Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 027.008.03

Фрезер К.

СПАРК: поддержка новых моделей
распространения знания

Доклад на Международной конференции Билефельд'2000 (7—9 февр. 2000 г., Германия).

Публикуется с любезного разрешения автора.

 

От редакции. Российское библиотечное сообщество, несмотря на отчаянную нехватку средств, не участвует в обсуждении способов снижения грабительских цен на научную периодику (зачастую стоимость годовой подписки на одно зарубежное периодическое издание сопоставима со стоимостью иномарки). Наши библиотеки, как правило, довольствуются полученными скидками или ждут, что за них кто-нибудь заплатит. Тем не менее информация о том, как думают и действуют наши зарубежные коллеги, также задыхающиеся в тисках безденежья, может оказаться полезной.

В переводе данного доклада сохранены английские наименования хорошо известных в нашей стране издательских фирм и научных журналов.

 

СПАРК — это международный союз библиотек и библиотечных организаций. Он представляет собой часть международного движения, нацеленного на трансформацию способов общения ученых. Конечной целью деятельности СПАРК является создание более эффективной и недорогой системы передачи знания. Мы предполагаем снизить стоимость доступа к информации за счет поддержки конкуренции в рыночной системе передачи знаний и внедрения новых технологий в процесс издания научных журналов.

Мы верим, что наши цели достижимы, поскольку знание — это не просто товар. Знание по праву должно принадлежать обществу в целом, а в более узком смысле — тем, кто его производит. Если люди, производящие новое знание, задумают изменить способ научного общения, ничто не сможет им помешать.

Сейчас в СПАРК входят 178 научных, университетских библиотек и научных учреждений. Большинство из них находится в Северной Америке, а также в Великобритании, Европе и Азии. Кроме того, с нами сотрудничают библиотечные ассоциации Северной Америки, Ирландии, Великобритании, Австралии и др.

СПАРК — это акроним английского названия организации Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition — SPARC (Коалиция научных публикаций и научных ресурсов), придуманный так, чтобы совпадать в произношении с английским словом spark — искра. Как известно, даже из небольшой искры может возгореться пламя и вызвать длинную цепь событий.

Действительно, сама коалиция очень невелика, чтобы непосредственно влиять на мировую экономику. Однако, если мы убедим других объединить наши усилия, то нам многое будет по плечу, и в этом смысле широкое сотрудничество всего научного сообщества жизненно важно для реализации наших целей.

Я бы хотел особо подчеркнуть тот факт, что библиотекари — основатели движения СПАРК — глубоко уважают издателей и их вклад в развитие знаний. Большинство издателей, в том числе издатели некоммерческих публикаций, производят продукцию отличного качества при разумной цене. Однако нельзя игнорировать тот факт, что некоторые коммерческие издатели поколебали веру в ценность научного опыта — и вовсе не потому что они какие-то особенно плохие, а потому, что они стремятся извлечь максимальные прибыли из этого бизнеса.

СПАРК собирается изменить систему научного издательства не потому, что издатели плохи, а потому, что система издания научной литературы плохо функционирует ввиду своей коммерциализованности. Эта система слишком дорогая и работает слишком медленно. Издатели ограничивают распространение нового знания, назначая немыслимые цены для потребителей научной информации, а также ограничивая использование знания в научных и образовательных целях.

Пришло время создать альтернативную издательскую модель, сконструированную учеными и для пользы науки.

 

Необходимость изменений

 

Многие научные учреждения более не могут позволить себе покупать информацию о научных результатах, полученных в их собственных стенах учеными и исследователями. Эти тенденции отражены в статистике Ассоциации научных библиотек (Северная Америка, www.arl.org/sparc)

 

Тенденции роста цен за 1986 — 1998 гг.

Продолжающиеся издания:

цена за один экз. +175%

расходы на подписку +152%

число выписанных наименований -7%

Монографии:

цена за один экз. +66%

расходы на подписку +33%

число закупленных наименований -25%

Индекс потребительских цен +49%

 

В течение 1986—1998 гг. издательская промышленность консолидировалась путем многочисленных слияний и приобретений: малые издательства были поглощены большими, а большие сливались в гигантские. Консолидированный рынок привел к утрате конкуренции и увеличению стоимости подписки даже при снижении цен на производство и распространение продукции.

