Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


ЮБИЛЕИ

УДК 026:656.2

Гордиенко Т.Н.

Дорожный информационно-библиотечный центр
Восточно-Сибирской железной дороги

В конце февраля 1901 г. Управление Забайкальской железной дороги (ныне Восточно-Сибирская) организовало в Иркутске библиотеку. В те годы это было значительным событием в жизни города, его освещали все местные газеты.

В то время к железной дороге было особое отношение — ведь с приходом первого поезда в Иркутск (16 августа 1898 г.) началось интенсивное развитие всех сфер жизни Иркутской губернии.

В 2001 г. отмечается столетие окончания основных работ по строительству Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) и столетие Дорожной научно-технической библиотеки (ДНТБ).

Создание библиотеки было продиктовано необходимостью обучения вновь принимаемых работников, повышения профессионального уровня инженеров и служащих ВСЖД; а без книг, журналов, газет, инструкций, методических, регламентирующих и других документов это осуществить невозможно.

Первоначальный фонд ДНТБ составлял 261 название изданий 146 авторов (всего 642 экземпляра) и 19 наименований газет и журналов. Ежегодно на нужды библиотеки выделялось 1 300 руб.

Сегодня ДНТБ насчитывает более 700 тыс. книг и выписывает около 200 наименований журналов и газет. Собран уникальный фонд литературы не только по железнодорожному транспорту, но и по экономике, политике, праву, технике, естественным наукам, краеведению и др.

Бесценны самые первые книги, поступившие в библиотеку 100 лет назад — издания XIX и начала XX вв. На многих книгах сохранилась следующая  памятка: «Книги Центральной Библиотеки собраны усилиями служащих Забайкальской ж.д. с помощью казны и составляют общественную собственность…».

Традиция дарения книг сохранилась и по сей день. Так, в 2000 г. фонд ДНТБ пополнился книгами старейшего работника дороги Б.Г. Джаши (65 экз.). Бывший начальник ВСЖД Г.П. Комаров при
переводе на Октябрьскую железную дорогу преподнес в дар ДНТБ 80 книг, большая часть которых поступила в фонд ценных и редких изданий.

ДНТБ прошла тернистый путь реорганизаций, реструктуризаций, сокращений и других перемен. Но при всем том надо отдать должное руководству ВСЖД, у которого ни при каких обстоятельствах не возникало и мысли о ликвидации библиотеки, в отличие от других предприятий города и области. Более того, в сентябре 2000 г. отметила новоселье техническая библиотека на станции Иркутск-пассажирский, расположившаяся в капитально отремонтированном здании.

В настоящее время в распоряжении ВСЖД вместе с головной ДНТБ 22 технические библиотеки и сеть профсоюзных библиотек на Северобайкальском участке.

В 1991 г. в библиотечной системе ВСЖД произошла реорганизация: технические и профсоюзные библиотеки объединены в единую систему ДНТБ (кроме Северобайкальского отделения ВСЖД, где по просьбам трудящихся сохранены профсоюзные библиотеки, созданные во время строительства Байкало-Амурской магистрали и оставшиеся чуть ли не единственными очагами культуры на северном отдаленном участке дороги). Обладая универсальными фондами, библиотеки ВСЖД обслуживают не только специалистов, но и семьи железнодорожников, пенсионеров и студентов.

Библиотекари работают очень много и напряженно, хотя количество сотрудников ограничено (на одну библиотеку в среднем приходится 1,6 штатных единицы). На предприятиях они проводят дни специалистов и дни информации, доводят до специалистов оперативную информацию, знакомят железнодорожников с новыми поступлениями, участвуют во всех мероприятиях ВСЖД (школах передового опыта, конференциях, семинарах, совещаниях, научно-технических советах и т.п.). Руководители предприятий, ведущие специалисты, рационализаторы обслуживаются в регионах индивидуального и группового информирования: в 2000 г. разосланы 2 229 оповещений, выполнена 2 941 библиографическая справка, совместно с инженерами НТИ изданы 26 тематических подборок, обслужены 31 330 читателей, выданы 573 894 документа.

По цифровым показателям трудно оценить качество и значимость работы библиотек ВСЖД, но уже тот факт, что ни одно крупное мероприятие не обходится без участия их сотрудников, говорит сам за себя.

