Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Электронные библиотеки:
проблемы и решения

 

От редакции. Помещенная далее статья подготовлена нашим голландским коллегой Гансом Роесом по материалам его выступления на конференции "Билефельд-2002" (см. "Науч. и техн. б-ки", 2002, № 7. С. 89-95) и впервые опубликована в журнале "Электронные библиотеки" (Hans Roes. Digital Libraries and Education. Trends and Opportunities. – D-Lib Magazine. 2001, V. 7, N 7/8).

В нашем сборнике статья публикуется с любезного разрешения автора, с небольшими сокращениями.

 

УДК 025:65.011.56+37

Роес Г.

Электронные библиотеки и образование:
возможности и перспективы

Эта статья обобщает результаты педагогической работы, выполненной в Университете г. Тилбурга, в Открытом университете Голландии и Университете по профессиональному образованию (г. Амстердам).

Мы попытались выявить стратегические вопросы, возникающие в том случае, когда библиотеки стремятся занимать более активную позицию в процессе образования, основанном на широком использовании информационно-коммуникационных технологий.

Вначале рассмотрим те изменения, которые происходят в системе высшего образования.

 

Изменения в системе высшего образования

Вне всякого сомнения, в системе высшего образования происходят глубокие изменения. Они давно назрели и обусловлены как потребностями самой системы, так и переменами в обществе, которое все более и более полагается на информационно-коммуникационные технологии, существенным образом влияющие на экономику в целом. Оба фактора, инициирующие перемены, ставят проблемы, которые приходится решать работникам высшей школы.

В этой статье приведены результаты исследования американской системы высшего образования, выполненные К. Твиг и М. Милоф (Carol Twig and Michael Miloff. The global learning infrastructure, in Don Tapscott, Alex Lowry and David Ticoll. Blueprint to the digital economy. McGraw-Hill, 1998). Их наблюдения и выводы во многом справедливы и для европейской системы.

Сопоставляя тенденции и технологические разработки, К. Твиг и М. Милоф пришли к выводу о формировании в настоящее время так называемой глобальной образовательной инфраструктуры, в которой роль и положение школ и университетов изменятся кардинально.

Какие же изменения наблюдаются в настоящее время?

Непрерывно растет число студентов. Все разнообразнее становится состав студенческой аудитории за счет более широкого вовлечения женщин, лиц старшего возраста, представителей национальных меньшинств и т.п. Разнообразие студентов означает совершенно различную их исходную подготовку.

Расширяется практика совмещения учебы и работы, что влечет необходимость более гибко строить учебный процесс и не считать территорию университета или школьного здания единственно возможным местом проведения занятий.

В целом можно говорить о наметившейся общественной тенденции всеобщего участия в процессе непрерывного образования.

Непрерывное образование диктует необходимость создания методик обучения студентов навыкам самостоятельной работы. Полученные знания очень быстро устаревают, особенно в том случае, если экономические вопросы тесно увязаны с обработкой информации; поэтому специалисты по информатике вынуждены регулярно повышать квалификацию.

Из-за разнообразия в исходной подготовке студентов приходится заниматься соответствующей адаптацией способов и методов обучения, готовить учебные материалы для самых различных аудиторий. Учреждения высшей школы в течение долгого времени являлись монополистами в предоставлении возможностей для образования, однако сейчас частные компании, государственные и общественные организации накопили достаточный запас знаний и опыта, пригодных для использования в процессе обучения – как для "собственного употребления" (так называемое управление знаниями), так и для обучения студентов "со стороны".

Система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски более эффективных и экономных технологий обучения всегда актуальны.

Поведение студентов во все возрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают иметь возможность выбора, в данном случае – того учреждения, в котором они хотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к одному единственному образовательному учреждению, как это было ранее.

Преподавательский состав также отличается высокой подвижностью; педагоги намного легче чем прежде меняют место работы.

Современная система образования приводит к очень большому "отсеву" учащихся.

