Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки

УДК 025.11

Чачко А.С.

Маркетинговый подход как каталогизатор трансформации современной библиотеки

Предварительные итоги развития отечественного библиотековедения в конце XX столетия свидетельствуют об отсутствии согласия ученых относительно многих его фундаментальных положений. Несмотря на создание энциклопедического определения библиотековедения, размышления и публикации о его предмете, структуре, связях с иными общественными, гуманитарными и другими науками продолжаются. Хорошо это или плохо, логичны ли аргументы, обоснованы ли предложения оппонентов — предмет, требующий отдельного обсуждения.

Ясно одно: прежние обстоятельства изменились, представления существенно поколеблены, а новая социальная реальность пока не получила согласованной оценки (консенсуса) со стороны научного сообщества, что говорит о преждевременности смены парадигмы, ибо, как известно из теории научных революций, только согласие ученых принимается во внимание в этом деликатном вопросе. Более того, возникает не менее щекотливый вопрос об обоснованности незыблемой, казалось бы, структуры общего и частных библиотековедений.

В самом деле: происходит системная трансформация современной библиотеки, на прежней основе существенно обновляются и структура, и функции, и процессы, и технологии, и управления, и профессиональные ориентиры, и содержание образования. Мир нашей библиотеки столкнулся с реальным миром рыночной экономики, а на страницах специальных журналов продолжается неспешная полемика о недопустимости инородных понятий. В итоге оказалось, что перевести возникшую ситуацию на язык родных берез и осин, по существу помочь отечественным библиотекам, готовы вовсе не титаны общего библиотековедения. Хорошее знание отечественного и международного опыта, тесная связь с лучшими библиотечными коллективами и одновременно активное самообучение позволяют внедрять библиотечную экономику в новом варианте, библиотечный менеджмент как теорию управления в современной редакции, библиотечный маркетинг как комплексный метод введения инноваций в традиционную библиотеку.

Практически это означает разработку нового библиотековедения, изучающего библиотеку переходного периода. Особенно ценным это "реальное" библиотековедение можно считать потому, что его положения одновременно проверяются на практике, обобщаются и включаются в обучение будущих библиотекарей, помогают переподготовке действующих специалистов.

Мой взгляд и оценка — не позиция постороннего. Я заинтересованно участвую в обсуждении, создании и использовании указанных частнотеоретических дисциплин в учебном процессе и библиотечной практике, так как именно они непосредственно содействуют процессам преобразования библиотеки в условиях радикальных социальных изменений.

Нынешний переходный период (от монопольной коммунистической идеологии к множественности идей, от централизованной экономики к рыночным отношениям и предпринимательству, от интеллектуальной несвободы — к свободе взглядов и равному доступу к источникам информации) в социологии признан периодом трансформации. Это понятие распространяется как на общество в целом, так и на его институты, в том числе библиотеку. По содержанию трансформация в теории социальных изменений трактуется как совокупность процессов, происходящих на прежней основе с постепенным нарастанием элементов качественного обновления. В соответствии с этим определением трансформация не означает мгновенных революционных изменений, поскольку сохраняется прежняя основа, но одновременно — это и не самопроизвольный процесс, а такой, который предполагает участие человека: целеполагание, планирование, методику, организацию качественного обновления.

Очевидно, что эти положения применимы и к обновлению организации комплектования в новых условиях книгоиздания и книгораспространения, и к расширению сферы услуг в новых условиях финансирования, и к собственно обслуживанию читателей, которое ориентируется прежде всего не на использование имеющихся документов, а на удовлетворение запроса даже при их отсутствии. Таковы самые заметные изменения, на самом деле их больше и они значительно глубже. Профессионалы понимают: перемены, которые происходят в обществе и в библиотеке, столь радикальны, что не видеть их трудно, а не учитывать опасно.

В этих условиях первопроходцами стали те библиотековеды, которые активно работают в области маркетинга. Это — В.К. Клюев, автор целой библиотеки трудов — учебных пособий, словарей, рекомендаций, программ, курсов и всего того, чем мы с благодарностью пользуемся; И.М. Суслова и Е.М. Ястребова, которые путем дискуссий и развернутых выступлений в специальной печати сформировали новые профессиональные ориентиры работающих библиотекарей.