При подготовке и выпуске всевозможных изданий, научных трудов, написании диссертаций, лекций, докладов, курсовых и дипломных работ используются фонды библиотек ВСЖД, пополнять которые с каждым годом все сложнее из-за роста цен на книги и журналы.

До 1994 г. на ВСЖД параллельно с ДНТБ действовал Дорожный центр научно-технической информации (ДЦНТИ). Входившие в его состав кабинеты НТИ обеспечивали руководителей и специалистов ВСЖД документами научно-технической информации.

В 1994 г. ДЦНТИ и ДНТБ объединены в Дорожный информационно-библиотечный центр (ДИБЦ) в целях экономии средств на содержание этих двух информационных структур, во многом дублирующих свою деятельность. Затем после ликвидации отделений ВСЖД были закрыты и кабинеты НТИ, которые являлись связующими звеньями между предприятиями ВСЖД и центром НТИ, а их функции частично были переданы линейным техническим библиотекам и отраслевым инженерам отдела НТИ ДИБЦ.

Структура ДИБЦ дала возможность более качественно и оперативно осуществлять информационную деятельность, позволила создать на ВСЖД единый справочно-информационный фонд. Специалисты-железнодорожники могут пользоваться автоматизированным банком данных НТИ, книжным фондом библиотеки, просматривать фото- и видеоматериалы; все вышеперечисленное сосредоточено в одном месте, что позволяет комплексно и оперативно обслуживать пользователей.

При выполнении справок, запросов, любого задания используются все возможности ДИБЦ: электронная почта, телефон, факс, современная компьютерная техника, фото- и видеоматериалы, печатно-множительное оборудование.

ДИБЦ прямо подчиняется главному инженеру ВСЖД. Курирующие органы — Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований Министерства путей сообщения (ЦНИИТЭИ МПС) и ЦНТБ МПС.

На совещании руководителей отраслевой системы НТИ, состоявшемся 23 — 25 авг. 1999 г. в ЦНИИТЭИ МПС, зам. министра МПС А.С. Мишарин поставил конкретные задачи перед органами НТИ: «Для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг необходимо внедрять новейшие технические разработки на базе современных средств автоматизации и информатизации. Основные направления, по которым сегодня должны работать органы НТИ — создание нового подвижного состава, программа информатизации отрасли, программа ресурсосбережения, программа средств диагностики, программа финансирования, программа безопасности.

Мы испытываем недостаток в информации, не знаем, что делается в соседних отраслях, зарубежных странах, на предприятиях, которые поставляют какую-то продукцию, технику и т.д. Здесь у нас колоссальный резерв на стыке с предприятиями.

Необходима выверенная информация при формировании НИОКР, она должна основываться на новых разработках.

Необходимо поднять уровень выставок, участие в которых должно быть с различной целью: рекламой, пропагандой той продукции, которая необходима, поднятие престижа отрасли. Участие в международных выставках, конференциях необходимо.

Необходимо выстроить систему НТИ по модели: работа отрасли — дороги — предприятия. Подготовка информационного материала: необходимо выделять важное, главное. Бумаги много, а человек не способен перерабатывать столько информации. Надо искать другие формы, информация должна быть краткой, емкой, своевременной, достоверной, наглядной. Информация должна быть представлена в электронном виде…».

ДИБЦ положил эти тезисы в основу своей информационной деятельности: с 1999 г. осуществляется программа автоматизации информационно-библиотечных процессов, утвержденная главным инженером ВСЖД; в настоящее время интенсивно автоматизируются информационные технологии.

С 1992 г. в отделе НТИ работает автоматизированная система научно-технической информации, которая до недавнего времени обслуживалась одним инженером по НТИ. Сейчас каждый отраслевой инженер (в отделе 6 человек) имеет персональный компьютер и информация обрабатывается в автоматизированном режиме. Инженеры обучаются работе по  программе АСНТИ и в скором времени смогут передавать информацию по дорожной сети в электронном виде.