Наиболее крупные издательства можно смело назвать империями: они контролируют огромные массивы информационных ресурсов, монополизировали некоторые предметные области; деятельность таких издательств выходит за национальные границы и оказывает заметное влияние на формирование международных законов в области права копирования (copyright); они богаты и продолжают наращивать свою мощь путем дальнейших приобретений.

Консолидация издательского дела сказывается на всех видах информационной продукции — книгах, журналах, базах данных. Однако наибольшую озабоченность научной общественности должен вызывать журнальный кризис. Многие люди, в том числе и ученые, абсолютно не осведомлены о том, как разорительно дороги стали научные журналы, публикуемые коммерческими издательствами. Узнав стоимость подписки, люди испытывают шок.

 

Таблица 1

 

Стоимость подписки на журналы в 1999 г.

Наименование

Издательство

Цена подписки
(в долларах США)

Nuclear Physics A + B

Elsevier

18 042

Brain Research

Elsevier

15 203

Jour. of Comparative Neurology

Wiley

13 900

Nuclear Instruments & Methods A + B

Elsevier

13 671

Surface Science Package Plan

Elsevier

13 227

Journal of Applied Polymer Science

Wiley

10 595

Biochimice et Biophisica Acta

Elsevier

10 569

Chemical Physical Letters

Elsevier

8 368

Mutation research

Elsevier

7 787

Thin Solid Films

Elsevier

7 742

Journal of Crystal Growth

Elsevier

7 545

Euro. Journal of Pharmacology

Elsevier

6 876

Journal of Electroanalytical Chenistry

Elsevier

6 871

Hydrobiologia

Kluwer

6 500

Gene

Elsevier

6 487

 

 

Стоимость годовой подписки — это только один из параметров оценки; можно также указать удельный параметр — стоимость одной журнальной страницы. Можно показать и стоимость пользования журналом в конкретной библиотеке — как частное от деления стоимости годовой подписки на число выдач данного наименования журнала за год. (Этот параметр можно назвать стоимостью одной книговыдачи.Ред.).

Таблица 2

 

Примеры высокой стоимости пользования журналами

в библиотеках университета штата Висконсин (Мэдисон), 1998/99 г.

 

Наименование журнала

Издательство

Стоимость пользования (в долларах США)

International review of Hydrology

Wiley

788

Medical Mycology

Blackwell

742

European Phusical Journal D

Springer

584

Composite Structures

Elsevier

449

Integral Equations and Operator Theory

Birkhauser

305

Journal of Risk Research

Routledge

303

Advances in Heat Transfer

Academic Press

275

Physics A

Elsevier

221

Mathematische Nachrichten

Wiley

220

Thermal Conductivity

Plenum

218

Prog. in Solid State Chemistry

Elsevier

144

Nuclear Engineering and Design

Elsevier

131

 

Конечно, не все журналы столь дорогостоящие; многие профессиональные научные общества печатают сравнительно недорогие издания (табл. 3).

Таблица 3

 

Примеры невысокой стоимости пользования журналами
в библиотеках университета штата Висконсин (Мэдисон), 1998/99 г.

 

Наименование журнала

Издательство

Стоимость пользования (в долларах США)

J. of Dairy Science

Am. Diary Sci. Assc.

0,14

J. of Am. Veterinary Med. Assc.

Am. Vet. Mad. Assc.

0,16

Chemical Engineering

McGraw-Hill

0,17

J. of Chemical Educatiom

Am. Chemical Soc.

0,25

Landscaoe Architecture

Am. Soc. Land Arch.

0,38

Conservation Biology

Blackwell Science

0,43

Technometrics

Am. Statistical Assc.

0,44

Applied Environm. Microbiology

Am. Soc. Microbiology

0,50

Ecology

Ecological Soc. Am.

0,55

Organic Synethses

Wiley

0,69

Nature

Macmillan

0,92

Geology

Geological Soc. Am.