Часть проблем, обусловленных вышеназванными факторами, может быть решена с помощью информационно-коммуникационных технологий:

  • курсовые материалы можно пересылать через Интернет в любое время и по любому адресу;

  • доступ к Интернету из дома или с места работы имеет все возрастающее количество студентов, а стоимость пользования Интернетом постоянно снижается;

  • количество информации, размещенной в сети, постоянно увеличивается; поисковые машины обеспечивают доступность этой информации, а программное обеспечение – возможность либо синхронной, либо асинхронной работы с преподавателем, находящимся в любой точке Земли;

  • имеются хорошо отработанные технологии проведения быстрых и недорогих исследований рынка через Интернет, которые могут быть использованы для создания системы непрерывного контроля прохождения студентом курса обучения.

Не исключается и возможность глобальной конкуренции в проведении образовательного процесса между учреждениями высшей школы всего мира. Нечто подобное уже наблюдается в секторе присвоения степени магистра бизнес-администрации. Можно также предположить конкуренцию среди поставщиков информации для высшей школы, имея в виду, что библиотеки, пожалуй, утратят монополию даже в сфере поставки информации в вышестоящую организацию (например университет). Примером подобной конкуренции может служить компания Questia Media, выпускающая электронные книги.

Отличительными чертами формирующейся глобальной инфраструктуры обучения будут:

  • ориентация на нужды и потребности студента;

  • интерактивный и динамичный характер процесса получения образования;

  • создание предпосылок групповой (командной) работы по конкретным проблемам;

  • предоставление студентам права самостоятельного выбора наиболее подходящей для них модели обучения;

  • повышенное внимание к компетентности, например к информационной грамотности, необходимой для поддержки мотивации системы непрерывного образования.

Все вышеприведенные элементы объединяет общая позиция, а именно признание того, что будущие системы обучения станут более активными, роль студента в выборе собственной цели получения образования и способов обучения значительно возрастет.

Активное обучение означает, что студенты уже не ограничиваются теми ресурсами, которые им выдают инструкторы, но и сами проводят поиск нужных им материалов, чтобы научиться самостоятельно решать возникающие вопросы и постепенно вырабатывать квалификационные навыки.

Поскольку единственным смыслом существования библиотек в университетах или других учреждениях высшей школы является поддержка исследований и обучения, то вполне уместна постановка вопроса, как библиотеки смогут трансформироваться, чтобы соответствовать переменам, происходящим в системе образования.

В ходе исследований, выполненных при подготовке стратегического плана развития библиотек Университета по профессиональному образованию, определены пять основных, стратегических направлений библиотечной работы, которые могли бы повысить качество библиотечного обслуживания:

  • электронные библиотеки и среда электронного обучения;

  • электронные зачетные книжки;

  • информационная грамотность;

  • создание предпосылок для групповой (командной) работы по конкретным проблемам;

  • соотношение между традиционной и электронной (виртуальной) средой обучения.

 

Электронные библиотеки и среда электронного обучения

Электронные библиотеки кажутся, нет – являются естественным элементом среды электронного образования. Они могут интегрировать свободно доступную сетевую информацию с более формальной электронной литературой, доступ к которой осуществляется через процедуру лицензирования. Такого рода лицензии заменяют привычную нам технологию комплектования библиотечных фондов.

Электронные библиотеки помогают студентам экономить время на получение нужной им литературы, что особенно важно в режимах активного обучения. Напомним, что электронные библиотеки функционируют круглые сутки без выходных и доступны из любой точки земного шара – а это удобно как студентам дневных отделений, так и заочникам или вечерникам.

За последние 10 лет многое сделано для приспособления электронных библиотек под нужды современного образования. Главный вопрос: сохранится ли тенденция развития активных методов образования, станет ли такая технология нормой? Большинство сегодняшних курсов построено по "линейной", последовательной методике, при которой студенты продвигаются от одной темы к другой или внутри какой-либо темы в заранее определенном порядке, а оценка качества студенческой работы слишком часто зависит от того, отклоняется студент от рекомендаций преподавателя или нет.

