Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

Доклады ИФЛА

В этом номере мы завершаем (начало см. в №№ 2, 4) публикацию докладов, представленных на 65-й Генеральной конференции ИФЛА (20—28 авг. 1999 г., Бангкок, Таиланд).

Доклады отобраны и переведены гл.редактором сборника А.И. Земсковым.

Удк 002

Каган А.

США

Растущая пропасть между информационно богатыми
и информационно бедными

Обзор докладов дискуссионной группы по социальной ответственности. (Библиографический список литературы в англоязычной версии этого обзора содержит 46 наименований.)

От редакции: Мы видим, по крайней мере, два интересных аспекта в этом материале: прежде всего — суть поднятой проблемы, отражающей серьезное беспокойство порядочных граждан, и во-вторых, четкий, лаконичный способ подачи материала — через расширенный реферат докладов, дополненный рекомендациями в адрес ИФЛА.

* * *

В декабре 1997 г. в рамках Секции ИФЛА по образованию и подготовке кадров создана Дискуссионная группа по социальной ответственности. Цель ее деятельности — обсуждение роли библиотек в обществе.

Работа Группы сосредоточена на следующих темах:

  • равенство доступа к библиотечным коллекциям и услугам;

  • растущий разрыв между информационно богатыми и информационно бедными как внутри конкретной страны, так и между странами;

  • реализация "права знать".

Этот обзор подготовлен на основе шести докладов, представленных на 64-ю Генеральную конференцию ИФЛА в Амстердаме (1998 г.), и комментариев участников первой встречи. (Доклады можно найти по адресу: www.ifla.org/VII/dg/srdg/pubs.htm). На этой встрече обсуждались следующие темы:

  • развитие сельских библиотек (К. Дасгупта —Kaplana Dasgupta, Индия);

  • грамотность в библиотеках (Дж. Андерсен — Josephine Andersen, Южная Африка);

  • платные библиотечные услуги (К. Абелснес — Kristine Abelsnes, Норвегия);

  • работа с кадрами (Д. Очолла — Dennis Ocholla, Южная Африка);

  • разрыв в электронной информации (А. Каган — Alfred Kagan, США);

  • библиотечное сотрудничество Север — Юг (И. Абдуллахи — Ismail Abdullahi, США).

Обычно, рассматривая информационно бедные или информационно богатые сообщества, имеют в виду либо противопоставление Севера Югу, т. е. богатых и бедных стран, либо разрыв между информационной элитой и обездоленными внутри отдельно взятой страны. Мы в своей работе находим общий подход.

В большей или меньшей степени информационный разрыв существует во всех странах. Например, в США (это в целом очень богатая страна) или в Южной Африке (большинство этой страны весьма бедные люди) богатство распределено в высшей степени неравномерно; созданы великолепные условия для одних и почти отсутствует информационное обеспечение для других. Мы считаем, что библиотеки и библиотечные ассоциации обязаны поднимать эти вопросы в любом контексте — национальном или локальном. Мы надеемся, что Профессиональное бюро ИФЛА одобрит нижеследующие рекомендации и предоставит административную и финансовую поддержку для реализации наших предложений.

Г-н Д. Очолла определяет пять категорий информационно обездоленных граждан:

1. Экономически отсталая часть населения развивающихся стран (Юг);

2. Сельское население, которое зачастую географически изолировано от остальных людей ввиду плохой работы средств связи и транспорта;

3. Люди. отсталые ввиду культурной или социальной обездоленности, например неграмотные, старшее поколение, женщины, дети;

4. Расовые, религиозные и другие мировоззренческие меньшинства;

5. Физически неполноценные.

Последующее обсуждение будет касаться в основном потребностей этих групп населения.

Развитие сельских библиотек (К. Дасгупта)

Наиболее ощутим информационный разрыв между богатыми горожанами и деревенскими жителями, как правило, безграмотными либо только что выучившими грамоту. Поскольку информация абсолютно необходима для любого развития, то сейчас следует ставить целью доставку информации в первую очередь тем, кому она необходима, в нужное время и в наиболее полном объеме. Например, в Индии сельские библиотеки помогают жителям понять историю их родины, деревенские традиции, методы обработки земли, сохранения здоровья, равно как и историю освободительного движения в стране. Разнообразие сельского населения должно учитываться при планировании соответствующих библиотечных услуг. Следует помнить и о таких местах обмена межличностной информацией, как рынки, места религиозных собраний и т. п.

Важно понять, каким образом сельское население использует информацию при освоении технических новинок или новых приемов. До открытия сельской библиотеки следует изучить следующие факторы: географическое положение деревни и ее окрестностей, образ жизни и средний уровень образования населения; физические, интеллектуальные и психологические потребности людей; доступность информационных ресурсов, инфраструктуру, позиции граждан в отношении образования.

Следует обратить особое внимание на женщин, студентов, молодежь, детей. Сельская библиотека может быть информационно-общественным центром и улучшить качество жизни в деревне. Местные власти должны иметь право открывать такие библиотеки.

