Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 02(470)(09)

Шапошников А.Е.

Новое учебно-методическое пособие

Новый труд К.И. Абрамова "История библиотечного дела в России" (М.: Либерея, 2000) охватывает хронологический период от зарождения русской государственности до октября 1917 г. и представляет собой учебно-методическое пособие, предназначенное для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков. Его основой послужило третье издание учебника К.И. Абрамова "История библиотечного дела в СССР" (М.: Книга, 1980), введение и первые 6 глав которого приблизительно соответствуют содержанию рецензируемой книги.

По сути дела новое учебно-методическое пособие К.И. Абрамова вполне может служить учебником для библиотечно-информационных факультетов высших учебных заведений, поскольку оно написано в соответствии с программой курса "История библиотечного дела в России и за рубежом" (1998 г.). Сопоставление данного издания с учебником "История библиотечного дела в СССР" позволит показать и оценить концептуальные изменения, отбор и дидактические особенности подачи фактического материала.

Рецензируемое пособие отвечает настоятельной необходимости коренного пересмотра существовавшей концепции истории библиотечного дела, отказа от устаревших методологических установок. Рассматривая методологические проблемы истории библиотечного дела (глава I), автор основывается на положениях Федерального закона "О библиотечном деле" (1994 г.), Конституции Российской Федерации и других документах, провозглашающих всеобщую доступность информационных и культурных ценностей. В полном соответствии с современными реалиями дается характеристика значения истории библиотечного дела, ее предмета и взаимосвязей с другими науками. Так, предмет истории библиотечного дела К.И. Абрамов видит в изучении закономерностей возникновения, развития и совершенствования библиотек, библиотечных систем, эволюции теорий и взглядов человечества на организацию общественного пользования книгами в прошлом и настоящем (разумеется, без знания настоящего не может быть и полноценного экскурса в историческое прошлое).

Краткий историографический обзор доведен до середины 1990-х гг. Принципиально важным представляется указание на необходимость широкого обращения к открытым в настоящее время архивно-документальным фондам и печатным источникам спецхранов. На мой взгляд, следовало бы упомянуть в историографическом обзоре сборники научных трудов "Чтение в дореволюционной России" (Рос. гос. б-ка. М. Вып. I. 1992; Вып. 2. 1995), "Русские библиотеки и их читатель / Из истории русской культуры эпохи феодализма/" (АН СССР. Науч. совет по комплексной проблеме "История мировой культуры", Б-ка; Под ред. В.Б. Пиотровского и С.П. Луппова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983). Вполне объяснимо отсутствие в историографическом обзоре недавно изданных книг - они просто не успели в него попасть. Среди них заслуживают внимание учебные пособия А.Н. Ванеева "Библиотековедение в России во второй половине XIX в." и "Развитие библиотековедческой мысли в России в начале XX века", выпущенные в С.-Петербурге, в 1999 г. Достойное место среди историко-библиотечных работ заняли сборники научных трудов "Из истории московских библиотек" (М.: Слово / SLOVO. Вып. I. 1996; Вып. 2. 1997).

Отбор фактического материала произведен К.И. Абрамовым с позиций, позволяющих составить достоверную картину наиболее важных событий истории библиотечного дела и на солидной фактографической основе уяснить закономерности развития библиотек. Автор далек от того, чтобы деформировать, перелицовывать историческое прошлое, отказываться от уже накопленного материала. В учебном пособии объективно оценивается деятельность декабристов, петрашевцев, революционных демократов, выступавших за радикальные преобразования в библиотечном деле. Не обойдены вниманием и участники социал-демократического движения. При этом автор признает, что политизация системы библиотечного обслуживания населения, наметившаяся в начале XX в., сковывала и ограничивала деятельность библиотек, чуждых в своей работе по пропаганде книги всякого рода политических, религиозных и иных идеологических тенденций и призванных распространять общечеловеческие достижения и ценности науки, культуры и просвещения.

Впечатляют сведения, говорящие о быстром росте числа научных, специальных и школьных библиотек в начале XX в., расширении сети публичных и народных библиотек, обслуживающих широкие слои российского общества. Во многом этот рост был обусловлен общественной инициативой. Впервые отмечено значение земств и городских дум как движущих сил в области библиотечного строительства. В показе разнообразных форм участия населения, всевозможных общественных и просветительных организаций, кооперативов, профсоюзов в создании библиотек видится одна из сильных сторон пособия, позволяющего полнее представить картину постановки библиотечного дела в России того времени.

