Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Столяров Ю.Н.
МГУКИ

Онтологический и метонимический смыслы
понятия информация

Исследования многочисленных и все умножающихся проблем информатизации библиотечной деятельности предполагают, что мы четко представляем себе сущность исходного объекта нашего внимания – понятия информация. Однако за те полвека, в течение которых информация стала изучаться пристально и предметно, наряду с прояснением представлений о ней появляется все больше путаницы и сложности.

В 1960-е гг. главный научный центр в области научной информации – ВИНИТИ – определял информацию как «объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов» [1]. Это понимание позволяет усмотреть наличие информации, например, в факте поедания бутерброда с сыром, а возникающее при этом ощущение сытости и саму сытость квалифицировать как информацию. В информацию в этом случае превращаются буквально все взаимодействия бесконечно изменчивого мира, и практическое оперирование таким понятием становится бессмысленным. Одновременно такая трактовка отказывает в возникновении информации при взаимодействии объектов не материальных, а например, абстрактно-логических или, как это все шире имеет место сейчас, виртуальных (кажущихся, мнимых, иррациональных), что очевидно неправильно и неконструктивно.

В середине 1970-х гг. в литературе приводилось уже 6 различных определений понятия информация из источников, «пользующихся высокой научной репутацией», и констатировалось, что «мы не можем воспользоваться ни одним из уже имеющихся определений» [2, с. 72] и вынуждены дать еще одно [2, с. 67] без какого-либо обоснования.

Для научно-практических целей укоренилось понимание информации как содержания какого-либо сообщения. Данное понимание известно не менее четверти века [3]. Оно закрепилось в таких официальных документах высшего звена, как закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) (информация – «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», межгосударственном стандарте ГОСТ 7.0–99 «Информа-ционно-библиотечная деятельность, библиография» (информация – «сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации»). В таком значении использовано это понятие в одном из новейших пособий [4].

Что же такое сообщение, что такое сведения? Эти понятия в свою очередь требуют определения. Подход, когда одно слово объясняется через другое, синонимичное, можно характеризовать всего лишь как обыденное толкование, а не научное дефинирование.

Философские определения понятия информация отличаются чрезвычайной противоречивостью вплоть до полярности. На одном полюсе – безграничный панинформизм (удачное выражение проф. А.В. Соколова), на другом – полнейший информационный нигилизм. Между ними – признание информации третьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждение о независимости информации от какого бы то ни было материального носителя; трактовка ее как тонкоматериальной структуры с необычными для физического мира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичности материи, а в другом – материальности информации и т.д.

Наиболее экспрессивно утверждаются две точки зрения – панинформистская и негинформистская.

Первую внедряет президент Международной академии информатизации И.И. Юзвишин. Информация, согласно его утверждению, «фундаментальный генерализационно-единый безначально-бесконечный законопроцесс резонансно-сотового, частотно-квантового и нульсингулярного самоотношения, самоотражения, отношения, взаимодействия, взаимопревращения, взаимосохранения (в пространстве и времени) энергии и движения на основе материзации и дематеризации в вакуумосферах и материосферах Вселенной» [5, с.33].

Исходный пункт рассуждений И.И. Юзвишина состоит в том, что в абсолютном вакууме, из которого на 99,9% состоит Вселенная, всегда может найтись точка пространства, начало координат какой-либо системы, и следовательно, – времени. Но если есть пространство и время, то возникает скоростной градиент движения вакуума во времени. Этот вакуум автор называет информационным, поскольку он отражает пространство, время, движение и самоотношения между различными точками вакуума. Кванты симметричных отношений, или информационы перерождаются в импульсы кинетической энергии, а она в свою очередь – в виртуально-элементарные частицы с ненулевой массой и энергетическим потенциалом. Так информационы становятся первоэлементами, кирпичиками мироздания и весь мир оказывается произведенным из информации [5, с. 64–65].

Информация, сообщает «Энциклопедия информациологии» (уже успела появиться и таковая), – прообраз информациона, т.е. начальной субэлементарной частицы – носителя свойств информационногенного поля всего сущего: «информация – вездесущая, она – внутри нас, вне нас и во всей Вселенной; это… универсальное начало всех начал; информация первична, материя – вторична. Информация – универсальный генеративный ресурс Вселенной, безальтернативный первоисточник развития и благосостояния народов Мира… Все науки представляют собой ветви единого вегетативно-генеративного дерева, которым является информация» [6, с.199].

