Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


УДК 027.7

Балкова И.В.

Научные библиотеки и обслуживание студентов

Проводимые в последнее время реформы обусловили изменения и противоречия в системе высшего образования [1], которые, в свою очередь, вызвали лавинообразный поток студентов в библиотеки всех уровней, особенно - в универсальные научные. Учащаяся молодежь составляет от 25% до 50% читателей региональных библиотечных центров [2], 45 - в РГБ [3]. Мы наблюдаем общероссийскую тенденцию изменения читательской структуры.

Не является исключением и Национальная библиотека Чувашской Республики (НБ ЧР). Анализ состава ее читателей показал, что доля специалистов, неуклонно уменьшавшаяся на протяжении 10 лет, сейчас начала увеличиваться и достигла 30% (т.е. уровня 1987 г.). Число научных работников последние 10-13 лет оставалось стабильным (около 1%). Самая многочисленная группа пользователей НБ ЧР - студенты 16 чебоксарских вузов. По итогам 1999 г. их доля составила 35% (в 1986 г. - 24%), в то время как доля учащихся техникумов за тот же период - 7-8%, школьников - 3-4%. В совокупности учащаяся молодежь составляет около 47% всех читателей.

Из-за недостаточного уровня информационной культуры студентов на их обслуживание тратится значительная доля ресурсов, в то время как в соответствии со своими функциями НБ должна ориентироваться на читателей, участвующих в развитии национальной науки и культуры.

Как профессионального лидера библиотек республики НБ ЧР волнует вопрос: почему студенты предпочитают (а может быть, вынуждены) так часто посещать НБ ЧР, имеется ли запрашиваемая литература в библиотеках вузов? Чтобы привлечь внимание к проблемам читателей-студентов и регулирования читательских потоков. НБ ЧР выступила с инициативой провести межведомственный семинар-совещание "Организация библиотечного обслуживания студентов вузов г.Чебоксары: состояние и перспективы". Для участия были приглашены ректоры вузов, директора вузовских библиотек, заведующие отделами обслуживания и комплектования.

Для подготовки конструктивного разговора НБ ЧР провела локальное исследование с целью:

  • выявить вузы, студенты которых являются наиболее активными посетителями НБ;
  • определить характер их запросов по видам и периоду издания;
  • изучить возможности удовлетворения запросов на учебную литературу вузовскими библиотеками города.

Первоначальная гипотеза: в основном библиотеку посещают студенты недавно открытых вузов; доминирующий спрос - на учебники (особенно новые), которых нет ни в вузовских, ни в городских библиотеках.

Исследование проводилось в течение трех недель (с 12 января по 2 февраля). За этот период библиотеку посетили 19,1 тыс. человек, из них более 32% - студенты. Среди читателей проводилась большая разъяснительная работа, были оформлены объявления, даны образцы заполнения листков требований (необходимым условием было указание вуза). Устные требования не принимались. Почти 10 тыс. требований с отказами, собранные на абонементе, в исследовании также не участвовали. В результате собраны и проанализированы 15,1 тыс. бланков удовлетворенного спроса.
Основными пользователями НБ ЧР оказались студенты Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова - самого большого в городе вуза (46% требований). 20% требований предъявили студенты Чувашского государственного педагогического университета. Остальные 14 вузов (и крупные государственные, и недавно созданные) по количеству запрашиваемой их студентами литературы заняли достаточно скромные места - от 4,4 до 0,1%.

Исследование показало, что все-таки большинство заявок (56%) подавалось на дополнительную и научную литературу. Учебники и учебно-методические пособия составили 20% требований, газеты и журналы - 17%, художественная литература, входящая в программное чтение студентов филологических факультетов, - 5-6%.

Интересные данные выяснились при анализе спроса по годам изданий. Наиболее спрашиваемой оказалась литература 1990-1996 гг., затем - 1980-х гг. и далее - издания последних трех лет. Востребованы и источники 1970-х гг. Это говорит о недостаточной укомплектованности вузовских библиотек литературой первой половины 1990-х гг. - периода разрушения привычной системы книгораспространения. Многие вузы в то время только открывались и лакуны в их фондах вполне объяснимы. Кроме того, учебники начала 1990-х гг. отличаются обстоятельностью и доступностью изложения, что делает их популярными среди студентов.

Поскольку обеспечение учебной литературой входит в задачи учебного заведения, было решено выяснить наличие этой литературы в библиотеках вузов, для чего сотрудники НБ ЧР посетили 12 из них. Результаты сверки требований с каталогами дали серьезный материал для размышления. Например, из запрошенных в НБ ЧР учебников в фондах библиотеки кооперативного института имеются 97% (причем по 20-40 экз.), в педуниверситете - 70%, Чувашском университете - 63 %, Университете Поволжья - 63%, Чебоксарском филиале юридического института - 53%, институте туризма и сервиса - 48% (по 1-2 экз.), социальном университете - 44% (по 4-6 экз.), гуманитарно-экономическом институте - 37%, сельхозакадемии - 27%, технологической академии - 15%, открытом университете - 6% и в институте экономики и менеджмента - 4%.

