижающих целые народы, искажающих историю, оскорбляющих известных людей, в том числе первых лиц государств и многое другое. Часто с подобными явлениями приходится мириться, поскольку их сложно остановить.

Во-вторых, давление английского языка. Это новый интересный момент. Все стремятся учить английский язык, чтобы понимать друг друга, и это правильно. Но если посмотреть на ресурсы Интернет, то далеко не всегда оправдано использование английского языка. Обратите внимание, что многие информационные сайты, явно не рассчитанные на зарубежного пользователя, тем не менее используют английский сленг даже там, где он совершенно ни к чему.

В-третьих, превалирование развлекательной информации. Мы можем сегодня говорить, что большинство пользователей Интернет в публичных центрах (я имею в виду публичные библиотеки и другие места, где доступ к Интернет бесплатный) в основном ис-

пользуют сеть в развлекательных и личных целях. Степень профессиональной работы с информационными ресурсами в таких местах ниже.

В-четвертых, проблемы дистанционного обучения: десять лет об этом идут разговоры, но серьезных курсов дистанционного обучения сегодня мы не видим, по крайней мере, в массовом порядке.

Далее, проблема музеев, архивов и театров. Эта важная проблема с точки зрения представления и открытости их информации, безусловно, начинает решаться, но еще далека от завершения.

И наконец, проблема реального библиотечного сотрудничества. Мне кажется, что факторы, которые определяют как роль библиотек в усилении этого сотрудничества, так и центральное место библиотек на пути вхождения в информационное общество, обусловлены следующим: библиотека все больше и больше становится информационным центром. Для примера, в ГПНТБ России сегодня удаленных электронных абонентов в десять раз больше, чем приходящих в библиотеку. Но если посмотреть на последних, то я готов утверждать, что наверное только половина из них пришла за первоисточниками, а остальные — за информацией, потому что в большинстве случаев работа с электронными каталогами как данной библиотеки, так и всех других, и тот же Интернет их вполне удовлетворяют, и они уходят, не использовав бланка на получение документов из фонда.

Библиотека — культурное и образовательное учреждение, и важно то, что библиотека — часть среды Интернет. Библиотека не только место, куда приходят пользователи, а прежде всего — это генератор информации, который дает свой ресурс Интернет. Очень много ресурсов сегодня формируется в библиотеке, кстати говоря, во многих случаях не только библиографических. Библиотека становится важнейшей частью для системы электронных библиотек; библиотека — это издательский орган и одно из средств обеспечения информированности общества.

Международное библиотечное информационное сотрудничество является одним из факторов, продвигающих библиотеки на этом пути.

Я очень коротко здесь обозначу такие аспекты, как корпоративность, всеобщий доступ к использованию информации (эта проблема еще до конца не решена и не скоро, по-видимому, решится), создание профессиональных структур типа Международного библиотечного информационного и аналитического центра — МБИАЦ и других и наконец библиотечная дипломатия, т.е. использование библиотек как объектов культуры для решения очень многих вопросов, в том числе и политических в международных отношениях.

На пути вхождения в информационное общество очень многое зависит от людей, которые должны принимать решения и которые облечены властью. Наши самые благие намерения, наши самые замечательные проекты всегда зависят от тех, кто будет их поддерживать, финансировать, продвигать. И поэтому я заканчиваю статью следующим известным афоризмом: "Хороший командир в армии должен уметь быстро принять решение и заставить подчиненных его выполнить, если при этом решение оказалось правильным, то это отличный командир".

Список литературы

1. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова Ю.Н. М., Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 1999. С. 637—638.

2 Вайнштейн Г. Формирование гражданского общества в России: надежда и реальность // Мировая экономика и международ. отношения. 1998, № 5. C. 22—34.

3. Proceedings of the NREN Workshop. Montrey, California, Sept. 16—18, 1992 // NSF., Washington D.C. 241 p.

4. W.J. Clinton, A. Gore. Technology for America's Economic Growth, a New Direction to Build: Executive Office of the President, Washington D.C., 1993. 39 p.

5. Recommendations to the European Council: Europe and the Global Information Society, M. Bangemann and others, 24—25 June, Korfu, 1994.

6. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. О формировании информационного общества в России // Информ. ресурсы России. 1998, № 1. C. 8—13.

7. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Сетевая информационная революция // Информ. ресурсы России. 1997, № 4. C. 15—18.

8. Широков Ф., Дрожжинов В. Три ступени Альберта Гора, Ч. 1 // Компьютер-Пресс, 1994, № 9. C. 42—46; Ч. 2 // Там же. № 10. C. 87—95.

9. Концепция государственной информационной политики / Под общ. ред. О.А. Финько. Кол. авторов. М., 1999. 48 с.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России