Home page | Каталоги и базы данных

Научные и технические библиотеки


 

Линдеман Е.В., Острая С.А.
ЦБС «Люблино», Москва

Некоторые аспекты многоуровневой корпоративной работы: опыт ЦБС «Люблино»

Централизованная библиотечная система «Люблино» Юго-Восточного административного округа Москвы является участницей корпоративной сети публичных библиотек Москвы (КСПБМ) и уже несколько лет координирует работы по созданию Сводного каталога публичных библиотек Москвы. Как юридическое лицо ЦБС «Люблино» объединяет работу 20 библиотек-филиалов, расположенных на Юго-Востоке Москвы, а это значит, что все физические и юридические лица, обслуживаемые этими библиотеками, имеют право пользоваться результатами работ КСПБМ в максимально равных условиях. В свою очередь все члены КСПБМ должны иметь возможность максимально полно использовать ресурсы, которыми обладают и создают все участники, в том числе и филиалы. Чтобы выполнить эти условия, необходимо построить многоуровневую систему взаимодействия библиотек в корпорации и внутри ЦБС.

На первом этапе проекта КСПБМ (2000 г.) были задействованы в основном центральные звенья (центральные библиотеки) библиотечных систем – участниц проекта. Ведь именно центральные библиотеки и их подразделения, такие, как отделы комплектования и обработки и справочно-библиографические, обеспечивают основные направления работ по созданию информационных ресурсов, которыми пользуются все филиалы системы и участники корпорации. Но читатели не должны страдать от того, что рядом с их домом работает филиал, а не центральная библиотека.

Координация работ на нижнем уровне внутри библиотечной системы проводится в нескольких направлениях. Наиболее известным из них является каталогизация вновь поступивших книг. Она проводится сотрудниками отдела комплектования и обработки по мере поступления литературы. Библиографическая запись создается с учетом наличия записи на это издание в Сводном каталоге публичных библиотек Москвы для сокращения затрачиваемого на обработку времени. Ведется единый каталог библиотечной системы; он дублируется для использования в каждый филиал, где происходит выделение записей данного филиала для проведения учетных работ каждой библиотеки отдельно. Единый каталог библиотечной системы, как и Сводный каталог публичных библиотек Москвы, используется для поиска и заказа литературы из любого филиала системы.

По мере возможности по заранее отработанной внутри ЦБС схеме каждый филиал производит обработку ретроспективы. В настоящее время в ЦБС «Люблино» практически закончена обработка ретроспективы в Центральной библиотеке. Еще несколько филиалов проводят проверку фондов и создают записи на книги, имеющиеся только в их фонде. Все пополнения объединяются в единый каталог и редактируются в отделе автоматизации ЦБС. Использование технологической схемы «книга с полки» позволяет выявить книги, на которые отсутствуют карточки в читательских каталогах. Для разных библиотечных систем и тематических разделов внутри фондов количество таких книг составляет от 17% до 24% от общего числа (в ЦБС «Люблино» 19%) – эти книги никогда не были востребованы читателем по карточным каталогам.

Более пяти лет в ЦБС «Люблино» ведется роспись статей периодических изданий, причем последние три года эта роспись распределена между филиалами системы. Работу координирует справочно-библиографический отдел ЦБС, где формируется общий каталог росписи статей ЦБС. Дополнительно работа координируется с другими участниками городской корпорации, которые используют распределенную роспись периодических изданий и объединяют свои усилия и информационные ресурсы.

Таким образом внутри ЦБС координируется работа по созданию каталогов книг и аналитической росписи периодических изданий. Выполняя ее на корпоративной основе, библиотеки-филиалы являются не пассивными пользователями информации, а ее создателями. Кроме того, эти каталоги являются составной частью информационных массивов КСПБМ.

Главное направление корпоративной работы связано с взаимодействием участниц КСПБМ – библиотек и библиотечных систем. Цель взаимодействия – создание единых информационных ресурсов, пользователем которых может стать любой житель Москвы независимо от района проживания.

Работа в различных АБИС создает определенные проблемы при обеспечении сбора, обработки и обмена информацией. Так, c созданием Сводного каталога на основе записей, сделанных в различных АБИС, проблема объединения данных решена практически полностью. Это объясняется тем, что АБИС ИРБИС, как и каждая используемая в корпорации АБИС, подготовлена для возможного перехода своего потенциального клиента и импорта его данных из другой АБИС/другого международного формата. Но мало кто предусматривает постоянный импорт данных из трех разных АБИС в трех разных вариантах USMARC/UNIMARC-форматов, а затем экспорт в те же нестандартные форматы. Другой пример: объединение данных (для Сводного каталога), созданных в АБИС МАРК производится прекрасно и самой этой программой, и АБИС ИРБИС. Однако разработчики АБИС ИРБИС, вполне естественно, гарантируют только экспорт данных в «классическом» международном формате, а готовы ли принять эти записи работающие в нестандартных международных форматах участники, имеют ли они подправленные для этой цели конверторы?

Работа в корпорации предполагает постоянный обмен данными между участниками для ускорения обработки фондов. Но не все участники к этому готовы. Что делать координаторам определенного вида работ, бросить все на самотек или постараться обеспечить работу корпорации иногда себе в убыток? Решение всегда остается за координатором – хватит ли у него сил и терпения, чтобы удерживать корпорацию, а не одну собственную библиотеку или систему?

Кроме этого, работа в корпорации предполагает равнение не на самую сильную библиотеку, а на равномерную работу всего сообщества, и поэтому вливание новых членов приносит не просто много хлопот, но иногда временно отбрасывает на несколько шагов назад. Новых членов корпорации необходимо научить работать по общим правилам и пользоваться общими ресурсами. Бывают случаи, когда говорят: «а нам это не нужно, мы в корпорации, но нам никто не нужен». Вот здесь необходимы терпение, опыт и время, которые приходится затрачивать не одному человеку и не одной библиотеке-участнице, а сработанному коллективу рабочих групп. Чем шире корпорация, тем сложнее работать, но и интереснее (тем более что мы работаем для всей Москвы).

Верхний уровень корпоративных работ – взаимодействие с федеральными библиотеками как для обмена информацией, так и для решения технологических проблем, организационных принципов, особенно связанных с электронной доставкой документов, вопросами форматов. Неоценимую поддержку рабочей группе по созданию Сводного каталога оказывают разработчики АБИС ИРБИС (ГПНТБ России). Необходимо учитывать все нюансы работы каждого участника, связанные с особенностями форматов и заполнения полей. Некоторые проблемы, связанные с разделителями и пунктуацией в ряде полей, мы решили созданием собственных «лечебных» программ. Без специалистов ВГБИЛ и ГПНТБ России вопросы электронной доставки документов решались бы публичными библиотеками еще долго. Библиотеки федерального подчинения для нас – учителя и партнеры, без которых московская корпорация развивалась бы совершенно по другому пути.

Таким образом, объединение усилий всех библиотек – от федерального уровня до крошечных библиотек-филиалов ЦБС – в единой корпоративной системе создает возможность решить проблемы информационного обслуживания москвичей. И работа такой многоуровневой корпорации нацелена на обслуживание не только узкого круга специалистов (научных работников или студентов), но и всех жителей Москвы от мала до велика, от ребенка до префекта или члена Правительства Москвы. Наши ресурсы в Интернете открыты для всех.


Copyright © 1995-2002 ГПНТБ России