Однако эта логическая конструкция ущербна прежде всего в своих исходных точках. В абсолютном вакууме нет ни одной материальной частицы, но он, оказывается, занимает некое пространство. А оно-то откуда взялось? Значит, пространство (пустое) существует до появления информациона, и следовательно, информациону должно быть отказано в праве первоисточника происхождения Вселенной. Автор сначала утверждает, что в вакууме по определению нет ничего и даже «нет нульмерной точки». Но тут же он эту точку обнаруживает и даже уточняет, что она взаимоотносится сама с собой (самоотношение). Нульскоростное движение (т.е. покой) чудесным образом утрачивает свой нуль, и соответственно время начинает двигаться и т.д. Самоотношения мимоходом превращаются в полиотношения вакуума (т.е. пустоты), причем в результате нарушения симметрии этих полиотношений (а что служит внешним возмущающим фактором для такого нарушения?) появляется «энергодействие».

Пространство, оказывается, делится на холодное и теплое, и объем того и другого в бесконечной Вселенной автор измеряет с легкостью необыкновенной. Какая, однако, температура может быть в вакууме? Ведь о температуре можно говорить лишь применительно к некоему телу (воздуху например), а где нет ничего, там нет и температуры – ни холода, ни тепла, и «жуткий холод» не может быть «основой существования глубокого вакуума и в нем – первичных информационов, будущих провозвестников <…> материи» [5, с. 66]. И кстати, «жуткий холод» откуда взялся?

Но самое главное: откуда взялся вакуум? Он, по утверждению И.И. Юзвишина, служит изначальной средой, вне которой неоткуда взяться ни информациалу, ни информациону. Впрочем, с той же легкостью автор, противореча себе же, заявляет: «Нет информации – нет вакуума…» [6, с. 199]. Что же тогда есть? По-видимому, ничего нет. Но сказать «ничего нет» – все равно, что сказать: «есть вакуум». Иными словами, начинается известная сказка про белого бычка.

Необоснованность исходных постулатов ставит под удар все последующие захватывающие дух построения И.И. Юзвишина.

Прямо противоположна по отношению к изложенной концепция инфонигилизма, в соответствии с которой понятие информация есть пустое множество, поскольку информацию невозможно идентифицировать. «Никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию… Почему? Да потому, что ее не существует в природе, как не существует флюидов, флогистона, эфира», – утверждал М.И. Сетров [7].

В сфере документальных коммуникационных наук к представлению об информации как чистом вымысле, фикции постепенно пришел пионер социально-информационного подхода А.В. Соколов [8]. Однако в последнее время его позиция вновь трансформировалась, и теперь он, вслед за Карлом Поппером (Австрия), отрицает существование информации в первом мире – мире физической реальности и во втором мире – мире личностной психологии, но признает ее наличие в третьем мире – мире общественного знания, где бытуют художественные образы и научные знания, мифы о прошлом и мечты о будущем [9].

К. Поппер ввел представление о существовании объективного знания без познающего субъекта. Согласно такому представлению это знание объективировано в книгах, журналах и т.п. Но следуя логике А.В. Соколова, информацию в третьем мире можно с равным успехом и признавать, и отвергать. С одной стороны, ее в нем столько же, сколько в первых двух мирах, ибо и здесь она существует точно в таком же виде: в форме знаков и других чисто физических реалий. Мало того, коль скоро признается существование информации без познающего объекта, то тем более оно должно быть признано для субъективного знания отдельных индивидов (второй мир), ибо именно они порождают объективированную информацию, и для объективного знания, независимого от индивидуального сознания (первый мир).

С другой стороны, логика А.В. Соколова, использованная для отрицания информации в первом и втором мирах, вполне применима и в данном случае: книги и журналы правомерно рассматривать всего лишь как сброшюрованные стопки бумаги, испачканные краской, а дискеты и CD–ROM как пластмассу, испорченную в одном случае электромагнитными импульсами, а в другом – лазерным лучом. Краска на бумаге есть – вот она, а информация-то где?