Здесь можно отметить два подхода. Первый, характерный для некоторых проектов, выполняемых в Великобритании (INSPIRAL, ResIDE), за отправную точку принимает потребности конкретного курса. Например, в научном проекте INSPIRAL исследуются вопросы установления функциональной связи между виртуальной (электронной) обучающей средой и электронными библиотеками. Рассматриваются технические, институциональные проблемы и вопросы обслуживания, анализируются потребности преподавательского состава и управленцев.

Проект INSPIRAL исходит из потребностей преподавательского состава, занятого разработкой материалов для электронной обучающей среды, причем изучается возможная помощь в этом деле со стороны электронных библиотек. Такой же подход просматривается и в проекте ResIDE, который концентрируется на преподавателях и учебно-методических материалах. Эти модели в чем-то аналогичны задачам, стоящим перед справочно-библиографическими отделами библиотек.

Несколько иной подход в проектах, выполняемых в США. Здесь роль электронной библиотеки просматривается в более общем виде – лишь как поддержка в процессе формирования электронной среды, а основное внимание концентрируется на самих методических и учебных материалах. Примером может служить созданная Национальным советом по науке Национальная электронная библиотека по обучению науке и технике, математике, машиностроению, технологии, где предполагается собрать воедино все обучающие материалы для всех видов обучения – от средней школы до вузов и системы непрерывного образования. Все это будет собрано в одной библиотеке и предназначено для всей страны, а быть может, и для зарубежной аудитории.

Такой глобальный подход типичен для стиля работы Национального совета по науке. Однако для библиотек и библиотекарей такой подход может оказаться угрозой их существованию. Я считаю, что независимо от принятой модели развития всегда останется потребность во взаимодействии библиотечного персонала с преподавателями, особенно при подборе соответствующих материалов к курсу.

Библиотекарям, участвующим в этом процессе, хорошо известна роль стандартов, разработанных для защиты вложений, произведенных при подготовке методических материалов по электронной образовательной среде (например стандарт по формированию методических материалов – Instructional Management Systems – IMS).

Дело в том, что такого рода инструктирующие и методические материалы должны быть независимы от компьютерной платформы. Кроме того, всегда остаются актуальными вопросы интеграции методических разработок с административными системами и проблемы проверки аутентичности пользователя.

К сожалению, иногда пренебрегают проблемами совместимости систем электронной среды образования с библиотечными системами автоматизации, что неправильно – это проявление близорукости. Например, в Голландии среди администраторов сформировалось единое мнение, что в настоящее время работа над проектами электронных библиотек более не нуждается в каком-либо специальном внимании, а проблема создания электронной обучающей среды и использования информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе не имеет отношения к электронным библиотекам; определенные основания так считать у них имеются. Эта позиция свидетельствует о нежелании разумно использовать преимущества электронных библиотек, которые, конечно, являются естественным компонентом системы электронной обучающей среды.

 

Электронная зачетная книжка

Электронные зачетные книжки – это новый инструмент для оценки знаний студента, но в то же время это и более значимая вещь. Изначально они разрабатывались как некий альтернативный метод оценки продвижения студента, с акцентом на процесс обучения и на те материальные результаты, которые студент демонстрировал по ходу занятий. Показывая материальные достижения, студент подтверждал результативность усвоения материала.

В то же время этот персональный инструмент может использоваться студентом для конкретного самоанализа и планирования дальнейшего хода обучения. Кроме того, электронная зачетная книжка, содержание которой непрерывно пополняется по мере прохождения курса обучения, может с успехом служить документом, отражающим фактические изменения в подготовке студента на данный момент.

Легко представить себе использование электронной зачетной книжки при собеседовании студента с будущим работодателем или в ситуациях, когда он привлекается к решению каких-либо практических задач и не ограничен формальными рамками обучения.

