Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Шлыкова О.В.
МГУКИ

Обучение Интернет-ресурсам в вузах культуры и искусств

В июне 2000 г. Комиссия экспертов ООН констатировала, что доступ к Интернету имеет менее 5% населения планеты, при этом ежедневно увеличивается разрыв между бедными и богатыми странами, а также бедными и богатыми пользователями. В связи с этим необходимо сохранять разнообразие и взаимодополняемость подходов к использованию сети, которые обеспечат доступ к Интернет-ресурсам и услугам, позволят каждому извлекать лучшее из предлагаемой ему информации.

Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

Новые способы создания, презентации и распространения культурной продукции, равно как и творческого взаимодействия между всеми участниками культурного информационного обмена (авторами, зрителями, организаторами, теоретиками) с помощью медиа-средств требуют новых институциональных стратегий и тактик. Все более активное обращение специалистов к новым технологиям с целью найти наиболее адекватный и эффективный способ решения творческих задач обусловливает необходимость создания центров электронного искусства, образовательных программ, организации выставок-фестивалей и других сетевых инициатив.

В российском Интернете существует целый ряд крупных ресурсов, охватывающих многие сферы культуры. Каждый из них по-своему неповторим, у каждого – своя аудитория. В зависимости от целевого и общественного назначения эти ресурсы можно классифицировать следующим образом:

  • ресурсы, имеющие территориальную и административно-ведомственную принадлежность. К ним относятся сайты правительственных учреждений (например Министерства культуры РФ – http://www.mincult.isf.ru), общественных и благотворительных организаций (например Российского фонда культуры – http://www.culture.ru), научно-исследовательских (например Российского института культурологии – http://www.rik.ru), некоммерческих организаций в сфере культуры (например Международного, библиотечного информационного и аналитического центра – МБИАЦ – http://www.iliac.org), образовательных учреждений (например МГУКИ – http://www.msuc.edu.ru) и др.;

  • ресурсы коммерческих организаций (например, крупнейшей компании «Артинфо» http://www.artinfo.ru – одного из первых мультимедийных издательств, специализирующихся на создании мультимедийных банков данных, издании CD–ROM, размещении информации в Интернете, компьютерной графики и анимации, компании «Параграф» – http://www.paragraph.ru);

  • ресурсы конкретных учреждений культуры (например, Большого театра – http://www.bolshoi.ru, Госфильмофонда – http://www.aha.ru/-filmfond). Среди этой группы заметно выделяется портал «Музеи России» (http://www.museum.ru), дающий сводную информацию практически обо всех отечественных музеях;

  • ресурсы, включающие арт-новости и прессу в области культуры и искусства (например галерея М. Гельмана – http://www.guelman.ru, включающая такие разделы, как Информационное агентство «Культура», Искусство России, Новости арт-сайтов и др.);

  • ресурсы, охватывающие конкретные жанры и виды искусства, (например сайты по музыке общего характера – http://www.music.ru);

  • ресурсы тематического характера (например виртуальные экскурсии по С.-Петербургу – http://www.spb.ru);

  • региональные серверы, содержащие информацию краеведческой направленности (например «Золотое кольцо Урала» – http://uralring.eunnet.net).

При этом можно констатировать, что в сети имеет место не столько недостаток ресурсов, сколько их разрозненность, отсутствие координации между профильными серверами. Кроме того, не все сайты равнозначны по содержанию, информативности, технологической изысканности. Не выработаны еще критерии относительно того, каким должен быть сайт, особенно в области искусства и культуры. Технология Интернета еще не всеми воспринимается как новый язык выражения, адекватный той или иной художественной концепции, тому или иному вкусу. Идут споры о различии культур, о проблемах аутентичности в сети, преемственности традиционного и цифрового (дигитального) искусства, о своеобразии русского сетевого искусства. В этом смысле правы специалисты, утверждающие, что Интернет – не более чем еще одно пространство для художественного выражения, но обладающее рядом преимуществ: скоростью, оперативностью, интерактивностью, коммуникативностью.