0,99

 

 

В среднем коммерческие журналы примерно в 4 раза дороже журналов, печатаемых некоммерческими издателями. Действительно, наблюдается удивительная разница между наиболее дорогими коммерческими журналами и наиболее дешевыми бесприбыльными изданиями. Если считать в показателях удельной стоимости одной страницы, то цена коммерческого журнала может быть в 40 раз выше бесприбыльного, а в показателях стоимости пользования разница может быть в сотни раз.

 

Возможны ли радикальные изменения в научном издательстве?

 

Научные библиотеки не восприняли коммерциализацию научной и медицинской информации пассивно. Они использовали несколько разных методов установления контроля за растущими ценами. Отменялась подписка, совершенствовалась система межбиблиотечного абонемента и, что наиболее существенно, библиотеки объединялись в консорциумы для переговоров по лицензированию коллективного доступа. Европейские научные учреждения сейчас ведут переговоры с крупными издателями по получению национальных лицензий.

Названные методы хороши в снижении цен на короткий срок, однако суть проблемы от этого не меняется, особенно если коммерческий издатель сможет использовать полномасштабную национальную лицензию для усмирения альтернативных издателей и устранения конкуренции. Как только отдельные журнальные подписки будут заменены на единую лицензию доступа ко всем статьям в большой базе данных, научные учреждения не смогут сказать твердое нет возрастающим ценам.

Сейчас настал критический момент, или, используя английскую идиому, "turning point" — "поворотная точка", когда коллективные действия научного сообщества могут оказать существенное воздействие. Коммерческие издательства ослабили собственные позиции на рынке, установив несоразмерно высокие цены на свою продукцию. Например, сегодня на наиболее дорогие журналы насчитывается менее 500 подписчиков-учреждений и почти нет индивидуальных.

Сделав свои журналы безумно дорогими, коммерческие издатели тем самым предоставили новым конкурирующим с ними электронным журналам счастливый шанс установить контакты с мировым научным сообществом с помощью доступных цен.

Брендан Вайли в великолепной работе "Конкуренция в научном издательском деле? Что обнаружили прибыли издателей" ("Competition in Scholarly Publishing? What Publisher Profits Reveal" by Brendan J. Wyly. — Cornell University, ARL Report 200, October 1998. www.arl.org/newsltr/200/wyly.html) пишет о наиболее тревожном последствии коммерческого контроля за публикацией результатов научных исследований: "Наибольший ущерб научному сообществу наносит действующая система коммерческих научных изданий, она обрекает научные исследования на заведомое сужение аудитории, так как коммерческие издатели пытаются извлекать прибыль путем искусственно создаваемой труднодоступности публикаций, усиливаемой высокими ценами".

Наш ответ на вопрос: "Возможны ли радикальные реформы в научном издательстве?" — Да! Такая трансформация станет возможной, потому что мы верим в то, что потребители информации, особенно молодые, будут рады переменам и появлению альтернатив коммерческим журналам.

Доступность Интернет и других новых издательских технологий снизила стоимость вхождения в данный сектор рынка. И что важнее всего, все больше авторов и редакторов не удовлетворены существующей системой научных публикаций

 

Борьба СПАРК с монополиями

 

В 1994 г. сформирована специальная рабочая группа Ассоциации американских университетов. Ее задача — обсуждение элементов соревновательности и разумного ценообразования на рынке научных публикаций путем поддержки комбинированных действий в области электронных публикаций.

В 1998 г. группа специалистов организовала "круглый стол" по высшему образованию и рекомендовала применение методов конкуренции для создания более согласованного рынка в данной сфере.

Коалиция СПАРК возникла как орган коллективных действий сравнительно небольшого числа библиотекарей и издателей, готовых изменить систему научных публикаций. Было решено сконцентрироваться на проблемах выпуска научной, технической и медицинской литературы, т. е. на тех областях, где средняя цена журнала вдвое выше стоимости, например журнала по общественным наукам, и в пять раз — по гуманитарным наукам.

Мы уверены в том, что само существование СПАРК заставило коммерческих издателей быть скромнее в их политике ценообразования. Поскольку мы приветствуем снижение цен на информацию, мы хотели бы быть катализатором количественных изменений (стимулируя рыночную конкуренцию на основе появления новых наименований) и радикальных перемен в процессе развития электронных публикаций.