В ходе обсуждений с педагогами-новаторами из Университета по профессиональному образованию возникло предложение использовать электронную зачетную книжку еще более нетрадиционным способом – в качестве методического учебного материала, поскольку в ней содержится информация о полученном задании, ходе его выполнения и оценке, данной преподавателем. Посредством Интернета или Интранета эти данные могут передаваться другим заинтересованным лицам, в том числе и преподавателям. Для библиотекаря это означает появление новой задачи – индексирование электронных зачетных книжек и включение их в процесс обслуживания наравне с другими учебными материалами.

 

Информационная грамотность

Итак, к огромному количеству информации добавлен еще один вид методических материалов. Неизбежно возникает вопрос о так называемой информационной грамотности.

Концепция информационной грамотности возникла в 1970-х гг. и изначально была связана с демократическими идеалами. С течением времени это понятие эволюционировало, приобретая более ярко выраженные технические аспекты. Сейчас мы связываем информационную грамотность с понятием информационное общество; этот термин понемногу вытесняется более прозаическим – экономика, основанная на знаниях.

Общепринятое определение информационной грамотности содержится в материалах Американской библиотечной ассоциации: Информационно грамотный человек способен не только понять, что он нуждается в информации, но также способен идентифицировать, локализовать, оценить и эффективно использовать информацию, необходимую для принятия конкретного решения. Информационно грамотный человек – это тот, кто может эффективно принять решение, имеет свободу выбора и может полноправно участвовать в функционировании демократического общества.

Существует еще много других определений информационной грамотности, но все они так или иначе связаны с персональной компетентностью, обычно представленной цепочкой действий:

  • осознание потребности в информации;

  • разработка стратегии поиска, т.е. формулирование запроса и отбор источников информации;

  • оценка информации;

  • синтез;

  • эффективное использование новой информации.

Некоторые специалисты считают, что правильное цитирование также должно учитываться при оценке информационной грамотности. Кроме того, способность к критическому осмысливанию, конечно, может быть поставлена в этот же ряд. Отметим, сколь органично понятие информационной грамотности связано с такими понятиями, как активное обучение, проблемно-ориентированное обучение, обучение, исходящее из потребностей студента, непрерывное обучение, обучение самообучению.

Во все большей степени библиотекари привлекаются к процессу преподавания либо через соответствующие структуры университетов, либо в рамках отдельных самостоятельных курсов или школ. Важным направлением работы становится подбор и разработка методических материалов для последующего их распространения через Интернет. Наши техасские коллеги сумели создать отличный, высоко оцененный в библиотечных кругах пакет учебных материалов; с ними можно ознакомиться по адресу  http://tilt.lib.utsystem.edu.

 

Создание условий для групповой работы

Без сомнения, библиотекари, накопившие практический опыт при разработке сетевых методических материалов, могут воспользоваться им и для решения других задач. Идея состоит в том, что в отличие от традиционных подходов, когда преподавательский состав разрабатывает собственные курсы и самостоятельно выбирает методику преподавания, а также оценивает успехи (или неуспехи) студента, образовательная среда будущего будет формироваться командой экспертов по многим дисциплинам.

В нее войдут специалисты по разработке курсовых методических материалов, программисты, дизайнеры компьютерной графики, эксперты по оценке знаний студентов, и все они будут работать вместе по созданию модулей (элементов структуры) образовательной среды.

Эта среда даст возможность выбирать альтернативные методики обучения, наиболее подходящие конкретным студентам. Однако следует заметить, что многие модели обучения построены на принципах, восходящих к ранним периодам системы дистанционного образования. В тех моделях студентам подбирался пакет, содержащий все нужные материалы для изучения в ходе данного курса (так называемые достаточные курсы).

В свое время такой подход был вполне оправдан, поскольку традиционное дистанционное обучение требовало достаточно трудоемкого библиотечного сопровождения и в то же время предполагало установление довольно жесткого контроля за студентами. Но если принять за основу необходимость развития навыков самостоятельной работы с материалом, а работа и учеба тесно переплетаются, то, конечно, правильнее будет принять более открытую модель обучения. Студентам предоставляется возможность выйти за пределы заранее подготовленного преподавателем материала и заняться самостоятельным изучением источников.