Истина, как представляется, была обнаружена еще Норбертом Винером: мозг действительно не вызывает мысль, как печень выделяет желчь [10], информация – «это обозначение содержания (сигна­лов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств» [11].

В объективном мире существуют бесчисленные свойства и отношения внутри вещества и энергии, а также между веществом и энергией. Часть их воспринимается органами чувств, распознается, т.е. превращается в образ (семантически преобразуясь в модель объективной реальности) и субъективно осознается как информация. Информация в сущности есть достояние только субъективного сознания, за его пределами информации не существует. Онтологически информация есть субъективная реальность.

Это утверждение целиком согласуется с достижениями современной психологии [12]. Философы тоже определяют сознание как способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, социальных и культурных связей, отделенных от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. Сознание есть субъективный образ объективного мира, субъективная реальность [13]. Из библиотековедов позицию о том, что «нооинформация – это субъективное отражение объективного мира», разделяет Р.С. Мотульский [14].

Такое представление объясняет, почему одно и то же сообщение по-разному понимается различными субъектами или не понимается ими вовсе.

Информация, ушедшая в глубины сознания, называется памятью. Функции памяти – хранить полученную информацию и возвращать ее в сферу сознания. Память, таким образом, тоже правомерно рассматривать как категорию не только психологическую, но и информационную [15], приняв определение: «Память – информационная система, непрерывно занятая приемом, видоизменением, хранением и извлечением информации» [16].

Информация, переработанная субъектом, упорядоченная, наложенная на прежние представления и сохраненная, называется знанием. Знание в онтологическом смысле – это тоже исключительно субъективная реальность.

На практике слово информация чаще всего употребляется в переносном, метонимическом значении. Такое словоупотребление оправдано нормами живого языка. Информация – центральное понятие информационной коммуникации, документологии.

Информация может быть объективирована – если она представлена в знаковой форме и перенесена на внешний носитель. В простейшем случае функцию знака выполняет сам изучаемый объект, и тогда мы имеем дело с аутентичным документом. В других обстоятельствах используют искусственные способы записи знаков на естественном или искусственном вещественном или энергетическом носителе.

Следуя понятиям К. Поппера, можно констатировать, что информация в онтологическом смысле присутствует только во втором мире (мире субъективного знания отдельных индивидов), а в метонимическом – во всех трех мирах.

Выражения типа знаниевые системы, когнитивные тоже можно принять лишь в метонимическом смысле.

Если удастся объяснить сущность информации удовлетворительно, результат будет более значимым, чем от раскрытия природы атомной энергии. Поэтому к изучению данного вопроса надо подходить очень осторожно, взвешенно и ответственно.

 

Список литературы

  1. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. 2-е перераб. и доп. изд. М.: Наука, 1968. С. 55.

  2. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976.

  3. Терминологический словарь по информатике [на 14 языках]. М.: МЦНТИ, 1975. С. 168.

  4. Моргенштерн И.Г. Информационное общество: Учеб. пособие для студентов инф.-библ. фак. 2-е испр. и доп. изд. Челябинск, 2000. С. 22.

  5. Юзвишин И.И. Основы информациологии: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Информациология; Высшая школа, 2000. 516 с.

  6. Юзвишин И.И. Энциклопедия информациологии . Под ред. акад. А.М. Прохорова. М.: Информациология, 2000. С. 199

  7. Сетров М.И. Информационные процессы в биологических системах: Методол. очерк. Л., 1974. С. 123.

  8. Соколов А.В. Информация: феномен? функция? фикция? // Соколов А.В. Ретроспектива-60. СПб., 1994. С. 229.

  9. Соколов А.В. Предмет профессиональной деятельности: каков он? // Мир библиографии. 1999. № 4. С. 5–10.

  10. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. С. 208.

  11. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: 1958. С. 31.

  12. См. напр.: Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Науч. докл. … д-ра психол. наук. М., 1994. 48 с.

  13. Сознание // Философ. энцикл. словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 622.

  14. Мотульский Р.С. Механизм формирования и распространения информации // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 10. С. 8.

  15. Бочарова С.П. Память как процесс переработки информации: Дисс. … д-ра психол. наук. М., 1978. 487 с.

  16. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. М.: Мир, 1978. С. 8.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России