Самый главный вывод из этих данных - учебная литература в библиотеках вузов имеется (по крайней мере, в половине из них). Тем не менее студенты продолжают обращаться в НБ не только из-за отсутствия в институтских библиотеках необходимых для учебы изданий, но и из-за наличия их в недостаточном количестве.

Немаловажную роль играет и расположение НБ ЧР в центре города, и удобный режим работы (с 8 до 20 часов), в то время как библиотеки многих вузов работают в будни до 19 часов, в субботу заканчивают обслуживание в 13-14 часов, а по воскресеньям закрыты (кроме периода сессий). Исключение составляют библиотеки кооперативного института и социального университета.

В результате НБ работает на пределе своих возможностей: время ожидания в очереди составляет 40-60 мин., читальные залы переполнены (особенно в период экзаменационных сессий, субботние и воскресные дни). Снижение оперативности и качества обслуживания вызывает недовольство ученых и специалистов с высшим образованием. НБ ЧР озабочена поиском и преодолением причин, делающих библиотеку непривлекательной для некоторых групп читателей. После проведения в 1999 г. маркетингового исследования "Национальная библиотека: какой ей быть?" внесены некоторые изменения в систему обслуживания - открыты зал для научных работников, центр правовой информации, расширены помещения специализированных отделов.

А как маркетинговое исследование соотносится с проведенным анализом запросов студентов? На вопрос: "Всегда ли Вы находите в НБ нужную Вам литературу?" 79% ответили "нет". Среди причин этого 37% указывают на недостаточность литературы по теме, 25% - на то, что книги заняты другими читателями. Таким образом, многие студенты лишены возможности обеспечить свой образовательный процесс и в вузе, и в НБ.

Повысить качество обслуживания студентов можно лишь при объединении усилий вузовских библиотек города и их взаимодействии с библиотеками других систем и ведомств, в первую очередь государственными. Этому и был посвящен упомянутый ранее семинар-совещание.

И.В. Балкова, зам. директора НБ ЧР, представила в докладе основные итоги проведенных исследований библиотечного обслуживания студентов и рассказала о мерах по укреплению ресурсов вузовских библиотек и предоставлению их фондов более широкому кругу пользователей, которые должны открыть возможность саморегуляции потока читателей, выбора ими той библиотеки, чьи фонды и условия обслуживания наиболее соответствуют их потребностям.

Л.В. Петрова (Чувашский государственный университет) подробно рассмотрела вопрос о библиотечном обеспечении учебного процесса в многопрофильном вуза-конгломерате, куда входят 8 институтов, 23 факультета, 124 кафедры, 4 филиала, 2 учебно-консультационных пункта, 21 районный центр довузовской подготовки, 3 региональных научно-образовательных центра, 2 гимназии, школа будущего инженера и школа искусств. Научная библиотека университета - одна из крупнейших в республике - ежегодно приобретает 40-50 тыс. экз. (4,5-5,5 тыс. названий) различных изданий, но этого недостаточно. Количество поступлений по сравнению с 1989 г. сократилось в 1,7 раза, растет число не обеспеченных литературой учебных дисциплин. Получается парадоксальная ситуация: с одной стороны, идет реформа высшего образования, обновление учебных планов, номенклатуры специальностей, с другой - именно в это время на содержание и развитие библиотек государство не выделяет средств. На первом месте среди источников комплектования находятся вузовские издания, на втором - дары, на третьем - подписка. Важно отметить, что библиотека университета - единственная в городе до сих пор выписывает реферативные журналы. Информационная поддержка учебного процесса осуществляется и через университетский центр Интернет. По мнению Л.В. Петровой, необходимо разработать республиканскую программу поддержки комплектования вузовских библиотек.

И.П. Ионова (Чувашский педагогический университет) рассказала о методах формирования информационной культуры студентов, ее составных частях.

Г.К. Герасимова (Чувашская сельскохозяйственная академия) осветила организацию работы библиотеки и обеспеченность учебного процесса информацией. За три года библиотека этого вуза получила 8 тыс. изданий, что составляет 2 книги на одного пользователя, книгообеспеченность - 63,3 (вместо оптимальной 100). На взгляд докладчика, вопрос комплектования стоит остро не только из-за финансовых затруднений, но и из-за отсутствия централизованной информации об издаваемой научно-методической литературе. Улучшению обеспеченности учебного процесса также должно способствовать взаимоиспользование библиотечных фондов через МБА.

Выступление Т.В. Галазиной о месте библиотеки кооперативного института в системе библиотек города вызвало большой интерес. Эта библиотека не только обслуживает студентов других вузов в научном читальном зале с максимальным комфортом за небольшую плату, но и собирает информацию о возможностях библиотек города и предоставляет ее читателям. Библиотека активно применяет компьютерные технологии: автоматизированы все рабочие места, 30 компьютеров используются студентами в информационном зале для работы с базами данных, 5 - в медиатеке, 9 - в электронном читальном зале. Имеется онлайновый доступ с компьютеров преподавателей к базам данных библиотеки, библиотечная страничка на сайте института в Интернете. С помощью электронной техники осуществляется и комплектование.