Заметим также, что в модели активного обучения роль библиотекаря в составе многодисциплинарной команды, разрабатывающей образовательную среду, становится важной и профессионально подходящей: библиотекари будут создавать средства навигации к печатным и электронным ресурсам из фонда библиотеки или находящихся в Интернете (т.е. указывать адреса документов), а также помогать студентам разобраться в организации материала по какому-либо предмету или направлению, объяснять методику поиска по предметным рубрикам.

Хороший пример подобной работы можно найти по адресу cwis.kub.nl. Этот модуль разработан Университетом г. Тилбурга в кооперации с юристами и посвящен процессу выработки решений в Европейском Совете. Материал оказался весьма полезен как юристам, так и студентам.

 

Традиционная и виртуальная образовательная среда

Энтузиасты технологического развития будут убеждать вас в том, что электронная среда образования вполне удовлетворит потребности будущих студентов. При этом не предполагается, что люди будут работать вместе – скорее всего они не будут привязаны друг к другу по месту и времени, но будут пользоваться некими групповыми методическими заданиями и разработками. Картина одиноких людей – студентов или специалистов по информации, уныло сидящих возле своих компьютеров, конечно, не отвечает той социальной потребности в человеческих контактах, которая характерна как для учебы, так и для работы. Ведь на самом деле социальная значимость контактов состоит в том, что полученная теоретическая информация обсуждается с живыми людьми, не виртуальными и при этом вырабатываются основы ее практического использования.

Недавние исследования подтвердили неприемлемость для студентов исключительно сетевого взаимодействия. Так или иначе, студенты в ходе обучения встречаются со многими трудностями и отсутствие обратной связи, когда даже какое-то движение или мимика лектора могут помочь мгновенно решить вопрос, оказывается серьезным недостатком. Наравне с электронной средой обучения естественное физическое общение еще надолго останется важным для многих поколений студентов.

Физически и психологически помещение библиотеки идеально подходит для поддержки активного стиля обучения. В свое время исследовался эффект внедрения проблемно-ориентированного обучения на активность использования библиотеки. Оказалось, что студенты значительно раньше начинали пользоваться библиотекой, активность работы в библиотеке возрастала, а пользование равномерно распределялось по всему году.

Если обратить внимание на изменения в архитектуре библиотечных зданий в США, можно заметить явную тенденцию перехода от типа зданий, ориентированных на хранение библиотечных коллекций, к тому типу, который более соответствует потребностям читателя. В порядке эксперимента некоторые библиотеки уже создали приятные для времяпрепровождения читальные залы для групповых и индивидуальных занятий, комнаты отдыха. Стало нормой встраивание компьютерных залов, в том числе помещений для работы с мультимедийными ресурсами, в общую структуру интерьера библиотеки. Зачастую под понятием среда обучения, образовательный центр понимаются именно такого рода библиотечные помещения.

Итак, вслед за формированием электронной среды обучения возникает необходимость в создании достойной физической среды, где преподаватели и студенты могли бы найти все необходимые ресурсы и эффективно работать, учить и учиться – вместе или поодиночке.

 

Задачи библиотечного персонала
и изменения в организации работы

Все, о чем говорилось выше в этой статье – установление связи между электронными библиотеками и электронной образовательной средой, проблемы стандартизации, обмен знаниями, поддержка образовательного процесса, инструктирование групп, разработка модулей курсовых материалов многодисциплинарной командой экспертов, переоборудование и перестройка библиотечных помещений – самым существенным образом затрагивает библиотечный персонал. Можно смело сказать, что библиотека сама по себе также превращается в учебную организацию, поэтому непрерывное обучение библиотечного персонала становится императивом.