Созданный в 2000 г. при Министерстве культуры РФ Совет по информационным технологиям поставил задачу – объединение усилий по совершенствованию части сети, посвященной культуре. В настоящее время обсуждается проект создания Интернет-портала «Культура России», который уже прошел экспериментальную фазу и нацелен на актуализацию сетевых ресурсов этого направления. Он станет тем центром, откуда каждый посетитель, интересующийся культурой, сможет освоить «секреты» Интернета. Задачи портала – создание нового коммуникационного пространства и информационного поля российского культурного сообщества средствами сети, поддержка роста уже существующих и создание новых ресурсов культурной тематики, совершенствование связей между существующими ресурсами, а также средствами навигации Интернета, посвященными культуре.

Для того, чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры, необходимо знать, что она собой представляет, какие формы коммуникаций и услуг представляет виртуальное культурное пространство, ознакомиться с его ресурсами.

Интернет как предмет преподавания – довольно распространенное явление и на своей родине – в США. В качестве самостоятельной учебной дисциплины Internet/Hightelnet изучается в американских библиотечно-информационных школах с начала 1990-х гг. В некоторых университетах это самостоятельный учебный курс, в других – раздел таких дисциплин, как: «Электронные сети», «Микро-компьютеры и информационный сервис» и др. Курс носит чисто прикладной характер: студенты обучаются правилам пользования электронной почтой, поисковым возможностям Интернета, организации и использованию распределенной гипертекстовой системы WWW(World Wide Web) и др.

Усвоению содержания курса способствуют оптимальные формы обучения: детально разработанная система домашних заданий, доступ к которой обеспечен через ftp; система тестов, используемых в рамках рубежного контроля; практические занятия; домашние работы студентов; а также существующее в библиотечно-информацион-ных школах требование – предоставлять выполненные задания преподавателю на проверку через электронную почту (т.е. отдельные услуги Интернета используются одновременно и как средство преподавания предмета).

Преподавание курса Интернета в России, естественно, имеет свою специфику. Наряду с общими сведениями в нем прежде всего должны найти свое отражение отечественные ресурсы и услуги, а также пути поиска информации о них.

Обучение пользованию Интернет-ресурсами стало важной составляющей в вузах культуры и искусств. (В СНГ их свыше 35, из них в Российской Федерации – более 20. В каждом вузе существует своя специфика подготовки кадров по Интернет-ресурсам, что обусловлено материально-технической оснащенностью, наличием квалифицированных специалистов, концептуальными особенностями курса.

С 1996 г. на библиотечно-информационном факультете МГУКИ введен спецкурс, который дает начальное представление об Интернете, его программном обеспечении, поисковых средствах. Основной задачей курса является предоставление студентам наиболее общих сведений об Интернете, структуре «сети сетей», ее услугах, перспективах развития и использования в профессиональной деятельности.

Новая кафедра информационных технологий и электронных библиотек этого факультета, возглавляемая проф. Я.Л. Шрайбергом, разработала и опробовала в учебном процессе уникальные курсы «Организация и технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», «Интернет/Интранет-технологии», «Корпоративные библиотечные серверы», «Лингвистическое обеспечение АБИС», «Правовая защита информации» и др.; издала учебное пособие «Интернет для библиотек» (авторы: Я.Л. Шрайберг, М.В. Гончаров, О.В. Шлыкова), авторские программы курсов и др. Осуществляя целевую подготовку кадров по специализации «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах», кафедра проводит ряд занятий на базе ГПНТБ России, в учебном классе Интернет-клуба, что позволяет студентам не только осваивать теоретический материал, но и овладевать способами конкретной профессиональной деятельности, приближаться к реальной библиотечно-информационной практике.

В учебном курсе «Интернет-ресурсы и услуги в социокультурной сфере», разработанном на кафедре виртуальных коммуникаций МГУКИ, предпринята попытка познакомить студентов (по специальности «Прикладная информатика») с наиболее популярными ресурсами социокультурной тематики. В данном курсе представлены только те ресурсы и серверы, которые уже получили достаточное признание среди специалистов, пользователей и общественности и завоевали авторитетные призы и награды. При этом ресурсы классифицируются по признаку их общественного назначения: сайты официального характера (министерств, комитетов по культуре, общественных, научно-исследовательских и некоммерческих учреждений и организаций в области культуры и искусства и т.п.), сайты в области различных жанров искусства (изобразительного, театрального, музыкального), а также сайты музеев, периодики и др.