Т.В. Галазина считает, что при нынешних материальных возможностях вузовских библиотек сделать их открытыми для всех студентов города сегодня нереально, но использовать их потенциал в учебном процессе и научной работе необходимо. Платное обслуживание, сводные каталоги, договоренность о бесплатном МБА, создание корпоративной сети публичных и вузовских библиотек - все, что делается для пользы читателей, развития образования и науки, надо использовать.

Не остались в стороне от обсуждения общих вопросов заведующие библиотеками недавно открытых институтов. М.В. Сенькина осветила состояние и перспективы организации обслуживания студентов в Чебоксарском филиале Московского государственного социального университета. Е.Ф. Васильева (филиал Московского гуманитарно-экономического института) остановилась на проблемах создания библиотеки вуза-филиала, не свободного в выборе дисциплин и программы. Головной институт предлагает очень сложные темы работ для заочников, которые трудно обеспечить силами местной библиотеки. Не хватает литературы по таким дисциплинам как культурология, концепция современного естествознания, действия населения в чрезвычайных ситуациях. Предложено создать базу данных на дублетную литературу, имеющуюся в библиотеках разных систем и ведомств, для обмена и приобретения.

Р.М. Лизакова (Министерство культуры и по делам национальностей ЧР) познакомила участников совещания с проектом корпоративной сети публичных и вузовских библиотеках г. Чебоксары.

Зав. сектором редкой книги НБ ЧР Т.А. Николаева рассказала о работе по созданию сводного каталога дореволюционных изданий.

Все участники совещания однозначно подчеркнули, что развитие и реформирование системы образования влечет за собой усиление роли библиотеки вуза, повышение ее статуса как одного из главных подразделений, поддерживающих учебный процесс. В этих условиях чрезвычайно важными становятся скоординированные действия всех библиотек, их финансовый и ресурсный потенциал, повышение их активности. Поскольку выяснилось, что самым узким местом в организации обслуживания студентов является недостаточное комплектование библиотек вузов, высказано предложение о создании собственного центра книгоснабжения, приобретающего литературу по предварительным заявкам, причем с минимальной наценкой.

Завершилось совещание принятием итогового документа, в котором названы конкретные меры по дальнейшему совершенствованию и интеграции информационных ресурсов библиотек:

  • развивать координацию комплектования и взаимоиспользование библиотечных ресурсов города. С этой целью проводить исследования читательского спроса и информационных ресурсов библиотек. Усилить МБА и книгообмен на паритетных взаимовыгодных началах. Создать на базе библиотеки кооперативного института банк данных дублетных изданий и запросов библиотек на необходимую для докомплектования литературу;

  • координировать использование новых информационных технологий, программного обеспечения и коммуникативных форматов. Принять участие в проекте корпоративной сети публичных и вузовских библиотек г. Чебоксары;

  • пересмотреть режим работы вузовских библиотек в сторону обеспечения удобства основным пользователям;

  • расширить контингент пользователей вузовских библиотек путем предоставления фондов студентам других вузов. Информацию об услугах довести до других вузов;

  • головному центру вузовских библиотек (Научная библиотека Чувашского государственного университета) проработать вопросы об организации единой системы библиотек вузов города и создании центра (или акционерного общества) по комплектованию вузовских библиотек;

  • активизировать работу по созданию сводного каталога дореволюционных изданий;

  • проводить повседневную работу по повышению уровня информационной культуры пользователей библиотек.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каптерев А.И. Концепция информатизации университета // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы 6-й Междунар. конф. "Крым-99". Судак, 1999. Т.2. С.199.
2. Петрова Л.В. Региональная библиотека в динамике развития начала 1990-х гг. // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров: Сб. науч. тр. Вып.4. СПб., 1997. С.73.
3. Березина Н.Е. Современная читательская аудитория Российской государственной библиотеки // Мир библиотек сегодня: Науч.-инф. сб. 1998. Вып.2. С.58.
4. Кожевникова Л. Библиотечное обслуживание в изменившейся системе экономических отношений // Библиотековедение. 1999. № 3. С.55, 57, 59.
5. Глухова Л.В., Ялышева В.В. Роль публичных библиотек России в удовлетворении информационных запросов учащейся молодежи // Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: Тез. докл. междунар. науч. конф. (Москва, 27-28 апр. 1999 г.) / МГУК. М., 1999. Ч.1. С.89-90.
6. Осипова И.П. В центре внимания - читатель // Мир библиотек сегодня. 1998. Вып.1 (17). С.89.
7. Антимонова В.С. Библиотечное обслуживание студентов вузов города // Библиотечное дело на пороге XXI века: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. (Москва, 15-16 апр. 1998 г.) / МГУК. М., 1998. Ч.1. С.63-65.
8. Лосева Н.И. Создание единой библиотечной системы педагогических учебных заведений Московского комитета образования // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 10. С.25-27.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России