Многие специалисты отмечают лидерство и инновационную значимость работы библиотекарей и необходимость установления тесных партнерских отношений между библиотекарями и преподавателями. От библиотекаря ждут активной позиции: он внимательно следит за тем, что происходит в образовании и вносит предложения по совершенствованию обучающей среды. При этом библиотекари находятся в выигрышном положении: у них накоплен практический опыт работы в электронной библиотеке и они заведомо лидируют в вопросах автоматизации и внедрения новых информационных технологий.

Развитие отношений между библиотекарями и преподавателями анализировалось в Международном университете Флориды. Главным тормозом оказалось различие в уровне организаторской культуры, но, конечно, с течением времени подобные неровности сглаживаются. В этом университете устранение информационной безграмотности считается удобным и подходящим поводом для обсуждения роли библиотеки. При этом библиотекари слишком много рассуждают об интегрировании процесса приобретения информационной грамотности в рамки новых инициатив вместо того, чтобы подумать о том, как информационная грамотность сможет помочь более продуктивному использованию новых технологий.

Можно ожидать, что активное участие библиотек в поддержке образовательных инноваций будет содействовать формированию новых рабочих мест. В связи с этим отметим появление специалистов по академическим технологиям в Стэндфордском университете (США) и ответственного за обучающие технологии – в Университете Эдинбурга (Великобритания).

Специалист по академическим технологиям выполняет смешанные, гибридные функции, сочетая опыт библиотечной работы и владение информационно-коммуникационными технологиями; его задача – поддержка педагогического состава в использовании новых технологий.

Ответственный за обучающие технологии в Эдинбурге служит мостиком между библиотечным и педагогическим персоналом, обеспечивая правильное использование библиотечных технологий.

По-видимому, можно ожидать значительных организационных изменений. Точно так же, как в свое время создание электронных библиотек сопровождалось тесной кооперацией, а иногда и слиянием библиотек и компьютерных центров, формирование электронной обучающей среды приведет к тесному партнерству библиотек, компьютерных центров и образовательных учреждений. Примеры такого сотрудничества можно найти в Университете Ньюкастла (Австралия), Университете Твенте (Голландия) и др. Еще один вариант развития – использование сетевой технологии для мобилизации и объединения учреждений высшей школы.

 

Стратегии развития библиотеки
и вышестоящей организации

В данной статье охарактеризованы интересные проблемы, стоящие перед теми библиотекарями, которые хотели бы принимать более активное участие во внедрении новых технологий в процессе образования.

Важный вопрос, который нужно задать в завершение этой статьи: имеются ли какие-то предварительные условия – организационные или стратегические, которые нужно предвидеть для того, чтобы добиться успеха? По мнению американских исследователей, наиболее важное предварительное условие – согласованная позиция администраторов, педагогов и библиотечного персонала относительно модели обучения, которую хотели бы реализовать в данном учреждении. Там, где будет принята активная модель, кооперация всех участников процесса окажется наиболее плодотворной. Студенты станут информационно грамотными, овладеют навыками критического мышления, т.е. приобретут то, что необходимо профессиональным информационным работникам.

Даже при отсутствии в университете или другой организации общего взгляда на технологию обучения библиотекарь не имеет права бездействовать, заняв выжидательную позицию. Нужно просто найти какие-то обходные пути. В этом смысле пригодится замечательное свойство сетевых технологий – вы можете участвовать в кооперативных проектах и без разрешения администратора.

Имеется стратегия развития у вышестоящей организации или нет – библиотекарю все равно нужно поддерживать процесс обучения и развивать партнерские, деловые отношения с преподавательским составом. Нужно беседовать со студентами, выяснять наиболее удобные и эффективные с их точки зрения технологии образования; можно постепенно выдвигать и развивать свои идеи и взгляды на образовательный процесс в тесном взаимодействии с читателями. Очень полезно брать пример с коллег из других учреждений, чтобы самому понять – что годится, а что нет и почему.

Библиотекари имеют и могут развивать уникальное искусство поддержки инноваций в образовательном процессе, у них есть все возможности экспериментировать и искать подходящие модели. В конце концов, библиотечное дело и есть работа со знанием.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России