Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Манилова Т.Л.

Министерство культуры
Российской Федерации

Муниципальные библиотеки и местное самоуправление: некоторые результаты
федеральной библиотечной политики

Сеть муниципальных (общедоступных) библиотек России — это в своей основе бывшая сеть государственных массовых библиотек. Федеральная библиотечная политика в их отношении представляет собой двуединую задачу. Во-первых, сохранение этого вида библиотек как социального института, единственного реально доступного населению бесплатного источника информации, места проведения досуга, прежде всего интеллектуального. Во-вторых, содействие адаптации их к современным радикально изменившимся и продолжающим меняться условиям. Это означает содействие трансформации государственных массовых библиотек в муниципальные публичные.

Первый этап процесса трансформации — переориентация деятельности каждой муниципальной библиотеки на интересы местного сообщества, муниципального образования, органов местной власти (а в целом — местного самоуправления). Она должна стать необходимой информационной частью инфраструктуры муниципального образования, научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и каждому налогоплательщику. Именно поэтому началом деятельности Управления библиотек Минкультуры РФ стало заявленное два года назад новое направление федеральной библиотечной политики: содействие библиотек становлению и развитию местного самоуправления. Следует помнить, что возможности федеральных органов власти в отношении муниципальных структур ограничены и достаточно четко регламентированы законодательно. Исходя из этого определялась стратегия, тактика и конкретные практические действия Минкультуры РФ.

Главные проблемы, на которых сконцентрированы усилия, — муниципальная библиотека должна стать видимой для местной власти, информирование населения о деятельности местной власти должно рассматриваться этой властью как часть собственной политики, а наиболее удобный канал информирования (наряду со средствами массовой информации) — местная публичная библиотека.

То, что для многих стран стало обыденным, поскольку отработано за десятилетия и даже столетия демократии, для нас — проблема. В частности, в мировой практике давно отработан механизм информирования населения о деятельности местной власти посредством публичных библиотек. В некоторых странах одной из форм публикации официального документа считается предоставление его в местную библиотеку. В других законодательно закреплено, что все официальные документы муниципальные органы власти передают в библиотеку и это ни у кого не вызывает отрицательных эмоций и сопротивления. Мы же только учимся демократии.

Государственная власть федерального и регионального уровней доводит свои официальные документы до сведения граждан посредством их публикации в периодических изданиях (официальных газетах и специальных журналах), а также с помощью электронных баз данных, которые готовит Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ).

Система информирования о деятельности муниципальных органов власти еще не налажена. Затруднения в том, что каждое муниципальное образование должно организовать этот процесс самостоятельно, а их в России 18 тыс. Все они находятся на разных уровнях развития (политического, экономического, социального). Общая картина предоставления официальной информации населению крайне пестра: одни муниципальные образования систематически публикуют свои документы на CD—ROM и регулярно передают их в городскую публичную библиотеку (например в Сургуте), другие создают полнотекстовые базы данных, передаваемые в библиотеку по электронным каналам связи (как в Железногорске), третьи просто не наладили информирование населения о своей деятельности, но и не желают этого делать.

Развивая названное выше направление своей деятельности, Управление библиотек прежде всего поставило задачу выявить муниципальные образования, в которых существует положительный опыт, собрать, обобщить и распространить его. При этом акцент делался на небольшие муниципальные образования. В крупных и средних городах часто существуют самостоятельные источники муниципальной информации, в частности информационные центры при местных администрациях с общественными приемными. В небольших же городах и сельской местности библиотека — действительно единственное общедоступное учреждение, которое способно работать с информацией, с документом и наладить информирование населения, в том числе по вопросам местного самоуправления. Для решения названной задачи в качестве инструмента использовался конкурс.

Для нас, библиотекарей, значимо то, что конкурс "Системы информирования и просвещения населения по вопросам организации местного самоуправления, действующие на базе муниципальных библиотек" состоялся в числе четырех конкурсов, проведенных Московским общественным научным фондом (МОНФ) и направленных на развитие института местного самоуправления.

Основной целью "библиотечного" конкурса было стимулирование процесса создания общедоступных информационных и просветительских центров по вопросам местного самоуправления на базе муниципальных публичных библиотек в муниципальных образованиях с населением не более 150 тыс. Задача широкого привлечения участников решалась за счет установления большого количества премий (30 по 3 тыс. американских долларов каждая на приобретение оборудования для организации рабочего места пользователя). В итоге победителям присуждены 29 денежных премий от МОНФ и 5 премий в виде книжных коллекций (примерно 500 экз. каждая) от Библиотечного благотворительного фонда.

Условия конкурса задавали определенные ориентиры на создание общедоступной системы информирования, основанной на мониторинге потребностей и их удовлетворении в объеме и режиме, удобном для пользователя. Необходимо было предоставить информацию о уже действующей системе. При этом важное значение придавалось взаимодействию с органами местной власти и другими субъектами информационной, в том числе библиотечной деятельности.

Конечно, было бы наивно полагать, что во всех библиотеках, приславших заявки, созданы одинаковые и идеальные условия для пользователей. Разумеется, что библиотеки организовывали работу, исходя из разных начальных обстоятельств. Этот фактор учитывался при оценке работы, иначе большинство премий получили бы библиотеки наукоградов, а конкурс выполнил бы только одну из своих задач.