Сформированный в научных коллективах кафедр библиотековедения и документных ресурсов МГУКИ маркетинговый подход ассимилировал лучший опыт, существенно скорректированный с учетом социальных изменений и особых условий деятельности в них современной отечественной библиотеки. Есть все основания считать, что данный подход, раскрытый во многих публикациях и принятый нашей практикой, оказался по сути катализатором желаемых трансформаций, т.е. изменений в направлении, необходимом для улучшения обслуживания читателей. Он помогает видеть в качестве субъекта перемен коллектив реальной библиотеки, а не некую абстрактную ЦБС. Маркетинговый подход позволяет сосредоточиться на главных направлениях изменений, сконцентрировать и изыскать необходимые для этого силы и средства. Маркетинговая ориентация перевоспитывает профессиональное сознание работающих специалистов. Включенная в учебный процесс как свежий взгляд на библиотеку, она готовит новые кадры к реальной жизни. Наиболее важно и очевидно, что маркетинговая стратегия содействует ускорению обновления на всех участках современной библиотеки.

Кафедра библиотековедения Киевского Национального университета культуры и искусств (КНУКИ) с 1996 г. работает в тесном контакте с родственными кафедрами МГУКИ. В рамках плановой темы "Трансформация библиотечной науки, образования и профессии в демократической Украине" мы решаем практически те же или близкие проблемы учебного процесса и научной работы и поэтому с полным основанием оцениваем новое издание В.К. Клюева и Е.М. Ястребовой "Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой)" (М., ИПО "Профиздат". Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 1999) как актуальное, ожидаемое многими, полезное для библиотечной практики и образования.

Существует один аспект, который прежде не был предметом специального обсуждения, но всегда интересовал меня — отражение в концепции авторов их отношения к человеку. Попробую рассмотреть новое пособие с позиции "человеческого измерения" в библиотековедении, проще говоря, что оно дает той или иной группе читателей (пользователей).

В связи с этим целесообразно проанализировать словарь специальных терминов, в формулировании которых обычно четко проявляется авторская сверхзадача. Называю понятия, наиболее важные с точки зрения нашего подхода: анализ потребителя и анализ возможностей (библиотеки), выбор маркетинговых средств, демаркетинг, имидж, качественный маркетинг, коммуникация, маркетинг отдельных лиц, маркетинг услуг, маркетолог, некоммерческий маркетинг, ниша рынка, окружающая маркетинговая среда, ориентированный на потребителя маркетинг, поддерживающий маркетинг, потребитель, принципы маркетинга, противодействующий маркетинг, развивающий маркетинг, ресурсы, спрос.

Для пояснения кратко назову ключевые для меня слова и словосочетания в текстах приведенных определений: "изучение вкуса, мотивов, предпочтений"; "творческая управленческая деятельность"; "адаптация библиотек к имеющимся запросам конкретных групп"; "имидж, образ, формируемый качеством обслуживания и формирующий надежность репутации библиотеки"; "развитие обслуживания на более высоком, чем прежде, уровне качества"; "образ мышления" и "образ действия"; "мониторинг потенциальных потребителей возможных услуг"; "маркетинг знаменитостей" (в нашем мире); "самомаркетинг"; "противодействующий маркетинг, осуществляемый тогда, когда с точки зрения потребителя или общества спрос может считаться неразумным (иррациональным)".

Как видим, в словаре отражена не только "демократическая позиция авторов, но и стремление к развитию потребителей, и даже элементы педагогики.

Научный интерес и мое личное отношение к человеческому аспекту издания подтверждает, как мне кажется, важное значение пособия не только сегодня, но и в будущем. Фактически это — cтандарт (образец) комплексного изложения обобщающей учебной дисциплины для всех библиотечно-информационных и документно-управленческих специализаций.

Пособие написано на высоком теоретическом уровне, содержит новизну и в авторском изложении материала, и в создании научной терминологии предмета. Изложению присущ рефлексивный подход, что существенно повышает эмоциональное воздействие на читателя.

Пособие предполагает — и это реализовано уже в первом издании — широкий спектр использования не только в учебном процессе, но и в системе повышения квалификации, в практике библиотек. Оно обладает зарядом, формирующим тематику исследований и учебных курсов маркетинговой ориентации.

В диссертациях, защищенных в 1997—1999 гг. на кафедре библиотековедения КНУКИ (Е.О. Грозовской, О.В. Кашкаревой, Г.М. Сапрыкиным), а также в исследованиях О.В. Башун и А.С. Чачко, учебных материалах, научно-методических рекомендациях и программах не случайно часто цитируются и предлагаются для изучения работы В.К. Клюева, И.М. Сусловой, Е.М. Ястребовой. Они разработали не только концепцию маркетинга для отечественной библиотеки переходного периода, но и комплекс научных положений о ее трансформации в ответ на глубокие социальные изменения. Думется, что это вклад общетеоретического значения.


Copyright © 1995-2000 ГПНТБ России