На основе самостоятельных изысканий К.И. Абрамов приходит к выводу, что в дореволюционной России существовало более 200 тыс. библиотек самых различных типов и видов, что втрое превышает число библиотек (75 900) официально признанных советской статистикой. Таким образом разоблачен один из мифов, созданных из желания обосновать достижения и преимущества советского библиотечного дела перед библиотечным делом старой России.

Период Февральской революции 1917 г. в пособии К.И. Абрамова рассматривается как важный этап развития библиотечного дела в России, открывший дорогу демократическим реформам в деятельности библиотек (глава "Демократические преобразования библиотечного дела в период Февральской революции"). Автор отмечает, что важным достижением революции явилось пробуждение творческой инициативы народных масс, активизация их деятельности по созданию сети библиотек и читален. Эта глава не имеет аналога в учебнике "История библиотечного дела в СССР" и вместе с лекцией К.И. Абрамова на ту же тему, опубликованной в 1994 г., является крупным вкладом в исследование общественно-демократического движения в области библиотечного дела. Она как бы подводит итог освободительному направлению, борьбе с цензурными ограничениями деятельности библиотек, раскрывает современное значение демократического и прогрессивного опыта библиотечного строительства в период с февраля по октябрь 1917 г. Именно демократические меры Февральской революции, отвергнутые затем советской властью, могут помочь при осуществлении коренной реорганизации системы библиотечного обслуживания населения на современном этапе, созданию библиотечных обществ и союзов.

Все вышеперечисленное не исчерпывает новаторского содержания учебно-методического пособия К.И. Абрамова, которое существенно дополнено материалами, связанными с расширением международных библиотечных связей.

Должное внимание уделено образованию первых библиотечных объединений и проведению общероссийского библиотечного съезда. В учебном пособии впервые объективно показано положительное значение отечественного демократического библиотековедения.

Подавляющее большинство библиотековедов рассматривали библиотеку как институт надклассовый, беспартийный, придавали большое значение роли библиотеки в строительстве общечеловеческой культуры, закладывании фундамента для подготовки нации к демократии. Отход от этих установок после октября 1917 г. стал трагедией демократического библиотековедения в России (раскрытию этой трагедии посвящен доклад К.И. Абрамова в октябре 1999 г. на Третьей научной конференции "Библиотека в контексте истории").

В рецензиях на предыдущие учебники К.И. Абрамова отмечалось, что они написаны на уровне исторической монографии. То же самое можно сказать и о данном издании, однако в нем монографический характер изложения сочетается с ярко выраженной дидактической направленностью.

Учебно-методическое пособие по сравнению с учебником приобрело большую компактность (в основном достигнутую исключением идеологических наслоений, сокращением материалов, генетически обусловленных историей КПСС). Введены новые примеры, тщательно отобран список рекомендуемой литературы (из него исключены морально устаревшие издания). Пересмотрена хронологическая таблица (более компактно представлены факты, относящиеся к деятельности нелегальных библиотек, отмечено издание книги Л.Б. Хавкиной "Библиотеки, их организация и техника. Руководство по библиотековедению", подробно освещены события 1917 г. и др.).

Пособие отличается четкой структурой, стройностью и последовательностью в изложении материала. Почти в каждой главе предусмотрены разделы для характеристики библиотечной политики и законодательства в области библиотечного дела, видов библиотек, рассмотрены становление библиотековедения и международные библиотечные связи. Выделены персональные гнезда, позволяющие сконцентрировать внимание на таких выдающихся деятелях дореволюционного периода, как И.А. Крылов, Н.И. Лобачевский, В.И. Собольщиков, В.В. Стасов, Л.Б. Хавкина, А.А. Покровский, Н.А. Рубакин. Все это должно облегчить использование пособия в учебных целях и в качестве справочного материала.

Главное отличие учебно-методического пособия К.И. Абрамова от учебника "История библиотечного дела в СССР" состоит в глубоком концептуальном переосмыслении развития библиотечного дела в дореволюционной России, выдвижении на первый план идеалов демократического библиотековедения, признании того, что библиотека должна закладывать фундамент общечеловеческой культуры. Сохраняя преемственность в освещении основных этапов развития библиотечного дела в России, пособие одновременно является значительным шагом вперед на пути ликвидации "белых пятен" в истории библиотечного дела, открывает перспективы для ее углубленной разработки.

Учебно-методическое пособие, как явствует из предисловия, составляет первую часть (на титульном листе книги это не обозначено) уже завершенного и готовящегося к изданию труда, в котором изложение материала доведено до 1995 г. После выхода в свет второй части можно будет говорить о создании К.И. Абрамовым новой парадигмы историко-библиотечного мышления, предусматривающей объективный исторический подход к оценке всего достигнутого в области библиотечного дела в нашей стране.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России