По итогам конкурса подготовлен и выпущен сборник материалов и документов "Библиотека. Население. Местная власть. К проблеме информационного сотрудничества", который будет полезен тем, кто начал или собирается начать работать в данном направлении.

Следующее приоритетное направление федеральной библиотечной политики — налаживание взаимодействия с профессиональными изданиями органов местного самоуправления. Теперь уже достаточно известный в библиотечной среде журнал "Муниципальная власть" начал публиковать на своих страницах материалы о муниципальных библиотеках. В 1998 г. опубликованы статьи Е.И. Кузьмина, Т.Л. Маниловой, И.Б. Михновой, информация о Крымской конференции 1998 г., а также любопытная резолюция I Всероссийского съезда по библиотечному делу, состоявшегося 1—7 июня 1911 г. "Основы и принципы организации библиотечного дела земскими и городскими органами местного самоуправления". Инициаторами или авторами всех этих публикаций были сотрудники Управления библиотек Минкультуры РФ, но продолжить их должно все библиотечное сообщество.

Еще одной важной составляющей федеральной библиотечной политики стало отражение в действующем и разрабатываемом, условно говоря, небиблиотечном законодательстве вопросов о библиотеках и информации. Например, Управление библиотек Минкультуры РФ подало свои предложения в закопроект "О праве граждан на информацию", в котором не были отражены аспекты участия библиотек в процессе информирования населения о деятельности органов власти. Как нам известно, уже имеется региональный опыт в решении данного вопроса: согласно законопроекту "О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов власти города Москвы" граждане имеют право знакомиться с правовыми актами органов власти и другой информацией об их деятельности. Для этого в каждом районе города в одной из публичных библиотек предусматривается создание общедоступного информационного справочного центра.

Внесены соответствующие поправки и в законопроект “"О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О библиотечном деле"”, который находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Важным звеном в развитии обсуждаемой проблемы стало вовлечение муниципальных библиотек в процесс создания общедоступных центров правовой информации, осуществляемое совместно Минкультуры РФ, ФАПСИ и Российским фондом правовых реформ. Изначально эта деятельность была направлена на федеральные и региональные библиотеки. Управление библиотек внесло необходимые поправки и теперь в проектах "Концепции распространения официальных текстов правовых актов через систему общедоступных библиотек" и "Концепции государственной политики в области официального опубликования правовых актов", подчеркивается, что особая роль в обеспечении распространения правовых актов отведена публичным центрам правовой информации, создаваемым на базе общедоступных библиотек федерального, регионального и муниципального уровней.

Следующий важный шаг — содействие федеральных и региональных библиотек-методических центров информационной деятельности муниципальных библиотек. РНБ и РГБ включили названное направление в планы своей научной деятельности. РНБ сосредоточилась на подготовке национального стандарта публичной библиотеки. РГБ подготовила инфомационно-методические материалы "Муниципальная библиотека как информационный центр (в помощь местному самоуправлению)", изучает проблемы управления и прежде всего организации централизованных библиотечных систем.

Центральные региональные библиотеки включились в процесс сразу после появления информационного письма Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации № А4—10002Пк. Во всех регионах оно было ретранслировано на муниципальный уровень. Некоторые библиотеки почти сразу же подготовили методические рекомендации; многие проводят семинары, совещания, научно-практические конференции. Об этом имеются публикации в российских и региональных профессиональных изданиях.

Содействие библиотек становлению местного самоуправления как приоритет федеральной библиотечной политики сохранится на обозримую перспективу. Правильность выбранного пути подтверждает и включение "информационной поддержки местного самоуправления" в число основных направлений и задач государственной политики развития местного самоуправления, проект Основных положений которой опубликован в "Российской газете" 13 апр. 1999 г. При этом одним из механизмов реализации государственной политики развития местного самоуправления согласно проекту стала "информационная поддержка местного самоуправления, в том числе популяризация идей, принципов и задач местного самоуправления среди населения, информирование о ходе и проблемах реформы, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления".

На следующем этапе стратегической для Минкультуры РФ станет двуединая задача расширения масштабов деятельности в этом направлении (вовлечение как можно большего числа муниципальных образований в процесс создания общедоступных информационных центров по вопросам местного самоуправления в публичных библиотеках) в сочетании с совершенствованием качества работы уже имеющихся центров.

В процессе ее решения Минкультуры РФ продолжит начатое на предыдущем этапе сотрудничество со всеми государственными и негосударственными структурами, которые занимаются вопросами организации и развития института местного самоуправления в России. Планируется также сделать все возможное для включения библиотек в проект готовящейся программы государственной поддержки местного самоуправления.

Итак, основными итогами федеральной библиотечной политики можно считать следующее:

1. Выявлены муниципальные библиотеки, работающие в данном направлении, причем в различных типах муниципальных образований.

2. Обобщен, систематизирован, опубликован и распространяется опыт их работы.

3. Налажены, поддерживаются и развиваются конструктивные взаимоотношения с государственными и негосударственными структурами, которые занимаются проблемой местного самоуправления.

4. Число муниципальных библиотек, включенных в процесс создания общедоступных центров информации по вопросам местного самоуправления, увеличилось.

5. Профессиональное сообщество стало проявлять заметный интерес к развитию данного направления деятельности.

6. Некоторые исследователи и практики местного самоуправления включили муниципальные библиотеки в сферу своего внимания в качестве общедоступного и имеющего перспективы развития информационного источника по вопросам местного самоуправления.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России