В 2000 г. в отделе НТИ внедрены еще две автоматизированные системы, разработанные в ЦНИИТЭИ МПС: автоматизированная фактографическая информационно-поисковая система «Транспорт» для базы данных «Технико-экономические показатели» (в операционной среде MS Windows NT) и «Отраслевой банк данных НИОКР» (сетевой режим, технология клиент-сервер). Работе с этими системами обучены все отраслевые инженеры, что существенно активизировало информационное обеспечение специалистов железнодорожного транспорта.

Информационные возможности ДИБЦ значительно расширил доступ в Интернет. Именно с его помощью оперативно проведен поиск по диагностическому оборудованию, применяемому в мировой практике на железнодорожном транспорте.

В настоящее время на основе опыта ГПНТБ России и рекомендаций ЦНТБ МПС в ДИБЦ внедряется интегрированная библиотечно-информационная система. В ДНТБ выделены три компьютера — главному библиографу и работникам отдела научной обработки и комплектования. Началось компьютерное оснащение линейных филиалов ДИБЦ (компьютерную технику уже получили три опорных филиала на станциях Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ и Тайшет).

ДИБЦ выполняет тематические запросы по определенной проблеме, фактографические запросы адресно-библиографические запросы о наличии документа и его местонахождении. Источники информации: справочно-информационный фонд ДИБЦ (более 67 тыс. документов); автоматизированный банк данных НТИ (свыше 80 тыс. документов); фонды технических библиотек ВСЖД (около 790 тыс. печатных изданий); информационные фонды Центра научно-технической информации и научно-технических библиотек Иркутска, ЦНИИТЭИ МПС, ЦНТБ МПС (в соответствии с заключенными договорами).


Система
информационного обеспечения специалистов
на Восточно-Сибирской железной дороге

В ежемесячные планы работы ДИБЦ включены мероприятия оперативно-информационного обеспечения задач и проблем, которые обсуждаются на докладах, селекторных совещаниях у начальника ВСЖД и планерках у главного инженера ВСЖД. Таким образом формируются и тематические подборки, и другие виды подачи информации.

В ДИБЦ используются разные формы информационного обеспечения специалистов, но особенно популярны тематические подборки (ТП) благодаря их оперативности, актуальности и новизне, что помогает решать многие производственные проблемы. При составлении ТП используются все информационные ресурсы: издания ЦНИИТЭИ МПС, ЦНТБ МПС, информационные листки и информационные карты, знакомящие с передовым производственным опытом сети дорог, периодические издания НТИ, реферативные и научно-технические сборники, АСНТИ. ТП распространяются по службам, предприятиям и филиалам ДИБЦ. Много запросов на ТП поступает от других железных дорог, большим спросом они пользуются у студентов-железнодорожников.

Особенно широко используют ТП в своей информационной деятельности линейные филиалы ДИБЦ, которые работают непосредственно с предприятиями. В условиях недостаточного комплектования научно-технической литературой ТП являются большим подспорьем в повышении профессионального уровня железнодорожников, внедрении передового опыта и новых технологий в производство. Из поступающей свежей научно-технической информации линейные филиалы сами формируют «кольцевые папки» для специалистов предприятий.

Во всех технических библиотеках ВСЖД ведется групповое и индивидуальное информирование; при работе со службами и предприятиями используется система избирательного распространения информации; готовятся списки новых поступлений, а для руководства — оперативный обзор периодической печати; организуются школы передового опыта, семинары, конференции, выставки и т.д.

Инженерные и библиотечные работники ДИБЦ объединяют свои усилия в информационной деятельности. Ежегодно на базе опорных филиалов проходят совещания-семинары с участием главных инженеров предприятий, технических экспертов и информаторов, посвященные внедрению новшеств, техническим проблемам, улучшению работы по обмену НТИ, стабилизации обратной связи «предприятие — отдел НТИ ДИБЦ». В начале года составляется и утверждается график выезда специалистов ДИБЦ на линейные предприятия с целью улучшения информационного обеспечения и оказания методической и практической помощи заведующим филиалов ДИБЦ и техническим информаторам предприятий.

Подобная организация работы дает хорошие результаты — заметно растут показатели информационной деятельности ДИБЦ, опыт ВСЖД пользуется все большим спросом на других железных дорогах.


Copyright © 1995-2001 ГПНТБ России