 

Партнеры СПАРК

 

СПАРК содействует сотрудничеству различных участников процесса научного общения. Мы разработали ряд разнообразных методов. Приведу несколько примеров.

Программа "Альтернативы СПАРК" (SPARC Alternatives) направлена на создание непосредственных рыночных аналогов дорогим медицинским и другим научным журналам. Первым нашим партнером стал журнал "Organic Chemistry Letters", публикуемый Американским химическим обществом — АХО (American Chemical Society). Для нас было весьма важным установить контакт с наиболее крупным в научном мире обществом.

Журналы по химии весьма дороги, АХО стремится реально изменить ситуацию путем выпуска недорогих высококачественных журналов, пользующихся большим спросом в библиотеках. Решимость АХО за три года создать три альтернативных журнала имеет принципиальное значение.

Дружественные отношения АХО с рядом выдающихся ученых-химиков явились существенным фактором, способствующим получению их статей и поддержке престижа издания. Журнал "Organic Letters" — достойный пример способности завоевать поддержку. В составе редколлегии 3 лауреата Нобелевской премии, 21 член Национальной академии наук. Журнал начал издаваться в июне 1997 г., к настоящему моменту опубликовал около 600 статей и аккумулировал значительный объем материала по наиболее актуальным исследованиям в этой области. "Organic Letters" отражает 65—70% материала, содержащегося в коммерческом издании, по вчетверо меньшей цене.

В качестве партнера Американского химического общества СПАРК помогает найти подписчиков на данный журнал, тем самым поддерживая его финансовое положение. Усилия СПАРК были хорошо восприняты рынком, и поэтому мы предполагаем перейти к выпуску второго совместного с АХО журнала — "Crystal Growth and Design". Опыт сотрудничества СПАРК с АХО продемонстрировал возможность поставки высококачественной журнальной продукции по низким ценам.

Журнал "Evolutionary Ecology Research" может служить еще одним примером эффективности программы сотрудничества СПАРК. Инициатор этого проекта — биолог д-р Розенцвейг (Michael Rosenzweig), университет Аризоны. В 1980-е гг. он основал и начал публиковать журнал, который затем без его согласия был несколько раз перепродан коммерческими организациями. В течение 12 лет цена подписки на журнал росла ежегодно на 19%. Д-р Розенцвейг и редколлегия решили бороться и в 1999 г. начали издавать собственный независимый журнал по цене, примерно втрое меньшей, чем у конкурента. За год новый журнал, несмотря на дешевизну и большой объем, стал самоокупаемым благодаря сотрудничеству с авторами и поддержке со стороны СПАРК в расширении подписки. Этот пример наглядно подтверждает возможности ученых изменить характер научных коммуникаций.

 

Новая модель коммуникаций

 

СПАРК поддерживает разработку и реализацию проектов технологических изменений процесса научного общения и проектов инновационных изменений в бизнес-модели распространения знания. Целью таких проектов должно быть создание надежных, эффективных путей распространения результатов научных исследований и создания качественного доступа к новой информации.

Издание журнала "Internet Journal of Chemistry" может быть образцом подобной модели коммуникации. Это инициатива независимой группы ученых-химиков, стремящихся создать в Интернет среду для научных публикаций. Реферируемый и доступный только в электронном формате "Internet Journal of Chemistry" демонстрирует способность Интернет обеспечивать публикацию материалов, доведение их до пользователя более эффективным, чем бумажная технология, способом. Технология позволяет снизить стоимость публикации и реализовать схему копирайта, более открытую для повторного научного использования.

Еще одна инновация СПАРК — совместное с Институтом физики Великобритании и Немецким физическим обществом издание реферируемого полностью электронного журнала "New Journal of Physics", доступного бесплатно через Интернет. Бизнес-модель предполагает оплату публикуемых статей самими авторами. Британское и Немецкое общества физиков поддерживают данную новую модель бесплатного доступа, исходя из понимания того, что старая, основанная на традиционной подписке модель имеет ряд недостатков. Сотрудничество со СПАРК поможет новому журналу обрести широкую поддержку.