Наряду с общей информацией об Интернете, курс (обеспечен­ный пакетом учебно-методических материалов: программой, учебным пособием, электронным наглядным пособием и т.п.) включает разделы, посвященные сетевому этикету, особенностям веб-индустрии, поиску информации в сети, а также ресурсам в области образования. Он поможет студентам ориентироваться в виртуальном образовательном пространстве и повышать свой интеллектуальный уровень в сфере культуры и искусства. Курс также дает некоторые практические советы относительно того, как создать собственный ресурс.

Курс пропедевтического плана «Введение в Интернет» дополнен дисциплинами информационно-коммуникационного цикла: «Глобальные и локальные сети», «Гипертекстовые системы», «Web-технологии», «Компьютерная графика и анимация», а также такими формами обучения, как практикум, курсовые и дипломные сетевые проекты и др.

В настоящее время Интернет в общих чертах вырисовывается как предмет преподавания, появляются методические и практические пособия, но в качестве средства обучения он применяется далеко не во всех вузах. Практической реализацией идеи учебного Интернета занимаются в России только некоторые продвинутые вузы, которые проводят эвристические олимпиады, организуют летние компьютерные лагеря, создают творческие проекты, используют другие формы дистанционного обучения.

В июне 2001 г. на базе МГУКИ действовал летний компьютерный лагерь, где работали мастер-классы: Интернет, создание веб-страниц, компьютерная графика, формальная композиция; видеоарт, экспериментальное кино, перформанс, интердисциплинарные формы художественной активности, мультимедиа, PR в области искусства и культуры.

Организаторами этого начинания выступили Творческое объединение художников экспериментальных технологий искусства, кафедра виртуальных коммуникаций факультета менеджмента и социально-информационных технологий МГУКИ, оргкомитет Московского международного фестиваля АРТФО-ФОКОМ 2001.

Слушатели мастер-классов получили сертификаты о прохождении соответствующих курсов, памятный диплом об участии в Московском международном фестивале АРТФО-ФОКОМ 2001.

На мой взгляд, такого рода интерактивные формы обучения, применяемые в рамках вышеперечисленных курсов и мастер-классов, стимулируют сетевые инициативы среди студенчества, способствуют развитию созидательной деятельности обучаемых, качественному освоению конкретных учебных дисциплин.

На реализацию новых педагогических подходов к организации учебного процесса, прежде всего в онлайновом режиме, нацелен и международный проект по созданию международной высшей школы информационных технологий, библиотековедения и культуры – International School on Librarianship, Information Technologies and Cultural Studies, которая должна быть структурным учебным, учебно-методическим и научно-исследовательским подразделением двойного подчинения – МГУКИ и МБИАЦ. Ее основные задачи:

  • подготовка специалистов в рамках высшего и дополнительного профессионального образования по лицензированным в МГУКИ специальностям (прежде всего «Библиотековедение и библиография», «Информационные системы», «Прикладная информатика») и специализациям, утвержденным ученым советом МГУКИ и соответствующими УМО, а также реализация специальных научно-образовательных программ по профилю школы;

  • организация учебного процесса по учебным программам и планам школы, разработанным совместно со специалистами МГУКИ и других вузов, а также учреждений культуры России, ближнего и дальнего зарубежья (информационно-ознакомительная программа для иностранных библиотечных специалистов, многопрофильная программа по библиотечным и информационным технологиям России, целевые программы библиотечно-информационного профиля, программа интенсивного изучения русского языка, цикл программ по российской литературе и культуре, народному традиционному творчеству и др.);

  • повышение квалификации практиков и преподавателей по ряду учебных программ различного уровня, международный обмен специалистами;

  • разработка методических материалов, учебных пособий и программ по профильным курсам; проведение научных конференций, профильных семинаров для специалистов отрасли; просветительская деятельность по проблемам новых информационных технологий и др.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России