Рекомендации. ИФЛА нужно разработать исследовательскую программу по развитию сельских библиотек в координации с национальными библиотечными учреждениями. Усилия должны быть сосредоточены на наделении местных властей правом обрабатывать соответствующую информацию с учетом весьма разнообразного сельского населения.

Грамотность и библиотеки (Дж. Андерсен)

Растущий информационный разрыв между наиболее высокообразованными людьми и безграмотными составляет предмет анализа г-жи Андерсен. Дело в том, что безграмотность зачастую идет нога в ногу с безработицей.

В Южной Африке 36% граждан неграмотны; эта проблема имеет исторические корни. В свое время премьер-министр Фервурд (1958—1966) говорил: "В сообществе европейцев нет места для туземзев банту за исключением весьма специфических видов работы". Получение образования и грамотность коренного населения рассматривались как угроза власти. Так было не только при режиме апартеида в Южной Африке, но и в период рабства в Америке.

Неграмотные люди зачастую вращаются в среде, неблагоприятной для получения образования. В то же время публичные библиотеки являются идеальным местом для занятий, могут создавать все необходимые условия для развития личности, получения образования даже в сельской местности без электричества. Поэтому библиотеки должны самым активным образом привлекаться к ликвидации безграмотности, к системе непрерывного образования (переподготовки). Методической основой обучения может служить предложенный г-ном П. Фрайром (Paulo Freire) революционный способ совместного решения проблем, развивающий критическое мышление и творчество; конкурентный метод усвоения больших массивов информации менее прогрессивен.

Рекомендации. ИФЛА должна поддерживать усилия библиотек и центров информации по ликвидации безграмотности, считая эту деятельность основной для библиотек; в курсы подготовки профессиональных библиотекарей следует ввести обучение методам ликвидации безграмотности.

Платные библиотечные услуги (К. Абелснес)

Манифест публичных библиотек ЮНЕСКО утверждает, что "услуги публичной библиотеки в принципе должны быть бесплатными". Это обеспечивается специальным законодательством, предписывающим финансирование библиотек как из национального, так и из местных бюджетов.

Библиотеки представляют собой существенный элемент любой долговременной национальной культурной, информационной и образовательной стратегии. Библиотечные услуги — общедоступный товар, а свободный доступ к нему — основа свободного демократического общества.

Финансируемые обществом библиотеки — это не бизнес, а политический инструмент. Однако существует конфликт между идеалами и экономической реальностью. Суть дела в том, что платные библиотечные услуги могут оказаться недоступными некоторым пользователям, но в то же время отказ от оплаты может привести к отмене некоторых видов услуг, доход от которых в свою очередь мог бы оказаться необходимым для финансирования ряда основных функций библиотеки.

Мы стремимся обеспечить равный доступ для всех, однако даже относительно небольшая плата внесет дискриминацию в ряды читателей, негативно отразившись на молодежи и детях. Богатые страны стремятся сохранить бесплатными основные библиотечные услуги и взимать плату за дополнительные услуги. Но, к сожалению, нет согласия в том, что считать основными услугами. То, что сегодня дорого, может оказаться дешевым завтра и то, что представляется чрезмерным сейчас, в ближайшем будущем станет базовым (штатным). Более того, опыт показывает, что, однажды назначив плату за какую-то услугу, намного легче продолжить эту практику, а не отменить. Довод, что доходы от платных услуг помогают поддержке базовых, не всегда оправдан: при неполном покрытии расходов платные услуги, наоборот, могут откачивать средства от выполнения основных услуг.

Информация не бесплатна, однако библиотекари могут сделать ее бесплатной для общества. Информация — это больше, чем просто товар; широкий доступ к ней делает людей сильнее, а значит, служит средством перераспределения богатства. Коммерческие поставщики информации имеют социальные обязательства перед обществом и перед публичными библиотеками. Отказ от бесплатных публичных библиотек в конечном счете приведет к их коммерциализации, потере политической поддержки в обществе и отказу от надежды обеспечить равный для всех доступ к информации.

Рекомендации. ИФЛА должна занять принципиальную позицию против взимания платы за широкий спектр основных услуг. ИФЛА следует оказывать поддержку публичным библиотекам в их переговорах с коммерческими поставщиками информации и добиваться приемлемых цен.

Работа с кадрами (Д. Очолла)

Г-н Очолла приводит взгляд Али Мазури на то, что Африка односторонне и неразумно заимствовала у Запада алчность без западного предпринимательского духа, капиталистический аппетит потребителя без творческой готовности рисковать. Точно также информационные центры заполнены современными технологическими системами, но никто не заботится о поддержании их в порядке. Поэтому вместо щедрого и бездумного расходования денег на западные товары и услуги лучше бы помочь информационно бедным категориям людей.

Университеты и их выпускники пугаются работы с неграмотными и бедными сельскими жителями, фактически сторонятся большей части населения, которая, естественно, рассматривает университеты как башни из слоновой кости. Нам следует привить дипломникам культуру обслуживания, научить их превращать информационно обедненных людей в потребителей информации, учитывая к тому же уязвимость малоимущих перед элитарными поставщиками информации.