 

Научные сообщества

 

Анализируя использование научной информации, полученной в электронной форме, можно наблюдать перемены в методиках, равно как и основные закономерности изменений. Ученые так или иначе оказываются привязанными к соответствующему порталу или шлюзу (или отправной точке), а не к какому-либо печатному журналу. Это новое онлайновое сообщество становится основным источником информации.

СПАРК старается найти пути полезного использования новых технологий, поэтому взял на себя лидирующую роль в создании коалиции BioOne — бесприбыльного сообщества научных журналов по биологии, экологии и охране окружающей среды. Эти журналы издаются небольшими научными обществами, входящими в Американский институт биологических наук — АИБН (American Institute of Biological Sciences — AIBS). Кроме СПАРК и АИБН в кооперации участвуют консорциум 12 крупнейших библиотек и издательство Аллен Пресс (Allen Press).

BioOne станет доступным через Интернет в 2001 г. и составит стратегическую альтернативу коммерческим объединениям.

Журналы, которые будут поставляться в системе BioOne, — самые качественные и самые недорогие в своей области; пока они доступны только в печатной форме, и для многих небогатых членов АИБН все-таки дороги. С помощью BioOne и при поддержке других библиотек малые научные общества получат возможность прорыва к электронным ресурсам. (Средняя цена годовой подписки для членов АИБН — 165 долларов, а подписка на коммерчески издаваемые журналы во много раз выше.)

Суть дела в том, что для выживания журналы должны обязательно иметь электронный вариант, — и BioOne предоставляет такую возможность. С точки зрения библиотек особенно важно, что указанные журналы не только сохранятся, но и будут играть все более заметную роль в создании конкурентоспособного и эффективного сектора рынка.

 

Гранты СПАРК научному сообществу

 

В октябре 1999 г. СПАРК объявил о выделении 519 тыс. долларов на поддержку трех проектов в области публикаций. Победители были выбраны на основе независимого экспертного рассмотрения и оценок с учетом совместимости с целями СПАРК, осуществимости бизнес-модели и плана, вероятности обеспечить финансовую самостоятельность.

Коротко о каждом из них.

Сjlumbia Earthscape — радикально новый продукт, разработанный пресс-центром Университета Коламбиа (Нью-Йорк). Он отражает отчеты о научных проектах, труды конференций, методические и учебные материалы для университетского пользования, кроме того, публикуется онлайновый журнал "Earth Affairs", цель которого — информирование студентов, широкой публики, политиков о современных проблемах воздействия на Землю, внутренней и международной политике по охране окружающей среды и других смежных проблемах.

eScholarship — новый вид обслуживания в электронной библиотеке Университа Калифорния. Цель данного проекта — поддержать инновации в научном общении, создавая экспериментальную инфраструктуру; на первом этапе будет разработана система электронных баз данных, а на втором — ряд систем обслуживания и научного общения.

MIT CogNet представляет собой отправную точку доступа в Интернет к познавательным наукам. Система разработана пресс-службой Массачусетского института технологии и будет интегрировать ряд ныне доступных онлайновых средств в единую рабочую среду, обеспечивающую доступ к самым точным и современным материалам в этой области. (Прототип данной системы можно найти по адресу http://cognet.mit.edu.)

Мы считаем, что названные новые проекты смогут продемонстрировать возможность формирования более качественных, недорогих и быстродействующих моделей научных коммуникаций.

 

Возрождение — не революция

 

Истинной целью деятельности СПАРК является не революция в издательском деле, а возрождение тех ценностей, которые всегда присутствовали в международном сообществе ученых и исследователей. Великий английский лексикограф Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson) сказал: "Только дурак будет писать, разве что за деньги". Но он был неправ. Большинство ученых и исследователей, включая самого Джонсона, всегда писали для того, чтобы быть прочитанными своими коллегами в надежде, что они вносят вклад в знания и открытия.

Именно в этом были цели эпохи Европейского Просвещения — части нашей общей культуры. Сегодня существует перспектива создания намного более демократичной информационной системы, открытой для мирового научного сообщества. Информационные технологии предоставляют нам средство для реализации нового способа общения.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России