Такого рода переориентация должна начинаться с отбора студентов, поступающих на библиотечно-информационные факультеты; надо шире внедрять практические занятия для выработки этичных приемов обслуживания, воспитания личной ответственности, готовности служить людям. Важно планировать и дальнейшую работу с выпускниками — переподготовку, семинары повышения квалификации и другие мероприятия, помогающие поддерживать обратную связь и вовремя пересматривать учебные программы.

Рекомендации. ИФЛА должна стимулировать школы библиотечно-информационных наук, занять социально ориентированную позицию, в том числе в активном продвижении этических норм обслуживания любых групп населения.

Разрыв в электронной информации (А. Каган)

Дакарская Декларация о Интернет в Африке (1997 г.) призывает к созданию культуры онлайновых коммуникаций и укреплению позиций африканских стран в глобальной информационной сети. Декларация — пример повсеместного стремления к получению электронного доступа к информации. Препятствиями к этому являются: низкое качество электроэнергии, плохая среда для работы компьютеров (пыль, влажность, жара), слабо развитая телекоммуникационная инфраструктура, недостаток квалифицированных кадров для обслуживания техники, большая доля неграмотного или полуграмотного населения, неразвитый обмен информацией между странами Африки, языковые барьеры, отсутствие национальной политики в области информации, невозможность по финансовым причинам обновить устаревшее оборудование. Может быть, в решении части этих проблем поможет использование солнечной энергии, микроволновых или спутниковых технологий.

В богатых странах наблюдается феноменальный рост власти корпораций в экономике, приватизации государственных функций, коммерциализация общественных функций. Бедным странам для получения помощи нужно соглашаться с программами структурной перестройки, разработанными Мировым Банком, инициировать приватизацию, девальвацию валюты, устранять торговые ограничения, сокращать субсидии и существенно уменьшать расходы на здравоохранение и образование. Иными словами, помощь приходит в обмен на обязательства действовать в европейских традициях. Тем самым корпорации навязывают свой образ мыслей, свои моральные ценности.

Транснациональные корпорации рассматривают информацию как товар, а не как общественное достояние. Компания Майкрософт контролирует рынок программ для персональных компьютеров и пытается контролировать содержание Интернет. Английский язык полностью доминирует в Интернет, а информация поставляется в основном европейскими или североамериканскими компаниями. Но и внутри богатых стран происходит расслоение: в США у 73% белых студентов имеются персональные компьютеры, а из их афроамериканских коллег — только у 32%.

Библиотеки призваны уравновесить доступ к электронной информации, и в этом направлении требуется более активная работа профессиональных ассоциаций.

Рекомендации. ИФЛА должна поддерживать формирование электронных ресурсов на местах, поддерживать и развивать программы обеспечения равного доступа к Интернет.

Кооперация Север — Юг в библиотечном деле (И. Абдуллахи)

Северные страны понимают необходимость и важность информации, однако на фоне общей интенсификации использования информационных ресурсов растет разрыв между богатыми и бедными. Между Севером и Югом нет существенной кооперации или разделения ресурсов.

В развивающихся странах, к сожалению, имеются серьезные проблемы в библиотечном деле: отсутствие национальных масштабов инфраструктуры, нехватка квалифицированных кадров, слабое использование существующих информационных ресурсов, неудовлетворительный доступ к информации местного производства, нехватка отечественной и зарубежной специальной литературы, слабое внедрение новых технологий. Более того, монополия государства зачастую гасит поток информации ввиду неразумной политики развития телекоммуникаций и нехватки ресурсов. Поскольку не все африканские политики понимают важность информации для национального развития, долг библиотекарей — просветить их на этот счет.

Рекомендации. ИФЛА должна в большей степени поддерживать распределение ресурсов между Севером и Югом, в том числе создание южных ответвлений информационных супермагистралей. Нужно исследовать потребности в образовании и переподготовке кадров в южных странах с тем, чтобы запланировать развитие соответствующей инфраструктуры. Следует поддерживать политику правительств, благоприятствующую развитию информационной инфраструктуры.

Библиотечные ассоциации и структуры ИФЛА

Первое открытое заседание Дискуссионной группы по социальной ответственности состоялось в Амстердаме 16 авг. 1998 г. Ряд комментариев и замечаний касались структуры ИФЛА и необходимости придать должное звучание вопросам социальной ответственности. Один из докладчиков признал, что Региональные секции ИФЛА оказались на задворках соответствующих структурных подразделений (в частности Дивизиона 8) этой международной организации, и отметил необходимость структурных
изменений.

В Региональных секциях Латинской Америки и стран Карибского бассейна обсуждались проблемы информационного разрыва; в то же время на конференциях Американской библиотечной ассоциации эти вопросы не рассматриваются.

Члены Дискуссионной группы договорились постараться привлечь внимание ИФЛА к вопросам социальной ответственности.

Рекомендации. ИФЛА должна пересмотреть свою структуру с тем, чтобы обеспечить адекватное рассмотрение проблем информационных разрывов. Следует от имени ИФЛА подготовить доклад с обзором мнений различных библиотечных ассоциаций по указанным проблемам.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России